ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Вопрос. Первобытное искусство.
3 Вопрос. Изобразительное искусство мезолита и неолита.
4 Вопрос. Искусство эпохи бронзы.
5 Вопрос. Архитектура Древнего Египта.
6 Вопрос. Скульптура Древнего Египта.
7 Вопрос. Живопись и рельеф в искусстве Древнего Египта.
8 Вопрос. Изобразительное искусство стран Передней Азии.
10 Вопрос. Гомеровский период в искусстве Древней Греции.
12 Вопрос. Искусство классического периода.
13 Вопрос. Искусство эпохи эллинизма.
14 Вопрос. Архитектура и скульптура Древнего Рима.
15 Вопрос. Византийское искусство.
16 Вопрос. Архитектура Византии. Типы христианских храмов.
17 Вопрос. Период иконоборчества в живописи Византии.
18 Вопрос. Византийская живопись XV в.
19 Вопрос. Каноны в византийской иконографии.
20 Вопрос. Дороманское искусство. (V – XII вв.)
21 Вопрос. Романский стиль в Архитектуре (XI – XII вв.)
22 Вопрос. Искусство дохристианской Руси IX – X в.
23 Вопрос. Искусство монументального историзма (конец X – XI в.)
24 Вопрос. Первые христианские церкви X в.
26 Вопрос. Система храмовой росписи.
27 Вопрос. Система древнерусской скульптуры.
28 Вопрос. Архитектура Киевской Руси XI в.
29 Вопрос. Живопись Киевской Руси XI в.
30 Вопрос. Придворно – княжеский жанр архитектуры XII в.
31 Вопрос. Древнерусская живопись XII – XIII вв.
32 Вопрос. Скульптура и декоративно – прикладное искусство XII – XIII вв.
25 Вопрос. Устройство крестово-купольного типа христианского храма. Устройство базиликального типа христианского храма.
Крестово-купольный храм - тип христианского храма, впервые появившийся в Византии. Крестово-купольный храм обладает следующими свойствами:
· он прямоугольный или крестообразный в плане
· внутри храма установлены четыре, шесть или восемь столбов-опор
· столбы связаны подпружными арками
· подпружные арки с каждого столба перекинуты на стены
· система столбов-опор делит храм внутри на несколько продольных и несколько поперечных проходов, называемых нефами
· количество продольных нефов всегда нечетное
· количество поперечных нефов (называемых еще трансептами) может быть любое
· из поперечных нефов самый широкий - чаще предалтарный, из продольных - всегда центральный, пересечение этих нефов определяет местонахождение купола
· нефы перекрыты системой цилиндрических сводов
· своды над самыми широкими нефами в плане образуют крест
· на пересечении этих нефов в средокрестии расположен купол
· купол покоится на подпружных арках, связывающих столбы
· пространства между ребрами арок заполнили вставками, по форме напоминающими надутые ветром треугольные паруса - отсюда название этой части свода - парус
· купол открыт внутрь зала
Главную роль в системе крестово-купольного храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане.
В зависимости от количества столбов-опор, крестово-купольные храмы бывают четырехстолпными, шестистолпными, восьмистолпными и т.д. В древних русских храмах столбы имели крестчатый план (в сечении - крест).
Конструкцию древнерусского крестово-купольного храма можно легко прочитать и снаружи.
Те места стены, куда с внутреннего столба была перекинута арка, снаружи усиливались дополнительным утолщением - лопаткой. Вертикальная часть стены, ограниченная лопатками, называется пряслом. Таким образом, по количеству лопаток на фасадах храма можно судить, сколько столбов внутри.
Если покрытие храма укладывали по сводам, то у фасадов вверху появлялось криволинейное завершение в виде полуцилиндрических очертаний торцов сводов.
Полукруглая линия между лопатками, завершающая часть фасада храма, и обычно служащая основанием кровли, называется закомарой, а покрытие называется позакомарным.
Верхняя часть прясла, ограниченная закомарой, называется тимпаном. Выразительное позакомарное покрытие - русская традиция. В крестово-купольных храмах чисто декоративные элементы уходят на второй план. Зодчий стремится создать прекрасный, выразительный образ за счет самой конструкции, выбора наилучших пропорций отдельных частей храма.
Это классическая схема. Различные времена, различные местности внесли свою трактовку в эту крестово-купольную композицию.
Большинство храмов ярославской школы зодчества крестовокупольные, четырехстолпные.
Над пересечением средних нефов обычно возвышается световой барабан, увенчанный главой. Это одноглавый храм. Над пересечением средних нефов тоже может быть установлен барабан с главой. Тогда получается трехглавый или пятиглавый храм. В XVII веке покрытие большинства таких храмов было позакомарным. Позднее, почти везде его заменили на четырехскатное. Позакомарным осталось покрытие только у самого древнего сохранившегося храма Ярославля - Спасо-Преображенского собора XVI века. У него как раз три главы над восточным поперечным нефом.
В периоды средне- и поздневизантийской архитектуры масштабы строительства падают. На смену монументальному все чаще приходит частное, камерное, живописное. Развиваются местные школы, среди которых выделяются столичная, греческая и восточная. Строится множество небольших храмов в городах и монастырях. Возникла потребность в универсальном типе храма: таким типом явилась крестово-купольная структура, сложившаяся в Сирии, Закавказье и других районах еще в ранневизантийский период и получившая широкое развитие в средневизантийской архитектуре.
Основу структуры образует четко читаемый в плане равноконечный греческий крест, над центром которого - средокрестием) возводится купол. Поднятый на круглом основании-барабане), купол опирается на квадрат из четырех отдельно стоящих опор при помощи парусов) и подпружных арок. Главный неф с востока всегда завершается полукруглой или граненой экседрой) - апсидой). Часто апсиды замыкают и другие нефы). Иногда уширенные ветви креста делались большей, чем прочие нефы, высоты. Кроме главного купола часто ставились меньшие по размерам купола над боковыми ячейками, образуя трех- и пятикупольные композиции. В барабанах устраивались световые проемы.
Поскольку купола делались сравнительно небольших размеров, распор в основном погашался цилиндром барабана. Распор сводов уширенных ветвей креста частично уравновешивался сводами малых нефов, частично передавался на стены, которые делались достаточно массивными и из плотного материала (кирпич, камень), на прочном известково-цемяночном растворе. Центрическая крестово-купольная структура нашла отражение в особенностях пространственной организации интерьера. Сложилась законченная, гармонически целостная система саподчиненных пространств, развивающихся от малых ячеек более узких нефов к единому и доминирующему пространству подкупального креста и от него - к вертикали центрального пространства, завершенного куполом. Концепция пространственного развития отвечала религиозной символике «вознесения к небу», и эта идея часто поддерживалась живопистными сюжетами: в куполе изображался Пантократор (Вседержитель), на парусах - четыре апостола-евангелиста и т.д. Одним из ранних примеров крестово-купольной композиции может служить церковь в Константинополе (середина 9 века), именуемая по названию мусульманской мечети Календер-Джами, устроенной в ней в настоящее время.
Наиболее грандиозный крестово-купольный храм - знаменитый собор Сан-Марко в Венеции (11в), построенный по византийскому образцу с использованием вывезенных из Константинополя деталей. Его усложненная композиция представляет собой крестообразную структуру, в которой как бы объединены пять самостоятельных крестово-купольных систем с пятью куполами в средокрестиях.
Базиликальный тип храма.
Вторым важным процессом было видоизменение базиликального типа. Именно этому процессу принадлежит решающая роль в создании крестово-купольного типа храма, во многом сохранившего структуру базилики — деление интерьера на нефы. Здесь ведущая роль принадлежала Константинополю — столице Восточной Римской империи. Уже в IV веке в Константинополе был построен храм Апостолов, представлявший собой крестообразно соединенные базилики. По его образцу были построены некоторые храмы VI века, в том числе храм Иоанна Богослова в Эфесе представлявший собой крест с удлиненным западным концом. Его интерьер был разделен на квадратные ячейки, завершенные шестью куполами[11].
Попытки соединить тип базилики с купольным завершением делались в странах Восточной Римской империи начиная с V века. К ним относятся базилика «В» в Филиппах в Греции, церковь в Майа-фаркине в Малой Азии, а также монастырские церкви Египта.
Храм монастыря Алахан (современная Турция), построенный во второй половине V века, представлял собой трехнефную базилику, завершенную не сохранившимся деревянным куполом пирамидальной формы. В западной части нефы разделены каменными столбами, а восточнее, по бокам от подкупольного пространства двухъярусными аркадами на колоночках. Благодаря этому в интерьере наметилось и поперечное движение, что в будущем привело в образованию подкупольного креста[12].
Величайшим храмом, в котором совместились базиликальный план и венчающий огромное пространство купол, стал Софийской собор Константинополя, возведенный в 532—537 гг. В нём — самой яркой и грандиозной постройке эпохи Юстиниана Великого — удивительно полно воплотилось и христианское миропонимание и эстетическое чувство византийских зодчих. Огромное пространство среднего нефа перекрыто господствующим над всем куполом и благодаря поддерживающим его полукуполам имеет продольную ориентацию. Над боковыми нефами и нартексом вокруг подкупольного пространства проходит обход — хоры. Пространство боковых нефов и хор отделено от центра храма двумя ярусами аркад, над которыми стоят люнеты боковых стен, прорезанные окнами. Между ними также возникает поперечная перекличка, хотя крест в интерьере храма ещё никак не намечен.[13].
Церковь Карс-ибн-Вардан (Сирия, 564 г.) во многом повторяет замысел Софии, хотя и в скромном масштабе. В ней части боковых нефов, отделенные от подкупольного пространства аркадами, сильнее связаны именно с центральной частью храма. Они обособляются от продольного движения нефов. Этому способствуют арки, переброшенные от аркад к внешней стене поперек боковых нефов[13].
Церковь Успения в Никее (VII — начало VIII века, разрушена во время греко-турецкой войны 1917—1922 гг.) уже имела ясно выявленный в интерьере подкупольный крест с короткими одинаковыми рукавами. Он образован благодаря тому, что отделяющие боковые нефы аркады отодвинуты дальше от центра здания. Из-за этого стали открытыми мощные несущие купол столбы, которые прежде скрывались от глаз за легкими аркадами[13].
Ещё одним примером трансформации базилики в крестово-купольное сооружение является храм Климента в Анкаре датируемый очень широко V—IX вв. В нём подкупольный крест также имеет очень короткие ветви (они перекрыты даже не сводами, а узкими арками), но отделенные аркадами боковые и западное пространства гораздо сильнее связаны именно с центральным крестом, они становятся его продолженнием. Это подчеркивает и особая форма столбов, несущих аркады. Они имеют прямоугольную в сечении форму и развернуты так, что поддерживают движение каждой ветви креста от центрального пространства к краям храма[13].
Очень крупным храмом этого типа, является собор Софии в Фессалониках, построенный между 690 и 730 гг. Его интерьер также состоит из подкупольного креста и отделенных аркадами обходов с хорами. Здесь необычно устроены массивные столбы, на которых держится купол и примыкающие своды рукавов креста. Они прорезаны проходами, зрительно разделяющими их на более узкие опоры. Возникновение этих проходов указывает на постепенное превращение подкупольного пространства в трехнефное. Боковые же нефы, отделенные аркадами, остаются обособленными от центрального крестообразного интерьера и служат обходом вокруг него[13].
Несколько иначе превращение базилики в крестово-купольный храм можно увидеть в Храме Марии в Эфесе (VI век). Это трехнефная базилика, в которой боковые нефы не имеют над собой хор и перекрыты простыми цилиндрическими сводами. Но пространство центрального нефа, увенченное куполом, имеет легкую крестообразность благодаря выделению боковых подпружных арок. Они намечают короткие боковые ветви креста. Перекливаются и стоящие напротив друг друга аркады так же, как в храме Карс-ибн-Вардан.
Почти одновременно с Софийским собором была построена константинопольская церковь Святой Ирины. Первоначально она имела близкую к описанной выше структуру, с той разницей, что боковые нефы имели хоры. Но перестройка 740 года сильно изменила характер интерьера храма, сделав его совершенно крестово-купольным. Вторые ярусы боковых аркад были разобраны, пространства боковых нефов (точнее хор над ними) слились с подкупольным. Подпружные арки, несущие купол, теперь плавно перетекали в боковые цилиндрические своды. Получилась композиция из четырёх рукавов креста, завершенных расходящимися на четыре стороны сводами. Теперь рукава креста доходили до наружных стен храма, охватив весь интерьер. Они заканчивались не аркадами, а стенами храма, прорезанными окнами. Удлиненной сделана западная часть храма.[13].
Аналогично в форме креста были решены интерьеры храмов св. Тита в Гортине (Крит) и Катаполиани в Паросе (Кикладские острова)[14].
Похожие формы храмов встречаются и в более позднее время. Храм в Дере-Агзы (Малая Азия) IX века также имеет в нижнем ярусе три нефа с аркадами по бокам подкупольного пространства, а на уровне хор ясную крестово-купольную форму. Аналогично решен и собор св. Софии в Бизи (Визе) IX в[12].
А. И. Комеч отмечает, что прослеживаемая по перечисленным памятникам эволюция типа храма не являлась причиной возникновения крестово-купольного типа, так как последний встречался уже в V веке (храм Осиос Давид в монастыре Латому в Салониках). Скорее, уже существовавший тип крестообразного храма влиял на изменение более традиционного типа базилики в VI—IX вв.