ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2025
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
М.И.Смирнова Введение в курс «Отечественная история»
Раздел I. Понятие истории. Основные отрасли исторических знаний.
Классификация исторических источников
Раздел II. Традиции отечественной историографии истории России.
Раздел III. Ведущие направления современной исторической мысли.
2. Труды классиков отечественной историографии
3. Учебно-методическая литература
Раздел I.Понятие истории. Основные отрасли исторических знаний 3
Раздел II. Традиции отечественной историографии истории России 8
Раздел III. Ведущие направления современной исторической мысли 37
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
_______________________________
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
________________________________________________________________
М.И.Смирнова Введение в курс «Отечественная история»
Методическое пособие
по курсу Отечественная история
для студентов МЭИ (ТУ),
обучающихся по все направлениям подготовки
МОСКВА 2009
Утверждено учебным управлением МЭИ
Подготовлено на кафедре Истории и культурологии МЭИ (ТУ)
Рецензент: д.и.н. профессор, заведующий кафедры Философии, политологии и социологии МЭИ /ТУ/ Андреев А.Л.
Смирнова М.И. Ведение в курс «Отечественная история»: Методическое пособие для студентов МЭИ (ТУ), обучающихся по все направлениям подготовки
– М.:Издательский дом МЭИ. 2008. .- 48 с.
В методическом пособии формулируются целевые установки и главные задачи изучения курса отечественной истории в высших учебных заведениях, даются основные понятия исторической науки, ее вспомогательные дисциплины, освещаются основные этапы развития отечественной историографии истории России и ведущие направления современной исторической мысли.
Издание предназначено для студентов МЭИ (ТУ), обучающихся по все направлениям подготовки .
© Московский энергетический институт, 2009
Отечественная история – обязательная учебная дисциплина федерального компонента Государственного стандарта высшего образования Российской Федерации.
Цель курса: изучение основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе.
Задачи курса:
сформировать у студентов научные представления об отечественной истории;
познакомить их с ведущими тенденциями и особенностями исторического пути России, альтернативами ее развития;
на основании знаний о прошлом объяснить современные процессы развития российского общества и выявить возможные перспективы будущего;
способствовать формированию у студентов гуманистических ценностей и патриотических чувств, гордости и ответственности за судьбы Отечества.
В результате изучения учебной дисциплины «Отечественная история» студент должен
усвоить основные исторические факты, даты, события отечественной истории;
иметь научные знания о важнейших периодах истории России в контексте мировой истории;
уметь выражать свою позицию по дискуссионным проблемам курса и по вопросам, касающимся ценностной ориентации в историческом процессе.
Раздел I. Понятие истории. Основные отрасли исторических знаний.
История (от греч. historia) — одна из старейших наук. Как только у человека появилось прошлое, неизбежно возник интерес к его познанию. Согласно древнегреческой мифологии среди девяти муз, которые составляли свиту бога Аполлона и покровительствовали наукам и искусствам, была неотразимая Клио — муза истории. Она имела облик юной девы с одухотворенным лицом и свитком пергамента в руках. Веками ей поклонялись те, кто относил себя к людям образованным и культурным.
Понятие «история» включает несколько значений:
— в широком смысле под историей понимается любой процесс развития, происходящий в природе и обществе. В этой связи очевидно, что история представляет собой основу научного познания во всех областях знаний;
— более узкая трактовка термина «история» обозначает процесс развития человеческого общества, то есть все, что произошло в далеком и близком прошлом с каждым человеком в отдельности и с обществом в целом;
— кроме того, история — это особая отрасль знаний, наука о прошлом человечества. Как и любая наука, история имеет свою источниковую базу, теорию и методологию познания, методику исследовательской деятельности, историю самой исторической науки.
В системе высшего образования преподавание и изучение студентами истории имеет особое значение.
Владение историческими знаниями — необходимое качество образованности и культуры человека. «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно», — утверждал Н.Г. Чернышевский.
Исторические знания — это не только хранилище человеческой памяти, но и действенный инструмент для понимания настоящего и предвидения будущего. Древние люди были уверены, что «История — это наставница жизни» («Historia est magistra vitae»). Однако часто исторический опыт и уроки истории придаются забвению. Выдающийся русский ученый В.О.Ключевский в своих дневниках сделал такую запись: «Хотя часто сетуют, что история никого и ничему не научила, но жизнь жестоко мстит тому, кто совсем не знает истории... Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».
Главная цель исторической науки — объяснить прошлым современные процессы человеческого бытия и помочь определить перспективы развития.
Важнейшая цель исторического образования — воспитание историей, формирование гуманистических ценностей и патриотических чувств, свободных от национализма и шовинизма.
Достоверность исторического исследования определяется полнотой источниковой базы, критическим анализом которой занимается источниковедение .
Источниковедение – отрасль исторической науки, изучающая и систематизирующая материальные и письменные источники как памятники деятельности человека.
Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. Историческими источниками служат рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, и т. д. –
то есть все остатки прошлой исторической жизни.
Справочный материал.
Типы источников
В науке существует представление о двух типах исторических источников
1 тип-исторические остатки*2 тип-историческая традиция*
*1 тип-исторические остатки- остатки непосредственной деятельности людей, прямые свидетели исторических фактов (например, подлинные акты, монеты, архитектурные памятники, предметы быта и т. д.).
*2 тип-историческая традиция- отражение какого - либо исторического факта в источнике. Историческая традиция является результатом того впечатления, какое этот факт произвел на современников или потомков. Она передает историческое событие так, как оно преломилось в сознании людей (авторов летописей или мемуаров, певцов и сказителей былин и т. п.).
Классификация исторических источников
Вид источника |
Содержание |
Вещественные источники |
археологические памятники |
Письменные источники |
рукописные и печатные |
Этнографические источники |
обряды, обычаи
|
Лингвистические источники |
географическая номенклатура |
Устные источники |
устный рассказ, былины, песни, пословицы |
Археология – «изучение древности» (греч.archaious –древний и logos – учение)- «наука лопаты» -область исторических знаний, которая изучает историю по памятникам материальной культуры (орудиям труда, оружию, предметам домашнего обихода, жилищам и т.д.), которые обнаруживаются во время археологических раскопок. раскопках.
Воссоздавать многоликую, вариативную картину прошлого помогают вспомогательные исторические дисциплины.
Справочный материал.
Вспомогательные исторические дисциплины.
Название |
Объект исследования |
Генеалогия (от греч.родословная) |
наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений |
Геральдика (лат. hera1dиs глашатай) |
наука, изучающая гербы как исторический источник. |
Дипломатика(греч.diploma - документ) |
наука, изучающая происхождение, форму и содержание, а также функционирование документов правового характера. |
Метрология (греч. metron - мера и logos - наука) |
наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса - в их историческом развитии |
Ономастика (греч. опоmа - имя, наименование) |
наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов: топонимика- изучает географические названия;антропонимика- изучает личные имена;этнонимика - изучает названия племен, народов и других этнических общностей;теонимика- изучает имена богов. |
Нумизматика (лат. numisma - монета) |
наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам |
Палеография (греч. pa1os - древний и grafo - пишу) |
наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, чернила).
|
Сфрагистика (греч. sphragis - печать) |
наука, изучающая печати |
Хронология (греч. chronos - время и logos - наука) |
наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов. |
Этимология (греч. еtymol- истина, истинное значение слова) |
раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.
|