Файл: Методичка по истории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2025

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Россия, какие бы тяжелые и сложные времена не переживала, остается одной из крупнейших держав мира, которая играла, играет и будет играть важную роль в мировом развитии. История России охватывает огромный временной период — от расселения славян на Восточно-Европейской (Русской) равнине в V — VI вв. н. э. до наших дней. Главными вехами ее многовекового пути, отличающимися уровнем и содержанием социально-экономического, политического и культурного развития, являются обра-зование Древнерусского государства, расцвет Киевской Руси, а затем ее раскол на множество самостоятельных княжеств и земель, их последующее объединение под властью Москвы, создание великой Российской империи, образование Советского государства и, наконец, рождение новой демократической России. История России – это история героической борьбы российского народа против чужеземных вторжений и чудовищных социальных катастроф. Это история величайших культурных достижений и выдающихся исторических деятелей мирового масштаба.

История России представляет собой часть мирового исторического процесса. Отечественная историографическая мысль всегда рассматривала как Древнюю Русь, так и Российское государство в контексте мирового развития.

Почти девять веков назад, в первом известном нам отечественном письменном источнике — «Повести временных лет» — летописец Нестор, отвечая на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля?», начинал свое повествование от «сотворения мира» и расселения рода человеческого после всемирного потопа. Согласно этой библейской версии народ славянский произошел от «племени Иафета», младшего сына Ноя. Рассказ Нестора имеет реальные географические ориентиры и достоверные исторические подробности, когда сообщает, что норики (славяне), теснимые волохами (римлянами), покинули свою прародину — междуречье Дуная и Дравы, и начали осваивать новые места. В последующих исторических сочинениях традиция изучения отечественной истории как составной части мирового исторического процесса неизменно развивалась.


Раздел II. Традиции отечественной историографии истории России.

История исторической науки называется историографией. Однако в данном контексте это понятие утвердилось не сразу.

Термин «историография» в переводе с греческого означает «писание истории». В средневековой Франции историографами называли художников, работавших в жанре исторической миниатюры. Однако уже с XVI в. так стали именовать лиц, которым король официально поручал написать историю Франции.

В дореволюционной России существовало звание «придворного историографа», дававшееся известным ученым и писателям, которые призваны были работать над подготовкой и написанием официальной российской истории. Получение этого звания давало возможность свободного доступа в архивы и обеспечивало его носителю высокий должностной оклад.

В XVIII-XIX вв. «историографами» называли составителей исторических сочинений, а под «историографией» понимался сам процесс написания исторических трудов. Лишь постепенно в исторической литературе утверждается термин «история исторической науки», который все чаще используется как синоним понятия «историография».

В многовековом познании отечественной истории условно можно выделить два важнейших этапа, отражающих общие закономерности развития истории как науки. Внутри каждого из этапов выделяется несколько самостоятельных периодов, отличающихся своеобразием историографического процесса.

Первый этап – это этап собирания и накопления исторических знаний, охватывающий X-XVII вв.: от первых древнерусских летописных свидетельств до появления авторских исторических сочинений.

В X-XV вв. исторические факты, события и их анализ находили отражение преимущественно в летописных сочинениях.

В XVI-XVII вв. распространение получают другие виды исторического творчества – хронографы, степенные книги, «Истории», посвященные важным событиям, а также публицистическая литература и первые исторические труды отдельных авторов.

При этом, если в X-XV в. исторические факты, события и их анализ находили отражение преимущественно в летописях, то в XVI-XVII вв. распространение получают другие виды исторического творчества – хронографы, степенные книги, «Истории», посвященные важным событиям, а также публицистическая литература и первые исторические труды отдельных авторов.


Второй этап – это этап формирования и развития научных исторических знаний, основанных на критическом анализе источников, определенных философских воззрений, разнообразных исследовательских методиках.

XVIII в - начало второго этапа, когда были созданы первые многотомные научные исследования по истории России с древнейших времен, отличавшиеся ярко выраженными авторскими концепциями.

На XIX – начало XX вв. приходится расцвет отечественной исторической мысли, во многом определивший высокие достижения мировой исторической науки в целом.

20 – 80-е гг. XX в. – советский период отечественной историографии – противоречивое время, связанное с господством коммунистической идеологии, практически исключившей свободу научного творчества. Советская историческая наука, в значительной мере изолированная от мировой историографии и находившаяся под мощным прессом партийно-коммунистического контроля, строилась на единой марксистско-ленинской методологии. Вместе с тем было бы ошибкой не видеть достижений советских историков.

90-е гг. XX – начало XXI вв. – период активного развития отечественной исторической мысли, поиска новых концептуальных подходов к истории России, основанных как на обращении к наследию дореволюционной историографии, так и на использовании современных историко-философских воззрений и новейших информационных исследовательских технологий.

Начальные сведения о первых веках древнерусской истории нашли отражение в летописях – погодном (по летам) изложении событий.

Справочный материал.

Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»)

Летописные своды– соединение текстов нескольких летописей или известий из других источников более раннего времени.

Русские летописи – уникальный памятник духовной культуры древнерусского общества. Почти восемь столетий (с конца IX до конца XVII вв.) летописи были идейным стержнем, поддерживающим единство народа и государственности. Истоки летописания связаны с появлением письменности и распространением христианства. Составление летописей являлось делом государственным и имело политические цели. Летописец не только описывал события, но и давал им оценку.


По мнению исследователей, появление первых погодных записей относится к концу IX в. Это краткие заметки в одну-две строки, которые удалось восстановить по более поздним спискам XIV-XV вв. Благодаря трудам таких историков, как А.А Шахматов (1864-1920), А.Е.Пресняков (1870-1929), М.Д. Приселков (1881-1941), А.Н.Насонов (1898-1965) и других, стало возможно представить историю летописания.

Древнейшая из сохранившихся летописей – «Повесть временных лет» относится к началу XII в., ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В основании большинства более поздних летописных сводов лежит содержание «Повести».

Это сочинение задумывалось как исторический труд, в котором летописец поставил три главных вопроса: «Откуда есть пошла Русская земля?», «Кто в Киеве нача первое княжити?», «Как Русская земля стала есть?». Отвечая на поставленные вопросы, летописец дает объемное описание первоначальной русской истории в тесной взаимосвязи со всемирной историей, что в те времена подразумевало библейскую и римско-византийскую историю. Традиционно события IX-XIII вв. освещаются на основании Лаврентьевской, Ипатьевской и Новгородской Первой летописей, которые используются для восстановления ранних этапов летописания и выявления первоначальной редакции «Повести временных лет».

Судя по содержанию «Повести», летописец Нестор (1050 – начало XII в.) был широко образованным человеком, знавшим русскую, болгарскую и греческую литературу. Его исторические знания охватывали весь Старый Свет – от Британии до Индии и Китая. Для освещения событий IX-XI вв. Нестор обращался к трудам своих предшественников, в том числе к летописным сводам 997 г., 1073 г., 1093 г. «Повесть временных лет» была написана в период расцвета Древнерусского государства и, став основным трудом по его истории, копировалась на протяжении последующих пятисот лет.

Справочный материал.

«Повесть временных лет» – древнерусская летопись, созданная в 10-х гг.XIв. Самый ранний дошедший до нашего времени список «Повести временных лет» относится кXIVв. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377 г. Другой древнейший список «Повести временных лет» сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (середина. XVв.).

«Повесть временных лет» – первая летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде. Благодаря тщательному текстологическому анализу « Повести временных лет» исследователи обнаружили следы более ранних сочинений, вошедших в ее состав. Вероятно, древнейшие летописи были созданы в XIв. Наибольшее признание получила гипотеза А.А.Шахматова (1864–1920), объясняющая возникновение и описывающая историю русского летописания XI– начала XII в.. Согласно А.А.Шахматову, около 1037 г., но не позже 1044 г., был составлен Древнейший Киевский летописный свод, повествовавший о начале истории и о крещении Руси. Около 1073 г. в Киево-Печерском монастыре, вероятно, монахом Никоном был закончен первый Киево-Печерский летописный свод. В нем новые известия и сказания соединялись с текстом Древнейшего свода и с заимствованиями из Новгородской летописи середины XI в. В 1093–1095 гг. здесь же на основе свода Никона был составлен второй Киево-Печерский свод; его также принято называть Начальным. (Название объясняется тем, что первоначально именно этот летописный свод А.А.Шахматов счел самым ранним.) В нем осуждались неразумие и слабость нынешних князей, которым противопоставлялись прежние мудрые и могущественные правители Руси.


В 1110–1113 гг. была завершена первая редакция «Повести временных лет» – пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских князей с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.

В первой редакции «Повести временных лет» были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 г. Святополк умер и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 г. монахом Сильвестром и в 1117–1118 г.неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст «Повести временных лет» был переработан. Так возникли вторая и третья редакции «Повести временных лет»; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи.

Почти все русские летописи представляют собой своды – соединение нескольких текстов или известий из других источников более раннего времени.

Древнерусские летописи XIV–XVI вв. открываются текстом «Повести временных лет».

Название «Повесть временных лет» (точнее, «Повести временных лет» – в древнерусском тексте слово «повести» употреблено во множественном числе) обыкновенно переводится как «Повесть минувших лет,» но существуют и другие толкования: «Повесть, в которой повествование распределено по годам» или «Повествование в отмеренных сроках», «Повествование о последних временах – рассказывающее о событиях накануне конца света и Страшного суда».

Повествование в «Повести временных лет» начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета – вместе со своими родами (в византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира). Этот рассказ заимствован из Библии. Восточные славяне считались потомками Иафета. Таким образом ,русская история включалась в состав всемирной истории.

Целями « Повести временных лет» было объяснение происхождения русских (восточных славян), основания княжеской власти (что для летописца тождественно происхождению княжеской династии) и описание крещения и распространения христианства на Руси. Повествование о русских событиях в «Повести временных лет» открывается описанием жизни восточнославянских (древнерусских) племен и двумя преданиями. Это рассказ о княжении в Киеве князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбеди; о призвании враждующими северно-русскими племенами трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, – чтобы они стали князьями и установили в Русской земле порядок. Рассказ о братьях-варягах имеет точную дату – 862 г.. Таким образом ,в историософской концепции «Повести временных лет» устанавливаются два источника власти на Руси – местный (Кий и его братья) и иноземный (варяги). Возведение правящих династий к иностранным родам традиционно для средневекового исторического сознания; подобные рассказы встречаются и в западноевропейских хрониках. Таким приемом правящей династии придавалась бóльшая знатность и достоинство.