ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2025
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
М.И.Смирнова Введение в курс «Отечественная история»
Раздел I. Понятие истории. Основные отрасли исторических знаний.
Классификация исторических источников
Раздел II. Традиции отечественной историографии истории России.
Раздел III. Ведущие направления современной исторической мысли.
2. Труды классиков отечественной историографии
3. Учебно-методическая литература
Раздел I.Понятие истории. Основные отрасли исторических знаний 3
Раздел II. Традиции отечественной историографии истории России 8
Раздел III. Ведущие направления современной исторической мысли 37
Основные события в «Повести временных лет» – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав Русской церкви.
В состав «Повести временных лет» включены договоры русских князей Олега Вещего (879-912), Игоря Рюриковича (912-945) и Святослава Игоревича (957-972) с Византией. Сами летописи имели, по-видимому, значение юридического документа. Некоторые ученые полагают, что летописи и, в частности, «Повесть временных лет», составлялись не простых смертных людей, но для Страшного Суда, на котором Бог будет решать судьбы грешников и праведников в конце мира: поэтому в летописях перечислялись грехи и заслуги правителей и народа.
Для летописцев важен принцип аналогии, переклички между событиями прошлого и настоящего: настоящее мыслится как «эхо» событий и деяний прошлого, прежде всего деяний и поступков, описанных в Библии. Убийство киевским князем Святополком Окаянным (1015-1019 ) своих сводных братьев Бориса и Глеба летописец представляет как повторение первоубийства, совершенного Каином (сказание «Повести временных лет» под 1015 г.). Владимир Святославич (980-1015) – креститель Руси – сравнивается со святым Константином Великим, сделавшим христианство официальной религией в Римской империи (сказание о крещении Руси под 988 г.).
В состав «Повести временных лет» также включаются предания. Например, рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа. Летописца неизменно интересуют известия о прошлом Русской земли, об названиях городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти имена. Об этом также сообщают предания В состав «Повести временных лет» включаются и повествования о святых, написанные особенным житийным стилем. Таков рассказ о братьях-князьях Борисе и Глебе под 1015 г., которые, подражая смирению и непротивлению Христа, безропотно приняли смерть от руки сводного брата Святополка, и повествование о святых печерских монахах под 1074 г..
Значительную часть текста в «Повести временных лет» занимают повествования о сражениях, написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи.
Необычайно широкий круг источников — предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записки, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы 90-летнего старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников, — позволили написать историю Руси как основную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
В X-XI вв. главными летописными центрами были Киев и Новгород. С XII в., в условиях раздробленности Русской земли, летописи начинают создаваться в столицах самостоятельных княжеств и земель – Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире, Ростове и других городах. Летописи писались при княжеских дворах, монастырях, а иногда в роли летописцев выступали бояре и горожане.
Обретя локальный, местный характер, летописи становятся более яркими, подробными, но, одновременно, в них отчетливо проявляются политические пристрастия самих летописцев и их покровителей. Летописные повествования каждой из земель отличались своеобразием и по стилю, и по содержанию. Описанием княжеских междоусобиц, борьбы князей и боярской знати за власть наполнена летопись Галицко-Волынского княжества (Ипатьевская летопись). Летопись Новгорода представляет собой хронику городской жизни. В Псковской летописи главное внимание уделено военным событиям. Идея сильной княжеской власти характерна для летописной традиции Владимиро-Суздальского княжества (Лаврентьевская летопись). Летописцы находились в центре политической борьбы и одновременно были учеными–книжниками, которые обращались к историческим документам, использовали предшествующие летописи и древние сочинения, соединяли их вместе в хронологическом порядке и дополняли фактами, свидетелями которых были сами. Так составлялись обширные летописные своды, охватывавшие не только историю Руси, но и других народов.
Монголо-татарское нашествие 30-40 гг. XIII в. и установление почти на два с половиной века золотоордынского ига имели катастрофические последствия для древнерусской культуры: погибло огромное количество письменных памятников, пришло в упадок летописание. Летописная традиция не была прервана лишь в Новгороде и Пскове. Только на рубеже XIII-XIV вв. составление летописных сводов начинает возрождаться в Ростове Великом, Рязани, Твери, но ведущие позиции постепенно переходят к Москве. Толчком для зарождения московской летописной традиции становится придворный «Летописец» Ивана Калиты (1325-1340).
С возрастанием политической роли Москвы как центра объединения русских земель ее летописные записи, которые велись в Симоновом, Андрониковом, других монастырях приобретают общерусский характер. В 1408 г. в Москве создается первый общерусский свод – Троицкая летопись. В 70-х гг. XV в. при князе Иване III (1462-1505) московское летописание заметно усиливается и появляется Московский летописный свод, где ясно выражаются идеи единодержавия и подчеркивается необходимость единства страны, сильной великокняжеской власти и ведущая роль Москвы.
В XVI в. летописание приобретает все более официальный характер: в это время была предпринята громадная работа по составлению новых летописных сводов. Так появились огромные Никоновская и Воскресенская летописи, в которых широко использовались документальные материалы, разрядные записи, посольские книги, договорные и духовные грамоты. Одновременно произошло усиление церковного влияния на летописание, что нашло отражение в «Хронографе» 1512 г. – сочинении, посвященном истории православных стран и обосновании идеи о ведущем положении православной России в христианском мире.
Важное место среди летописных произведений XVI в. занимает Никоновский свод, составленный на основе обширных летописных материалов от начальных веков Руси до середины XVI в. и дополненный различными повестями и сказаниями. Все содержание летописи было подчинено идеи возвеличивания и укрепления власти московского царя.
Один из списков Никоновской летописи по заказу Ивана IV Грозного (1533-1584) был выполнен в виде роскошно иллюстрированного Лицевого свода (1568-1571 гг.), который украшали более 16 тыс. миниатюр. Первые три тома были посвящены всемирной истории, семь томов – русской истории. Последний том рассказывал о царствовании Ивана IV Грозного и получил название «Царственной книги». Это самое крупное летописно-хронологическое произведение средневековой России сочетало в себе традицию и новое: в нем нашло отражение не только собирательство исторических фактов, но и их осмысление.
В правление Ивана Грозного появились исторические повести, такие как «История о Казанском царстве» (1564-1566 гг.), в котором присоединение Казани к Московскому государству рассматривалась как мера, необходимая для защиты русских земель.
Новым по форме изложения историческим произведением стала созданная по инициативе митрополита Макария «Степенная книга» («Книга степенная царского родословия», 1563 г.), в которой события рассматривались по 17 степеням-княжениям, от Рюрика Варяжского до Ивана IV Грозного. В книге делалась попытка систематического изложения русской истории в форме генеалогической преемственности правящей династии, подчеркивалось божественное происхождение царской власти и ее прочного союза с православной церковью. Для создания «Степенной книги» был привлечен широкий круг источников, прежде всего летописных и агиографических (жизнеописание святых).
Важным дополнением к летописному повествованию стало появление такого жанра как публицистическая литература. Ее наиболее яркие примеры – труды Ивана Пересветова, переписка царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского. В этих произведениях поднимались проблемы государственного строя России, природы и характера царской власти, ее отношения с подданными.
В XVI в. характер государственного летописания постепенно изменяется – оно преимущественно превращается в частное дело отдельных авторов. Утратив свой официальный статус, летописи сохраняются по отдельным областям и монастырям, все больше переходя в частные руки. Местная летописная литература переживает своего рода подъем, особенно в Новгороде, Пскове и Тобольске. В качестве основного направления исторического творчества утверждаются исторические повести, хронографы, степенные книги; создаются сложные компиляции, такие как «Латухинская степенная книга» и «Новый летописец».
Важнейшим достижением историографии XVII в. следует считать появление авторских исторических сочинений. Преимущественно светские по своему содержанию, они имели ярко выраженный воспитательный и ученый характер.
Воссоединение Украины с Россией (1654 г.) дало толчок к созданию первого русского печатного сочинения по истории. Таким произведением стал «Синопсис» (т.е. «Обзор», в данном случае «Обзор Российской истории»). Его авторство приписывается архимандриту Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизелю. Протестант, крестившийся в православие и принявший в Киеве постриг, И. Гизель был видным политическим деятелем, духовным писателем, который подготовил одну из самых популярных русских историй. Эта книга выдержала более 30 изданий и до середины XVIII в. использовалась в качестве учебника по истории России. Труд И. Гизеля опирался на широкий круг источников – об этом говорит само его название «Синопсис, или краткое собрание из разных летописцев». Главная идея, которая обосновывалась в работе, – это идея общности славянских народов, необходимости их воссоединения для совместной борьбы с османским владычеством.
Важнейшим шагом на пути формирования научных исторических знаний стал труд Андрея Лызлова (1655-1684) «Скифская история». Это фундаментальное сочинение объемом почти 800 страниц основывается на изучении многих русских и иностранных источников, таких как «Степенная книга», «Хронограф» 1512 г., «Казанский летописец», произведения итальянских и польских историков («Хроника» А. Гваньини и М. Стрыйковского, «Церковные хроники» Ц. Барония, «Польские хроники» в 30-ти книгах М. Кромера и др.).
Отличительной чертой труда А. Лызлова было присутствие в нем признаков научной монографии: реконструкция событий, сопоставление материалов, наличие ссылок с точным указанием использованных источников. Известно более 30 списков «Скифской истории», которые относятся к концу XVII - первой половине XVIII вв. Сочинение А.Лызлова стало первым в отечественной историографии произведением, в котором отразился переход от исторического повествования к историческому исследованию.
ХVIII век — век становления в России научных исторических знаний. Отцом русской историографии принято считать Василия Никитича Татищева (1686–1750). Сподвижник Петра Великого, он, следуя велению императора о необходимости всем подданным «ведать Российского государства историю», создает пятитомную «Историю Российскую с самых древнейших времен». Ее центральной идеей является тезис о самодержавии как наилучшей форме государственного правления.
В.Н.Татищев родился в старинном дворянском роду, с юных лет находился в ближайшем окружении Петра I. Участвовал в Северной войне, был инженером-строителем на Урале, губернатором Астрахани. После смерти Петра I В.Н.Татищев дважды подвергался опале.
Общие основы мировоззрения В.Н. Татищева раскрыты в работе «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ». Наиболее характерные черты его взглядов – рационализм и практицизм. Важное значение имела подготовка им к изданию «Русской правды», Судебника 1550 г. и других исторических источников. Существенный вклад он внес в становление в России исторической географии, этнографии, генеалогии. Особое внимание В.Н. Татищев уделял изучению истории. Результаты этих работ получили отражение в его «Лексиконе Российском, историческом, географическом и политическом».
Главное сочинение В.Н. Татищева – 5-томная «История Российская с самых древнейших времен». Авторская концепция была построена на анализе деятельности конкретных исторических личностей, прежде всего правителей (князей, царей). В то время подобный подход опирался на традицию не только русских исследователей, но и европейской науки. При этом самодержавие и «совершенное единовластительство» рассматривается как наиболее подходящая модель для государственного устройства России. Говоря об основных этапах развития истории, В.Н. Татищев сравнивает ее с человеческой жизнью и выделяет три основных этапа: младенчество – время до создания письменности; юность человечества связывается с появлением христианства; зрелость «берет начало» от обретения «теснения книг», т.е. книгопечатания. В трудах В.Н. Татищева утверждается «прямолинейный», поступательный ход истории, когда прогресс зависит прежде всего от развития научных знаний и представлений. В.Н. Татищев стремился установить причинно-следственные связи исторического процесса, в том числе и российской истории, выделяет ряд последовательных систем: история человечества, история народа-государства, история единичных человеческих действий.