Файл: Методичка по истории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2025

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные события в «Повести временных лет» – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав Русской церкви.

В состав «Повести временных лет» включены договоры русских князей Олега Вещего (879-912), Игоря Рюриковича (912-945) и Святослава Игоревича (957-972) с Византией. Сами летописи имели, по-видимому, значение юридического документа. Некоторые ученые полагают, что летописи и, в частности, «Повесть временных лет», составлялись не простых смертных людей, но для Страшного Суда, на котором Бог будет решать судьбы грешников и праведников в конце мира: поэтому в летописях перечислялись грехи и заслуги правителей и народа.

Для летописцев важен принцип аналогии, переклички между событиями прошлого и настоящего: настоящее мыслится как «эхо» событий и деяний прошлого, прежде всего деяний и поступков, описанных в Библии. Убийство киевским князем Святополком Окаянным (1015-1019 ) своих сводных братьев Бориса и Глеба летописец представляет как повторение первоубийства, совершенного Каином (сказание «Повести временных лет» под 1015 г.). Владимир Святославич (980-1015) – креститель Руси – сравнивается со святым Константином Великим, сделавшим христианство официальной религией в Римской империи (сказание о крещении Руси под 988 г.).

В состав «Повести временных лет» также включаются предания. Например, рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа. Летописца неизменно интересуют известия о прошлом Русской земли, об названиях городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти имена. Об этом также сообщают предания В состав «Повести временных лет» включаются и повествования о святых, написанные особенным житийным стилем. Таков рассказ о братьях-князьях Борисе и Глебе под 1015 г., которые, подражая смирению и непротивлению Христа, безропотно приняли смерть от руки сводного брата Святополка, и повествование о святых печерских монахах под 1074 г..

Значительную часть текста в «Повести временных лет» занимают повествования о сражениях, написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи.

Необычайно широкий круг источников — предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записки, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы 90-летнего старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников, — позволили написать историю Руси как основную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.


В X-XI вв. главными летописными центрами были Киев и Новгород. С XII в., в условиях раздробленности Русской земли, летописи начинают создаваться в столицах самостоятельных княжеств и земель – Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире, Ростове и других городах. Летописи писались при княжеских дворах, монастырях, а иногда в роли летописцев выступали бояре и горожане.

Обретя локальный, местный характер, летописи становятся более яркими, подробными, но, одновременно, в них отчетливо проявляются политические пристрастия самих летописцев и их покровителей. Летописные повествования каждой из земель отличались своеобразием и по стилю, и по содержанию. Описанием княжеских междоусобиц, борьбы князей и боярской знати за власть наполнена летопись Галицко-Волынского княжества (Ипатьевская летопись). Летопись Новгорода представляет собой хронику городской жизни. В Псковской летописи главное внимание уделено военным событиям. Идея сильной княжеской власти характерна для летописной традиции Владимиро-Суздальского княжества (Лаврентьевская летопись). Летописцы находились в центре политической борьбы и одновременно были учеными–книжниками, которые обращались к историческим документам, использовали предшествующие летописи и древние сочинения, соединяли их вместе в хронологическом порядке и дополняли фактами, свидетелями которых были сами. Так составлялись обширные летописные своды, охватывавшие не только историю Руси, но и других народов.

Монголо-татарское нашествие 30-40 гг. XIII в. и установление почти на два с половиной века золотоордынского ига имели катастрофические последствия для древнерусской культуры: погибло огромное количество письменных памятников, пришло в упадок летописание. Летописная традиция не была прервана лишь в Новгороде и Пскове. Только на рубеже XIII-XIV вв. составление летописных сводов начинает возрождаться в Ростове Великом, Рязани, Твери, но ведущие позиции постепенно переходят к Москве. Толчком для зарождения московской летописной традиции становится придворный «Летописец» Ивана Калиты (1325-1340).

С возрастанием политической роли Москвы как центра объединения русских земель ее летописные записи, которые велись в Симоновом, Андрониковом, других монастырях приобретают общерусский характер. В 1408 г. в Москве создается первый общерусский свод – Троицкая летопись. В 70-х гг. XV в. при князе Иване III (1462-1505) московское летописание заметно усиливается и появляется Московский летописный свод, где ясно выражаются идеи единодержавия и подчеркивается необходимость единства страны, сильной великокняжеской власти и ведущая роль Москвы.


В XVI в. летописание приобретает все более официальный характер: в это время была предпринята громадная работа по составлению новых летописных сводов. Так появились огромные Никоновская и Воскресенская летописи, в которых широко использовались документальные материалы, разрядные записи, посольские книги, договорные и духовные грамоты. Одновременно произошло усиление церковного влияния на летописание, что нашло отражение в «Хронографе» 1512 г. – сочинении, посвященном истории православных стран и обосновании идеи о ведущем положении православной России в христианском мире.

Важное место среди летописных произведений XVI в. занимает Никоновский свод, составленный на основе обширных летописных материалов от начальных веков Руси до середины XVI в. и дополненный различными повестями и сказаниями. Все содержание летописи было подчинено идеи возвеличивания и укрепления власти московского царя.

Один из списков Никоновской летописи по заказу Ивана IV Грозного (1533-1584) был выполнен в виде роскошно иллюстрированного Лицевого свода (1568-1571 гг.), который украшали более 16 тыс. миниатюр. Первые три тома были посвящены всемирной истории, семь томов – русской истории. Последний том рассказывал о царствовании Ивана IV Грозного и получил название «Царственной книги». Это самое крупное летописно-хронологическое произведение средневековой России сочетало в себе традицию и новое: в нем нашло отражение не только собирательство исторических фактов, но и их осмысление.

В правление Ивана Грозного появились исторические повести, такие как «История о Казанском царстве» (1564-1566 гг.), в котором присоединение Казани к Московскому государству рассматривалась как мера, необходимая для защиты русских земель.

Новым по форме изложения историческим произведением стала созданная по инициативе митрополита Макария «Степенная книга» («Книга степенная царского родословия», 1563 г.), в которой события рассматривались по 17 степеням-княжениям, от Рюрика Варяжского до Ивана IV Грозного. В книге делалась попытка систематического изложения русской истории в форме генеалогической преемственности правящей династии, подчеркивалось божественное происхождение царской власти и ее прочного союза с православной церковью. Для создания «Степенной книги» был привлечен широкий круг источников, прежде всего летописных и агиографических (жизнеописание святых).

Важным дополнением к летописному повествованию стало появление такого жанра как публицистическая литература. Ее наиболее яркие примеры – труды Ивана Пересветова, переписка царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского. В этих произведениях поднимались проблемы государственного строя России, природы и характера царской власти, ее отношения с подданными.


В XVI в. характер государственного летописания постепенно изменяется – оно преимущественно превращается в частное дело отдельных авторов. Утратив свой официальный статус, летописи сохраняются по отдельным областям и монастырям, все больше переходя в частные руки. Местная летописная литература переживает своего рода подъем, особенно в Новгороде, Пскове и Тобольске. В качестве основного направления исторического творчества утверждаются исторические повести, хронографы, степенные книги; создаются сложные компиляции, такие как «Латухинская степенная книга» и «Новый летописец».

Важнейшим достижением историографии XVII в. следует считать появление авторских исторических сочинений. Преимущественно светские по своему содержанию, они имели ярко выраженный воспитательный и ученый характер.

Воссоединение Украины с Россией (1654 г.) дало толчок к созданию первого русского печатного сочинения по истории. Таким произведением стал «Синопсис» (т.е. «Обзор», в данном случае «Обзор Российской истории»). Его авторство приписывается архимандриту Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизелю. Протестант, крестившийся в православие и принявший в Киеве постриг, И. Гизель был видным политическим деятелем, духовным писателем, который подготовил одну из самых популярных русских историй. Эта книга выдержала более 30 изданий и до середины XVIII в. использовалась в качестве учебника по истории России. Труд И. Гизеля опирался на широкий круг источников – об этом говорит само его название «Синопсис, или краткое собрание из разных летописцев». Главная идея, которая обосновывалась в работе, – это идея общности славянских народов, необходимости их воссоединения для совместной борьбы с османским владычеством.

Важнейшим шагом на пути формирования научных исторических знаний стал труд Андрея Лызлова (1655-1684) «Скифская история». Это фундаментальное сочинение объемом почти 800 страниц основывается на изучении многих русских и иностранных источников, таких как «Степенная книга», «Хронограф» 1512 г., «Казанский летописец», произведения итальянских и польских историков («Хроника» А. Гваньини и М. Стрыйковского, «Церковные хроники» Ц. Барония, «Польские хроники» в 30-ти книгах М. Кромера и др.).

Отличительной чертой труда А. Лызлова было присутствие в нем признаков научной монографии: реконструкция событий, сопоставление материалов, наличие ссылок с точным указанием использованных источников. Известно более 30 списков «Скифской истории», которые относятся к концу XVII - первой половине XVIII вв. Сочинение А.Лызлова стало первым в отечественной историографии произведением, в котором отразился переход от исторического повествования к историческому исследованию.


ХVIII век — век становления в России научных исторических знаний. Отцом русской историографии принято считать Василия Никитича Татищева (16861750). Сподвижник Петра Великого, он, следуя велению императора о необходимости всем подданным «ведать Российского государства историю», создает пятитомную «Историю Российскую с самых древнейших времен». Ее центральной идеей является тезис о самодержавии как наилучшей форме государственного правления.

В.Н.Татищев родился в старинном дворянском роду, с юных лет находился в ближайшем окружении Петра I. Участвовал в Северной войне, был инженером-строителем на Урале, губернатором Астрахани. После смерти Петра I В.Н.Татищев дважды подвергался опале.

Общие основы мировоззрения В.Н. Татищева раскрыты в работе «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ». Наиболее характерные черты его взглядов – рационализм и практицизм. Важное значение имела подготовка им к изданию «Русской правды», Судебника 1550 г. и других исторических источников. Существенный вклад он внес в становление в России исторической географии, этнографии, генеалогии. Особое внимание В.Н. Татищев уделял изучению истории. Результаты этих работ получили отражение в его «Лексиконе Российском, историческом, географическом и политическом».

Главное сочинение В.Н. Татищева – 5-томная «История Российская с самых древнейших времен». Авторская концепция была построена на анализе деятельности конкретных исторических личностей, прежде всего правителей (князей, царей). В то время подобный подход опирался на традицию не только русских исследователей, но и европейской науки. При этом самодержавие и «совершенное единовластительство» рассматривается как наиболее подходящая модель для государственного устройства России. Говоря об основных этапах развития истории, В.Н. Татищев сравнивает ее с человеческой жизнью и выделяет три основных этапа: младенчество – время до создания письменности; юность человечества связывается с появлением христианства; зрелость «берет начало» от обретения «теснения книг», т.е. книгопечатания. В трудах В.Н. Татищева утверждается «прямолинейный», поступательный ход истории, когда прогресс зависит прежде всего от развития научных знаний и представлений. В.Н. Татищев стремился установить причинно-следственные связи исторического процесса, в том числе и российской истории, выделяет ряд последовательных систем: история человечества, история народа-государства, история единичных человеческих действий.