Файл: Формирование группового поведения в организации (Сущность групп, их создание и развитие, типы групп).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время, конкурентоспособные формы межгруппового взаимодействия имеют ряд отрицательных потенциалов: появление или усиление группового эгоизма; Распад группы - первичного коллектива и (или) организации учебного; создания группы психологической защиты и ухода сравнения межгрупповых; потеря чувства идентичности с более широкой группой (организацией); возникновение и (или) обострение межгрупповых разногласий [22, с.210].

Желательно, чтобы объединить эти формы межгруппового взаимодействия, когда выход из строя группы в одной области может быть компенсирован ом в другой. Стратегия социального творчества при взаимодействии групп приводится в пересмотре, переоценке критериев оценки (школьный класс, не имеющий приоритета в процессе, пытаясь улучшить самооценку с помощью спортивных достижений, оригинальные хобби и так далее); напрямую изменять базу сравнения с минуса на плюс.

Таким образом, критерии оценки работы группы в процессе межгруппового взаимодействия должны быть очевидны, доступны и понятны для всех участников взаимодействия. Оценка группы в процессе взаимодействия должна носить локальный характер, т.е., оценивать необходимо успех группы в той или иной работе, а не саму группа.

1.3 Роль группового поведения на предприятии (организации)

Большинство организаций характеризуется высоким динамизмом и сложностью. Решение возникающих проблем в организации сегодня требует участия сотрудников, имеющих опыт в различных областях науки, техники и производства. Развитие форм групповой работы в этих условиях позволяет объединить для достижения целей организации конкретных знаний, навыков и опыта сотрудников [22, с.215].

Большинство интересных идей происходят в группах. Человек, выполняющий индивиудальную любую работу, может найти правильное решение. В то же время принимать во внимание все аспекты проблемы, которую необходимо решить он не сможет.

Чем больше людей - тем больше мнений могут быть выражены в обсуждении проблемы. В то же время важно также, что, работая вместе, люди пытались «не потерять лицо» и более активно и плодотворно работать, чтобы удовлетворить потребности в успехе и признании. Кроме того, любые новые предложения, идеи могут возникнуть в ходе дискуссии по проблеме и на основе ассоциативного мышления (мозговой штурм).


Взаимодействие групповых субъектов является результатом эволюционного развития различных уровней социальной организации. Их соответствующие роли и влияния сохраняется в скрытом или явном виде в любом акте взаимодействия.

Этот уровень «стал возможным с появлением интерсубъективной сферы, в которой есть не только индивидуальное психическое отражение объективных отношений, но и отражение субъективного мира другого участника взаимодействия, для которой в первую очередь социальные группы включены в систему социального взаимодействия» [5; с.24]

Отношения социальных групп, которые образуются в социальной системе, стали моментом, который концентрирует в себе все основные проблемы социальных наук и позволяет в будущем говорить о новой модели социальной стороны человеческой психики.

Проблема группового поведения, и, следовательно, строительство групповых отношений в социальном контексте возникает каждый раз при рассмотрении социальной группы (общественного) в качестве материальной и духовной целостности.

Целостность является общим и универсальным свойством, создающим единство ее элементов. Понять закономерности формирования целостности - это понять происхождение пути, и регулирование группового поведения потока. Сложная задача, требующая разработки первого этапа теоретической модели, сбор и преломляя через все богатство различных аналитических подходов, накопленных в социальных науках для понимания развития общественных отношений через групповую парадигму.

Возьмем, к примеру, структурированный подход. Взгляд на социальную группу как вещь в себе отличает его от социального контекста, в то же время, как это отрицает связи с другими группами за счет дифференциации (субъективный или объективный) процессы изменения ее границ.

Появление групповых границ в анализе подчеркивает упорядоченность и интеграционных процессов в рамках вещей, оставив ту социальную среду, более или менее аморфным. В этом случае, все остальное – «они», которые выступают против этой группе и больше ничего.

Атрибутивный описательный подход позволяет нам узнать через социальные свойства уникальных объектов, которые включены для этой цели в личности, часто несущественные связи. Для изучения личности, мы должны проникнуть в границы группы, сохраняя при этом свою целостность в качестве отправной точки для анализа и изучения ее изнутри.

В этом случае, мы оказываемся на микро-уровне социальной организации, а попытаться объяснить государственное образование заканчивается традиционной точки зрения такого устройства в результате заключения договора или естественного скрещивания индивидуальных воль людей.


Целостность группы также исчезает, если подняться над границами группы, используя субстанционально функциональный анализ. В этом случае участники межгруппового взаимодействия - Группа-вещи заменяются соответствующими группами-наборами (профессиональные, политические, административные, национальные) [5, с.25].

Подходы к межгрупповых отношений традиционно делится на мотивационный, ситуационный (интеракций) и познавательным.

Мотивационный подход вводит понятие групповой агрессии и внутригрупповой сплоченности, предложенной Фрейдом и исследования авторитарной личности, этнических предрассудков [5, с.30].

В качестве источников межгрупповой враждебности считается индивидуальных и личностных качеств. Зигмунд Фрейд - средство поддержания сплоченности и стабильности в ингруппе аутгрупповая агрессия.

Неблагоприятная информация в СМИ о ком-то из сотрудников организации (особенно ее лидера) наносит ущерб компании (ее образ), в силу психологических механизмов для повышения эмоционального отношения к члену группы на всю группу.

В рамках ситуационного подхода является наиболее хорошо известная теория межгрупповых споров, в котором говорится, что при приеме реальной, а не психологические источники споров.

Из теории показывают, какие психологические последствия вызывают реальный спор интересов и субъективное ожидание угрозы со стороны внешней группы. Прошлое спор межгрупповой вызывает восприятие угрозы отдельными членами группы в настоящее время.

Для заменяемого практике это означает необходимость понять, что долгосрочный эффект репутации должны быть разработаны с самого начала организации и каждого кризиса в отношениях между организацией и общественностью в связи с реальной разницы групповых интересов.

Реальная угроза вызывает враждебность отдельных участников к источнику угрозы. Сильнее преследуемой цели спорующих групп, тем более враждебности [2. с.27].

С другой стороны, угроза вызывает внутригрупповую солидарность. Реальная угроза вызывает более полное осознание собственного группового членства индивида и уменьшает отклонение индивидов от групповых норм.

В кризисной ситуации, чтобы предотвратить распространение спора часто необходимо принимать жесткие меры (вплоть до увольнения).

Неправильное восприятие членов группы угрозы со стороны внешней группы приводит к увеличению внутригрупповой солидарности и вражды со стороны других групп. Все это указывает на необходимость рассматривать и анализировать все многообразие межгрупповых отношений [17, с.25].


Очевидно, что организация не может строить свою политику, основываясь только на своих собственных интересах. Теория спора подтверждает необходимость выявления реальных споров, потому что они являются источником неприятностей для организации [17, с.35].

В рамках когнитивного подхода основное внимание уделяется проблемам сотрудничества, конкуренции и споров между группами. В соответствии с этой тенденцией разработан взгляд на феномен группового фаворитизма.

При таком подходе не представляется возможным рассмотрение процессов взаимодействия межгрупповых без анализа содержания межгрупповых отношений и объективной ситуации. В то же время (что важно для нас принципиальная разница между социально-психологической точки зрения), «акцент должен быть сделан внутренние процессы отражения межгрупповых и явления в субъективных условиях, то есть познавательная или социально-перцептивной объем объекта, связанные с различными аспектами межгрупповые взаимодействия»[7, с.56]

Необходимо, но не достаточно для понимания феномена возникновения и путей реализации единообразия поведения людей, то есть, в понимании свойств социальных групп, как духовной и физической неприкосновенности.

Группа имеет следующие психологические характеристики: групповые интересы, потребности группы и группы мнения, групповые ценности, групповые нормы и цели группы.

Группа имеет следующие общие закономерности:

1) группа неизбежно будет структурирована;

2) группа развивается (прогресс или регресс, но динамические процессы, происходящие в группе);

3) колебания, изменение человека в группе может происходить несколько раз.

Психологические характеристики различают:

1) членство в группе;

2) контрольная группа (ссылка), нормы и правила, которые для индивидуального образца.

Членство референтных групп может быть реальным или воображаемым, положительный или отрицательный, может совпадать или не совпадать с членством, но они функционируют:

1) социальное сравнение, как в контрольной группе - источник положительных и отрицательных образцов;

2) регулирующую функцию в качестве референтной группы - источник норм, правил, к которому человек стремится присоединиться.

Групповая работа стимулирует взаимное доверие и уверенность в коллег, особенно если совместное решение сложных проблем, которые они должны были преодолевать трудности. Участники группы – «чувство локтя». Чувствуя, что они являются частью чего-то большего, чем каждый из них в отдельности. Они рассчитывают на поддержку и поощрение сотрудников [17, с.32].


Коллектив ищет большую гибкость, эффективность, качество принимаемых решений. Это связано с:

- Комплексным подходом в результате участия в группе специалистов в различных областях;

- Повышением мотивации принять самые перспективные решения;

- Коллективным опытом и более глубоким осознанием членами группы;

- Высокой вовлеченностью сотрудников в процесс групповой работы; сокращением времени выхода на рынок вместе разработанных решений и повышенной ответственностью за результаты.

И, наконец, использование групповых форм работы способствует развитию отдельных членов группы.

Индивидуальное развитие группы происходит из-за:

- Обучения в процессе совместного решения проблем, анализа альтернатив, конструктивного обсуждения и тестирования;

- Более продуктивное использование творческого потенциала сотрудников, а в результате «феномена социальной помощи»; социальная помощь предполагает, что члены группы стремятся внести свой вклад в решение этой проблемы, просто потому, что они работают с другими людьми;

- Формирование у сотрудников чувства собственного достоинства в результате создания благоприятных отношений в группе.

На социологическом уровне, есть три различных социально-психологических ориентированных типов взаимодействия: совместное сотрудничество и конкуренция

2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ООО «АК БАРС КАЙБИЦЫ»

2.1 Краткая характеристика организации

Общество с ограниченной ответственностью «АК БАРС КАЙБИЦЫ», (далее «Общество») создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Место нахождения Общества: Республика Татарстан, Кайбицкий район, с.Мурали, ул. Маршала Жукова, 1.

Основными видами деятельности Общества являются:

- растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство). К дополнительным видам деятельности относится ещё 26 наименований, включающих сельскохозяйственное производство, переработку, хранение и продажу сельскохозяйственного сырья, производство и продажу продовольственных товаров, иные виды деятельности.