Файл: Роль мотивации в поведении организации;.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рациональные мотивы означают, что сотруднику важно участвовать в процессе разработки политики, стратегии, а также защищать интересы граждан. Для сотрудников с эмоциональными мотивами крайне важен патриотизм и ощущение социальной значимости государственной службы. Для сотрудников с мотивами, основанными на нормах, важно ощущать чувство служения государству и социальную справедливость.

Итак, государственный гражданский служащий правового департамента - это представитель умственного труда, поэтому крайне важными факторами являются хорошая память, эрудированность, аналитический склад ума, рациональность, любознательность. Кроме того, для сотрудников государственной гражданской службы свойственны высокий уровень ответственности, исполнительность, профессионализм и дисциплинированность. Согласно проведенным автором обсуждений с 25 представителями правового департамента Министерства финансов Российской Федерации, эти четыре фактора характерны для большинства сотрудников правового департамента, да и в целом для государственных служащих.

В целях установления типологии мотивации в 2018 году Министерством финансов Российской Федерации проводилось исследование, на основании которого можно выделить следующие характерные черты портрета сотрудника государственной гражданской службы правового департамента (приложение
№ 1):

- более 60 % сотрудников – женщины;

- большинство сотрудников имеют высшее юридическое образование;

- около 50 % сотрудников работает более 5 лет, что обеспечивает преемственность и сохранение профессиональной экспертизы, и только 13 % работают менее 1 года;

- средний возраст сотрудников находится в границе от 25 до 44 лет;

- по семейному положению: 50 % разведенные сотрудники, 50 % - холостые (не замужем), 50 % сотрудников не имеют детей и 50 % имеют по одному ребенку. Таким образом, для большинства сотрудников работа является приоритетом;

- более 50 % сотрудников правового департамента не имели опыта государственной службы до прихода в министерство;

- большинство сотрудников правового департамента положительно оценивают свои повседневные задачи и согласны с тем, что сложилась благоприятная атмосфера в коллективе и высоко оценивают профессиональные и управленческие навыки своих непосредственных руководителей;

- около 50 % сотрудников высоко оценивают готовность расширять сферу своей ответственности;

- около 90 % сотрудников планируют работать в министерстве от 3 и более лет[13].


Данная статистика говорит о том, что в министерство приходит значительная доля молодых специалистов и происходит стабильный приток нового опыта. Кроме того, осуществляется обмен знаниями и профессиональными навыками между более опытными сотрудниками и вновь пришедшими, что в самом начале карьеры необходимо и может выступать в качестве мотивирующего фактора. Также стоит отметить, что в министерстве сложилась благоприятная атмосфера, в которой специалисты хотят работать, а также заинтересованы в росте и развитии своего профессионального уровня. Не менее важным является политика руководства министерства, позволяющая обеспечивать стабильность заработной платы и уверенность в рабочем месте.

Основными позициями при первоначальном выборе именно государственной службы сотрудники указывают на желание профессиональной самореализации, желание стабильного рабочего места, престижа работы, а также возможности служения на благо общества.

Сотрудники, которые уже работают на государственной службе, наиболее ценят такие факторы как: стабильность и социальные гарантии, возможность оказывать помощь государству и обществу, дружный коллектив, дополнительные льготы, престиж службы.

Сотрудник правового департамента государственной гражданской службы обязательно имеет полное высшее юридическое образование. Если рассматривать современную картину, то для карьерного роста в министерстве необходимо быть специалистом, либо же окончить бакалавриат и магистратуру по направлениям «Юриспруденция», «Экономика» или «Государственное и муниципальное управление». Кроме того, на сегодняшний день обязательными условиями являются знания английского языка и компьютерных технологий. 

Кроме того, чтобы подготовить специалистов уже со студенческой скамьи, Министерством финансов Российской Федерации совместно с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации проводится программа по обмену опытом и прохождению обязательных стажировок в министерстве. Таким образом, студенты будут ясно понимать, чем занимается министерство, какие требования предъявляются, понимать свою роль там, готовы ли они работать на благо Отечества. Принимая во внимание особенности государственной службы с ее четкой структурой, жесткой регламентацией и временными рамками, это очень важно, так как адаптация и погружение в государственную службу пройдет значительно быстрее для молодых специалистов.

Сейчас на государственную службу поступает значительное количество молодых людей, которые только окончили университет и хотят развиваться в этом направлении. Встречаются случаи, когда студенты заканчивали зарубежные университеты, а потом возвращались на родину и поступали на государственную службу, чтобы внедрять новые механизмы, развивать нашу страну. Это можно отнести к новому тренду в системе государственного управления, так как ранее молодежь не интересовалась работой государственных служащих, выбирая более высокооплачиваемую и интересную работу в банках, консалтинговых компаниях или же более креативное направление[14].


Ранее на государственной службе преимущественно были люди солидные, уже с определенным опытом, многие из которых оставались работать в каком-то определенном министерстве всю жизнь. Причем они выбирали данную работу в силу того, что хотели приносить пользу государству и обществу. Однако оплата труда оставляла желать лучшего. Она не позволяла материально обеспечить государственного служащего.

Данные изменения также должны приводить к изменениям и в способах мотивации сотрудников.

Сейчас работа на государственной службе становится очень интересной и креативной, появляются новые вызовы, которые требуют новых знаний и технологий. Появляются новые отделы в структуре правового департамента, которые включают работу со СМИ, с санкциями. Кроме того, в условиях нестабильной ситуации в экономике и введения санкций, многие на данном этапе отдают предпочтение государственной службе, так как она более стабильна, обеспечивается гарантия занятости, есть варианты карьерного роста. И не менее важно, что государственная служба дает отличный опыт. Здесь в отличие от коммерческого сектора, где каждый за себя, боясь потерять свое место, молодые специалисты могут получить столь необходимый опыт старшего поколения. 

Но справедливо отметить, что современные сотрудники государственного сектора не будут засиживаться долго на одном месте. Если не будет перспективы роста или какой-то интересной задачи, то они просто-напросто перейдут в другое место с отличной строчкой в резюме. Такой ситуации как раньше, когда оставались на службе всю жизнь, уже нет. Молодые люди сейчас крайне амбициозны и инициативны, поэтому для того, чтобы их мотивировать необходимо давать какие-то интересные задачи, вовремя повышать или предоставлять какие-то материальные гарантии.

При выполнении государственной гражданской службы сотрудник должен руководствоваться требованиями законодательства и своего должностного регламента. При осуществлении рабочих задач он обязан соблюдать права и законные интересы граждан.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что современный сотрудник правового департамента государственной гражданской службы - это молодой человек (в равно степени женского или мужского пола) около 30 лет с полным высшим образованием, амбициозный, инициативный, ответственный, с хорошим знанием законов, развитой памятью и логикой, со знанием языков, эрудированный, креативный и коммуникабельный, готовый отвечать современным вызовам. Сотрудник государственной гражданской службы является грамотным человеком, знающим, что происходит как внутри страны, так и за ее пределами. Крайне важно, что все же чиновник – это публичный человек, поэтому он должен быть аккуратным, харизматичным, а его поведение должно быть образцом для других граждан.


Также автором отмечается значительный рост интереса со стороны выпускников и молодых специалистов к работе в системе государственной власти. Одним из факторов, способствующих этому, является масштабное реформирование системы государственной гражданской службы с ориентиром на повышение материальной и нематериальной мотивации сотрудников, а также традиционные факторы, особенно привлекательные в периоды кризисов, такие как стабильность рабочего места и заработной платы, соблюдение трудового законодательства.

Учитывая структуру министерства, одним из мотивирующих факторов для молодых специалистов является возможность обучаться у старшего поколения, перенимать столь ценный экспертный опыт, а также постоянно совершенствоваться посредствам обучения и курсов повышения квалификации, организованных министерством.

Таким образом, сейчас у молодых специалистов есть все возможности для развития своей карьеры в министерстве.

Правовой департамент Министерства финансов Российской Федерации включает в себя 7 отделов, которые возглавляет один директор департамента. В каждом отделе представлены следующие должностные позиции, начиная от самой начальной[15]:

  1. Старший специалист-эксперт;
  2. Ведущий специалист-эксперт;
  3. Главный специалист-эксперт;
  4. Консультант;
  5. Ведущий консультант;
  6. Советник;
  7. Ведущий советник;
  8. Заместитель начальника;
  9. Начальник отдела.

Поэтому смотря на карьерные перспективы, есть возможность повышения, как в своем отделе, так и в каком-то другом, если хватает опыта и квалификации на данную позицию.

Также альтернативным вариантом является возможность перехода в другой департамент министерства, который занимается схожими вопросами на лучшую позицию или более высокооплачиваемую. Например, проработав определенное время на позиции заместителя начальника в отделе правового обеспечения в сфере бюджетной политики, контрактной системы, финансовых рынков и деятельности подведомственных организаций и при отсутствии вакантных позиций в данном отделе или вообще в департаменте можно перейти в департамент правового регулирования бюджетных отношений.

Сейчас значительное число людей, работающих на государственной службе, уходят на пенсию, таким образом, открываются хорошие перспективы для продвижения молодых сотрудников.

Большинство заместителей министра и директоров департаментов в Министерстве финансов Российской Федерации прошли через всю карьерную лестницу, начиная с позиции старшего специалиста-эксперта. Да, раньше это было так, то есть, чтобы дорасти до директора департамента требовалось в обязательном порядке пройти все этапы, на что уходило много времени.


Если смотреть ситуацию сейчас, то появилась такая особенность, что можно перескочить сразу две ступени и получить повышение достаточно быстро, конечно при условии наличия определенной вакантной позиции, достаточных квалификаций, опыта и знаний для ее замещения, а также хороших рекомендаций руководства. Однако также стоит отметить, что, как правило, на позиции начальника отдела карьерный рост именно в данном департаменте завершается. Дальнейшим развитием событий может быть переход в другой департамент на ту же позицию, но с повышением заработной платы или же переход на другое место работы. Получение позиции заместителя директора департамента или директора департамента - это достаточно долгий и тернистый путь, на который большинство молодых специалистов не хотят тратить свои силы.

При хорошей рекомендации отличной перспективой может являться переход в другое министерство или же в коммерческий сектор, так как работа в Министерстве финансов Российской Федерации позволяет набраться опыта и завести достаточно крепкие деловые связи.

Кроме того, можно также привести пример коллеги, которой всего лишь 28 лет, но она уже занимает позицию заместителя начальника отдела. Первоначально она начинала с позиции старшего специалиста-эксперта, через год получила повышение, став главным специалистом-экспертом (пропустив стадию ведущего специалиста-эксперта), а дальше она перешла в другое министерство, где проработала 1 год, а потом вновь вернулась в Минфин России на позицию заместителя начальника, так как руководство крайне было заинтересовано в ее компетенциях. Поэтому вариантов развития и перспектив карьерного роста очень много.

2.2. Анализ практики мотивации труда государственных гражданских служащих в России и мире

Прежде чем автор будет переходить непосредственно к способам мотивации государственных служащих правового департамента Министерства финансов Российской Федерации, необходимо рассмотреть, как происходит мотивация государственных служащих в зарубежных странах. Безусловно, все подходы и теории служат нам опорой, но для того, чтобы реально применять ту или иную модель, необходимо учесть еще и межкультурные факторы, особенно они разняться в системе государственной власти. Так как говорит нам пословица: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть». Именно так обстоят дела и с тем, как мотивировать сотрудников.