Файл: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме этого, осуществляется разработка комплексных программ здоровья, реализация которых должна претворяться в жизнь всем коллективом школы (В.И. Борисов, Э.Н. Вайнер, В.Н. Касаткин, А.Е.Неудахина, А.В. Татаренко, О.Л. Трещева, И.В. Узлова, X. Хайвис и др.). Для нас представляют интерес те работы, в которых в качестве одного из условий сохранения и укрепления здоровья предлагается формирование у учащихся положительного отношения к своему здоровью (Т.Ф. Орехова, О.А. Степанова, Л.Ф. Тихомирова, И.А. Чаленко и др.).

В.И. Ковалько разработана образовательная технология педагогики здоровьесбережения, представляющая собой «процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог - учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения» [41, с. 17].

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, по В.И. Ковалько, - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни [41, с. 17].

Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина считают, что «проблема формирования здорового об­раза жизни может решаться с разных пози­ций посредством: просветительской деятельности; изучения особенностей своего орга­низма; изменения установки по отношению к себе и окружающей действительности и формирования позиции признания ценности здоровья и чувства ответственно­сти за него» [60, с. 102].

Предлагаемый Л.А. Обуховой, Н.А. Лемяскиной, О.Е. Жиренко курс занятий «Школа докторов природы» [62] для младших школьников 1-4 классов нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре. Уроки здоровья данных авторов позволят научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия [62, с. 103].

Методика работы строится в направле­нии личностно-ориентированного взаимо­действия с ребенком, делается акцент на са­мостоятельное экспериментирование и по­исковую активность самих детей, с побуж­дением их к творческому выполнению зада­ний. Занятия содержат познавательный ма­териал, соответствующий возрастным осо­бенностям детей, сочетающийся с практиче­скими заданиями (тренинг, оздоровитель­ные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), не­обходимыми для развития навыков ребенка [60, с. 101]. Программа включает не только вопросы физического, но и духовного здоровья.


Синтетическую концепцию, объединяющую как целостное явление, интегрирующее обучение и развитие здоровья, предложил доктор медицинских наук Базарный В.Ф.

В.Ф. Базарным разработана методика по охране и укреплению здоровья детей [10]. Полученная теоретическая база явилась основой для проведения широкомасштабной реорганизации способов, приемов и технологий учебно-воспитательного процесса с целью активизации деятельности организма. Этого можно добиться используя биологические предпосылки нормального развития: - вертикализация позы в процессе обучения и пространство.

Проведенные исследования В. Ф. Базарного показывают, что физическое развитие и состояние здоровья детей и особенно школьников находятся в прямой зависимости от напряженности и утомляемости их в процессе учебно-познавательной деятельности. Эти исследования позволили разработать качественно новые физиолого-раскрепощающие, здравоохранительные принципы учебно-познавательного процесса. Основные из них [8, с. 134]:

1. Вместо традиционной моторно-закрепощенной сидячей позы разработаны технологии моторно-раскрепощенных динамических поз, базирующихся на вертикальной установке тела.

2. Вместо статически напряженного узкоформатного близорукого книжного обучения - технология передачи информации в режимах информативного пространства, зрительных горизонтов, подвижного дидактического материала.

3. Вместо безотрывного письма - принцип импульсно-нажимного.

На наш взгляд, использование методики В.Ф. Базарного доступно в любой школе, в любом классе, не требует больших материальных затрат, а следовательно должно использоваться учителем в сохранении и укреплении здоровья младших школьников.

Другой подход предлагают Е.Н .Дзятковская и Л.И. Колесникова. С учетом психофизиологических особеннос­тей учащихся ими сформулированы следующие инвариантные требования к здоровьесберегающим методам обучения: 1) профилакти­ка (коррекция) «застреваний» в анализе и синтезе информации, межполушарном пе­реносе, межанализаторных связей; 2) прин­цип эмоциональных качелей; 3) обучение учащихся способам креативного, экологи­чески ориентированного мышления, прие­мам самодиагностики, саморегуляции, ра­циональным способам деятельности [28, с. 135].

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе, по мнению Н.К. Смирнова, может рассматриваться в двух вариантах - задача-минимум и задача-максимум [76, с. 24]. Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: «No nocere!» («Не навреди!»). Реализация её рабочей программы включает выявление и каталогизацию факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм учащегося - его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение самих этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся и педагогов. Соответственно, сами патогенные (или условно патогенные) факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на три группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса (гигиенические), обусловленные организацией обучения (организационно-педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей, администрации, сотрудников образовательного учреждения (психолого-педагогические факторы).


Таким образом, решение задачи-минимум с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Задача руководства управления образования, директора школы, учителя - по возможности защитить тело и психику ребёнка в школе от воздействия как очевидно травмирующих факторов, так и тех, эффект которых проявляется постепенно, путём кумуляции. То же самое касается охраны труда и здоровья педагогов.

Задача-максимум предполагает модернизацию содержания и технологии обучения, воспитание у учащегося культуры здоровья, экологической культуры, культуры учебного труда и общения, когда ребенок становится субъектом обучения, а учебно-информационная деятельность приобретает профилактически-, коррекционно- и реабилитационно-развивающий характер.

На практике выделяется 3 источника угроз для здоровья учащихся и педагогов [78, с. 89]: гигиенические, средовые факторы, организационно-педагогические факторы и психолого-педагогические факторы.

ЗОТ в первую очередь касается третьей группы факторов, что выдвигает на первый план задачу формирования соответствующей компетенции у всех работников образовательных учреждений. Но рассмотрение здоровьесберегающих технологий только как характеристики работы учителя было бы методологической ошибкой. Слишком тесна взаимосвязь всех вышеуказанных факторов, особенно в отношении достигаемого эффекта. Кроме того, к трём общепринятым факторам угрозы для здоровья учащихся, относится и безграмотность в вопросах здоровья: не менее половины проблем со здоровьем мы создаём себе сами! А это также образовательная проблема. Таким образом, ЗОТ можно рассматривать как альтернативу угрозам здоровью, исходящим из всех источников, так или иначе связанных с образовательным процессом.

Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий при решении с их помощью защиты от патогенных факторов является наличие или отсутствие ухудшения здоровья учащихся и педагогов, находящееся в очевидной связи с воздействием таких факторов. Это согласуется со сложившейся практикой работы системы здравоохранения (обращаться к врачам надо только тогда, когда заболеешь), но вступает в противоречие с принципами профилактической медицины и концепцией здоровья, принятой Всемирной организацией здравоохранения, согласно которой здоровье - не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.


Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс является формирование культуры здоровья [76, с. 57]. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учётом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.

Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются использованием на занятиях и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. В качестве примера эффективных и доступных форм работы можно привести дискуссию, психолого-педагогический тренинг. К сожалению, для использования их в повседневном учебном процессе необходима не только корректировка учебных программ, но и соответствующая подготовка педагогов. Фактически, это смещение традиционного методического репертуара учителя в сторону психологических технологий. Именно этот вектор профессионального развития учителя позволяет ему не только получить удовольствие от своей работы, в большей степени реализовать индивидуальный подход к учащимся, но и превратить используемые педагогические технологии в здоровьесберегающие.


Характерной особенностью современно­го начального образования является вариативность, которая обеспечивает по­степенность перехода на новое содержание, развивающую среду и вызвана необходимо­стью развития личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В основе учебно-методических комплектов нового поколения лежат идеи личностно-ориентированного обучения, что позволяет, с одной стороны, успешно решать задачи до­стижения высокого уровня обучения школь­ников, формирования их учебной деятель­ности, с другой - обеспечить здоровьесберегающий эффект [70, с. 21].

Мы считаем, что оценивать и принимать управленческие решения в отношении здоровьесберегающих технологий целесообразно, только проанализировав суть нововведения, педагогического приёма, явления, технологии.

Для реализации здоровьесберегающих технологий важно: творчество, апробированные методы и задачи обучения, интерес учащихся к учебе, предмету.

Итак, проблема детского здоровья и оздоровления детей в России в настоящее время переросла из чисто медицинской в острую социальную проблему и ее решение становится одним из направлений государственной социальной политики.

Понятие здоровье имеет множество определений. В нашем исследовнаии мы опираемся на порнятие, данное Всемирной организацией здравоохранении: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» [92, с. 391].

Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения на совре­менном этапе негативные «школьные» факторы здоровья:

  • интенсификация учебного процесса;
  • недостаток двигательной активности учащихся;
  • несоблюдение гигиенических требований;
  • перегрузка учебных программ;
  • несоответствие программ и технологий обучения функцио­нальным и возрастным особенностям обучающихся;
  • стрессовые воздействия авторитарной педагогики;
  • отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
  • неправильное питание;
  • несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических тре­бований к организации учебного процесса;
  • недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
  • неблагополучное состояние здоровья самих педагогов.

При грамотном планировании учебного материала и учебной нагрузки особенно важно учитывать все названные факторы.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить учащимся начальных классов в условиях образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.