Файл: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы.pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
12. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.
В конце занятия обратить внимание на следующее.
13. Плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.
14. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе.
15. Темп окончания занятия:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
- спокойное завершение занятия, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.
- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования на тему «Здоровьесберегающие технологии в курсе «»» мы пришли к следующим выводам.
Улучшение и сохранение здоровья детей возможно при условии компетентного применения здоровьесберегающих технологий педагогами, поиска наиболее оптимальных средств укрепления здоровья обучающихся - физического, психического и социального; создания наиболее благоприятных условий для формирования у детей устойчивого интереса к здоровому образу жизни, к самореализации и саморазвитию.
Основное достоинство и ценность здоровьесберегающих технологий заключается в их гуманистической направленности. Они призваны обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности, двигательной активности.
Педагоги для сохранения здоровья детей должны стремиться свести к минимуму все возможные факторы риска: стрессовую тактику педагогического воздействия, не соответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, не соответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.
Сказанное в выводах по главам нашло подтверждение в проведенной нами опытно-экспериментальной работе по внедрению здоровьесберегающих технологий на дополнительных занятиях в группе продленного дня. Мы убедились в том, что реализация технологий здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в группе продленного дня способствует сохранению и укреплению здоровья младших школьников. Таким образом, нашла подтверждение гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования. И, следовательно, и цель исследования достигнута.
После проведенных нами уроков, учащиеся также стали бережнее относиться к своему здоровью, начали заботиться о своих зубах, вовремя ложиться спать, требовательнее относиться к питанию и режиму дня.
Следует также отметить, что такие средства физической культуры как походы, прогулки, подвижные игры должны быть включены в дополнительные занятия групп продленного дня. Это позволит провести занятия на высоком эмоциональном фоне, познакомить школьников с родной природой, расширить их кругозор и параллельно произвести необходимое количество расслабляющих упражнений, но это тема уже другого исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)// http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
- Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»// http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия. Проект, 2001. - 672 с.
- Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М., 1990. - 560 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 томах - М.: Педагогика, 1980. - т. I - 230 с; т. II - 287 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл. 2007. - 527 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1996. - 479 с.
- Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный подход. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 357 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения./Изд. А.П.Н. РСФСР. - М, 1961. - 695 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 320 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентирован-ного образования // Педагогика, 1997. - № 4. - С. 6-21.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Монография. - Изд-во Ростовского Педагогического ун-та, 2000. - 352 с.
- Бордовский, Г.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков // Педагогика, 1993. - № 3. - С. 12-16.
- Борзова В.А, Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. - Самара, 1994. - 197 с.
- Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дисс. ... докт. пед. наук. - М., 1991. - 401 с.
- Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика. Пособие для сдачи экзамена. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: ЮРАЙТ, 2005. - 239 с.
- Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: М.: Росмэн, 2002.- 79 с.
- Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Просвещение, 1996. - 94 с.
- Вульфов Б.З. Исследования в области социальной педагогики: основания, научный аппарат, специфика организации//Вестник Ун-та Рос. акад. образования, 1998. - № 1. - С. 35-45.
- Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. Тема 7: «Педагог»: личность и профессия.- М., 1996. - 285 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 томах. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - 224 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. - 465 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
- Газман О.С. Самоопределение//Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995. - С. 82-89.
- Гальперин П.Я. Курс лекций по общей психологии, прочитанный на философском факультете МГУ. - М., 1989. - 167 с.
- Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6-10 лет). - СПб: ГП «Иматон», 1996. - 60 с.
- Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Г.П. Вейсберга. В 2 томах. Т. 1. - М., 1988. - 292 с.
- Годфруа Ж. Психология. В 2 томах. - Т 1. - М.: Мир, 1992. - 496 с.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М.: Политиздат, 1989. - 319 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - 544 с.
- Даринская Л.А. Педагогика творческого развития личности. - СПб, 2007. - 84 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1986. - 370 с.
- Доржиева Т.В. Психологические проблемы развития творческих способностей в процессе обучения. // Тезисы. Сб. «Проблемы образования на рубеже XX века». М., Инст-т повышения квалификации, 1996. - 147 с.
- Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. - 236 с.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990. - 420 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
- Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками/ А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М.: Просвещение, 2001. - 128 с.
- Казанова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие школьников. - М., 1993. - 160 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
- Караковский В.А. Воспитание для всех. - М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2008. - 240 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М., 1982. - 656 с.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы//Постановление Правительства Российской Федерации - № 803 от 23 декабря 2005 г.//Бюллетень трудового и социального законодательства РФ, 2006. - № 1.
- Коротов В.М. Развитие личности / В.М. Коротов // Развитие воспитательных функций коллектива. - М.: Педагогика, 1998. - 200 с.
- Корчак Я. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1990. - 267 с.
- Круглова Л. Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей: Дисс. …канд. пед. наук. - Челябинск, 1997. - 207 с.
- Крупская Н.К. Собрание сочинений в 6 томах. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1980. - 495 с.
- Кукушкин B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе. - Ростов-на-Дону, 2003. - 267 с.
- Кэмпбелл Р. Воспитание в общении. - М.: Мирт, 2002. - 216 с.
- Лаптев В.В. Языки и среды. - СПб.: Питер, 2007. - 288 с.
- Лебедев О.Е. Модернизация управления образованием: Перспективы и проблемы: Методическое пособие для решения управленческих проблем. - СПб.: СПбАППО, 2006. - 96 с.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004. - № 5. - С. 3-12.
- Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск, 1993. - 430 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: АСТ-пресс, 2005. - 287 с.
- Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей //Научное творчество/ Под ред. Микулинского С.Р. - М., 2006. - 446 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
- Лук А.Н. Психология творчества. - М. Просвещение, 1998. - 138 с.
- Лушников И.Д. Технология развития индивидуальных творческих способностей учащихся. - Вологда, 2005. - 98 с.
- Малькова З.А. Педагогика в поисках модели школы нового поколения // Известия Российской академии образования. - 2001. - № 1. - С. 23-34.
- Медынский Е.Н. Педагогика. - М., 1958. - 560 с.
- Милов Ю.Е. Формирование познавательной самостоятельности студентов колледжа: Дисс. канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2002. - 190 с.
- Миронова Л.Н. Цветоведение. - Минск: Вышэйшая школа, 2004. - 286 с.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности//Вопросы психологии, 1994. - № 5. - С. 86-95.
- Монахова Л. Ю., Монахова А. А. Терминологический аспект проблемы информатизации образования. //Человек и образование. - 2005. - № 3. - С. 3-13.
- Мудрик А.В.Социальная педагогика. 3-е издание //Под редакцией В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
- Наумова Н.И. Развитие творческих способностей школьников средствами театрального искусства: Дисс. … канд. пед. наук. - Курган, 1997. - 210 с.
- Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М., 2005. - Кн. 3. - 640 с.
- Нечаева О.С. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно - эстетической интеграции различных видов искусств: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 202 с.
- Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся//Начальная школа, 2001. - № 10. - С. 34-37.
- Новикова Л.И. Моделирование воспитательных систем: теория - практике /Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: РОУ, 1995. - 144 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. - 352 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Издательство «Азъ», 1992. - 446 с.
- Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 1983. - 480 с.
- Педагогический энциклопедический словарь/Под. ред. Бим-Бада Б.М. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
- Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М., 1981. - 257 с.
- Петровский А.В. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости//Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М., 1983. - С. 42-67.
- Петровский В.А., Петровский А.В. Индивид и его потребность быть личностью//Вопросы философии, 1982. - № 3. - С. 44-53.
- Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. - М.: Гаудеамус, 2006. - 490 с.
- Пономарев Я.А Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества//Психол. Журнал, 1986. - Т. 7. - № 2. - С. 137-143.
- Приказ Минобразования «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» № 393 от 11 февраля 2002//Бюллетень Министерства образования РФ, 2002. - № 2.
- Приказ Министерства культуры РФ «О Концепции художественного образования в Российской Федерации» № 1403 от 28 декабря 2001 г.//Сайт Министерства культуры РФ.
- Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 2001. - 224 с.
- Радионова Н.Ф. Перспективы развития педагогического образования: компетенстностный подход //Человек и образование, 2006. - № 4. - С. 7-14.
- Рогозина В. Педагогические условия развития творческих способностей школьников на уроке // Воспитание школьников, 2007. № 4. - С. 28-30.
- Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. - М.: НИИ ОПН АПН СССР, 2002. - 86 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
- Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников: Дисс. докт. пед. наук. - Ярославль, 2003. - 350 с.
- Славина Л.С. Психическое развития школьника и его воспитание. - М., 1979. - 96 с.
- Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.
- Слободчиков В.И. Российское образование: перспективы развития // Директор школы. 2000. № 2. - С. 3-12.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Изд-во: Академия, 2007. - 368 с.
- Способности // Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд. - М.: АСТ «Транзиткнига», 2004. - C. 400-401.
- Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2000. - 496 с.
Приложение 1
Фрагменты бесед занятий и упражнений
…
3. Беседа об осанке. Вопросы для учащихся.
- Как проверить, правильная ли у тебя осанка?
- Охарактеризуй осанку своего товарища.
- Можно ли исправить осанку? Какие ты можешь дать советы?
Правила посадки за столом
Часто дети сидят за партой во время занятий или дома за столом, когда готовят уроки, сильно нагнувшись или опираясь на край грудью, искривившись в одну какую-нибудь сторону. От этого позвоночник постепенно искривляется, грудная клетка сдавливается. Человек становится сутулым, кособоким, с узкой, пиалой грудной клеткой.
Запомните основные правила посадки за столом:
Сидите прямо, слегка наклонив голову вперед.
Не упирайтесь грудью в край стола. Расстояние между вами и краем стола должно равняться ширине ладони. Обе ноги ставьте на пол подошвой.
Почувствовав усталость, отдохните. Откиньтесь на спинку парты или стула, заложив руки за спину.
…
На дополнительных занятиях в группе продленного дня с целью укрепления физического здоровья ежедневно проводились обязательные упражнения на осанку. Приведем примеры упражнения, использованных нами на физкультминутках с целью улучшения осанки детей.
Упражнения для формирования правильной осанки
Упражнения на ощущение правильной осанки
Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при касании спиной стены. Дети начинают хорошо чувствовать свое тело: уровень надплечий, положение лопаток, таза головы.
Встать к стене в основной стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
Встать к стене (и.п. то же), присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
Встать к стене (и.п. то же), сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стене.
Упражнения из исходного положения стоя
И.п. - о. с., руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения рук вперед, затем назад (5-6 раз в каждую сторону).
И.п. - о. с., руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (вправо, влево) - вверх-вниз (по 3 раза в каждом направлении).
И.п. - о. с., руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3-5 раз).
И.п. - о. с., руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая, 5-6 раз каждой ногой).
И.п. - о. с. Активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной (1-2 мин).
И.п. - о. с. Спокойно, медленно, плавно на вдохе поднимаем руки вверх. На выдохе плавно опускаем руки через стороны вниз (4-5 раз).
И.п. - стоя. Полуприседания, приседания на носках; руки в стороны-вверх-вперед. Вернуться в и.п.
И.п. - о. с. Поднять руки в стороны ладонями вверх, развернуть руки ладонями назад, свести их за спиной, выполняя хлопки.
И.п. - о. с., руки за спиной собраны в замок. Поднять руки максимально вверх, при этом корпус надо держать прямо. Медленно выполняется наклон вперед-вниз, при этом руки смотрят вверх. Вернуться в и.п. (2-3 раза).
И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища в стороны. Бедра неподвижны (6-8 раз).
И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. Через стороны поднять руки вверх, ладони смотрят вперед, и сделать «ножницы», поочередно меняя положения рук, 4-6 раз, за головой.
Упражнения из исходного положения сидя
«Ребята растут»
И.п. - сидя на пятках, руки на коленях. Поднимаясь на колени, поднять обе руки через стороны вверх, ладони смотрят вверх. Вернуться в и.п. (5-6 раз).
«Ребята тянутся»
И.п. - сидя на пятках. Встать на колени, руки через стороны поднять вверх медленно, с напряжением. Вытягивать себя вверх, прогибаясь назад (4 раза).
«Ребята ловят пяточку»
И.п. - сидя на пятках, руки к плечам. Встать на колени, разворот туловища назад-вправо, правой рукой достать левую пятку, глазами посмотреть на свою пятку; задержаться в этом положении на 3-5 секунд. Вернуться в и.п., повторить в другую сторону (4-6 раз).
«Силачи»
И.п. - сидя на пятках. Поднять руки вверх, с усилием вытягивать себя вверх, опуская через стороны руки вниз, согнуть их в локтях и прижать к туловищу сбоку, задержаться на несколько секунд. При этом лопатки сведены, грудь расправлена, спина ровная, живот втянут (4-5 раз).
«Машут наши ручки»
И.п. - стоя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем (6 раз).
«Колечко»
И.п. - стоя на коленях. Отклониться назад, руками достать пятки, прогнуться всем корпусом (1-2 раза).
Приведем фрагмент занятия.
IV. Выполнение упражнений, корректирующих осанку.
- Выработка и закрепление правильной осанки происходит во время выполнения физических упражнений. Сейчас мы с вами выполним упражнения на осанку.
1. Ходьба.
а) на месте;
б) на носках, руки вверх;
в) на пятках, руки за голову.
2. Упражнения с гимнастическими палками:
- И.п. - стоя, ноги вместе, палку держать внизу за концы.
1 - палку поднять вверх, правую ногу назад вверх до отказа прогнуться.
2 - и.п.
3 - то же другой ногой.
- И.п. - стоя, ноги на ширине ступни, палка за лопатками.
1 - палку поднять вверх, прогнуться
2 - и.п.
- И.п. - то же
1 - 2 - повороты туловища вправо и влево, без остановки, не сгибаясь. Дыхание произвольное.
- И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, палка сзади внизу, спина прямая.
1 -немного прогнувшись, прямыми руками поднять палку вверх;
2 - палку опустить вниз спереди;
3 - 4 - то же, назад вниз.
- И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, палка на плечах.
1 - 2 - приседания на носках, не сгибая спину.
- И.п. - сидя, палки положили на пол.
1 - катаем палку ступнями
2 - ноги на ширине плеч, наклоны к ногам.
Также для укрепления опорно-двигательного аппарата мы использовали разминку в виде самомассажа.
Самомассаж шеи.
Правой рукой разотрите круговыми движениями заднюю часть шеи. Сначала движения легкие, поверхностные , затем с некоторым нажимом. По 10 движений правой, затем левой рукой.
Самомассаж плечевых суставов.
Внимание - на плечевом поясе. Слегка подвигайте плечевыми суставами, затем правой ладонью круговыми движениями произведите растирание в области левого плечевого сустава, а левой ладонью - правого. Движения должны быть приятными, с небольшим нажимом по 20 круговых движений на каждом плече.
Самомассаж спины.
Слегка наклоните туловище вперед, сожмите руки в кулаки и тыльной стороной разотрите спину, начиная от возможно высокой точки и заканчивая у крестца. Правую и левую руки двигайте в противоположных направлениях, от позвоночника к бокам. По 10 движений в среднем темпе, с небольшим нажимом.
Известно, что для формирования правильной красивой осанки необходимо дополнительно использовать упражнения дыхательной гимнастики и укреплять мышцы живота и туловища.
В нашей экспериментальной работе мы использовали следующие дыхательные упражнения.
И.п. - основная стойка, ноги шире плеч, руки в стороны. Выполнить наклон до касания пальцами левой руки носка левой ноги. Правая рука вытянута вверх. Выдержать позу в течение 30 с, дыхание свободное. После этого выполнить упражнение с наклоном в другую (правую) сторону.
И.п. - основная стойка. Выдохнуть, задержать дыхание. На задержке дыхания втянуть живот и затем сразу же расслабить мышцы живота. Чередовать втягивание и расслабление мышц живота в быстром темпе, не прекращая задержки дыхания. Расслабить мышцы и сделать глубокий вдох. По мере роста тренированности увеличивать количество циклов.