Файл: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы.pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
Задачи здоровьесберегающих технологий:
- Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям и навыкам, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность).
- Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
- Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся, обусловленного напряженным режимом обучения в условиях комплексной информатизации учебно-воспитательного процесса).
- Прикладные задачи (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).
Осуществляя выбор здоровьесберегающих технологий в изучении окружающего мира в начальной школе учитель должен учитывать принципы возрастной адекватности здоровьесьерегающего процесса, всестороннего и гармоничного развития личности, предполагающие создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, проведение нестандартных уроков, использование игровых моментов, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности, проведение физкультурных минуток и пауз, подвижных перемен и т.п. Эти технологии здоровьесбережения раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.
Формирование здорового образа жизни у учащихся будет эффективным только при активной деятельности, как учителя, так и самих младших школьников по укреплению своего здоровья.
ГЛАВА 2. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В НЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ)
2.1. Изучение состояния здоровья учащихся начальных классов и соответствия окружающей среды санитарно-гигиеническим нормам
Для изучения соответствия окружающей среды обучения учащихся санитарно-гигиеническим нормам, мы проанализировали классную комнату, где проводятся занятия в группе продленного дня,
Рассмотрим соответствие окружающей среды санитарно-гигиеническим нормам, опираясь на методику М.В. Антроповой [1].
Таблица 1. Санитарно-гигиеническое состояние школьного кабинета 2 «Б» класса
Факторы |
Методика, приборы |
Норма |
Факт |
Вывод |
Температура |
Диагональный метод измерения (замеры термометром, мониторинг температуры в четыре сезона) |
Оптимальная температура: зима (18-20)0С Допустимый предел (17-22)0С Оптимальная температура: весна (18-20)0С Допустимый предел (17-23)0С Оптимальная температура: осень (16-22)0С Допустимый предел (15-22)0С |
зима: (19-20) 0С весна: (19-22) осень: (17-20) 0С |
Температура в классе соответствует норме |
Влажность |
Замеры психрометром в зоне дыхания. Сделать 6 замеров: б) около внутренних стен; д) 1 м от пола; е) 1,5 м от пола |
Оптимальный параметр 30-50% Допустимый параметр 25-60% |
Относительная влажность воздуха 60% |
Влажность воздуха соответствует норме |
Площадь класса |
Расчетный метод S=а∙b, где а - длина b - ширина |
S не менее 50 м2 |
Длина - 6 м Ширина - 5,6 м S=6∙5,6= 33,6м2< 50 м2 |
Площадь класса не соответствует норме менее 50м2 |
Норма вместимости учеников |
Расчетный метод (S:H) H -высота потолков, S - площадь помещения |
H=3,5 м - 1,43м2 H=3 м - 1,7м2 H=2,5 м - 2,2м2 |
Высота - 3,5м 33,6:19= 1,8м2 на 1 ученика |
вместимость учеников соответствует норме |
Расстановка мебели в классной комнате |
Расстояние от доски до первой парты Расстояние от последней парты до задней стены Расстояние парт первого ряда до наружной стены Расстояние парт третьего ряда до внутренней стороны Расстояние между рядами |
2,5 м 0,5 м 0,6 м 0,5 м 0,6-0,8 м |
1,5 м 0,5 м 0,8 м 0,3 м 0,6 м |
не соотв соответ. соответ. не соотв соответ. |
Соответст-вие мебели нормам |
Соответствие классной мебели возрасту Высота крышки стола над полом Высота сиденья стула над полом |
Парты 0,46 м 0,25м |
Столы 0,54 м 0,32 м техническое состояние некоторых столов удовет-ворительное, эстетическое состояние нормальное. |
не соотв. не соотв. не соотв. |
Режим проветрива-ния |
Расчетный метод КА (коэффициент аэрации)= |
Оптимальный 1:30 (0,03) Допустимый 1:50 (0,02) |
В классе 2 форточки: 0,46х0,6м, 0,49х0,35 м. Sфорт= 0,276+0,1715=0,4475м2 КА=0,4475:33,6=0,01 |
КА значительно не соответствует норме |
Освещен-ность естественная |
Расчетный метод КЕО - коэффициент естественной освещенности, Ев - освещенность внутри в люксах, Ен - освещенность снаружи в люксах. |
СК=1:4-1:5 для классов норма СК=0,25 КЗ=1:2-1:3, оптимально 1:5 КЕО (%) не менее 1,25-1,5 % |
СК=0,2 КЗ=0,53 КЕО=1,45% |
СК соответ. норме КЗ соот. норме КЕО соответ. норме |
Освещен-ность искусствен-ная |
Расчетный метод Уровень освещенности Коэффициент е для помещений с площадью не более 50 кв.м. при напряжении в сети 220ВТ для ламп накаливания мощностью до 100 ВТ равно 2,0; для ламп более 100Вт - 2,5; для люминесцент. ламп - 12,5. |
УС при лампах накаливания - 48 Вт/ м2, а при люминесцентных - 20 Вт/ м2 |
В классе 9 ламп по 100 ВТ УС=9∙100Вт:33,6∙2=54 Вт/м2 54 Вт/м2> 48 Вт/м2 |
УС соответ. норме, в классе искусственная освещенность даже лучше, чем по положено по норме |
Озеленение |
Общее озеленение, оформление интерьера классной комнаты, правильное содержание растений, отсутствие ядовитых и вызывающих аллергию растений - биофильтров (хлорофитум хохлатый, фикус и др.) |
В классе 13 растений 8 видов: бегония (3), спатифиллум Уэллиса, эпифиллиум (2), амозонская лилия эухарис крупноцветковый, фиалка узумбарская (3), гибискус, мирт обыкновенный, монстера привлекательная. |
Озеленение соответствует норме В классе отсутствуют ядовитые и аллергические растения Присутствуют растения биофильтры: мирт обыкновенный, монстера привле-кательная. |
|
Колористика |
Цветовое решение интерьера классной комнаты |
Помещения, обращенные на юг окрашивают обычно в холодные тона (светло-голубой, светло-зеленый), на север - в теплые (светло-кремовый, розовато-бежевый или охристые (желтые) тона |
Расположение относи-тельно сторон горизонта -окна обращены на север. Цвет стен - приглушенно-зеленый Потолок - белый Окраска парт - бежевая Цвет доски - земно-зеленый |
Интерьер класс-сной комнаты соответствует требованиям цвето-здоров-ления: приглушенно-зеленый, бежевый, белый, темно-зеленый |
Выводы о соответствии окружающей среды 2 «Б» класса санитарно-гигиеническим требованиям
Воздушно-тепловой режим в плане организации проветривания не соответствует норме из-за недостаточного количества форточек в классе.
Санитарно-гигиенические нормы организации школьного кабинета не соответствуют норме. Общая площадь кабинета не соответствует норме. Показателя расстановки мебели в классной комнате не соответствуют норме: расстояние от доски до первой парты и расстояние парт третьего ряда до внутренней стороны. В начальных классах предпочтительнее использовать парты, но в классе - столы.
Естественное освещение класса соответствует норме.
Искусственное освещение класса соответствует норме.
Озеленение классной комнаты соответствует норме. В классной комнате имеются растения, особо пригодные для выращивания не только в качестве декоративного элемента интерьера, но и для улучшения состояния воздуха в ней, а также обладающие оздоравливающим действием: мирт обыкновенный, монстера привлекательная. Хорошо увлажняют воздух китайская роза, или гибискус и спатифиллум Уэллиса. Отсутствуют ядовитые и вызывающие аллергию растения. Все растения в классе в отличном состоянии, им обеспечен квалифицированный уход.
При подборе растений в классе соблюдены два обязательных условия:
- Запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим.
- Присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из учащихся.
Колористика. Цветовое решение интерьера классной комнаты соответствует требованиям цветооздоровления.
Анализ состояния среды дает основания рекомендовать администрации школы заменить оконные рамы с форточками большего размера, приобрести соответствующую возрастным особенностям учащихся начальных классов мебель - парты, заменить кабинет на другой, большей площади, чтобы сохранить здоровье детей.
Чтобы найти более эффективные методы и приемы реализации здоровьесберегающих технологий на дополнительных занятиях в группе продленного дня нашей экспериментальной работы мы провели анкетирование учащихся, и наблюдение за тем как они применяют полученные знания (личная гигиена, режим питания, забота о собственном здоровье) в повседневной жизни.
Перед заполнением анкеты мы объяснили младшим школьникам, как правильно заполнить анкеты: учащиеся должны были внимательно читать каждый вопрос и отмечать те ответы, которые им кажутся правильными (например, ставить крестик, галочку и т.п.).
Таблица 2. Анкета
Вопрос |
Варианты ответа |
1. Нужно ли тебе следить за своим здоровьем? |
Да |
Нет |
|
2. Какое у тебя обычно настроение? Каким цветом можно раскрасить твое настроение? |
Черным |
Желтым |
|
Серым |
|
Красным |
|
3. Ты обращаешься к родителям за помощью в случае заболевания |
Сразу |
Когда становится очень плохо |
|
Ждешь, когда родителя сами заметят твое плохое самочувствие |
|
4. За письменным столом или партой ты стараешься правильно сидеть |
Всегда |
Иногда |
|
Никогда |
|
5. Ты выполняешь режим дня? |
Да |
Нет |
|
6. Ты устаешь на занятиях? |
Да |
Нет |
|
7. Нужно ли человеку бывать на свежем воздухе? |
Да |
Нет |
|
8. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, каким из перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом. |
Мыло |
Зубная щетка |
|
Полотенце для рук |
|
Мочалка |
|
Зубная паста |
|
Шампунь |
|
Тапочки |
|
Полотенце для тела |
|
9. На дверях столовой вывесили два расписания приема пищи: одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание. |
Завтрак 8.00 Обед 13.00 Полдник 16.00 Ужин 19.00 |
Завтрак 9.00 Обед 15.00 Полдник 18.00 Ужин 21.00 |
|
10. Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав? Отметь тот ответ, который тебе кажется верным: |
Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи |
Зубы нужно чистить утром и вечером |
|
Зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день |
|
11. Тебя назначили дежурным. Тебе нужно проследить за тем, как соблюдаются правила гигиены твоими друзьями. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь вымыть руки. |
Перед чтением книги |
Перед посещением туалета |
|
После посещения туалета |
|
После того, как заправил постель |
|
Перед едой |
|
Перед тем как идешь гулять |
|
После игры в баскетбол |
|
После того, как играл с кошкой или собакой |
|
12. Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ? Отметь. |
Каждый день |
Два-три раза в день |
|
1 раз в неделю |
|
13. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Отметь. |
Положить палец в рот |
Подставить палец под кран с холодной водой |
|
Намазать ранку йодом и накрыть чистой салфеткой |
|
Помазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой |
Рассмотрим результаты, проведенного нами анкетирования младших школьников (см. таблицу 3).
Таблица 3. Результаты анкетирования младших школьников (констатирующий этап эксперимента)
Вопрос |
Варианты ответа |
Ответы учащихся |
|
чел. |
% |
||
1. Нужно ли тебе следить за своим здоровьем? |
Да |
8 |
42,1% |
Нет |
11 |
57,9% |
|
2. Какое у тебя обычно настроение? Каким цветом можно раскрасить твое настроение? |
Черным |
8 |
42,1% |
Желтым |
3 |
15,8% |
|
Серым |
5 |
26,3% |
|
Красным |
3 |
15,8% |
|
3. Ты обращаешься к родителям за помощью в случае заболевания |
Сразу |
5 |
26,3% |
Когда становится очень плохо |
9 |
47,4% |
|
Ждешь, когда родителя сами заметят твое плохое самочувствие |
5 |
26,3% |
|
4. За письменным столом или партой ты стараешься правильно сидеть |
Всегда |
6 |
31,6% |
Иногда |
5 |
26,3% |
|
Никогда |
8 |
42,1% |
|
5. Ты выполняешь режим дня? |
Да |
8 |
42,1% |
Нет |
11 |
57,9% |
|
6. Ты устаешь на занятиях? |
Да |
14 |
73,7% |
Нет |
5 |
26,3% |
|
7.Нужно ли человеку бывать на свежем воздухе? |
Да |
10 |
52,6% |
Нет |
9 |
47,4% |
|
8.Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, каким из перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом. |
Мыло |
4 |
21,1% |
Зубная щетка |
8 |
42,1% |
|
Полотенце для рук |
5 |
26,3% |
|
Мочалка |
6 |
31,6% |
|
Зубная паста |
11 |
57,9% |
|
Шампунь |
2 |
10,5% |
|
Тапочки |
4 |
21,1% |
|
Полотенце для тела |
9 |
47,4% |
|
9. На дверях столовой вывесили два расписания приема пищи: одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание. |
Завтрак 8.00 Обед 13.00 Полдник 16.00 Ужин 19.00 |
8 |
42,1% |
Завтрак 9.00 Обед 15.00 Полдник 18.00 Ужин 21.00 |
11 |
57,9% |
|
10. Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав? Отметь тот ответ, который тебе кажется верным: |
Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи |
5 |
26,3% |
Зубы нужно чистить утром и вечером |
8 |
42,1% |
|
Зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день |
6 |
31,6% |
|
11. Тебя назначили дежурным. Тебе нужно проследить за тем, как соблюдаются правила гигиены твоими друзьями. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь вымыть руки. |
Перед чтением книги |
2 |
10,5% |
Перед посещением туалета |
8 |
42,1% |
|
После посещения туалета |
6 |
31,6% |
|
После того, как заправил постель |
5 |
26,3% |
|
Перед едой |
11 |
57,9% |
|
Перед тем как идешь гулять |
5 |
26,3% |
|
После игры в баскетбол |
7 |
36,8% |
|
После того, как играл с кошкой или собакой |
6 |
31,6% |
|
12. Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ? Отметь. |
Каждый день |
8 |
42,1% |
Два-три раза в день |
5 |
26,3% |
|
1 раз в неделю |
6 |
31,6% |
|
13. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Отметь. |
Положить палец в рот |
4 |
21,1% |
Подставить палец под кран с холодной водой |
2 |
10,5% |
|
Намазать ранку йодом и накрыть чистой салфеткой |
11 |
57,9% |
|
Помазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой |
2 |
10,5% |