Файл: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

  • Образовательные (направлены на формирование устойчи­вых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, ме­тодическим умениям и навыкам, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность).
  • Воспитательные (направлены на формирование нравствен­ного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудо­любия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
  • Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицатель­ного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся, обусловленного напряженным режимом обучения в условиях комп­лексной информатизации учебно-воспитательного процесса).
  • Прикладные задачи (направлены на обучение умениям и на­выкам сотрудничества со сверстниками, формирование представ­лений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).

Осуществляя выбор здоровьесберегающих технологий в изучении окружающего мира в начальной школе учитель должен учитывать принципы возрастной адекватности здоровьесьерегающего процесса, всестороннего и гармоничного развития личности, предполагающие создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, проведение нестандартных уроков, использование игровых моментов, приме­нение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных зада­ний разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности, проведение физкультурных минуток и пауз, подвижных перемен и т.п. Эти технологии здоровьесбережения раскрепощают ре­бенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотива­ции, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в соб­ственных возможностях.

Формирование здорового образа жизни у учащихся будет эффективным только при активной деятельности, как учителя, так и самих младших школьников по укреплению своего здоровья.


ГЛАВА 2. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В НЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ)

2.1. Изучение состояния здоровья учащихся начальных классов и соответствия окружающей среды санитарно-гигиеническим нормам

Для изучения соответствия окружающей среды обучения учащихся санитарно-гигиеническим нормам, мы проанализировали классную комнату, где проводятся занятия в группе продленного дня,

Рассмотрим соответствие окружающей среды санитарно-гигиеническим нормам, опираясь на методику М.В. Антроповой [1].

Таблица 1. Санитарно-гигиеническое состояние школьного кабинета 2 «Б» класса

Факторы

Методика, приборы

Норма

Факт

Вывод

Температура

Диагональный метод измерения (замеры термометром, мониторинг температуры в четыре сезона)

Оптимальная

температура:

зима (18-20)0С

Допустимый предел (17-22)0С Оптимальная

температура: весна (18-20)0С

Допустимый предел (17-23)0С

Оптимальная

температура: осень (16-22)0С

Допустимый предел (15-22)0С

зима:

(19-20) 0С

весна:

(19-22)

осень:

(17-20) 0С

Температура в классе соответствует норме

Влажность

Замеры психрометром в зоне дыхания. Сделать 6 замеров:
а) около наружных стен;

б) около внутренних стен;
в) посередине помещения;
г) 0,1 м от пола;

д) 1 м от пола;

е) 1,5 м от пола

Оптимальный параметр 30-50%

Допустимый параметр 25-60%

Относительная влажность воздуха 60%

Влажность воздуха соответствует норме

Площадь класса

Расчетный метод

S=а∙b, где

а - длина

b - ширина

S не менее 50 м2

Длина - 6 м

Ширина - 5,6 м

S=6∙5,6=

33,6м2< 50 м2

Площадь класса

не соответствует норме

менее 50м2

Норма вместимости учеников

Расчетный метод

(S:H)

H -высота потолков, S - площадь помещения

H=3,5 м - 1,43м2

H=3 м - 1,7м2

H=2,5 м - 2,2м2

Высота - 3,5м

33,6:19=

1,8м2 на 1 ученика

вместимость учеников соответствует норме

Расстановка мебели в классной комнате

Расстояние от доски до первой парты

Расстояние от последней парты до задней стены

Расстояние парт первого ряда до наружной стены

Расстояние парт третьего ряда до внутренней стороны

Расстояние между рядами

2,5 м

0,5 м

0,6 м

0,5 м

0,6-0,8 м

1,5 м

0,5 м

0,8 м

0,3 м

0,6 м

не соотв

соответ.

соответ.

не соотв

соответ.

Соответст-вие мебели нормам

Соответствие классной мебели возрасту

Высота крышки стола над полом

Высота сиденья стула над полом

Парты

0,46 м

0,25м

Столы

0,54 м

0,32 м

техническое состояние некоторых столов удовет-ворительное, эстетическое состояние нормальное.

не соотв.

не соотв.

не соотв.

Режим проветрива-ния

Расчетный метод

КА (коэффициент аэрации)=

Оптимальный 1:30 (0,03)

Допустимый 1:50 (0,02)

В классе 2 форточки: 0,46х0,6м, 0,49х0,35 м.

Sфорт= 0,276+0,1715=0,4475м2

КА=0,4475:33,6=0,01

КА значительно не соответствует норме

Освещен-ность естественная

Расчетный метод

КЕО - коэффициент естественной освещенности, Ев - освещенность внутри в люксах, Ен - освещенность снаружи в люксах.

СК=1:4-1:5

для классов норма СК=0,25

КЗ=1:2-1:3, оптимально 1:5

КЕО (%) не менее 1,25-1,5 %

СК=0,2

КЗ=0,53

КЕО=1,45%

СК соответ. норме

КЗ соот.

норме

КЕО соответ. норме


Освещен-ность искусствен-ная

Расчетный метод

Уровень освещенности

Коэффициент е для помещений с площадью не более 50 кв.м. при напряжении в сети 220ВТ для ламп накаливания мощностью до 100 ВТ равно 2,0; для ламп более 100Вт - 2,5; для люминесцент. ламп - 12,5.

УС при лампах накаливания - 48 Вт/ м2,

а при люминесцентных -

20 Вт/ м2

В классе 9 ламп по 100 ВТ

УС=9∙100Вт:33,6∙2=54 Вт/м2

54 Вт/м2>

48 Вт/м2

УС соответ.

норме, в классе искусственная освещенность даже лучше, чем по положено по норме

Озеленение

Общее озеленение, оформление интерьера классной комнаты, правильное содержание растений, отсутствие ядовитых и вызывающих аллергию растений - биофильтров (хлорофитум хохлатый, фикус и др.)

В классе

13 растений 8 видов: бегония (3), спатифиллум Уэллиса, эпифиллиум (2), амозонская лилия эухарис крупноцветковый, фиалка узумбарская (3), гибискус, мирт обыкновенный, монстера привлекательная.

Озеленение соответствует норме

В классе отсутствуют ядовитые и аллергические растения

Присутствуют

растения

биофильтры: мирт обыкновенный, монстера привле-кательная.

Колористика

Цветовое решение интерьера классной комнаты

Помещения, обращенные на юг окрашивают обычно в холодные тона (светло-голубой, светло-зеленый), на север - в теплые (светло-кремовый, розовато-бежевый или охристые (желтые) тона

Расположение относи-тельно сторон горизонта -окна обращены на север.

Цвет стен - приглушенно-зеленый

Потолок - белый

Окраска парт - бежевая

Цвет доски - земно-зеленый

Интерьер класс-сной комнаты соответствует требованиям цвето-здоров-ления: приглушенно-зеленый, бежевый, белый, темно-зеленый

Выводы о соответствии окружающей среды 2 «Б» класса санитарно-гигиеническим требованиям

Воздушно-тепловой режим в плане организации проветривания не соответствует норме из-за недостаточного количества форточек в классе.

Санитарно-гигиенические нормы организации школьного кабинета не соответствуют норме. Общая площадь кабинета не соответствует норме. Показателя расстановки мебели в классной комнате не соответствуют норме: расстояние от доски до первой парты и расстояние парт третьего ряда до внутренней стороны. В начальных классах предпочтительнее использовать парты, но в классе - столы.


Естественное освещение класса соответствует норме.

Искусственное освещение класса соответствует норме.

Озеленение классной комнаты соответствует норме. В классной комнате имеются растения, особо пригодные для выращивания не только в качестве декоративного элемента интерьера, но и для улучшения состояния воздуха в ней, а также обладающие оздоравливающим действием: мирт обыкновенный, монстера привлекательная. Хорошо увлажняют воздух китайская роза, или гибискус и спатифиллум Уэллиса. Отсутствуют ядовитые и вызывающие аллергию растения. Все растения в классе в отличном состоянии, им обеспечен квалифицированный уход.

При подборе растений в классе соблюдены два обязательных условия:

  1. Запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим.
  2. Присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из учащихся.

Колористика. Цветовое решение интерьера классной комнаты соответствует требованиям цветооздоровления.

Анализ состояния среды дает основания рекомендовать администрации школы заменить оконные рамы с форточками большего размера, приобрести соответствующую возрастным особенностям учащихся начальных классов мебель - парты, заменить кабинет на другой, большей площади, чтобы сохранить здоровье детей.

Чтобы найти более эффективные методы и приемы реализации здоровьесберегающих технологий на дополнительных занятиях в группе продленного дня нашей экспериментальной работы мы провели анкетирование учащихся, и наблюдение за тем как они применяют полученные знания (личная гигиена, режим питания, забота о собственном здоровье) в повседневной жизни.

Перед заполнением анкеты мы объяснили младшим школьникам, как правильно заполнить анкеты: учащиеся должны были внимательно читать каждый вопрос и отмечать те ответы, которые им кажутся правильными (например, ставить крестик, галочку и т.п.).

Таблица 2. Анкета

Вопрос

Варианты ответа

1. Нужно ли тебе следить за своим здоровьем?

Да

Нет

2. Какое у тебя обычно настроение? Каким цветом можно раскрасить твое настроение?

Черным

Желтым

Серым

Красным

3. Ты обращаешься к родителям за помощью в случае заболевания

Сразу

Когда становится очень плохо

Ждешь, когда родителя сами заметят твое плохое самочувствие

4. За письменным столом или партой ты стараешься правильно сидеть

Всегда

Иногда

Никогда

5. Ты выполняешь режим дня?

Да

Нет

6. Ты устаешь на занятиях?

Да

Нет

7. Нужно ли человеку бывать на свежем воздухе?

Да

Нет

8. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, каким из перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом.

Мыло

Зубная щетка

Полотенце для рук

Мочалка

Зубная паста

Шампунь

Тапочки

Полотенце для тела

9. На дверях столовой вывесили два расписания приема пищи: одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.

Завтрак 8.00

Обед 13.00

Полдник 16.00

Ужин 19.00

Завтрак 9.00

Обед 15.00

Полдник 18.00

Ужин 21.00

10. Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав? Отметь тот ответ, который тебе кажется верным:

Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи

Зубы нужно чистить утром и вечером

Зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день

11. Тебя назначили дежурным. Тебе нужно проследить за тем, как соблюдаются правила гигиены твоими друзьями. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь вымыть руки.

Перед чтением книги

Перед посещением туалета

После посещения туалета

После того, как заправил постель

Перед едой

Перед тем как идешь гулять

После игры в баскетбол

После того, как играл с кошкой или собакой

12. Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ? Отметь.

Каждый день

Два-три раза в день

1 раз в неделю

13. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Отметь.

Положить палец в рот

Подставить палец под кран с холодной водой

Намазать ранку йодом и накрыть чистой салфеткой

Помазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой


Рассмотрим результаты, проведенного нами анкетирования младших школьников (см. таблицу 3).

Таблица 3. Результаты анкетирования младших школьников (констатирующий этап эксперимента)

Вопрос

Варианты ответа

Ответы учащихся

чел.

%

1. Нужно ли тебе следить за своим здоровьем?

Да

8

42,1%

Нет

11

57,9%

2. Какое у тебя обычно настроение? Каким цветом можно раскрасить твое настроение?

Черным

8

42,1%

Желтым

3

15,8%

Серым

5

26,3%

Красным

3

15,8%

3. Ты обращаешься к родителям за помощью в случае заболевания

Сразу

5

26,3%

Когда становится очень плохо

9

47,4%

Ждешь, когда родителя сами заметят твое плохое самочувствие

5

26,3%

4. За письменным столом или партой ты стараешься правильно сидеть

Всегда

6

31,6%

Иногда

5

26,3%

Никогда

8

42,1%

5. Ты выполняешь режим дня?

Да

8

42,1%

Нет

11

57,9%

6. Ты устаешь на занятиях?

Да

14

73,7%

Нет

5

26,3%

7.Нужно ли человеку бывать на свежем воздухе?

Да

10

52,6%

Нет

9

47,4%

8.Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, каким из перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом.

Мыло

4

21,1%

Зубная щетка

8

42,1%

Полотенце для рук

5

26,3%

Мочалка

6

31,6%

Зубная паста

11

57,9%

Шампунь

2

10,5%

Тапочки

4

21,1%

Полотенце для тела

9

47,4%

9. На дверях столовой вывесили два расписания приема пищи: одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.

Завтрак 8.00

Обед 13.00

Полдник 16.00

Ужин 19.00

8

42,1%

Завтрак 9.00

Обед 15.00

Полдник 18.00

Ужин 21.00

11

57,9%

10. Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав? Отметь тот ответ, который тебе кажется верным:

Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи

5

26,3%

Зубы нужно чистить утром и вечером

8

42,1%

Зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день

6

31,6%

11. Тебя назначили дежурным. Тебе нужно проследить за тем, как соблюдаются правила гигиены твоими друзьями. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь вымыть руки.

Перед чтением книги

2

10,5%

Перед посещением туалета

8

42,1%

После посещения туалета

6

31,6%

После того, как заправил постель

5

26,3%

Перед едой

11

57,9%

Перед тем как идешь гулять

5

26,3%

После игры в баскетбол

7

36,8%

После того, как играл с кошкой или собакой

6

31,6%

12. Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ? Отметь.

Каждый день

8

42,1%

Два-три раза в день

5

26,3%

1 раз в неделю

6

31,6%

13. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Отметь.

Положить палец в рот

4

21,1%

Подставить палец под кран с холодной водой

2

10,5%

Намазать ранку йодом и накрыть чистой салфеткой

11

57,9%

Помазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой

2

10,5%