Файл: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О наличии у учащихся практических умений и навыков по охране собственного здоровья говорят ответы 84,2% опрошенных учащихся, которые посоветовали бы своему товарищу, поранившему палец, помазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой, 15,8% ребят посоветовавших намазать ранку йодом и накрыть чистой салфеткой. Таких советов как положить палец в рот или подставить палец под кран с холодной водой не даст ни один их младших школьников.

Таким образом, проведенное нами анкетирование показало, что большинство младших школьников осознают ценность здоровья и здорового образа жизни, хорошее психо-эмоциональное состояние положительно сказывается на их здоровье, большинство детей не устают на занятиях, уровень знаний и понятий здорового образа жизни у учащихся достаточен, учащиеся имеют практические умения и навыки по охране собственного здоровья, практически все знают и соблюдают правила личной гигиены и режима дня.

Проведем сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Как видно из рис. 1, на 57,9% (с 42,1% до 100%) возрос процент учащихся, считающих, что нужно следить за своим здоровьем.

Рисунок. 1 Динамика знаний и соблюдения правил здорового образа жизни

На 57,9% (с 57,9% до 0) уменьшился процент учащихся, ответивших отрицательно, т.е. на контрольном этапе эксперимента отрицательный ответов нет.

В психо-эмоциональном состоянии учащихся также произошли положительные изменения. Повысился процент учащихся, у которых преобладает хорошее настроение. Об этом свидетельствует выбор цветов, которыми учащиеся хотят раскрасить свое настроение: желтым - возрос на 47,4%, красным - возрос на 68,4%, черным - уменьшился на 36,8%, серым - уменьшился на 21%.

Произошли существенные изменения и в уровне знаний и понятий здорового образа жизни у младших школьников. На 68% (с 26,3% до 94,3%) увеличился процент учащихся, обращающихся к родителям за помощью в случае заболевания сразу, на 42,1% (с 47,4% до 5,3%) уменьшился процент младших школьников, обращающихся к родителям, когда становится очень плохо. На 26,3% (с 26,3% до 0) уменьшился процент ребят, ждущих, когда родители сами заметят их плохое самочувствие, т.е. на контрольном этапе эксперимента данный ответ не был выбран ни одним из школьников. Произошли существенные изменения в знаниях младших школьников, что правильная осанка влияет на состояние их здоровья. Так на 57,9% (с 31,6% до 89,5%) возрос процент учащихся, которые за письменным столом или партой стараются правильно сидеть всегда, на 15,8% (с 26,3% до 10,5%) уменьшился процент детей, сидящих за партой правильно лишь иногда. На 42,1% (с 42,1% до 0) уменьшился процент младших школьников, которые никогда не старались сидеть правильно, т.е. на контрольном этапе эксперимента данный ответ не выбрал ни один из опрошенных.


На 52,2% (с 42,1% до 94,3%) возрос процент учащихся, соблюдающих режим дня. На 57,9% (с 73,7% до 15,8%) уменьшился процент младших школьников, устающих на занятиях. На 41,7% (с 52,6% до 94,3%) увеличился процент детей, знающих, что человеку полезно для здоровья бывать на свежем воздухе.

По данным рис. 2 видно, что у младших школьников произошли существенные изменения в знании правил пользования средствами гигиены.

Рисунок 2. Динамика знаний правил пользования средствами гигиены

Знают, что не стоит делиться даже с лучшим другом зубной щеткой - больше на 57,9% учащихся; мочалкой - больше на 62,7% ребят; полотенцем для тела - больше на 46,9% младших школьников.

При этом ошибочно считают, что из гигиенических соображений не стоит деться мылом - меньше на 15,8% учащихся; полотенцем для рук - меньше на 21% ребят; зубной пастой - меньше на 52,6% младших школьников; тапочками - меньше на 15,8% учащихся.

На 52,2% (с 42,1% до 94,3%) увеличился процент младших школьников, осведомленных о правилах организации режима питания. На 47,4% (с 42,1% до 89,5%) увеличился процент учащихся, знающих, что нужно чистить зубы утром и вечером учащихся.

Произошли изменения и в знании такого гигиенического правила, как мытье рук (см. рис. 3). Выступая в роли дежурного, посоветуют вымыть руки своим друзьям перед посещением туалета на 68,4% учащихся больше, на 68,4% больше - после посещения туалета, на 42,1% больше - перед едой, на 63,2% больше - после игры в баскетбол, на 68,4% больше - после того, как играл с кошкой или собакой, т.е. на контрольном этапе эксперимента абсолютно все учащиеся (100%) верно ответили на эти пункты вопроса. При этом на 21% уменьшился процент младших школьников ответивших, что руки нужно вымыть после того, как заправил постель и на 21% меньше - перед тем как идти гулять.

На 57,9% (с 42,1% до 100%) увеличился процент учащихся, давших совет своим друзьям принимать душ каждый день, на 63,2% (с 26,3% до 89,5%) увеличился процент ребят, советующих принимать душ два-три раза в день, на 26,3% (с 31,6% до 5,3%) уменьшился процент учащихся, советующих принимать душ 1 раз в неделю. Таким образом, у младших школьников произошли существенные изменения в знании правилах личной гигиены и режиме дня и соответственно их соблюдении. Все это положительно влияет на их здоровье.

Рисунок 3. Динамика применения полученных знаний

Произошли изменения у младших школьников и в практических умениях и навыках по охране собственного здоровья (см. рис. 3). На 73,7% (с 10,5% до 84,2%) увеличился процент опрошенных учащихся, которые посоветовали бы своему товарищу, поранившему палец, помазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой, на 42,1% (с 57,9% до 15,8%) уменьшился процент ребят, посоветовавших намазать ранку йодом и накрыть чистой салфеткой. На 21,1% (с 21,1% до 0) уменьшился процент учащихся, посоветовавших положить палец в рот, на 10,5% (с 10,5% до 0) уменьшился процент ребят, посоветовавших подставить палец под кран с холодной водой, т.е. на контрольном этапе эксперимента таких советов как положить палец в рот или подставить палец под кран с холодной водой не дал ни один их младших школьников.


Таким образом, анкетирование показало, что произошли существенные изменения в отношении учащихся к здоровому образу жизни, сохранению и укреплению своего здоровья. В ходе использования на дополнительных занятиях в группе продленного дня здоровьесберегающих технологий, учащиеся научились ответственному отношению к своему здоровью, у них усилилась связь между знаниями о своем здоровье, отношением к нему и поведением.

Нами также были выполнены исследования работы в режиме динамических поз. Полученные данные позволили установить, что проведение уроков в двигательном режиме принципиально сказывается на уровне напряженности школьника, оцениваемой через анализ зрительной рабочей дистанции (ЗРД). Установлена высокая эффективность методики динамических поз в поддержании оптимальной ЗРД и, следовательно, в предупреждении возникновения нарушений осанки и близорукости. Результаты первых двух лет обучения за конторками приведены в таблице 5, где представлены данные о приобретенных заболеваниях за два года обучения.

Таблица 5. Приобретенные заболевания за два года обучения

Класс

Кол-во учеников в классе

Нарушение осанки и сколиоз

Нарушение остроты зрения

2 «Б» класс

19

1

1

2 «А» класс

23

6

6

Как показало исследование, дети в положении стоя чувствуют себя свободнее, плечевой пояс расслаблен, не наблюдается сдавливание диафрагмы крышкой стола, а значит нормально работает система кровообращения и дыхания, что приводит к улучшению снабжения всех органов, особенно коры головного мозга. Работа за конторками в положении стоя дает возможность детям не чувствовать себя одинокими в момент решения трудных вопросов, способствует воспитанию дружеских чувств, взаимопомощи. Дети раскрепощены, активны, независимы, у них воспитывается доверие к собственным силам, интерес к учению. Все это делает обучение радостью.

Вот что говорят сами учащиеся о работе за партой:

Сидоров Андрей -

Мне очень нравится учиться стоя. Я совсем не устаю и мне часто даже не хочется меняться местами с Дашей.

Абрамова Света -

Мне стоять нравится больше, чем сидеть. Сидя быстро устаешь. А стоять интересно и не замечаешь, как проходит урок.


Итак, эффективность внедрения выбранных нами здоровьесберегающих технологий на дополнительных занятиях в группе продленного дня подтверждается также такими пока­зателями, как устойчивый оздоровительный эффект, высокая учебная мотивация, креативность и обученность, увеличение числа учащихся 2 «Б» класса с гармоничным физиче­ским развитием.

Следовательно, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась: реализация технологий здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в группе продленного дня способствует сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Изучение соответствия окружающей среды санитарно-гигиеническим нормам дало нам основание рекомендовать администрации школы заменить оконные рамы с форточками большего размера, приобрести соответствующую возрастным особенностям учащихся начальных классов мебель - парты, заменить кабинет на другой, большей площади, чтобы сохранить здоровье детей.

В процессе анализа учебной нагрузки учащихся и соответствия школьного расписания гигиеническим требованиям, выявлены отклонения от нормы. Сохранению высокой работоспособности на протяжении учебного дня содействует правильно составленное расписание уроков, при составлении которого выделяется ряд основных принципов: принцип учета динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета; «чередование предметов по сложности», «избегание сдвоенных уроков по одному предмету».

В ходе экспериментального обучения осуществлялась апробация выбранных технологий здоровьесбережения на дополнительных занятиях в группе продленного дня, особенностью которых было: использование режима динамических поз в сочетании с такими приемами здоровьесбережения, как чередование видов деятельности в беседе, использование оздоровительных моментов (физкультминуток, дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки, эмоциональных разрядок, положительной учебной мотивации и др.).

Анализ результатов экспериментального обучения подтвердил эффективность выбранных здоровьесберегающих технологий на дополнительных занятиях в группе продленного дня, которые способствовали снижению заболеваемости учащихся, улучшению их осанки, остроты зрения.


Осуществляя внедрение здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня, учителя начальных классов могут пользоваться следующими методическими рекомендациями.

Требования к уроку с позиций здоровьесбережения следующие [54, с. 201-203]:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение практических работы, наблюдения, опыты и др. Норма: 4-6 видов за урок.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.

6. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

8. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов в беседе физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

9. Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.

10. Наличие мотивации деятельности учащихся в беседе. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

11. Психологический климат в беседе. Взаимоотношения в беседе: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).