Файл: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.

В конце занятия обратить внимание на следующее.

13. Плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.

14. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе.

15. Темп окончания занятия:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;

- спокойное завершение занятия, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.

- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования на тему «Здоровьесберегающие технологии в курсе «»» мы пришли к следующим выводам.

Улучшение и сохранение здоровья детей возможно при условии компетентного применения здоровьесберегающих технологий педагогами, поиска наиболее оптимальных средств укрепления здоровья обучающихся - физического, психического и социального; создания наиболее благоприятных условий для формирования у детей устойчивого интереса к здоровому образу жизни, к самореализации и саморазвитию.

Основное достоинство и ценность здоровьесберегающих технологий заключается в их гуманистической направленности. Они призваны обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности, двигательной активности.

Педагоги для сохранения здоровья детей должны стремиться свести к минимуму все возможные факторы риска: стрессовую тактику педагогического воздействия, не соответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, не соответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.

Сказанное в выводах по главам нашло подтверждение в проведенной нами опытно-экспериментальной работе по внедрению здоровьесберегающих технологий на дополнительных занятиях в группе продленного дня. Мы убедились в том, что реализация технологий здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в группе продленного дня способствует сохранению и укреплению здоровья младших школьников. Таким образом, нашла подтверждение гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования. И, следовательно, и цель исследования достигнута.


После проведенных нами уроков, учащиеся также стали бережнее относиться к своему здоровью, начали заботиться о своих зубах, вовремя ложиться спать, требовательнее относиться к питанию и режиму дня.

Следует также отметить, что такие средства физической культуры как походы, прогулки, подвижные игры должны быть включены в дополнительные занятия групп продленного дня. Это позволит провести занятия на высоком эмоциональном фоне, познакомить школьников с родной природой, расширить их кругозор и параллельно произвести необходимое количество расслабляющих упражнений, но это тема уже другого исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)// http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
  2. Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»// http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия. Проект, 2001. - 672 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М., 1990. - 560 с.
  3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 томах - М.: Педагогика, 1980. - т. I - 230 с; т. II - 287 с.
  4. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл. 2007. - 527 с.
  5. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1996. - 479 с.
  6. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный подход. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 357 с.
  7. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения./Изд. А.П.Н. РСФСР. - М, 1961. - 695 с.
  8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 320 с.
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  10. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентирован-ного образования // Педагогика, 1997. - № 4. - С. 6-21.
  11. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Монография. - Изд-во Ростовского Педагогического ун-та, 2000. - 352 с.
  12. Бордовский, Г.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков // Педагогика, 1993. - № 3. - С. 12-16.
  13. Борзова В.А, Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. - Самара, 1994. - 197 с.
  14. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дисс. ... докт. пед. наук. - М., 1991. - 401 с.
  15. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика. Пособие для сдачи экзамена. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: ЮРАЙТ, 2005. - 239 с.
  16. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: М.: Росмэн, 2002.- 79 с.
  17. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Просвещение, 1996. - 94 с.
  18. Вульфов Б.З. Исследования в области социальной педагогики: основания, научный аппарат, специфика организации//Вестник Ун-та Рос. акад. образования, 1998. - № 1. - С. 35-45.
  19. Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. Тема 7: «Педагог»: личность и профессия.- М., 1996. - 285 с.
  20. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 томах. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - 224 с.
  21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. - 465 с.
  22. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  23. Газман О.С. Самоопределение//Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995. - С. 82-89.
  24. Гальперин П.Я. Курс лекций по общей психологии, прочитанный на философском факультете МГУ. - М., 1989. - 167 с.
  25. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6-10 лет). - СПб: ГП «Иматон», 1996. - 60 с.
  26. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Г.П. Вейсберга. В 2 томах. Т. 1. - М., 1988. - 292 с.
  27. Годфруа Ж. Психология. В 2 томах. - Т 1. - М.: Мир, 1992. - 496 с.
  28. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М.: Политиздат, 1989. - 319 с.
  29. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - 544 с.
  30. Даринская Л.А. Педагогика творческого развития личности. - СПб, 2007. - 84 с.
  31. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1986. - 370 с.
  32. Доржиева Т.В. Психологические проблемы развития творческих спо­собностей в процессе обучения. // Тезисы. Сб. «Проблемы образования на ру­беже XX века». М., Инст-т повышения квалификации, 1996. - 147 с.
  33. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. - 236 с.
  34. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990. - 420 с.
  35. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
  36. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками/ А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М.: Просвещение, 2001. - 128 с.
  37. Казанова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие школьников. - М., 1993. - 160 с.
  38. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
  39. Караковский В.А. Воспитание для всех. - М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2008. - 240 с.
  40. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М., 1982. - 656 с.
  41. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы//Постановление Правительства Российской Федерации - № 803 от 23 декабря 2005 г.//Бюллетень трудового и социального законодательства РФ, 2006. - № 1.
  42. Коротов В.М. Развитие личности / В.М. Коротов // Развитие воспитательных функций коллектива. - М.: Педагогика, 1998. - 200 с.
  43. Корчак Я. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1990. - 267 с.
  44. Круглова Л. Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей: Дисс. …канд. пед. наук. - Челябинск, 1997. - 207 с.
  45. Крупская Н.К. Собрание сочинений в 6 томах. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1980. - 495 с.
  46. Кукушкин B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе. - Ростов-на-Дону, 2003. - 267 с.
  47. Кэмпбелл Р. Воспитание в общении. - М.: Мирт, 2002. - 216 с.
  48. Лаптев В.В. Языки и среды. - СПб.: Питер, 2007. - 288 с.
  49. Лебедев О.Е. Модернизация управления образованием: Перспективы и проблемы: Методическое пособие для решения управленческих проблем. - СПб.: СПбАППО, 2006. - 96 с.
  50. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004. - № 5. - С. 3-12.
  51. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск, 1993. - 430 с.
  52. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: АСТ-пресс, 2005. - 287 с.
  53. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей //Научное творчество/ Под ред. Микулинского С.Р. - М., 2006. - 446 с.
  54. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
  55. Лук А.Н. Психология творчества. - М. Просвещение, 1998. - 138 с.
  56. Лушников И.Д. Технология развития индивидуальных творческих способностей учащихся. - Вологда, 2005. - 98 с.
  57. Малькова З.А. Педагогика в поисках модели школы нового поколения // Известия Российской академии образования. - 2001. - № 1. - С. 23-34.
  58. Медынский Е.Н. Педагогика. - М., 1958. - 560 с.
  59. Милов Ю.Е. Формирование познавательной самостоятельности студентов колледжа: Дисс. канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2002. - 190 с.
  60. Миронова Л.Н. Цветоведение. - Минск: Вышэйшая школа, 2004. - 286 с.
  61. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности//Вопросы психологии, 1994. - № 5. - С. 86-95.
  62. Монахова Л. Ю., Монахова А. А. Терминологический аспект проблемы информатизации образования. //Человек и образование. - 2005. - № 3. - С. 3-13.
  63. Мудрик А.В.Социальная педагогика. 3-е издание //Под редакцией В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
  64. Наумова Н.И. Развитие творческих способностей школьников средствами театрального искусства: Дисс. … канд. пед. наук. - Курган, 1997. - 210 с.
  65. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М., 2005. - Кн. 3. - 640 с.
  66. Нечаева О.С. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно - эстетической интеграции различных видов искусств: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 202 с.
  67. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся//Начальная школа, 2001. - № 10. - С. 34-37.
  68. Новикова Л.И. Моделирование воспитательных систем: теория - практике /Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: РОУ, 1995. - 144 с.
  69. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. - 352 с.
  70. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Издательство «Азъ», 1992. - 446 с.
  71. Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 1983. - 480 с.
  72. Педагогический энциклопедический словарь/Под. ред. Бим-Бада Б.М. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
  73. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М., 1981. - 257 с.
  74. Петровский А.В. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости//Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М., 1983. - С. 42-67.
  75. Петровский В.А., Петровский А.В. Индивид и его потребность быть личностью//Вопросы философии, 1982. - № 3. - С. 44-53.
  76. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. - М.: Гаудеамус, 2006. - 490 с.
  77. Пономарев Я.А Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества//Психол. Журнал, 1986. - Т. 7. - № 2. - С. 137-143.
  78. Приказ Минобразования «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» № 393 от 11 февраля 2002//Бюллетень Министерства образования РФ, 2002. - № 2.
  79. Приказ Министерства культуры РФ «О Концепции художественного образования в Российской Федерации» № 1403 от 28 декабря 2001 г.//Сайт Министерства культуры РФ.
  80. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 2001. - 224 с.
  81. Радионова Н.Ф. Перспективы развития педагогического образования: компетенстностный подход //Человек и образование, 2006. - № 4. - С. 7-14.
  82. Рогозина  В.  Педагогические условия развития творческих способностей школьников на уроке // Воспитание школьников, 2007. № 4. - С. 28-30.
  83. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. - М.: НИИ ОПН АПН СССР, 2002. - 86 с.
  84. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
  85. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников: Дисс. докт. пед. наук. - Ярославль, 2003. - 350 с.
  86. Славина Л.С. Психическое развития школьника и его воспитание. - М., 1979. - 96 с.
  87. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.
  88. Слободчиков В.И. Российское образование: перспективы развития // Директор школы. 2000.  № 2. - С. 3-12.
  89. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Изд-во: Академия, 2007. - 368 с.
  90. Способности // Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд. - М.: АСТ «Транзиткнига», 2004. - C. 400-401.
  91. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2000. - 496 с.

Приложение 1

Фрагменты бесед занятий и упражнений

3. Беседа об осанке. Вопросы для учащихся.

- Как проверить, правильная ли у тебя осанка?

- Охарактеризуй осанку своего товарища.

- Можно ли исправить осанку? Какие ты можешь дать советы?

Правила посадки за столом

Часто дети сидят за партой во время занятий или дома за столом, когда го­товят уроки, сильно нагнувшись или опираясь на край грудью, искривившись в одну какую-нибудь сторону. От этого позвоночник постепенно искривляется, грудная клетка сдавливается. Человек становится сутулым, кособоким, с узкой, пиалой грудной клеткой.

Запомните основные правила посадки за столом:

Сидите прямо, слегка наклонив голову вперед.

Не упирайтесь грудью в край стола. Расстояние между вами и краем стола должно равняться ширине ладони. Обе ноги ставьте на пол подошвой.

Почувствовав усталость, отдохните. Откиньтесь на спинку парты или стула, заложив руки за спину.

На дополнительных занятиях в группе продленного дня с целью укрепления физического здоровья ежедневно проводились обязательные упражнения на осанку. Приведем примеры упражнения, использованных нами на физкультминутках с целью улучшения осанки детей.

Упражнения для формирования правильной осанки

Упражнения на ощущение правильной осанки

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при касании спиной стены. Дети начинают хорошо чувствовать свое тело: уровень надплечий, положение лопаток, таза головы.

Встать к стене в основной стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.

Встать к стене (и.п. то же), присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.

Встать к стене (и.п. то же), сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стене.

Упражнения из исходного положения стоя

И.п. - о. с., руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения рук вперед, затем назад (5-6 раз в каждую сторону).

И.п. - о. с., руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (вправо, влево) - вверх-вниз (по 3 раза в каждом направлении).

И.п. - о. с., руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3-5 раз).

И.п. - о. с., руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая, 5-6 раз каждой ногой).


И.п. - о. с. Активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной (1-2 мин).

И.п. - о. с. Спокойно, медленно, плавно на вдохе поднимаем руки вверх. На выдохе плавно опускаем руки через стороны вниз (4-5 раз).

И.п. - стоя. Полуприседания, приседания на носках; руки в стороны-вверх-вперед. Вернуться в и.п.

И.п. - о. с. Поднять руки в стороны ладонями вверх, развернуть руки ладонями назад, свести их за спиной, выполняя хлопки.

И.п. - о. с., руки за спиной собраны в замок. Поднять руки максимально вверх, при этом корпус надо держать прямо. Медленно выполняется наклон вперед-вниз, при этом руки смотрят вверх. Вернуться в и.п. (2-3 раза).

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища в стороны. Бедра неподвижны (6-8 раз).

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. Через стороны поднять руки вверх, ладони смотрят вперед, и сделать «ножницы», поочередно меняя положения рук, 4-6 раз, за головой.

Упражнения из исходного положения сидя

«Ребята растут»

И.п. - сидя на пятках, руки на коленях. Поднимаясь на колени, поднять обе руки через стороны вверх, ладони смотрят вверх. Вернуться в и.п. (5-6 раз).

«Ребята тянутся»

И.п. - сидя на пятках. Встать на колени, руки через стороны поднять вверх медленно, с напряжением. Вытягивать себя вверх, прогибаясь назад (4 раза).

«Ребята ловят пяточку»

И.п. - сидя на пятках, руки к плечам. Встать на колени, разворот туловища назад-вправо, правой рукой достать левую пятку, глазами посмотреть на свою пятку; задержаться в этом положении на 3-5 секунд. Вернуться в и.п., повторить в другую сторону (4-6 раз).

«Силачи»

И.п. - сидя на пятках. Поднять руки вверх, с усилием вытягивать себя вверх, опуская через стороны руки вниз, согнуть их в локтях и прижать к туловищу сбоку, задержаться на несколько секунд. При этом лопатки сведены, грудь расправлена, спина ровная, живот втянут (4-5 раз).

«Машут наши ручки»

И.п. - стоя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем (6 раз).

«Колечко»

И.п. - стоя на коленях. Отклониться назад, руками достать пятки, прогнуться всем корпусом (1-2 раза).

Приведем фрагмент занятия.

IV. Выполнение упражнений, корректирующих осанку.

- Выработка и закрепление правильной осанки происходит во время выполнения физических упражнений. Сейчас мы с вами выполним упражнения на осанку.

1. Ходьба.

а) на месте;

б) на носках, руки вверх;

в) на пятках, руки за голову.


2. Упражнения с гимнастическими палками:

  • И.п. - стоя, ноги вместе, палку держать внизу за концы.

1 - палку поднять вверх, правую ногу назад вверх до отказа прогнуться.

2 - и.п.

3 - то же другой ногой.

  • И.п. - стоя, ноги на ширине ступни, палка за лопатками.

1 - палку поднять вверх, прогнуться

2 - и.п.

  • И.п. - то же

1 - 2 - повороты туловища вправо и влево, без остановки, не сгибаясь. Дыхание произвольное.

  • И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, палка сзади внизу, спина прямая.

1 -немного прогнувшись, прямыми руками поднять палку вверх;

2 - палку опустить вниз спереди;

3 - 4 - то же, назад вниз.

  • И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, палка на плечах.

1 - 2 - приседания на носках, не сгибая спину.

  • И.п. - сидя, палки положили на пол.

1 - катаем палку ступнями

2 - ноги на ширине плеч, наклоны к ногам.

Также для укрепления опорно-двигательного аппарата мы использовали разминку в виде самомассажа.

Самомассаж шеи.

Правой рукой разотрите круговыми движениями заднюю часть шеи. Сначала движения легкие, поверхностные , затем с некоторым нажимом. По 10 движений правой, затем левой рукой.

Самомассаж плечевых суставов.

Внимание - на плечевом поясе. Слегка подвигайте плечевыми суставами, затем правой ладонью круговыми движениями произведите растирание в области левого плечевого сустава, а левой ладонью - правого. Движения должны быть приятными, с небольшим нажимом по 20 круговых движений на каждом плече.

Самомассаж спины.

Слегка наклоните туловище вперед, сожмите руки в кулаки и тыльной стороной разотрите спину, начиная от возможно высокой точки и заканчивая у крестца. Правую и левую руки двигайте в противоположных направлениях, от позвоночника к бокам. По 10 движений в среднем темпе, с небольшим нажимом.

Известно, что для формирования правильной красивой осанки необходимо дополнительно использовать упражнения дыхательной гимнастики и укреплять мышцы живота и туловища.

В нашей экспериментальной работе мы использовали следующие дыхательные упражнения.

И.п. - основная стойка, ноги шире плеч, руки в стороны. Выполнить наклон до касания пальцами левой руки носка левой ноги. Правая рука вытянута вверх. Выдержать позу в течение 30 с, дыхание свободное. После этого выполнить упражнение с наклоном в другую (правую) сторону.

И.п. - основная стойка. Выдохнуть, задержать дыхание. На задержке дыхания втянуть живот и затем сразу же расслабить мышцы живота. Чередовать втягивание и расслабление мышц живота в быстром темпе, не прекращая задержки дыхания. Расслабить мышцы и сделать глубокий вдох. По мере роста тренированности увеличивать количество циклов.