ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 3423

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет и задачи возрастной психологии, ее структура.

2. Методы исследования в возрастной и педагогической психологии

3. Факторы и движущие силы физического развития

4. Закономерности психического развития.

6«Основные теории психического развития в зарубежной психологии»

7. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.

8.Проблема периодизации возрастного психического развития человека.

9. Концепция периодизации психического развития Д.Б.Эльконина.

10.Психологическая характеристика возраста. Стадия младенчества. 

11. Психическое развитие ребенка в младенчестве.

12. Психология развития ребенка в раннем возрасте

13. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

14.Возрастные особенности познавательной сферы дошкольника.

16. Психологическая готовность детей к обучению в школе.

17.Возрастные особенности познавательной сферы младшего школьника.

18. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

19.Учение как ведущий вид деятельности младшего школьника.

21.Возрастные особенности познавательной сферы подростка.

22.Развитие личности в подростковом возрасте.

23.Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

24 Основные психологические новообразования подросткового возраста

25. Специфика общения подростка с родителями и учителями

26. Возрастные особенности познавательной деятельности старшего школьника

27. Развитие личности в старшем школьном возрасте

29 «Основные психологические новообразования старшего школьника»

30. Профессиональное самоопределение старших школьников. Мотивы выбора профессии.

31.Предмет и задачи педагогической психологии.

32. Психологическая характеристика обучения. Проблемное обучение

34. Понятие о научении. Виды и механизмы научения.

35.Психологические основы программированного обучения. Его возможности и ограничения.

36.Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

37 Психологические основы развивающего обучения

38. Психологические основы проблемного обучения.

40. развитие мышления и воображения в обучении

41. Психологические условия формирования знаний

42.Психологические условия формирования учебных умений и навыков.

43.Психологический анализ урока

44.Структура учения.

45. Мотивация учения и условия ее формирования.

46.Психологические факторы, определяющие успех и неудачи в учении. Успех в учении зависит от следующих психологических факторов:

47 Психологическая сущность воспитания. Теории воспитания.

48. Основные закономерности развития личности

49. Самовоспитание как высшая форма самоуправления личности

50. Воспитательные возможности коллектива

52 «Стратегии психологического воздействия: «императивная», «манипулятивная», «диалогическая»»

53. Педагогическая деятельность и её структура.

54. Характеристика педагогического общения

55. Психологическая характеристика педагогической оценки

56.Психологическая характеристика профессионально-педагогической направленности.

57. Профессионально значимые качества педагога.

58.Общие и специальные способности педагога

59.Понятие об индивидуальном стиле пед. деятельности.

60. Содержание и особенности психолого-педагогического сопровождения учения школьников.

Успешная работа по самообразованию и самосовершенствованию тесно связана с уровнем самооценки старшего школьника. Отличительная особенность зрелой личности—наличие дифференцированной самооценки. Такая самооценка предполагает сравнительно четкое осознание и выделение тех областей, в которых могут быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может претендовать на высокие результаты, четкое выделение своих сильных и слабых сторон.

Рассмотренные особенности развития познавательной сферы и личности старшего школьника отражаются на всех видах его учебной деятельности. На уроке старшеклассника отличает активность мышления, направленность на решение мыслительных задач, вкус к логическому упорядочиванию и систематизации, к поиску универсальных закономерностей, к самостоятельному нахождению способов обобщенной ориентировки в материале, к теоретическим обобщениям. В этом возрасте для школьника важно не усвоение отдельных фактов, частностей, деталей, а понимание сущности и смысла производимых действий, его интересует синтез части и целого, частного и общего, конкретного действия и общей схемы деятельности. Те формы работы на уроке, в которых эти тенденции находят удовлетворение, оказываются для старшего школьника не только наиболее привлекательными, но и самыми продуктивными. Наоборот, те формы, которые ограничивают его деятельность механическим повторением и заучиванием, встречают его активное внутреннее сопротивление и в итоге оказываются малопродуктивными.

Разумеется, как правильно отмечается в методической литературе, самостоятельность не возникает просто оттого, что мы предоставляем учащегося самому себе. Она – результат целенаправленного воздействия, когда ученик проводится через определенную уровневую систему обучения.

Высокий уровень интеллектуальной деятельности, доступный старшему школьнику, обусловлен многими причинами. Одна из них более развитая, чем ранее, произвольность психической деятельности вообще и связанная с ним способность к активной регуляции своего поведения. Эта способность особенно ярко проявляется в области памяти. Старшеклассник, поставивший перед собой цель добиться определенных успехов в учении, способен к серьезным волевым усилиям. Старшекласснику, который стремится к самопознанию, определению своих «пределов» и возможностей, импонирует оценка справедливая и объективная, отражающая действительный уровень его достижений. Он стремится к знаниям, а не к отметке.

Однако нельзя не заметить и другой тенденции, присущей главным образом старшеклассникам. В их отношении к отметкам появляется известный практицизм, вызываемый тревогой за итоговые показатели успеваемости. Неудачи, неоправдавшиеся надежды на хорошую отметку многими переживаются драматически, нередко приводят к срывам и даже попыткам оказать давление на учителя.


Из приведенной характеристики познавательной, нравственной и эмоционально-волевой сфер старшеклассника можно сделать определенные выводы о приоритетном значении отдельных тем в организации их общения на уроке. Интерес и глубокий эмоциональный отклик здесь, как правило, вызывают, во-первых, животрепещущие проблемы политики и общественной жизни, обогащающие ту общую картину мира, которая строится старшеклассниками, и вносящие в нее коррективы.


27. Развитие личности в старшем школьном возрасте

Следствием последовательного получения опыта социального поведения, возрастания морального сознания и убеждений, изучение базовых наук в школе, становления теоретического мышления у старшеклассников становится формирование собственного мировоззрения.

Во всем, что имеет отношение к особенностям развития характера стоит отметить следующее: мировоззрение старших школьников получает качественно новый, совершенно иной вид, оно становится связанным с желанием понять и оценить качества своей собственной личности уже в отношении определенных жизненных целей и задач. В том случае, если подросток сравнивает и оценивает себя по отношению к настоящему, то старшеклассник — применительно к своему будущему и своим перспективам.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности

Особенность морально-нравственного прогресса в старшем школьном возрасте заключается в усилении роли убеждений, морального осознания своих поступков и своего поведения. В этот момент происходит формирование способности избирать верную линию действий при действии разнообразных факторов, необходимость действовать, подчиняясь собственному моральному кодексу, собственным моральным правилам, осознанно выделяя им руководящую роль в своем поведении. Дети старшего школьного возраста, по сравнению с подростками, «тинейджерами», значительно более глубоко воспринимают и оценивают нравственные свойства каждой личности, стараются разобраться в самых тонких особенностях понятий наподобие «порядочным невозможно считать человека, который в своей жизни не совершал ничего дурного, но с равнодушием старался пройти мимо дурных поступков иных людей»; «чуткость является не только умением осознать нужду ближнего и помочь ему, но и желание понять, что ему необходимо, способность оказать помощь максимально тактично, так, чтобы не причинить ему обиды».

Ощущение взрослости у старшеклассников, с одной стороны, становится сильнее и значительнее. Они еще меньше, чем подростки, стремятся примириться с отрицанием их взросления, с обращением к ним как к детям. Впрочем, к завершению этого этапа взросления, по мере вступления в настоящую взрослость, это чувство и этот протест становится особым стремлением к самоутверждению, самовыражению, которое проявляется в желании проявить свои индивидуальные черты. Раньше, будучи подростком, школьник желал, чтобы его утвердили как взрослого, старался встать в один ряд со взрослыми и ни капли от них не отличаться, то в этот момент он жаждет признания индивидуальности. Отсюда и протест, и показные увлечения, и провокационное поведение.



29 «Основные психологические новообразования старшего школьника»

Психологические новообразования, которые складываются на протяжении старшего школьного возраста, касаются, прежде всего, личности старшеклассника. К этим психологическим новообразованиям в старшем школьном возрасте относят: 1) становление самосознания; 2) профессиональное самоопределение; 3) формирование мировоззрения.1. Самосознание – сложная психологическая структура, вклю­чающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин,во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание собственного «Я»как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. В этом пункте также важно помнить об образе собственного тела, осознание и самооценка личных качеств, социально-нравственного самоопределение, самоуважение. 2. Профессиональное самоопределение.Самоопределение как профессиональное, так и личностное, означает формирование у старшеклассника новой внутренней позиции, включающей осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.Самоопределение связано с новым восприятием времени – со­отнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точ­ки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринима­лось и не переживалось, теперь осознается временная перспекти­ва:«Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее.3. Формирование мировоззрения.Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности свя­заны с выработкой мировоззрения.В подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о ми­ре, и интерес к личности, рефлексия, оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, создаваться на базе религиозных представ­лений и т.д.Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается миро­воззрение – система ясных, устойчивых убеждений. В связи с этим полезно вспомнить положение Э. Эриксона о необходимости мировоззренческого выбора в юности. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.


30. Профессиональное самоопределение старших школьников. Мотивы выбора профессии.

Сложность выбора профессий обуславливается тем, что для успешного профессионального становления необходимо не только овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, но и наличие тех или иных личностных качеств. Т.е. может наблюдаться несовпадение желаний, спровоцированных, например, модой, с реальными возможностями абитуриента. Это вызвано тем, что профессиональная направленность впервые формируется в подростковом возрасте и является ведущей характеристикой личности в период ее жизненного самоопределения. Но сами подростки часто встречаются с трудностями адекватной оценки своих возможностей, степени развития у них именно тех качеств и свойств, которые требуются для конкретной профессиональной деятельности и обеспечивают успех ее освоения. Не обладая еще достаточной долей самостоятельности, личностного контроля и самоуправления, они испытывают подчас трудности при определении будущих профессиональных ценностей.


Обучение в старших классах приходится на завершение так называемой позитивной фазы подросткового образа, которая определяет основные психологические новообразования данного возрастного периода: развития самосознания, иерархическое строение мотивационной сферы с ориентацией мотивов на будущую жизнь, формирование мировоззрения, возникновение «самоопределения». Самоопределение, в отличие от простого прогнозирования будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим, основывается на «уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:

1. Социальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);

2. Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);

3. Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);

4. Познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессио­нальной деятельности);

5. Творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);

6. Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);

7. Престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);

8. Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).


31.Предмет и задачи педагогической психологии.

Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В частности, педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания» [96, с. 7], т.е. формирование психических новообразований. В широком смысле слова предметом науки является то, что она изучает в объекте. Задачи педагогической психологии:в целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии являются: — раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого; — определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях; — определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.); — определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность; — изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств; — определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления; — определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач; — определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами; — разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.



32. Психологическая характеристика обучения. Проблемное обучение

Проблемное обучение - система методов, средств, путем решения проблемных задач в процессе усвоения новых знаний формируют у учащихся творческое мышление и познавательные интересы

Оно имеет целью получение новых знаний, формирование теоретических и практических умений учащихся через решения задач, возникающих в проблемных ситуациях В нем преодолеваются недостатки методов, Предскажи ют стихийное тренировки и механическое запоминание учебного материала без его понимания Поэтому проблемное обучение называют сократовским, эвристическим методом, исследовательским обучением тощщо.

Проблемное обучение предполагает имитацию творческого процесса познания, моделирование главных звеньев: создание проблемной ситуации и руководства поиском пути в готовом виде, а приобретаются внаслид док самостоятельной познавательной деятельности в проблемной ситуации Учитель ставит ученика в проблемную ситуацию, в которой имеются знания не дают ему возможности решить задачу, что заставляет актуализировать своей мысли ения Если ученик усвоил общий способ решения учебных задач этого класса, то благодаря репродуктивному мышлению легко найдет выход из такой ситуации Незнание такого способа делает для него пи знавальну ситуацию проблемноною.

Проблемная ситуация - познавательная ситуация, при которой ученику недостаточно имеющихся знаний для решения, выполнение теоретического или практического задания, что порождает субъективную потребность в новых знаниях, стимулирует познавательную активность школьник

Для ученика проблемная ситуация возникает тогда, когда у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решить задачу Он осознает противоречия между, известным и неизвестным, данным и искомым, условия овами и требованиями.

Программированное обучение

Принципы программированного обучения

а) разделение материала на отдельные порции-кадры, соответствующие одному шагу в процессе усвоения; б) активность процесса усвоения (необходимость выполнения заданий, предлагаемых в каждом

кадре); в) наличие обратной связи (самоконтроля) за выполнение каждого задания; г) возможность индивидуализации процесса обучения

Итак, программированное обучение - это такая организация учебного процесса, который обеспечивает возможности самостоятельного усвоения учениками (студентами) предмета, разделение его на фрагменты (шаги) учебного мате алу (знаний, умений и навыков), постоянная обратная связь для ученика (педагога) об успешности его усвоения.

алгоритмизированного обучения


33. Соотношение обучения и развития. Понятие о зоне актуального и ближайшего развития. Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).