ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1897

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такая идея о равноправном взаимодействии личности и общественных структур в длительном процессе ее профессионального самоопределения предусматривает определенные отношения, которые, с одной стороны, являются движущими силами этого процесса, а с другой – создают адекватное представление о тех, социально-экономических задачах, которые стоят перед обществом и которые потребуется решать в будущем.

Таким образом, личность, будучи объектом профориентационных взаимодействий является одновременно субъектом профессионального самоопределения. Для успешного вхождения человека в новый и неизвестный для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отражающие как количественную, так и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним. Способность к осознанному и уверенному выбору профессии тесно связана с формированием такого психологического качества, как образ "Я".

В ходе развития профессионального самоопределения личность школьника выступает в качестве субъекта будущей профессиональной деятельности.

Основой оценки готовности быть субъектом выбора является представление о трех компонентах "ОБРАЗА "Я":

когнитивном – "Я знаю"

эмоционально-оценочном – "Я отношусь"

поведенческом – "Я действую".

Таким образом, формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения будет результативным, если определены педагогические условия.

  • моделирование формирования профессионального самоопределения

  • организация урочной и внеурочной деятельности

  • использование результатов исследования для корректирования

  • формирования личного профессионального плана.













31.Предмет и задачи педагогической психологии. Предметом педагогической психологии являются факты, ме¬ханизмы, закономерности освоения социокультурного опыта че¬ловеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ре¬бенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и уп¬равляемой педагогом в разных условиях образовательного про-цесса. В частности, педагогическая психология «изучает зако¬номерности овладения знаниями, умениями и навыками, иссле¬дует индивидуальные различия в этих процессах, изучает за-кономерности формирования у школьников активного самосто¬ятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания» [96, с. 7], т.е. формирование психических новообразований. В широ¬ком смысле слова предметом науки является то, что она изуча¬ет в объекте.

Задачи педагогической психологии

В целом педагогическая психология выявляет, изучает и опи¬сывает психологические особенности и закономерности интел¬лектуального и личностного развития человека в разных усло¬виях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии яв¬ляются:


раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личност¬ное развитие обучаемого;

определение механизмов и закономерностей освоения обу¬чающимся социокультурного опыта, его структурирования, со¬хранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающе-гося и использования в различных ситуациях;

определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

определение особенностей организации и управления учеб¬ной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познаватель¬ную активность;

изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных ка¬честв;

определение механизмов, закономерностей развивающе¬го обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

определение закономерностей, условий, критериев усво¬ения знаний, формирование операционального состава деятель¬ности на их основе в процессе решения разнообразных задач;

определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стан¬дартами;

разработка психологических основ дальнейшего совер¬шенствования образовательного процесса на всех уровнях обра¬зовательной системы.











32. Психологическая характеристика обучения. Проблемное обучение

Проблемное обучение - система методов, средств, путем решения проблемных задач в процессе усвоения новых знаний формируют у учащихся творческое мышление и познавательные интересы

Оно имеет целью получение новых знаний, формирование теоретических и практических умений учащихся через решения задач, возникающих в проблемных ситуациях В нем преодолеваются недостатки методов, Предскажи ют стихийное тренировки и механическое запоминание учебного материала без его понимания Поэтому проблемное обучение называют сократовским, эвристическим методом, исследовательским обучением тощщо.

Проблемное обучение предполагает имитацию творческого процесса познания, моделирование главных звеньев: создание проблемной ситуации и руководства поиском пути в готовом виде, а приобретаются внаслид док самостоятельной познавательной деятельности в проблемной ситуации Учитель ставит ученика в проблемную ситуацию, в которой имеются знания не дают ему возможности решить задачу, что заставляет актуализировать своей мысли ения Если ученик усвоил общий способ решения учебных задач этого класса, то благодаря репродуктивному мышлению легко найдет выход из такой ситуации Незнание такого способа делает для него пи знавальну ситуацию проблемноною.


Проблемная ситуация - познавательная ситуация, при которой ученику недостаточно имеющихся знаний для решения, выполнение теоретического или практического задания, что порождает субъективную потребность в новых знаниях, стимулирует познавательную активность школьник

Для ученика проблемная ситуация возникает тогда, когда у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решить задачу Он осознает противоречия между, известным и неизвестным, данным и искомым, условия овами и требованиями.

Программированное обучение

Принципы программированного обучения

а) разделение материала на отдельные порции-кадры, соответствующие одному шагу в процессе усвоения; б) активность процесса усвоения (необходимость выполнения заданий, предлагаемых в каждом

кадре); в) наличие обратной связи (самоконтроля) за выполнение каждого задания; г) возможность индивидуализации процесса обучения


Итак, программированное обучение - это такая организация учебного процесса, который обеспечивает возможности самостоятельного усвоения учениками (студентами) предмета, разделение его на фрагменты (шаги) учебного мате алу (знаний, умений и навыков), постоянная обратная связь для ученика (педагога) об успешности его усвоения.

алгоритмизированного обучения











33. Соотношение обучения и развития. Понятие о зоне актуального и ближайшего развития. Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребёнка. Зона ближайшего развития - следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

ЗБР может быть выявлена и при изучении личности ребёнка, а не только его познавательных процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий. Оптимальные условия для выявления ЗБР личности создаёт интеграция её в коллективе

Зона актуального развития – совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Зона актуального разв-я опред-ся по уровню общего разв-я, степени сформированности тех или иных качеств, прочности усвоенного человеч-го опыта, творческого применения приобретенного.


. Историче¬ски сложились различные т.зрения по этому вопросу. Одна из них была представлена американским ученым Торндайком и состояла в признании обучения и развития как то¬ждественных процессов. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. При этом Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении. Другая точка зрения, высказанная швейцарским психологом Ж.Пиаже, отрицая связь между обучением и развитием ребен¬ка. Согласно ей, развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает ни¬какого влияния. По мнению Ж.Пиаже, мышление ребенка с необхо¬димость проходит через все известные фазы и стадии независимо от процесса обучения. Более того, обучение обусловлено уровнем развития человека. Обучение - это лишь внешние условия созрева¬ния, детского развития. Еще одна точка зрения, наиболее признанная российскими уче¬ными, содержит в себе следующий постулат: обучение ведет за со¬бой развитие и должно идти впереди него. Впервые она была сформулирована Выготским в его концепции умственного разви¬тия ребенка. Обучение, по Выготскому, - это источник развития ребенка. Под влиянием обучения происходит перестройка всех его психиче¬ских функций. При решении проблемы соотношения обучения и умственного развития Выготский, ведущую роль отводил обучению. Процесс развития ребенка, считал он, не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. Развивая этот тезис, он выделил два уровня раз¬вития ребенка: уровень его актуального развития и зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития обнаруживается в совместном со взрослыми решении задач. Именно обучение должно создавать зону ближайшего развития.


34. Понятие о научении. Виды и механизмы научения. Научение обозначает процесс и результат деятельности, приобретение индивидуального опыта биологической системой (присуще и человеку, и животному). К. К. Платонов: Научение – результат обучения, зависящий как от методов обучения, так и от особенностей обучаемой личности. Р. С. Немов: Научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Н. Ф. Талызина: Научение применительно только к животным.

Виды: Ассоциативное рефлекторное научение разделяется на сенсорное, моторное и сенсомоторное. Сенсорное научение заключается в усвоении новых биологически значимых свойств предметов и явлений окружающего мира. Моторное научение состоит в выработке новых биологически полезных реакций, когда сенсорная информация возникает в самом процессе выполнения движения. Сенсомоторное научение заключается в выработке новых или приспособлении имеющихся реакций к новым условиям восприятия. Ассоциативное когнитивное научение. При научении знаниям человек обнаруживает у предметов новые свойства, имеющие значение для его деятельности или жизнедеятельности, и усваивает их. Научение навыкам заключается в формировании программы действий, которая обеспечивает достижение определенной цели, а также программы регуляции и контроля этих действий. Научение действиям включает в себя научение знаниям и навыкам и соответствует сенсомоторному научению на когнитивном уровне. Рефлекторное интеллектуальное научение. Сущность научения отношениям состоит в выделении и отражении в психике отношений элементов в ситуации, отделении их от абсолютных свойств этих элементов. Научение с помощью переноса "заключается в "удачном" использовании применительно к новой ситуации тех навыков и врожденных форм поведения, которыми уже обладает животное". В основе данного типа научения лежат способности выделять отношения и действия. Знаковое научение связано с выработкой таких форм поведения, при которых "животное реагирует на предмет как на знак, т.е. отвечает не на свойства самого предмета, а на то, что этот предмет обозначает.


Механизмы научения.

У человека имеются 5 механизмов научения. Три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой. Научение по механизму импринтинга. Оперантное научение. Индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, когда, еще не владея символической функцией речи, ребенок приобретает опыт в основном путем подражания. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Средством вербального научения служит не только словесная речь, но и другие знаковые системы, одной из которых является язык.








35. Психологические основы программированного обучения. Его возможности и ограничения. Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники.

Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.) (рис. 8)..

В годы наибольшего увлечения программированным обучением - 60-70-е гг. ХХ в. - был разработан ряд систем программирования и много различных обучающих машин и устройств. Но одновременно появились и критики программированного обучения. Э. Лабэн так суммировал все возражения против программированного обучения:

o программированное обучение не использует положительных сторон группового обучения;

o оно не способствует развитию инициативы учащихся, поскольку программа как бы все время ведет его за руку;

o с помощью программированного обучения можно обучить лишь простому материалу на уровне зубрежки;

o теория обучения, основанная на подкреплении, хуже, чем основанная на интеллектуальной гимнастике;

o в противоположность утверждениям некоторых американских исследователей - программированное обучение не революционно, а консервативно, так как оно книжное и вербальное;

o программированное обучение игнорирует достижения психологии, которая уже более 20 лет изучает структуру деятельности мозга и динамику усвоения;

o программированное обучение не дает возможности получить целостную картину об изучаемом предмете и представляет собой "обучение по крохам" (Липкина А.И., 1981. С. 42-43).