ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1924
Скачиваний: 1
2 Овладение отдельных элементов действия, анализ способов их выполнения Четкое понимание способов выполнения действий Сознательное, однако неумелое и неустойчивое ее выполнения
3 Соотношение и объединение элементарных движений в одно действие Автоматизация элементов действия Совершенствование движений, устранение лишних, переход к мускульного контроля
4 Овладение произвольного регулирования характера действия Пластическое приспособления к ситуации Гибкое, целесообразно выполнение действия
Соответственно, в педагогической практике целесообразно выделить такую последовательность формирования навыков школьника:
1 Подготовительный этап: анализ цели урока, выявления имеющегося уровня навыков учащихся Учитель заранее составляет систему упражнений для тренировки отдельных навыков
2 Этап выполнения:
1 Основная суть навыки задается путем объяснений
Ученик своими словами повторяет задачи, прием его выполнения Осуществляется словесный самоинструктаж
43. Психологический анализ урока. Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических, педагогических и методических работ (Т.Ю. Андрющенко, Н.Ф. Добрынин, С.В. Иванов, Л.Т. Охитина и др.) Рассмотрим урок с позиции преподавателя, а именно, что дает психологический анализ урока ему самому, как влияет проведение такого анализа на повышение эффективности преподавательской деятельности.
Анализ урока обычно проводится с общепсихологических позиций принципа развивающего и воспитывающего обучения. Разграничивают три плана психологического анализа урока. Первый план – это анализ, относящийся к воспитанию, развитию личности учащегося, формированию его мировоззрения, нравственности в процессе обучения.
Второй план тесно соотносится с методическим разбором урока: обоснованием его целей, содержания, организации и т. д.
Третий план анализа урока имеет 2 адресатов: первый – это ученик как субъект учебной деятельности, как субъект педагогического общения с другими учениками, с преподавателем. Вторым адресатом является преподаватель.
В настоящее время выделены три уровня психологического анализа урока: предваряющий, текущий и ретроспективный.
Предваряющий психологический анализ урока осуществляется на этапе подготовки преподавателя к уроку. Предварительно анализируя урок, преподаватель осмысленно и целенаправленно использует теоретические знания из области общей, педагогической, возрастной, социальной психологии.
Текущий психологический анализ преподаватель проводит в конкретной ситуации урока. Конечно, эффективность урока во многом определяется тщательностью подготовки к нему, точностью, правильностью его проектирования. Тем не менее конкретная ситуация урока таит в себе много неожиданного, непредвиденного. И успех урока в значительной степени зависит от быстроты реакции преподавателя, умения проанализировать возникшую обстановку, сориентироваться в ней, гибко изменяя план урока в зависимости от ситуации. Умение осуществлять текущий анализ урока служит показателем профессионально-педагогического мастерства.
Ретроспективный психологический анализ – это завершающий этап деятельности преподавателя. Сопоставление плана (замысла) урока с его реализацией позволяет преподавателю оценить правильность выбранных им для обоснования урока теоретических посылок, выявить его достоинства и недостатки, выявить отклонения от плана, наметить пути устранения слабых сторон.
44. Структура учения. Учение - это деятельность ученика с целью усвоения знаний. Результат учения - саморазвитие личности и ее совершенствование. 3 аспекта учения: усвоение знаний о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации каких-либо видов идеальной или физической деятельности. Отсюда продукт учения - знания. Овладение способами использования усвоения знаний для выбора и контроля приемов и организаций каждому виду деятельности - умение.
Овладение приемами и операциями, из которых складываются все виды деятельности - это навыки (автоматические умения).
Учение как процесс имеет следующую структуру:
Структура учения:
• уяснение информации (ощущение и восприятие). Его можно проверить через пересказ материала.
• осмысление (мышление).
• запоминание (память).
• применение (решение задач).
• контроль (промежуточный и итоговый ,фронтальный и индивидуальный, письменный и устный, выборочный и сплошной).
• оценка (промежуточная и итоговая).
В процессе учения по Ильясову можно выделить два основных компонента:
1) уяснение содержания знаний и действий, усваиваемых в учении,
2) отработку (освоение, закрепление) знаний и действий.
Эти компоненты могут протекать как последовательно, так и параллельно во времени (однако начинается процесс всегда с первого компонента).
На первом этапе происходит возникновение в опыте учаще¬гося новых знаний и действий их состава, структуры со всеми содержательными и формальными простыми и составными ха¬рактеристиками и производными от них внешними параметрами.
Структура процесса учения:
1. На основе функциональных признаков компонентов: нахождение знаний -> закрепление знаний и действий -> переработка знаний -> применение знаний - установление связей - упрочнение знаний - уяснение ориентировки - отработка и т.д (Торндайк, Пиаже, Брунер, Гальперин, Давыдов)
2. Через функциональные признаки и познавательные процессы - восприятие, осмысление, понимание, закрепление, овладение, переработка знаний и тд (Коффка, Бандура, Леонтьев, Рубинштейн)
3. Через этапы решения творческих задач - столкновение с проблемой и ее анализ, выдвижение гипотез, нахождение решения (Толмен)
45. Мотивация учения и условия ее формирования.
Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:
• мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.).
• мотивация, имеющая положительный характер, эта мотивация выступает в двух формах.
Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное - показатели сформированности учебной деятельности школьников.
Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Высокий уровень развития, как видим из таблицы, имеют 5 человек (20% от числа всех опрошенных). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 3 учащихся (12%).
Низкая школьная мотивация была выявлена у 7 человек (28%). Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
5 уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация – 3 человека от числа опрошенных (12%). Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
Составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:
• Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
• Уверенность в себе;
• Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;
• Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
• Потребность и возможность в самовыражении,
• Принятие и одобрение значимыми людьми;
• Актуализация творческой позиции;
• Осознание значимости происходящего для себя и других;
• Потребность в социальном признании;
• Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;
46.Психологические
факторы, определяющие успех и неудачи
в учении. Психологические
факторы, определяющие успехи или неудачи
в учении. Успех в учении зависит от
следующих психологических факторов: -
мотивации учебной деятельности; -
произвольности познавательных процессов
(восприятия, внимания, воображения,
памяти, мышления и речи);
- наличия у
обучаемого необходимых волевых и ряда
других качеств личности (настойчивости,
целеустремленности, ответственности,
дисциплинированности, сознательности
и др.).
К числу психологических факторов
успешного учения можно также отнести
умение взаимодействовать с людьми в
совместной с ними деятельности, прежде
всего с учителями и товарищами по учебной
группе, интеллектуальную развитость и
сформированность учебной деятельности
как учения
Субъективно важным моментом, связанным с оценкой учащимися степени трудности усваиваемого материала, является интерес к нему и связь данного материала с потребностями обучаемого, с имеющимся у него опытом, умениями и навыками.
Еще одним важным
фактором успешности учения является
продуманная система стоит.
У человека
есть два различных мотива, функционально
связанных с деятельностью, направленной
на достижение успеха: ожидание успеха
и стремление избежать неудач.
Учащиеся,
мотивированные на достижение успеха,
отчетливо проявляют свои стремления,
выбирают средства и предпочитают
действия, направленные на достижение
поставленной цели. Они рассчитывают
получить одобрение за свои усилия, а
связанная с этим работа вызывает у них
положительные эмоции (предвосхищающего
и констатирующего характера). Для них
также характерны полная мобилизация
своих ресурсов и сосредоточенное
внимание, стремление закрепить
успех.
Совершенно иначе ведут себя
школьники, мотивированные на избавление
от возможных неудач. Они хотят не столько
добиться успеха, сколько избежать
неудач, не верят в собственные силы;
неуспех вызывает у них разочарование,
они боятся критики. С учебной деятельностью
у них обычно связаны отрицательные
эмоциональные переживания, они не
испытывают удовольствия от самого
процесса, тяготятся им. Все это чревато
неудачами (неуспехом) в учебе, в общении,
отношениях, в жизни. У таких школьников
проявляются неадекватные завышенные
или заниженные самооценки.
Школьники,
мотивированные на успех, проявляют
большую настойчивость в достижении
поставленных целей. Стремящиеся к успеху
учащиеся свои достижения приписывают
внутриличностным факторам (способностям,
старанию и т.п.), а тот, кто хочет избежать
неудач — внешним факторам (легкости
или трудности выполняемой задачи,
везению и т.п.).
Создавая ситуации
успеха, педагог актуализирует в структуре
потребностно-мотивационной сферы
личности школьника диспозиции достижения
успеха в любой деятельности и, прежде
всего, в учебно-познавательной.
Актуализация этих диспозиций приводит
к изменению восприятия школьником
учебной и любой другой жизненной
ситуации. Его внимание в таком случае
становится избирательным, а сам он может
предвзято воспринимать и оценивать
мотивации достижения успеха. Таким
образом, мы делаем вывод о взаимосвязи
успешности в обучении с мотивацией
достижений.
47. Психологическая сущность воспитания. Теории воспитания
Сущность, цели, задачи и виды воспитания
Воспитание — процесс комплексный. Существует философия воспитания, социология воспитания, психология воспитания. В педагогическом планевоспитание — это процесс формирования и непрерывного совершенствования воспитанности личности — одного из важнейших педагогических и социально значимых свойств.Сущность воспитания — в придании воспитанности характеристик:
• цивилизованных социально ориентированных отношений к жизни, обществу, людям, труду и соответствующего поведения;
• активности в самоформировании для полной реализации себя в жизни и самоутверждении при безусловном соблюдении норм морали и права;
• гражданственности, любви к Родине, трудолюбии, гуманизме, демократизме, культурном отношении к природе, семье, здоровью и таком же удовлетворении своих потребностей.
Подлинно воспитан не тот, кто знает, как вести себя, и умеет это делать, а тот, кто вести себя иначе не может.Целью воспитания и выступает формирование такой воспитанности, азадачами — формирование ее компонентов. Последнее определяет существование в системе воспитания взаимосвязанного комплексавидов воспитания: патриотического, гражданского, нравственного, гуманистического, демократического, экономического, трудового, экологического, эстетического, семейного, физического, в духе здорового образа жизни.
Воспитанию принадлежит важнейшая роль в формировании личности. Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — воспитатель римского императора Нерона — говорил:
Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней.
Одна из теорий воспитания, распространенная в форме системы убеждений в обыденном сознании, не имеет много сторонников среди ученых. Она утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни.
Вторая теория по смыслу представляет собой как бы полную противоположность первой. В отличие от только что рассмотренной, которую можно было бы обозначить как биогенную, назовем последнюю социогенной, имея в виду лежащую в основе этой теории идею о почти исключительной социальной детерминированности личностных качеств человека., многое определяется и состоянием организма.
Другие теории представляют собой промежуточные, компромиссные варианты двух рассмотренных. Они характеризуются одновременным признанием зависимости развития и функционирования личности как от биологических, так и от социальных факторов и отводят воспитанию значительную, хотя и ограниченную, роль. В этой группе теорий вопросы воспитания решаются дифференцированно, с выделением и независимым рассмотрением отдельных групп психологических качеств личности и обсуждением возможностей их целенаправленного воспитания.
48. Основные закономерности развития личности
Процесс психического и личностного развития имеет определенные закономерности, которые следует рассматривать как тенденции развития К закономерностям развития относятся:
1 Наличие прежде качественных, а не количественных изменений, возникновения психических и личностных новообразований, новых психических механизмов, процессов, структур Важнейшими признаками развития является дифференциация (расчленение ранее единого феномена), появление новых аспектов, элементов в развитии, связей между сторонами внутреннего мира субъектта.