ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1531

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21 

Действия обучаемого при ложной занятости ИУ 
При  возникновении  ложной  занятости  ИУ  на  экране  монитора  ДСП  появляется 

информационное окно, сообщающее об этом. 

ДСП обязан проконтролировать фактическую свободность ИУ от подвижной еди-

ницы. В тренажере для этого необходимо выполнить следующие действия: 

а) навести указатель курсора «мыши» на занятый ИУ и нажать клавишу «Enter»; 
б) в появившемся подменю выбрать команду «Информация»; 
в) в окне «Объекты ЭЦ» в графе «Чем занят» появится сообщение «ЛОЖН. ЗАНЯ-

ТОСТЬ». 

Прием или отправление поезда по маршруту, в который входит ложно занятый ИУ, 

производится при запрещающем показании светофора. В имитационном тренажере при-
нять  поезд  при  запрещающем  показании  входного  светофора  возможно  следующими 
двумя способами: 

По  пригласительному  сигналу – нажать  на  пульт-табло  станции  кнопку  «Пригл 

Н» (пригласительный сигнал нечетного входного светофора) или «Пригл Ч» (пригласи-
тельный сигнал четного входного светофора). 

По  приказу  –  вызвать  по  поездной  радиосвязи  машиниста  поезда,  подлежащего 

приему, и дать команду на движение. 

Чтобы вызвать поезд по поездной радиосвязи, необходимо в пункте основного ме-

ню  «Тренажер»  выбрать  команду  «Поездная  радиосвязь»  или  нажать  клавишу « / ». В 
появившемся окне выбрать поезд из списка и нажать кнопку «Вызов». Далее в новом ок-
не выбрать команду «Движение»

Отправить  поезд  при  запрещающем  показании  выходного  светофора  в  тренажере 

возможно только по приказу, передаваемому по поездной радиосвязи. Порядок действий 
ДСП такой же, как и в случае приема поезда по приказу. 

Перед  приемом  или  отправлением  поезда  по  пригласительному  сигналу  или  по 

приказу при запрещающих показаниях светофоров ДСП, прежде чем нажать кнопку при-
гласительного  сигнала  или  выдать  приказ,  обязан  убедиться  в  правильности  установки 
маршрута. 

П

РОВЕРИТЬ  ПОЛОЖЕНИЕ 

СП

 

  ОДНОВРЕМЕННО  НАЖАТЬ  ДВЕ  КНОПКИ  КУРСОРА 

«

МЫШИ

». 

Осуществить  перевод  ложно  занятого  СП  возможно  с  помощью  кнопки  «ВК»

Во-первых, на пульте-табло нажимается кнопка «ВК», во-вторых, СП переводится в не-
обходимое положение («+» или «–»), в-третьих, кнопка «ВК» «отжимается». Эти дейст-
вия разберем на следующем примере: 

ДСП по станции Гранитная необходимо отправить поезд № 2342 в четном направ-

лении.  Поскольку в предполагаемый маршрут входит ложно занятый стрелочный ИУ, от-
правление поезда на перегон осуществляется по запрещающему показанию светофора Ч4. 


background image

22 

Чтобы  приготовить  маршрут  отправления,  ДСП  должен  осуществить  перевод  СП 

№ 11 с  помощью  кнопки  «ВК».  Для  этого  ДСП  нажимает  курсором  «мыши»  кнопку 
«ВК» и переводит СП в положение «–». 

Далее ДСП «отжимает» кнопку «ВК» – нажимает левой кнопкой курсора «мыши» 

на  «ВК»  и,  не  отпуская  кнопку  «мыши»,  переносит  курсор  на  свободное  поле  пульта-
табло, вызывает поезд № 2342 по поездной радиосвязи и дает команду на движение. 

 
Действия обучаемого при ложной свободности ИУ 
При  возникновении  ложной  свободности  ИУ  на  экране  монитора  появляется  ин-

формационное окно, сообщающее об этом. 

При  возникновении  ложной  свободности  ИУ  ДСП  имеет  право  устанавливать 

маршруты приема, отправления поездов только после того, как убедится в свободности 
ИУ от подвижной единицы. Для этого в тренажере есть два способа: 

1. вызвать окно «Объекты ЭЦ» (см. выше); 
2. навести курсор «мыши» на ИУ. В случае, если не появится информационное ок-

но, сообщающее номер подвижной единицы, ИУ свободен. При появлении информаци-
онного окна – ИУ занят соответствующей подвижной единицей. 

При  проследовании  подвижной  единицы  по  маршруту  в  случае  возникновения 

ложной  свободности  ИУ  некоторые  секции  маршрута  могут  не  разомкнуться.  В  этом 
случае  нужно  нажать  кнопки  не  разомкнувшихся  секций  и  кнопку  «ИР».  С  выдержкой  
3–4 минуты осуществится размыкание секций, ранее не разомкнутых. 

 
Действия обучаемого при неисправности светофоров 
Неисправностями светофора является следующее: разрешающее показание откры-

того светофора самопроизвольно изменяется на запрещающее или светофор не «откры-
вается». При этом на экране появляется сообщение об этом. 

В случае возникновения данных неисправностей ДСП должен дополнительно убе-

диться в правильности задания маршрута и еще раз нажать кнопку перекрывшегося све-
тофора.  Если  светофор  не  «открывается»  вторично,  то  ДСП  должен  принимать  или  от-
правлять  поезда  при  запрещающем  показании  этого  светофора  по  пригласительному 
сигналу или по приказу, передаваемому по поездной радиосвязи, с проверкой маршрута. 

Разберем порядок действий обучаемого на примере: 
При  задании  маршрута  отправления  поезду  № 6411 в  нечетном  направлении  не 

«открылся» выходной светофор Н3. 

На  пульте-табло  у  ДСП  появляется  сообщение  об  этом  в  виде  информационного 

окна. ДСП повторно нажимает кнопку повторителя выходного светофора Н3. В случае, 
если светофор Н3 снова не «открывается», машинист поезда № 6411 вызывается по по-
ездной радиосвязи, и ему выдается приказ на движение. 

 
 


background image

23 

Действия обучаемого при неисправности СП 
В имитационном тренажере рассматриваются следующие неисправности СП: 
- невозможность перевода СП с пульта-табло станции; 
- полная потеря контроля СП (взрез СП); 
- потеря контроля в положении «+»; 
- потеря контроля в положении «–»; 
В случае, если возникла потеря контроля СП в одном из положений («+» или «–»), 

движение поездов  может осуществляться по маршрутам, в которые входит этот СП, но 
только в том положении, которое контролируется ДСП на пульте-табло станции. 

Если контроль положения СП потерян полностью, то движение поездов по такому 

СП не допускается. 

При  невозможности  перевода  СП  с  пульта-табло  станции  поезда  могут  пропус-

каться по этому СП только в том случае, если его положение контролируется на пульте-
табло станции. 

Разберем действия обучаемого на примере: 
При  задании  маршрута  приема  поезду  №6408  была  обнаружена  потеря  контроля 

СП №12 в положении «–». 

На  пульте-табло  у  ДСП  появляется  сообщение  о  данной  неисправности  в  инфор-

мационном  окне.  После  ознакомления  с  содержанием  информационного  окна,  ДСП  пе-
реводит  СП  №12  в  положение «+». Если  оно  контролируется  на  пульте-табло  станции, 
ДСП осуществляет движение поездов по этому переводу только в положении «+». 

 

Контрольные вопросы 

1.  Порядок перевод стрелок курбелем. 
2.  Основные причины нарушений нормальной работы устройств СЦБ. 
3.  Действия ДСП при ложной занятости. 
4.  По каким признакам ДСП может определить взрез стрелки? 
5.  Определение потери контроля стрелки. 
 
 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 

ПРИЕМ И ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕКРАЩЕНИЯ  

ИЛИ ПРИ ПЕРЕРЫВЕ ДЕЙСТВИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ СРЕДСТВ 

СИГНАЛИЗАЦИИ И СВЯЗИ 

 

Цель работы 

В процессе выполнения лабораторной работы студент должен: 
- усвоить основные положения и требования ПТЭ и ИДП к организации движения 

поездов в указанных условиях; 


background image

24 

-  овладеть  навыками  четкого  порядка  действий  ДСП  в  указанных  условиях  и 

оформления соответствующих поездных и рабочих документов. 

 

Исходные данные 

1. Рабочее место ДСП. Станция оборудована ЭЦ стрелок и сигналов. 
Другие условия: 
а) автоматическая  (полуавтоматическая)  блокировка  на  прилегающих  перегонах 

(путях перегонов) неисправна. Устройства связи: поездная межстанционная связь – в ис-
правном состоянии, поездная диспетчерская связь прервана; 

б) устройства СЦБ на прилегающих перегонах (автоблокировка) не работают. Все 

виды связи прерваны. 

2. Поездная обстановка – по указанию руководителя занятий. 
 

Задание на выполнение работы 

1. Изучить  основные  неисправности,  при  которых  необходимо  прекратить  дейст-

вие  автоблокировки,  и  порядок  действий  ДСП  при  перерыве  поездной  диспетчерской 
связи. 

2. Составить  таблицу  последовательности  действий  ДСП,  если  обнаружена  неис-

правность  блокировки,  при  которой  ее  действие  необходимо  прекратить  (при  перерыве 
действия поездной диспетчерской связи). 

3. Выполнить действия ДСП по приему и отправлению поездов с оформлением со-

ответствующих  записей  в  журналах  осмотра,  движения  поездов,  поездных  телефоно-
грамм после получения сообщения о неисправности блокировки, при которой ее дейст-
вие должно быть прекращено (при перерыве поездной диспетчерской связи). 

4. Составить  таблицу  последовательности  действий  ДСП  после  восстановления 

действия автоматической и полуавтоматической блокировки (при перерыве действия по-
ездной диспетчерской связи). 

5. Выполнить действия (в роли ДСП) по оформлению соответствующих записей в 

журналах по восстановлению движения поездов по блокировке после устранения ее не-
исправности (при перерыве поездной диспетчерской связи). 

6. Выполнить действия (в роли ДСП) по оформлению соответствующих записей в 

журналах и поездных документах при отправлении на 1-путный перегон поезда в усло-
виях перерыва всех средств сигнализации и связи. 

 

Указания к выполнению работы 

Основные неисправности, при которых необходимо прекратить действие автобло-

кировки, и порядок действий ДСП при перерыве поездной диспетчерской связи указаны 
в приложении 1 пп. 25–29 ИДП. 

ДСП, получив сообщение о неисправности автоблокировки на перегоне или обна-

ружив ее неисправность на станции, обязан: 


background image

25 

−  прекратить отправление поездов на данный перегон (по данному пути), привести 

выходные светофоры в запрещающее положение; 

−  вызвать по радиосвязи машинистов поездов, находящихся на перегоне, и преду-

предить их о неисправности; 

−  сделать соответствующую запись в Журнале осмотра и сообщить электромеха-

нику СЦБ (дежурному по ШЧ); 

−  в случае перерыва поездной диспетчерской связи сделать запись в журнале ос-

мотра о ее перерыве, сообщить электромеханику и прекратить действие автоблокировки 
с переходом на телефонные средства связи порядком, указанным в приложении 1 пп. 29 
ИДП, с записью в Журнале поездных телефонограмм о переходе на телефонные средства 
связи; 

−  произвести в Журнале поездных телефонограмм (ниже телефонограмм о перехо-

де на телефонные средства связи) запись о приеме дежурства по телефонной связи; 

−  произвести обмен поездными телефонограммами (для получения согласия на от-

правление поезда на однопутный перегон); 

−  приготовить  маршрут  отправления  установленным  ТРА  или  порядком,  указан-

ном в приложении 9 пп. 2, 24 ИДП; 

−  оформить и вручить машинисту локомотива путевую записку порядком, преду-

смотренным ТРА станции, и отправить поезд; 

−  дать на соседнюю станцию телефонограмму об отправлении поезда по установ-

ленной форме; 

−  после  устранения  неисправности  и  проверки  работы  устройств  потребовать  от 

электромеханика оформления соответствующей записи в Журнале осмотра и расписаться 
под ней; 

−  восстановить  действия  автоблокировки  порядком,  указанным  в  приложении 1 

пп. 3 ИДП. 

Основные  неисправности,  при  которых  необходимо  прекратить  действие  полуав-

томатической блокировки, и порядок действий ДСП в данном случае при перерыве по-
ездной диспетчерской связи указаны в приложении 3 пп. 19–22 ИДП. 

Порядок действий ДСП по переходу на телефонную связь, а также возобновлению 

движения поездов по блокировке аналогичен указанному выше. 

При отработке навыков работы ДСП в случае перерыва действия всех средств сиг-

нализации и связи особое внимание следует обратить на особенности действий ДСП, из-
ложенные  в  приложении 6 ИДП,  по  организации  движения  поездов  на  однопутных  и 
двухпутных  перегонах,  оборудованных  автоблокировкой,  полуавтоматической  блоки-
ровкой, телефонными средствами связи. 

 

Контрольные вопросы 

1. Какие  поезда  запрещается  отправлять  со  станции  при  перерыве  всех  средств 

сигнализации и связи?