ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1818
Скачиваний: 10
21
4.2. Качество транспортного обслуживания пользователей транспорта
Управление качеством транспортной продукции можно осуществлять через оценку
показателей качества перевозочного процесса и принятия решений по оптимальному
транспортному обслуживанию пользователей на основе имеющихся ресурсов транспорта
и платежеспособности клиентуры. Для успешной реализации управления качеством
транспортного обслуживания пользователей выполним классификацию показателей ка-
чества транспортной продукции. Их можно разделить на три группы:
– качество эксплуатационной работы транспорта;
– показатели качества транспортной обеспеченности и доступности территорий
транспортными ресурсами;
– качество транспортного обслуживания пользователей транспортом.
Рассмотрим более подробно третью группу показателей, которую, в свою очередь,
можно разделить на две подгруппы: качество транспортного обслуживания грузовла-
дельцев и качество транспортного обслуживания пассажиров. Показатели качества
транспортного обслуживания грузовладельцев включают следующие:
– уровень выполнения скоростей и сроков доставки грузов
:
; (4.1)
; (4.2)
; (4.3)
, (4.4)
где
,
– время выполнения погрузочно-разгрузочных и начально-конечных опе-
раций, ч;
,
– нормативные и фактические сроки доставки, ч;
– фактическое расстояние перевозки груза, км;
,
–
объем перевозок грузов с соблюдением установленных нормативов
сроков доставки и общий объем перевозки соответственно за период t, тыс. т;
– участковая скорость движения поезда, км/ч;
– скорость доставки груза, км/ч;
– удельный вес грузов, доставленных по нормативным срокам доставки.
– уровень сохранности перевозимых грузов
:
, (4.5)
где
– объем потерь грузов, тыс. т;
сд
Κ
уч
ф
к
н
р
п
н
д
V
L
t
t
t
пер
+
+
=
−
−
ф
д
ф
пер
д
t
L
V
=
ф
э
н
д
сд
t
t
=
Κ
∑
∑
Ρ
Ρ
=
Κ
t
о
t
н
'
сд
р
п
t
−
к
н
t
−
н
д
t
ф
э
t
ф
пер
L
∑
Ρ
t
н
∑
Ρ
t
о
уч
V
д
V
'
сд
Κ
сх
Κ
∑
∑
∑
Ρ
⎟
⎠
⎞
⎜
⎝
⎛
ϕ
Ρ
−
Ρ
=
Κ
о
п
пот
о
сх
100
∑
Ρ
пот
22
– средняя удельная норма естественной убыли грузов за время перевозки, %;
– общий объем перевозимых грузов, тыс. т;
– уровень полноты удовлетворения спроса на объемы перевозок :
, (4.6)
где
– плановый платежеспособный спрос объемов перевозок грузов, включая за-
явленный и потенциальный, тыс. т;
– фактический объем перевозок грузов за тот же период, тыс. т;
– уровень ритмичности, регулярности и равномерности перевозок
грузов в
соответствии с установленным планом графиком поставок продукции («точно в
срок»):
; (4.7)
, (4.8)
где
– объем поставок с соблюдением установленных по договорам и планам-
графикам поставок продукции;
– коэффициент неравномерности перевозок грузов;
,
–
максимальный и средний объемы перевозок грузов по месяцам года,
тыс. т.
Коэффициент неравномерности лишь косвенно характеризует качество обслужи-
вания, т. к. на него влияет много других факторов, в т. ч. неравномерность производства
и потребления продукции и соответственно предъявление ее к перевозке в течение года.
– уровень комплексности транспортного обслуживания пользователей по схеме
«от двери до двери»
:
, (4.9)
где
– объем перевозки грузов по схеме «от двери до двери», организованный
одним оператором-перевозчиком или экспедитором, тыс. т;
– уровень качества транспортного сервиса для пользователей в начальных и ко-
нечных пунктах
:
, (4.10)
где ,
–
соответственно объем транспортного сервиса и дополнитель-
ных услуг для пользователей фактических и по установленным стандартам и нормати-
вам;
п
ϕ
о
Ρ
ус
Κ
∑
∑
∑
Ρ
Ρ
−
Ρ
−
=
Κ
ф
ф
пс
ус
1
∑
Ρ
пс
∑
Ρ
ф
ритм
Κ
∑
∑
Ρ
Ρ
=
Κ
о
t
дог
ритм
мес
ср
мес
max
нер
Ρ
Ρ
=
Κ
∑
Ρ
t
дог
нер
Κ
мес
max
Ρ
мес
ср
Ρ
комп
Κ
∑
∑
Ρ
Ρ
=
Κ
о
комп
комп
∑
Ρ
комп
серв
Κ
∑
∑
=
Κ
станд
серв
ф
серв
серв
Q
Q
∑
ф
серв
Q
∑
станд
серв
Q
23
– уровень оперативности, информированности и культуры обслуживания
пользователей железнодорожным транспортом при оформлении заявок на перевозки,
провозных документов и договоров, связанных с перевозкой грузов:
, (4.11)
где
,
– среднее минимально необходимое и фактическое время обслуживания
(оформление документов) в i-й инстанции дороги;
,
–
нормативное и фактическое количество инстанций, участвующих в
оформлении перевозки грузов по железной дороге с участием клиентуры;
– уровень правовой и материальной ответственности транспорта за нарушение
стандартов и гарантий качества транспортного обслуживания
:
, (4.12)
где
–
нормативная величина выплат железной дорогой клиентуре, предусматри-
ваемая с учетом рисков и опозданий и других нарушений стандартов качества обслужи-
вания;
– фактическая величина выплат клиентуре за нарушение норм обслужива-
ния за определенный период.
Общий комплексный показатель транспортного обслуживания грузовладельцев
может быть получен по формуле:
, при этом
, (4.13)
где
– параметр (показатель) качества транспортного обслуживания;
– доля каждого параметра качества, с учетом взаимного влияния в общей оценке
качества, определяемые пользователями транспорта при маркетинговых обследованиях;
n – количество учитываемых параметров качества (i = 1, 2, 3…, n). Следует заме-
тить, что высокий удельный вес того или иного показателя косвенно указывает на не-
удовлетворенность потребителя его выполнением.
Пример. Рассчитать основные показатели транспортного обслуживания грузовладель-
цев, а затем определить общий комплексный показатель.
Исходные данные: время выполнения погрузочно-разгрузочных операций
=
28
ч,
начально-конечных операций
=
48
ч, фактическое расстояние перевозки груза
= 5230 км, участковая скорость движения поезда
=
34,5
км/ч, фактический срок
доставки
=
250
ч; общий объем перевозимых грузов
=
342000
тыс. т, объем потерь гру-
зов
=
5130
тыс. т, средняя удельная норма естественной убыли грузов за время пере-
возки
=
0,8
%; плановый платежеспособный спрос объемов перевозок грузов, включая
заявленный и потенциальный,
=
22900
тыс. т; фактический объем перевозок грузов за
тот же период
=
19700
тыс. т; объем поставок с соблюдением установленных по дого-
опер
Κ
ф
i
ф
норм
i
min
опер
И
t
И
t
=
Κ
i
min
t
i
ф
t
норм
И
ф
И
отв
Κ
∑
∑
Β
Β
−
=
Κ
ф
н
отв
1
∑
Β
н
∑
Β
ф
∑
=
Κ
=
Κ
n
1
i
i
i
о
a
1
о
→
Κ
i
Κ
i
a
р
п
t
−
к
н
t
−
ф
пер
L
уч
V
ф
э
t
о
Ρ
∑
Ρ
пот
п
ϕ
∑
Ρ
пс
∑
Ρ
ф
24
ворам и планам-графикам поставок продукции
=
266760
тыс. т; объем перевозки гру-
зов по схеме «от двери до двери», организованный одним оператором-перевозчиком или экс-
педитором
=
237380
тыс. т, объем транспортного сервиса и дополнительных услуг
для пользователей фактических
=
18,
объем транспортного сервиса и дополнитель-
ных услуг по установленным стандартам и нормативам
=
13;
среднее минимально
необходимое время обслуживания в i-й инстанции дороги
=
3
мин, фактическое время
обслуживания в i-й инстанции дороги =
5
мин; нормативное количество инстанций, участ-
вующих в оформлении перевозки грузов по железной дороге с участием клиентуры
= 2, фактическое количество инстанций, участвующих в оформлении перевозки гру-
зов по железной дороге с участием клиентуры
=
4;
коэффициент, учитывающий удель-
ный вес показателя выполнения сроков доставки
=
0,17;
коэффициент, учитывающий
удельный вес показателя сохранности перевозимых грузов
=
0,17;
коэффициент, учиты-
вающий удельный вес показателя ритмичности перевозок
=
0,25;
коэффициент, учи-
тывающий удельный вес показателя полноты удовлетворения спроса на объемы перевозок
= 0,18; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя комплексности транспорт-
ного обслуживания
=
0,08;
коэффициент, учитывающий удельный вес показателя каче-
ства транспортного сервиса и дополнительных услуг
=
0,07;
коэффициент, учитываю-
щий удельный вес показателя оперативности обслуживания пользователей
= 0,08.
Решение.
1) Уровень выполнения сроков доставки грузов.
Для определения этого показателя необходимо знать нормативный срок доставки
грузов, поэтому находим его по формуле (4.1):
ч.
Уровень выполнения скоростей и сроков доставки грузов определяем по формуле
(4.3):
.
2) Уровень сохранности перевозимых грузов определяем по формуле (4.5):
.
3) Уровень полноты удовлетворения спроса на объемы перевозок определяем по
формуле (4.6):
.
4) Уровень ритмичности перевозок грузов в соответствии с установленным планом
графиком поставок продукции определяем по формуле (4.7):
.
∑
Ρ
t
дог
∑
Ρ
комп
∑
ф
серв
Q
∑
станд
серв
Q
i
min
t
i
ф
t
норм
И
ф
И
сд
а
сх
а
ритм
а
ус
а
комп
а
серв
а
опер
а
228
5
,
34
5230
48
28
t
н
д
=
+
+
=
91
,
0
250
228
сд
=
=
Κ
99
,
0
342000000
100
8
,
0
5130000
342000000
сх
=
−
=
Κ
84
,
0
19700
19700
22900
1
ус
=
−
−
=
Κ
78
,
0
342000
266760
ритм
=
=
Κ
25
5) Уровень комплексности транспортного обслуживания пользователей по схеме
«от двери до двери» определяем по формуле (4.9):
.
6) Уровень качества транспортного сервиса для пользователей в начальных и ко-
нечных пунктах определяем по формуле (4.10):
.
7) Уровень оперативности, информированности и культуры обслуживания пользо-
вателей железнодорожным транспортом при оформлении заявок на перевозки, провоз-
ных документов и договоров, связанных с перевозкой грузов, определяем по формуле
(4.11):
.
Общий комплексный показатель транспортного обслуживания определяем по
формуле (4.13):
.
Варианты исходных данных для выполнения индивидуальных заданий по данной
работе приведены в приложении 4.
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
НА ТРАНСПОРТЕ
5.1. Методика учета внетранспортного эффекта при повышении качества
транспортного обслуживания грузовладельцев
Основными показателями, образующими внетранспортный эффект, являются:
– уровень соблюдения и ускорения сроков доставки грузов;
– уровень соблюдения ритмичности доставки грузов;
– уровень повышения сохранности перевозимых грузов;
– уровень обеспечения комплексности обслуживания грузовладельцев;
– уровень безопасности и экологичности транспортных процессов.
Эффект в общем виде принято определять как высвобождение оборотных средств
у грузовладельцев:
,
(5.1)
где
– объем перевозок груза, тыс. т;
Ц – цена 1 т груза, руб.;
69
,
0
342000
237380
комп
=
=
Κ
38
,
1
13
18
серв
=
=
Κ
3
,
0
4
5
2
3
опер
=
⋅
⋅
=
Κ
опер
опер
серв
серв
комп
комп
ритм
ритм
ус
ус
сх
сх
сд
сд
n
1
i
i
i
о
а
а
а
а
а
а
а
a
Κ
+
Κ
+
Κ
+
Κ
+
Κ
+
Κ
+
Κ
=
Κ
=
Κ
∑
=
.
85
,
0
08
,
0
3
,
0
07
,
0
38
,
1
08
,
0
69
,
0
25
,
0
78
,
0
18
,
0
84
,
0
17
,
0
99
,
0
17
,
0
91
,
0
о
=
⋅
+
⋅
+
⋅
+
⋅
+
⋅
+
⋅
+
⋅
=
Κ
(
)
2
1
t
t
365
Ц
Э
−
Ρ
=
∑
∑
Ρ