ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1818

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21 

 

4.2. Качество транспортного обслуживания пользователей транспорта 

 

Управление качеством транспортной продукции можно осуществлять через оценку 

показателей  качества  перевозочного  процесса  и  принятия  решений  по  оптимальному 
транспортному обслуживанию пользователей на основе имеющихся ресурсов транспорта 
и  платежеспособности  клиентуры.  Для  успешной  реализации  управления  качеством 
транспортного  обслуживания  пользователей  выполним  классификацию  показателей  ка-
чества транспортной продукции. Их можно разделить на три группы: 

– качество эксплуатационной работы транспорта; 
–  показатели  качества  транспортной  обеспеченности  и  доступности  территорий 

транспортными ресурсами; 

– качество транспортного обслуживания пользователей транспортом. 
Рассмотрим более подробно третью группу показателей, которую, в свою очередь, 

можно  разделить  на  две  подгруппы:  качество  транспортного  обслуживания  грузовла-
дельцев  и  качество  транспортного  обслуживания  пассажиров.  Показатели  качества 
транспортного обслуживания грузовладельцев включают следующие: 

– уровень выполнения скоростей и сроков доставки грузов 

;                                                        (4.1) 

;                                                                            (4.2) 

;                                                                             (4.3) 

,                                                                         (4.4) 

где   

,

 

–  время выполнения погрузочно-разгрузочных и начально-конечных опе-

раций, ч;  

,

 

–  нормативные и фактические сроки доставки, ч;  

 – фактическое расстояние перевозки груза, км;  

,  

– 

объем перевозок грузов с соблюдением установленных нормативов 

сроков доставки и общий объем перевозки соответственно за период t, тыс. т;  

 – участковая скорость движения поезда, км/ч;  

 – скорость доставки груза, км/ч;  

 – удельный вес грузов, доставленных по нормативным срокам доставки. 

– уровень сохранности перевозимых грузов 

,                                                (4.5) 

где     

 – объем потерь грузов, тыс. т;  

сд

Κ

уч

ф

к

н

р

п

н

д

V

L

t

t

t

пер

+

+

=

ф

д

ф

пер

д

t

L

V

=

ф

э

н

д

сд

t

t

=

Κ

Ρ

Ρ

=

Κ

t

о

t

н

'

сд

р

п

t

к

н

t

н

д

t

ф

э

t

ф

пер

L

Ρ

t

н

Ρ

t

о

уч

V

д

V

'

сд

Κ

сх

Κ

Ρ

ϕ

Ρ

Ρ

=

Κ

о

п

пот

о

сх

100

Ρ

пот


background image

22 

 

 – средняя удельная норма естественной убыли грузов за время перевозки, %;  

 – общий объем перевозимых грузов, тыс. т;  

– уровень полноты удовлетворения спроса на объемы перевозок : 

,                                                     (4.6) 

где  

 – плановый платежеспособный спрос объемов перевозок грузов, включая за-

явленный и потенциальный, тыс. т;  

 – фактический объем перевозок грузов за тот же период, тыс. т; 

– уровень ритмичности, регулярности и равномерности перевозок 

 грузов в 

соответствии  с  установленным  планом  графиком  поставок  продукции («точно  в 
срок»)

;                                                         (4.7) 

  

 

 

 

 

,                                                             (4.8) 

где     

 –  объем  поставок  с  соблюдением  установленных  по  договорам  и  планам-

графикам поставок продукции;  

 – коэффициент неравномерности перевозок грузов;  

,  

– 

максимальный и средний объемы перевозок грузов по месяцам года, 

тыс. т.  

Коэффициент  неравномерности  лишь  косвенно  характеризует  качество  обслужи-

вания, т. к. на него влияет много других факторов, в т. ч. неравномерность производства 
и потребления продукции и соответственно предъявление ее к перевозке в течение года. 

–  уровень  комплексности  транспортного  обслуживания  пользователей  по  схеме 

«от двери до двери» 

  

,                                                       (4.9) 

где   

 – объем перевозки грузов по схеме «от двери до двери», организованный 

одним оператором-перевозчиком или экспедитором, тыс. т;  

–  уровень  качества  транспортного  сервиса  для  пользователей  в  начальных  и  ко-

нечных пунктах 

,                                                   (4.10) 

где ,   

– 

соответственно  объем  транспортного  сервиса  и  дополнитель-

ных  услуг  для  пользователей  фактических  и  по  установленным  стандартам  и  нормати-
вам;  

п

ϕ

о

Ρ

ус

Κ

Ρ

Ρ

Ρ

=

Κ

ф

ф

пс

ус

1

Ρ

пс

Ρ

ф

ритм

Κ

Ρ

Ρ

=

Κ

о

t

дог

ритм

мес

ср

мес

max

нер

Ρ

Ρ

=

Κ

Ρ

t

дог

нер

Κ

мес

max

Ρ

мес

ср

Ρ

комп

Κ

Ρ

Ρ

=

Κ

о

комп

комп

Ρ

комп

серв

Κ

=

Κ

станд

серв

ф

серв

серв

Q

Q

ф

серв

Q

станд

серв

Q


background image

23 

 

–  уровень  оперативности,  информированности  и  культуры  обслуживания 

 пользователей  железнодорожным  транспортом  при  оформлении  заявок  на  перевозки, 
провозных документов и договоров, связанных с перевозкой грузов

,                                                   (4.11) 

где   

 – среднее  минимально  необходимое  и  фактическое  время  обслуживания 

(оформление документов) в i-й инстанции дороги;   

,  

– 

нормативное  и  фактическое  количество  инстанций,  участвующих  в 

оформлении перевозки грузов по железной дороге с участием клиентуры; 

– уровень правовой и материальной ответственности транспорта за нарушение 

стандартов и гарантий качества транспортного обслуживания 

,                                                    (4.12) 

где  

– 

нормативная  величина  выплат  железной  дорогой  клиентуре,  предусматри-

ваемая с учетом рисков и опозданий и других нарушений стандартов качества обслужи-
вания;  

 –  фактическая  величина  выплат  клиентуре  за  нарушение  норм  обслужива-

ния за определенный период. 

Общий  комплексный  показатель  транспортного  обслуживания  грузовладельцев 

может быть получен по формуле: 

, при этом 

,                           (4.13) 

где     

 – параметр (показатель) качества транспортного обслуживания;  

 – доля каждого параметра качества, с учетом взаимного влияния в общей оценке 

качества, определяемые пользователями транспорта при маркетинговых обследованиях;  

n – количество учитываемых параметров качества (i = 1, 2, 3…, n). Следует заме-

тить,  что  высокий  удельный  вес  того  или  иного  показателя  косвенно  указывает  на  не-
удовлетворенность потребителя его выполнением. 

Пример. Рассчитать основные показатели транспортного обслуживания грузовладель-

цев, а затем определить общий комплексный показатель. 

Исходные данные: время выполнения погрузочно-разгрузочных операций  

28 

ч, 

начально-конечных  операций  

48 

ч,  фактическое  расстояние  перевозки  груза  

 =  5230  км,  участковая  скорость  движения  поезда  

34,5 

км/ч,  фактический  срок 

доставки  

250 

ч; общий объем перевозимых грузов  

342000

 

тыс. т, объем потерь гру-

зов  

5130 

тыс. т, средняя удельная норма естественной убыли грузов за время пере-

возки  

0,8

 

%;   плановый платежеспособный спрос объемов перевозок грузов, включая 

заявленный и потенциальный,  

22900 

тыс. т; фактический объем перевозок грузов за 

тот же период  

19700 

тыс. т; объем поставок с соблюдением установленных по дого-

опер

Κ

ф

i

ф

норм

i

min

опер

И

t

И

t

=

Κ

i

min

t

i

ф

t

норм

И

ф

И

отв

Κ

Β

Β

=

Κ

ф

н

отв

1

Β

н

Β

ф

=

Κ

=

Κ

n

1

i

i

i

о

a

1

о

Κ

i

Κ

i

a

р

п

t

к

н

t

ф

пер

L

уч

V

ф

э

t

о

Ρ

Ρ

пот

п

ϕ

Ρ

пс

Ρ

ф


background image

24 

 

ворам и планам-графикам поставок продукции  

266760 

тыс. т; объем перевозки гру-

зов по схеме «от двери до двери», организованный одним оператором-перевозчиком или экс-
педитором  

237380 

тыс. т, объем транспортного сервиса и дополнительных услуг 

для пользователей фактических  

18, 

объем транспортного сервиса и дополнитель-

ных услуг по установленным стандартам и нормативам  

13; 

среднее минимально 

необходимое время обслуживания в i-й инстанции дороги  

мин, фактическое время 

обслуживания в i-й инстанции дороги = 

мин; нормативное количество инстанций, участ-

вующих  в  оформлении  перевозки  грузов  по  железной  дороге  с  участием  клиентуры 

 = 2, фактическое количество инстанций, участвующих в оформлении перевозки гру-

зов по железной дороге с участием клиентуры  

4; 

коэффициент, учитывающий удель-

ный  вес  показателя  выполнения  сроков  доставки  

0,17; 

коэффициент,  учитывающий 

удельный вес показателя сохранности перевозимых грузов  

0,17; 

коэффициент, учиты-

вающий удельный вес показателя ритмичности перевозок  

0,25; 

коэффициент, учи-

тывающий  удельный  вес  показателя  полноты  удовлетворения  спроса  на  объемы  перевозок 

 = 0,18; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя комплексности транспорт-

ного обслуживания  

0,08; 

коэффициент, учитывающий удельный вес показателя каче-

ства транспортного сервиса и дополнительных услуг  

0,07; 

коэффициент, учитываю-

щий удельный вес показателя оперативности обслуживания пользователей 

 = 0,08. 

Решение. 
1) Уровень выполнения сроков доставки грузов. 
Для  определения  этого  показателя  необходимо  знать  нормативный  срок  доставки 

грузов, поэтому находим его по формуле (4.1):  

 ч. 

Уровень выполнения скоростей и сроков доставки грузов определяем по формуле 

(4.3): 

2) Уровень сохранности перевозимых грузов определяем по формуле (4.5):  

3)  Уровень  полноты  удовлетворения  спроса  на  объемы  перевозок  определяем  по 

формуле (4.6):  

4) Уровень ритмичности перевозок грузов в соответствии с установленным планом 

графиком поставок продукции определяем по формуле (4.7):  

 

Ρ

t

дог

Ρ

комп

ф

серв

Q

станд

серв

Q

i

min

t

i

ф

t

норм

И

ф

И

сд

а

сх

а

ритм

а

ус

а

комп

а

серв

а

опер

а

228

5

,

34

5230

48

28

t

н

д

=

+

+

=

91

,

0

250

228

сд

=

=

Κ

99

,

0

342000000

100

8

,

0

5130000

342000000

сх

=

=

Κ

84

,

0

19700

19700

22900

1

ус

=

=

Κ

78

,

0

342000

266760

ритм

=

=

Κ


background image

25 

 

5)  Уровень  комплексности  транспортного  обслуживания  пользователей  по  схеме 

«от двери до двери» определяем по формуле (4.9):  

 

6)  Уровень  качества  транспортного  сервиса  для  пользователей  в  начальных  и  ко-

нечных пунктах определяем по формуле (4.10):  

 

7) Уровень оперативности, информированности и культуры обслуживания пользо-

вателей  железнодорожным  транспортом  при  оформлении  заявок  на  перевозки,  провоз-
ных  документов  и  договоров,  связанных  с  перевозкой  грузов,  определяем  по  формуле 
(4.11):  

Общий  комплексный  показатель  транспортного  обслуживания  определяем  по 

формуле (4.13):  

 

Варианты исходных данных для выполнения индивидуальных заданий по данной 

работе приведены в приложении 4. 

 
 

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА 

НА ТРАНСПОРТЕ 

 

5.1. Методика учета внетранспортного эффекта при повышении качества  

транспортного обслуживания грузовладельцев  

 

Основными показателями, образующими внетранспортный эффект, являются: 
– уровень соблюдения и ускорения сроков доставки грузов; 
– уровень соблюдения ритмичности доставки грузов; 
– уровень повышения сохранности перевозимых грузов; 
– уровень обеспечения комплексности обслуживания грузовладельцев; 
– уровень безопасности и экологичности транспортных процессов. 
Эффект в общем виде принято определять как высвобождение оборотных средств 

у грузовладельцев: 

,   

                                      (5.1) 

 

где  

 – объем перевозок груза, тыс. т;  

Ц – цена 1 т груза, руб.;  

69

,

0

342000

237380

комп

=

=

Κ

38

,

1

13

18

серв

=

=

Κ

3

,

0

4

5

2

3

опер

=

=

Κ

опер

опер

серв

серв

комп

комп

ритм

ритм

ус

ус

сх

сх

сд

сд

n

1

i

i

i

о

а

а

а

а

а

а

а

a

Κ

+

Κ

+

Κ

+

Κ

+

Κ

+

Κ

+

Κ

=

Κ

=

Κ

=

.

85

,

0

08

,

0

3

,

0

07

,

0

38

,

1

08

,

0

69

,

0

25

,

0

78

,

0

18

,

0

84

,

0

17

,

0

99

,

0

17

,

0

91

,

0

о

=

+

+

+

+

+

+

=

Κ

(

)

2

1

t

t

365

Ц

Э

Ρ

=

Ρ