ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1819

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31 

 

При этом общие затраты составляют: 

4

518

08

0

14

3

1

168

200

1

0

3

2

1

168

200

25

1

168

5

20

12

2

,

,

,

,

,

,

,

С

=

+

+

=

 руб. 

Величина общих затрат в зависимости от объема работы одного сервисного центра 

может  быть  представлена  в  виде  графика.  Для  этого,  используя  заданные  параметры, 
рассчитаем общие затраты при изменении 

ц

q

 в пределах от 80 до 200 тонн. Результаты 

расчетов приведены в таблице 6.1. 

 
Таблица 6.1 – Зависимость общих затрат от 

ц

q

 

ц

q

, тонн 

Объем работы в тоннах 

80  100 120 140 160 180 200 

С

, руб 

601 557 534 523 518 519 522 

 

На рисунке 6.1 представлена зависимость общих затрат от 

ц

q

Как видно из рисунка 6.1, минимум функции общих затрат соответствует значению 

объема работы одного сервисного центра, приблизительно равному 160 тонн. Результаты 
расчета аналитическим методом и их графическая интерпретация практически совпадают.  

 
С, руб. 

 

Рисунок 6.1 – График зависимости общих затрат С от 

ц

q

 

 
 

Варианты  исходных  данных  для  выполнения  индивидуальных  заданий  по  данной 

работе приведены в приложении 6. 

 
 

7.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ  

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА НА ПОЛИГОНЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ 

 

Требуется:  определить  месторасположение  распределительного  центра  на  терри-

ториальном рынке торгово-закупочной фирмы при условии, что имеется 6 оптовых по-
купателей (

6

5

4

3

2

1

П

,

П

,

П

,

П

,

П

,

П

) и 4 поставщика продукции (

4

3

2

1

Д

,

Д

,

Д

,

Д

). 

460

 

480

 

500

 

520

 

540

 

560

 

580

 

600

 

620

 

80

 

100

 

120

 

140

 

160

180

200

 

ц

q

, ,тонн

 


background image

32 

 

Исходные данные: 
- тарифы на перевозку 1 тонны продукции от распределительного центра до поку-

пателей  составляют:  для 

1

П  – 0,5 руб/ткм, 

2

П  – 0,7 руб/ткм, 

3

П  – 0,9 руб/ткм,  

4

П  – 1,1 руб/ткм, 

5

П  – 0,6 руб/ткм, 

6

П  – 0,8 руб/ткм; 

- тарифы на перевозку 1 тонны продукции от поставщиков до распределительного 

центра  составляют:  для 

1

Д  – 1,0 руб/ткм, 

2

Д  – 0,8 руб/ткм, 

3

Д  – 0,7 руб/ткм,  

4

Д  – 0,6 руб/ткм; 

-  величина  одновременно  реализуемой  партии  покупателям  составляет:  для  

1

П  – 210 тонн, 

2

П  – 280 тонн, 

3

П  – 540 тонн, 

4

П  – 370 тонн, 

5

П  – 490 тонн,  

6

П  – 330 тонн; 

- величина одновременно завозимой партии продукции поставщиками составляет: 

для 

1

Д  – 450 тонн, 

2

Д  – 610 тонн, 

3

Д  – 570 тонн, 

4

Д  – 590 тонн; 

– координаты покупателей и поставщиков приведены в таблице 7.1. 

 

Таблица 7.1 – Координаты покупателей и поставщиков 

Координаты, 

км 

Покупатели 

Поставщики 

1

П

 

2

П

 

3

П

 

4

П

 

5

П

 

6

П

 

1

Д

 

2

Д

 

3

Д

 

4

Д

 

154 217 614 320 481 234 417 642 486 378 

54  165 370 225 390 625 134 279 316 453 

 

При  практических  расчетах  определение  координат  производится  следующим  об-

разом:  на  географическую  карту  полигона  обслуживания  наносится  сетка  и  устанавли-
ваются значения расстояний от начала осей координат до необходимых объектов по осям 
X и Y. 

Схема размещения покупателей и поставщиков на полигоне обслуживания приве-

дена на рисунке 7.1. 

 

 

Рисунок 7.1 – Схема размещения покупателей и поставщиков на полигоне обслуживания 

 
 

Решение. 

При  решении  задачи  применяется  метод  поиска  центра  равновесной  системы 

транспортных  затрат.  При  выборе  места  расположения  распределительного  центра 
наибольшее  внимание  уделяется  транспортным  расходам,  поэтому  наиболее  выгодным 

0

 

100

 

200

 

300

 

400

 

500

 

600

 

700

 

0

 

100

 

200

300

400

500

600

700

 

1

Д

1

П

2

П

4

П

4

Д

 

5

П

3

Д

 

2

Д

 

3

П

Ц 

6

П

 


background image

33 

 

является расположение склада с наименьшими суммарными транспортными издержками 
на перевозку продукции. 

Оптимальное  месторасположение  распределительного  центра  рассчитывается  по 

формуле: 

=

=

=

=

+

+

=

n

i

m

j

n

i

m

j

Q

T

Q

T

Q

L

T

L

T

Ц

1

1

Д

Д

П

П

1

1

Д

Д

Д

П

П

П

j

j

i

i

j

j

j

i

i

i

Q

,                                      (7.1) 

где     Ц  – центр равновесной системы транспортных затрат, км; 

i

П

Т

 – транспортный тариф для i-го покупателя за перевозку 1 тонны груза, руб/ткм, 

i

П

L

 – расстояние от начала осей координат до точки, обозначающей местораспо-

ложение i-го покупателя, км; 

i

П

Q

 – величина одновременно реализуемой партии продукции i-му покупателю, тонн; 

n

 – число покупателей; 

m

 – число поставщиков; 

j

Д

 – транспортный  тариф  для  i-го  поставщика  за  перевозку 1 тонны  груза, 

руб/ткм; 

j

Д

L

 – расстояние от начала осей координат до точки, обозначающей местораспо-

ложение i-го поставщика, км; 

j

Д

Q

 – величина одновременно завозимой партии продукции i-м поставщиком, тонн. 

1.  Суммарные  затраты  на  транспортировку  перевозимой  партии  грузов  покупате-

лям по оси X составляет 

=

n

1

i

П

П

П

i

i

i

Q

L

T

0,5·154·210+0,7·217·280+0,9·614·540+1,1·320·370+0,6·481·490+0,8·234·330 = 690536; 

- по оси Y 

=

n

1

i

П

П

П

i

i

i

Q

L

T

0,5·54·210+0,7·165·280+0,9·370·540+1,1·225·370+0,6·450·490+0,8·625·330 = 589065; 

- удельные затраты  

=

n

1

i

П

П

i

i

Q

Т

= 0,5·210+0,7·280+0,9·540+1,1·370+0,6·490+0,8·330 = 1752. 

2. Суммарные затраты на транспортировку перевозимой партии продукции от по-

ставщиков по оси Х составляет 

=

m

1

j

Д

Д

Д

j

j

j

Q

L

T

= 1,0·417·450+0,8·642·610+0,7·486·570+0,6·378·590 = 828672; 

- по оси Y 

=

m

1

j

Д

Д

Д

j

j

j

Q

L

T

= 1,0·134·450+0,8·279·610+0,7·316·570+0,6·453·590 = 482898; 

- удельные затраты 

=

m

1

j

Д

Д

j

j

Q

T

= 1,0·450+0,8·610+0,7·570+0,6·590 =1691. 

Подставив найденные значения в формулу (1), получим: 


background image

34 

 

441

1691

1752

828672

690536

Ц(Х)

+

+

=

 км; 

311

1691

1752

482898

589065

)

(

+

+

=

Y

Ц

 км. 

На  сетке  координат  месторасположение  распределительного  центра  обозначено – 

Ц  и имеет координаты Х = 441, Y = 311. 

Варианты  исходных  данных  для  выполнения  индивидуальных  заданий  по  данной 

работе приведены в приложении 7. 

 

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАРИФОВ И ПОРОГОВ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 

ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 

 

Требуется: 

определить для транспортной компании исходя из анализа издержек по 

данному виду деятельности: 

а) величину предельного, технического и целевого тарифов; 
б) тариф на перевозку единицы продукции; 
в) порог рентабельности предприятия исходя из объема грузопотока и получаемой 

выручки от транспортной деятельности. 

Исходные данные: 

 

- годовой грузопоток 

год

Q

 = 220 тыс.контейнеров; 

-  сумма  средств,  вложенных  в  транспортно-экспедиторскую  деятельность  (инве-

стиционный капитал)  К  = 320 млн.рублей; 

- планируемая рентабельность 

ρ

 = 12 %; 

- переменные издержки 

пер

С

 = 1300 рублей/конт.; 

- постоянные издержки 

пост

С

 = 110 млн.рублей; 

- общий прогноз грузопотока 

общ

год

Q

 = 210 тыс.конт.; 

- пессимистический прогноз грузопотока 

песс

год

Q

 = 175 тыс.конт.; 

- оптимистический прогноз грузопотока 

опт

год

Q

 = 250 тыс.конт.  

Решение. 

А. Рассчитываем величину предельного, технического и целевого тарифов. 
Предельный  тариф 

пр

Т

  представляет  собой  провозную  плату,  соответствующую 

компенсации переменных издержек без получения прибыли (тариф нулевой прибыли). 

Величина предельного тарифа равняется величине переменных издержек, т.е. 

пр

Т

 = 

пер

С

 = 1300 руб/конт.                                      (8.1) 

Технический  тариф 

тех

Т

  обеспечивает  покрытие  расходов  по  переменным  и  по-

стоянным  издержкам  и  представляет  собой  тариф  безубыточности.  Он  определяется  по 
формуле: 

Q

С

С

Т

пост

пер

тех

+

=

,                                           (8.2) 

где  – годовой грузопоток при различных видах прогноза, тыс. конт. 

Определим значение 

тех

Т

 для различных видов прогноза: 

- при общем прогнозе грузопотока 


background image

35 

 

1800

220000

110000000

1300

=

+

=

тех

Т

 рублей; 

- при пессимистическом прогнозе 

1929

57

,

1928

175000

110000000

1300

=

+

=

тех

Т

 рублей; 

- при оптимистичном прогнозе 

1700

250000

110000000

1300

=

+

=

тех

Т

 рублей. 

Целевой тариф 

ц

Т

 устанавливается с компенсацией переменных и постоянных из-

держек и, кроме того, включает в себя долю прибыли, которая представляет уровень от-
дачи на капитал (ожидаемую рентабельность). 

Q

К

Q

С

С

Т

пост

пер

ц

+

+

=

ρ

 .                                         (8.3) 

Определим значение 

ц

Т

 для различных видов прогноза: 

- при общем прогнозе грузопотока 

1975

55

,

1974

220000

320000000

12

,

0

1800

=

+

=

ц

Т

рублей; 

- при пессимистическом прогнозе 

2148

43

,

2148

175000

320000000

12

,

0

1929

=

+

=

ц

Т

рублей; 

- при оптимистическом прогнозе 

1894

6

,

1893

250000

320000000

12

,

0

1700

=

+

=

ц

Т

 рубля. 

Б. Устанавливаем величину тарифа на перевозку единицы продукции. 
Исходя из расчета, целевой тариф 

ц

Т

 находится в диапазоне от 2020 до 1954 руб-

лей,  поэтому  принимаем  значение  тарифа  на  перевозку  одного  контейнера,  равное  
2000 рублей, т.е. 

2000

=

пер

ц

Т

 рублей. 

В. Определим порог рентабельности предприятия исходя из объема грузопотока и 

получаемой выручки от транспортной деятельности: 

– порог рентабельности по объему грузопотока 

рент

год

Q

 (минимальный размер гру-

зопотока, который надо освоить, чтобы покрыть все затраты) определяется по формуле: 

пер

пер

ц

пост

рент

год

С

Т

С

Q

=

.                                            (8.4) 

Подставляя исходные и расчетные данные, получаем 

157143

85

,

157142

1300

2000

110000000

=

=

рент

год

Q

 конт/год; 

– порог рентабельности по выручке 

выр

год

Q

 (минимальная выручка, которая покры-

вает все расходы с учетом коэффициента рентабельности 

ρ) определяется по формуле: