ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1819
Скачиваний: 10
31
При этом общие затраты составляют:
4
518
08
0
14
3
1
168
200
1
0
3
2
1
168
200
25
1
168
5
20
12
2
,
,
,
,
,
,
,
С
=
⋅
⋅
⋅
⋅
+
⋅
+
⋅
⋅
=
руб.
Величина общих затрат в зависимости от объема работы одного сервисного центра
может быть представлена в виде графика. Для этого, используя заданные параметры,
рассчитаем общие затраты при изменении
ц
q
в пределах от 80 до 200 тонн. Результаты
расчетов приведены в таблице 6.1.
Таблица 6.1 – Зависимость общих затрат от
ц
q
ц
q
, тонн
Объем работы в тоннах
80 100 120 140 160 180 200
С
, руб
601 557 534 523 518 519 522
На рисунке 6.1 представлена зависимость общих затрат от
ц
q
.
Как видно из рисунка 6.1, минимум функции общих затрат соответствует значению
объема работы одного сервисного центра, приблизительно равному 160 тонн. Результаты
расчета аналитическим методом и их графическая интерпретация практически совпадают.
С, руб.
Рисунок 6.1 – График зависимости общих затрат С от
ц
q
Варианты исходных данных для выполнения индивидуальных заданий по данной
работе приведены в приложении 6.
7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА НА ПОЛИГОНЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Требуется: определить месторасположение распределительного центра на терри-
ториальном рынке торгово-закупочной фирмы при условии, что имеется 6 оптовых по-
купателей (
6
5
4
3
2
1
П
,
П
,
П
,
П
,
П
,
П
) и 4 поставщика продукции (
4
3
2
1
Д
,
Д
,
Д
,
Д
).
460
480
500
520
540
560
580
600
620
80
100
120
140
160
180
200
ц
q
, ,тонн
32
Исходные данные:
- тарифы на перевозку 1 тонны продукции от распределительного центра до поку-
пателей составляют: для
1
П – 0,5 руб/ткм,
2
П – 0,7 руб/ткм,
3
П – 0,9 руб/ткм,
4
П – 1,1 руб/ткм,
5
П – 0,6 руб/ткм,
6
П – 0,8 руб/ткм;
- тарифы на перевозку 1 тонны продукции от поставщиков до распределительного
центра составляют: для
1
Д – 1,0 руб/ткм,
2
Д – 0,8 руб/ткм,
3
Д – 0,7 руб/ткм,
4
Д – 0,6 руб/ткм;
- величина одновременно реализуемой партии покупателям составляет: для
1
П – 210 тонн,
2
П – 280 тонн,
3
П – 540 тонн,
4
П – 370 тонн,
5
П – 490 тонн,
6
П – 330 тонн;
- величина одновременно завозимой партии продукции поставщиками составляет:
для
1
Д – 450 тонн,
2
Д – 610 тонн,
3
Д – 570 тонн,
4
Д – 590 тонн;
– координаты покупателей и поставщиков приведены в таблице 7.1.
Таблица 7.1 – Координаты покупателей и поставщиков
Координаты,
км
Покупатели
Поставщики
1
П
2
П
3
П
4
П
5
П
6
П
1
Д
2
Д
3
Д
4
Д
X
154 217 614 320 481 234 417 642 486 378
Y
54 165 370 225 390 625 134 279 316 453
При практических расчетах определение координат производится следующим об-
разом: на географическую карту полигона обслуживания наносится сетка и устанавли-
ваются значения расстояний от начала осей координат до необходимых объектов по осям
X и Y.
Схема размещения покупателей и поставщиков на полигоне обслуживания приве-
дена на рисунке 7.1.
Рисунок 7.1 – Схема размещения покупателей и поставщиков на полигоне обслуживания
Решение.
При решении задачи применяется метод поиска центра равновесной системы
транспортных затрат. При выборе места расположения распределительного центра
наибольшее внимание уделяется транспортным расходам, поэтому наиболее выгодным
0
100
200
300
400
500
600
700
0
100
200
300
400
500
600
700
1
Д
1
П
2
П
4
П
4
Д
5
П
3
Д
2
Д
3
П
Y
Ц
6
П
X
33
является расположение склада с наименьшими суммарными транспортными издержками
на перевозку продукции.
Оптимальное месторасположение распределительного центра рассчитывается по
формуле:
∑
∑
∑
∑
=
=
=
=
⋅
+
⋅
⋅
⋅
+
⋅
⋅
=
n
i
m
j
n
i
m
j
Q
T
Q
T
Q
L
T
L
T
Ц
1
1
Д
Д
П
П
1
1
Д
Д
Д
П
П
П
j
j
i
i
j
j
j
i
i
i
Q
, (7.1)
где Ц – центр равновесной системы транспортных затрат, км;
i
П
Т
– транспортный тариф для i-го покупателя за перевозку 1 тонны груза, руб/ткм,
i
П
L
– расстояние от начала осей координат до точки, обозначающей местораспо-
ложение i-го покупателя, км;
i
П
Q
– величина одновременно реализуемой партии продукции i-му покупателю, тонн;
n
– число покупателей;
m
– число поставщиков;
j
Д
T – транспортный тариф для i-го поставщика за перевозку 1 тонны груза,
руб/ткм;
j
Д
L
– расстояние от начала осей координат до точки, обозначающей местораспо-
ложение i-го поставщика, км;
j
Д
Q
– величина одновременно завозимой партии продукции i-м поставщиком, тонн.
1. Суммарные затраты на транспортировку перевозимой партии грузов покупате-
лям по оси X составляет
∑
=
⋅
⋅
n
1
i
П
П
П
i
i
i
Q
L
T
=
0,5·154·210+0,7·217·280+0,9·614·540+1,1·320·370+0,6·481·490+0,8·234·330 = 690536;
- по оси Y
∑
=
⋅
⋅
n
1
i
П
П
П
i
i
i
Q
L
T
=
0,5·54·210+0,7·165·280+0,9·370·540+1,1·225·370+0,6·450·490+0,8·625·330 = 589065;
- удельные затраты
∑
=
⋅
n
1
i
П
П
i
i
Q
Т
= 0,5·210+0,7·280+0,9·540+1,1·370+0,6·490+0,8·330 = 1752.
2. Суммарные затраты на транспортировку перевозимой партии продукции от по-
ставщиков по оси Х составляет
∑
=
⋅
⋅
m
1
j
Д
Д
Д
j
j
j
Q
L
T
= 1,0·417·450+0,8·642·610+0,7·486·570+0,6·378·590 = 828672;
- по оси Y
∑
=
⋅
⋅
m
1
j
Д
Д
Д
j
j
j
Q
L
T
= 1,0·134·450+0,8·279·610+0,7·316·570+0,6·453·590 = 482898;
- удельные затраты
∑
=
⋅
m
1
j
Д
Д
j
j
Q
T
= 1,0·450+0,8·610+0,7·570+0,6·590 =1691.
Подставив найденные значения в формулу (1), получим:
34
441
1691
1752
828672
690536
Ц(Х)
≈
+
+
=
км;
311
1691
1752
482898
589065
)
(
≈
+
+
=
Y
Ц
км.
На сетке координат месторасположение распределительного центра обозначено –
Ц и имеет координаты Х = 441, Y = 311.
Варианты исходных данных для выполнения индивидуальных заданий по данной
работе приведены в приложении 7.
8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАРИФОВ И ПОРОГОВ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Требуется:
определить для транспортной компании исходя из анализа издержек по
данному виду деятельности:
а) величину предельного, технического и целевого тарифов;
б) тариф на перевозку единицы продукции;
в) порог рентабельности предприятия исходя из объема грузопотока и получаемой
выручки от транспортной деятельности.
Исходные данные:
- годовой грузопоток
год
Q
= 220 тыс.контейнеров;
- сумма средств, вложенных в транспортно-экспедиторскую деятельность (инве-
стиционный капитал) К = 320 млн.рублей;
- планируемая рентабельность
ρ
= 12 %;
- переменные издержки
пер
С
= 1300 рублей/конт.;
- постоянные издержки
пост
С
= 110 млн.рублей;
- общий прогноз грузопотока
общ
год
Q
= 210 тыс.конт.;
- пессимистический прогноз грузопотока
песс
год
Q
= 175 тыс.конт.;
- оптимистический прогноз грузопотока
опт
год
Q
= 250 тыс.конт.
Решение.
А. Рассчитываем величину предельного, технического и целевого тарифов.
Предельный тариф
пр
Т
представляет собой провозную плату, соответствующую
компенсации переменных издержек без получения прибыли (тариф нулевой прибыли).
Величина предельного тарифа равняется величине переменных издержек, т.е.
пр
Т
=
пер
С
= 1300 руб/конт. (8.1)
Технический тариф
тех
Т
обеспечивает покрытие расходов по переменным и по-
стоянным издержкам и представляет собой тариф безубыточности. Он определяется по
формуле:
Q
С
С
Т
пост
пер
тех
+
=
, (8.2)
где Q – годовой грузопоток при различных видах прогноза, тыс. конт.
Определим значение
тех
Т
для различных видов прогноза:
- при общем прогнозе грузопотока
35
1800
220000
110000000
1300
=
+
=
тех
Т
рублей;
- при пессимистическом прогнозе
1929
57
,
1928
175000
110000000
1300
≈
=
+
=
тех
Т
рублей;
- при оптимистичном прогнозе
1700
250000
110000000
1300
=
+
=
тех
Т
рублей.
Целевой тариф
ц
Т
устанавливается с компенсацией переменных и постоянных из-
держек и, кроме того, включает в себя долю прибыли, которая представляет уровень от-
дачи на капитал (ожидаемую рентабельность).
Q
К
Q
С
С
Т
пост
пер
ц
⋅
+
+
=
ρ
. (8.3)
Определим значение
ц
Т
для различных видов прогноза:
- при общем прогнозе грузопотока
1975
55
,
1974
220000
320000000
12
,
0
1800
≈
=
⋅
+
=
ц
Т
рублей;
- при пессимистическом прогнозе
2148
43
,
2148
175000
320000000
12
,
0
1929
≈
=
⋅
+
=
ц
Т
рублей;
- при оптимистическом прогнозе
1894
6
,
1893
250000
320000000
12
,
0
1700
≈
=
⋅
+
=
ц
Т
рубля.
Б. Устанавливаем величину тарифа на перевозку единицы продукции.
Исходя из расчета, целевой тариф
ц
Т
находится в диапазоне от 2020 до 1954 руб-
лей, поэтому принимаем значение тарифа на перевозку одного контейнера, равное
2000 рублей, т.е.
2000
=
пер
ц
Т
рублей.
В. Определим порог рентабельности предприятия исходя из объема грузопотока и
получаемой выручки от транспортной деятельности:
– порог рентабельности по объему грузопотока
рент
год
Q
(минимальный размер гру-
зопотока, который надо освоить, чтобы покрыть все затраты) определяется по формуле:
пер
пер
ц
пост
рент
год
С
Т
С
Q
−
=
. (8.4)
Подставляя исходные и расчетные данные, получаем
157143
85
,
157142
1300
2000
110000000
≈
=
−
=
рент
год
Q
конт/год;
– порог рентабельности по выручке
выр
год
Q
(минимальная выручка, которая покры-
вает все расходы с учетом коэффициента рентабельности
ρ) определяется по формуле: