ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1817
Скачиваний: 10
26
– первоначальный срок доставки, сут.;
– ускоренный срок доставки, сут.
Рассмотрим различные способы формирования внетранспортного эффекта.
А. Груз, перевозившийся ранее с опозданием, стал перевозиться в срок.
На основании Устава железных дорог штраф за просрочку составляет 9 % от
стоимости груза в сутки, но не более величины провозной платы. Таким образом, убытки
железных дорог составят
при
, (5.2)
где Ц – цена перевозимого груза, руб.;
Т – величина тарифной платы, руб.
Если сумма платежа превышает размер провозной платы, то убытки железных до-
рог составят
.
(5.3)
Тогда убыток грузовладельца от просрочки
,
(5.4)
где У
п
–
убыток грузополучателя от производственной деятельности, руб.
Он может выражаться:
а) в полной остановке производственного процесса
,
(5.5)
где –
планируемый годовой доход предприятия, руб.;
– планируемые годовые расходы в части, не зависящей от объема производст-
ва, руб.; t – время просрочки, сут.
б) в увеличении производственного запаса. Производственный запас предприятия
включает текущий запас, который потребляется в процессе производства в интервале
между поставками; подготовительный запас, обеспечивающий процесс производства во
время выгрузки и приемки очередной партии сырья; страховой запас, обеспечивающий
процесс производства в случае срыва поставок. Таким образом, вероятность опоздания
груза вынуждает грузополучателя увеличивать размер производственного запаса в его
страховой части, что приводит к росту складских издержек
,
(5.6)
где m – суточная потребность в сырье, ед./сут.;
t – время опоздания, сут.;
1
t
2
t
Ц
09
,
0
У
жд
⋅
=
Τ
≤
жд
У
Τ
=
жд
У
жд
п
г
У
У
У
−
=
t
365
t
365
Д
У
нз
год
год
п
Ε
+
=
год
Д
нз
год
Ε
c
t
m
У
п
=
27
с – стоимость хранения единицы продукции, руб./сут.
Рассмотренные закономерности верны как для грузов промышленного назначения,
так и для потребительских грузов, однако здесь целью увеличения страхового запаса яв-
ляется непрерывность процесса реализации продукции.
Б. Груз доставлен раньше оговоренного срока.
1. Скоропортящиеся и дефицитные грузы:
а) ускоренная доставка целесообразна в случае, если спрос на перевозимый товар в
пункте потребления значительно превышает предложение, т. е. товар является дефицит-
ным, он будет реализован незамедлительно без складирования и связанных с ним расхо-
дов. В этом случае, если груз прибывает к месту назначения на t суток раньше, он соот-
ветственно будет реализован также на t суток раньше. В результате на тот же срок уско-
рится высвобождение средств грузополучателя, которые могут быть положены в банк
под проценты или пущены в оборот. В первом случае эффект может быть определен сле-
дующим образом:
,
(5.7)
где S – годовая банковская ставка по депозитам, %;
Д – выручка от реализации партии товара, руб.
Во втором случае эффект определяется по формуле
,
(5.8)
где R – рентабельность производства, %.
б) при перевозке скоропортящихся грузов ускорение доставки также целесообраз-
но, так как чем раньше груз доставлен к месту потребления, тем больше времени остает-
ся на его реализацию до истечения срока годности. Эффект достигается от снижения
порчи груза в местах потребления и ускорения оборота капитала.
Эффект от снижения порчи:
– если товар реализован полностью, то прибыль составит
,
(5.9)
где Д и Е – соответственно доходы и расходы, связанные с производством продукции,
руб.;
– если часть товара потеряла потребительские свойства, то расходы на производст-
во останутся неизменными, а доходы сократятся пропорционально доле сохранившегося
груза (
)
.
(5.10)
Тогда эффект от предотвращения порчи товаров составит
,
(5.11)
Д
t
100
S
365
1
Э
у
=
Д
t
100
R
365
1
Э
у
=
Ε
−
=
Π
Д
0
с
d
Ε
−
⋅
=
Π
с
1
d
Д
(
)
(
)
п
с
с
с
1
0
1
d
Д
d
1
Д
d
Д
Д
d
Д
Д
Э
⋅
=
−
=
⋅
−
=
=
Ε
−
⋅
−
Ε
−
=
Π
−
Π
=
28
где
– испорченная доля товара.
Эффект от ускорения оборота капитала.
Пусть Т продолжительность производственного цикла сут; t – время ускорения до
ставки груза, сут. Тогда первоначальное число производственных циклов за год составит
.
(5.12)
Число производственных циклов в год при регулярном ускорении срока доставки
на t суток
.
(5.13)
Число производственных циклов за год увеличится на следующую величину:
. (5.14)
На эту величину возрастут расходы и доходы предприятия (при сохранении суще-
ствующей нормы рентабельности), а следовательно, и прибыль, на основе которой и рас-
считывается эффект
.
(5.15)
Суммарный экономический эффект от ускорения доставки скоропортящихся гру-
зов определяется как сумма двух перечисленных элементов:
.
(5.16)
Пример. Определить величину внетранспортного эффекта при повышении качест-
ва транспортного обслуживания грузовладельцев от ускорения доставки грузов и спе-
циализации подвижного состава при условии, что груз – цемент, перевозившийся ранее с
опозданием на 2 суток, стал перевозиться в срок. Стоимость одной тонны груза
Ц = 3300 руб., масса груза Р = 50 т, расстояние перевозки L = 2340 км. Убыток грузовла-
дельца от просрочки выражается в увеличении страхового запаса. Суточная потребность
в сырье m = 200 т/сут.; время опоздания t = 2 сут., стоимость хранения единицы продук-
ции с = 11,4 руб./сут за тонну.
Решение.
1. Определим величину убытков железной дороги. Для этого рассчитаем величину
тарифной платы и сравним ее с ценой перевозимого груза.
Тарифная плата за перевозку цемента в универсальном крытом вагоне по схеме
№ И1, В3 с учетом поправочных коэффициентов составляет Т = 21687 руб.
Таким образом, если сумма платежа превышает размер провозной платы
руб., ,
то убытки железных дорог составят
руб.
п
d
Τ
=
365
n
0
t
365
n
1
−
Τ
=
t
365
:
t
365
d
п
−
Τ
Τ
=
Τ
−
Τ
=
t
Э
2
−
Τ
Τ
Π
=
t
d
Д
Э
Э
Э
п
2
1
−
Τ
Τ
Π
+
=
+
=
29700
2
3300
50
09
,
0
Ц
09
,
0
У
жд
=
⋅
⋅
⋅
=
⋅
=
Τ
≥
жд
У
21687
У
жд
=
Τ
=
29
Убыток грузополучателя от производственной деятельности
руб.
Тогда убыток грузовладельца от просрочки
руб.
В этом случае величина внетранспортного эффекта равна сумме предотвращенных
убытков грузовладельцев.
Варианты исходных данных для выполнения индивидуальных заданий по данной
работе приведены в приложении 5.
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ОБЪЕМОВ РАБОТЫ
И ЧИСЛА ЦЕНТРОВ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Сервисные центры в большинстве случаев предназначены для выполнения работ
по концентрации, комплектации или разукрупнению грузопотоков.
Требуется:
а) определить оптимальный объем работы сервисного центра;
б) определить число сервисных центров на полигоне обслуживания.
Исходные данные:
- суммарный объем перевозок
Q
= 200 тонн/сутки;
- удельная стоимость накопления, хранения и комплектации
хр
c = 5 руб/тонн;
- тариф на перевозку
пер
с
= 0,1 руб/ткм;
- административные расходы, связанные с содержанием одного сервисного центра
а
с
= 25руб/сутки;
- средняя плотность грузообразования на полигоне
δ
= 0,08
2
т/км
;
- затраты на информационное сопровождение одной партии груза
и
с
= 0,1 руб;
- размер партии поставки
п
q
= 20 тонн.
Решение.
Объем работы и число сервисных центров определяется исходя из минимума об-
щих затрат
С
, состоящих:
- из затрат, связанных с содержанием сервисного центра
а
С
;
- из затрат, связанных с хранением, накоплением и комплектацией
хр
С ;
- из затрат на перевозку
тр
С
;
- из затрат на оформление документов и передачу информации
и
С
.
Общие затраты
С
определяются путем суммирования всех этих затрат:
тр
и
а
хр
С
С
С
С
С
+
+
+
=
. (6.1)
Затраты, связанные с хранением, накоплением и комплектацией определяют по
формуле:
ц
хр
п
хр
q
c
q
С
⋅
⋅
=
2
12
, (6.2)
где 12 – параметр накопления груза в случае равномерного поступления грузопотока;
п
q
– размер партии поставки, тонн;
34200
4
,
11
2
1500
c
t
m
У
п
=
⋅
⋅
=
⋅
⋅
=
12513
21687
34200
У
У
У
жд
п
г
=
−
=
−
=
30
ц
q – объем работы одного сервисного центра, тонн.
Затраты, связанные с функционированием и содержанием сервисных центров, оп-
ределяют по формуле:
ц
а
а
q
Q
с
С
⋅
=
. (6.3)
Затраты на оформление документов и передачу информации рассчитывают по
формуле:
п
и
и
q
Q
с
С
⋅
=
. (6.4)
Затраты на перевозку определяются по формуле:
r
Q
с
С
тр
тр
⋅
⋅
=
, (6.5)
где r – среднее расстояние перевозки в км определяется из предположения, что плот-
ность грузообразования
δ
– величина равномерная и для каждого сервисного центра по-
лигон имеет форму круга радиуса
R
/3
2
r
⋅
=
, где R – радиус полигона обслуживания.
В этом случае плотность грузообразования в зоне обслуживания сервисного центра
определяют по формуле:
2
ц
R
q
ц
⋅
π
=
δ
. (6.6)
Определив из формулы (6.6) R и подставив полученное значение в формулу (6.5),
получим:
δ
⋅
π
⋅
⋅
⋅
=
ц
тр
3
2
q
Q
с
C
тр
. (6.7)
Подставив полученные зависимости для определения слагаемых в формулу (6.1),
получим аналитическую зависимость для определения суммарных затрат:
δ
⋅
π
⋅
⋅
⋅
+
⋅
+
⋅
+
⋅
⋅
=
ц
п
ц
ц
п
2
3
2
12
q
Q
с
q
Q
с
q
Q
с
q
с
q
С
тр
и
а
хр
. (6.8)
Для определения минимума функции общих затрат найдем ее первую производную
по
ц
q
и приравняем ее нулю:
0
3
12
ц
2
ц
2
2
п
ц
=
⋅
δ
⋅
π
⋅
⋅
+
⋅
−
⋅
⋅
−
=
q
Q
с
q
Q
с
q
с
q
dq
dC
тр
а
ц
хр
. (6.9)
Отсюда
(
)
3
2
тр
2
ц
12
3
⎟
⎟
⎠
⎞
⎜
⎜
⎝
⎛
⋅
⋅
+
⋅
⋅
⋅
δ
⋅
π
⋅
=
Q
c
Q
с
с
q
q
а
хр
п
. (6.10)
Подставив значения переменных в выражение (6.10), получим оптимальный объем
работы одного сервисного центра:
1
168
200
1
0
200
25
5
20
12
08
0
14
3
3
3
2
2
ц
,
,
(
,
,
q
=
⎟⎟
⎠
⎞
⎜⎜
⎝
⎛
⋅
⋅
+
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
=
тонны.
Число сервисных центров Z определяется по формуле:
2
1
1
168
200
ц
,
,
q
Q
Z
=
=
=
.