ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1817

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26 

 

 – первоначальный срок доставки, сут.;  

 – ускоренный срок доставки, сут. 

Рассмотрим различные способы формирования внетранспортного эффекта. 
 
А. Груз, перевозившийся ранее с опозданием, стал перевозиться в срок. 
 
На  основании  Устава  железных  дорог  штраф  за  просрочку  составляет    9  %  от 

стоимости груза в сутки, но не более величины провозной платы. Таким образом, убытки 
железных дорог составят 

  

 при  

,                                        (5.2) 

  

где   Ц – цена перевозимого груза, руб.;  

Т – величина тарифной платы, руб.    
Если сумма платежа превышает размер провозной платы, то убытки железных до-

рог составят 

.       

                                       (5.3) 

  

Тогда убыток грузовладельца от просрочки 

  

,                

                       (5.4) 

  

где   У

п

 –

 

убыток грузополучателя от производственной деятельности, руб. 

Он может выражаться: 
а) в полной остановке производственного процесса 

  

 

,          

                               (5.5) 

  

где – 

планируемый годовой доход предприятия, руб.;  

– планируемые годовые расходы в части, не зависящей от объема производст-

ва, руб.; t – время просрочки, сут. 

 
б) в увеличении производственного запаса. Производственный запас предприятия 

включает  текущий  запас,  который  потребляется  в  процессе  производства  в  интервале 
между поставками; подготовительный запас, обеспечивающий процесс производства во 
время  выгрузки  и приемки  очередной  партии сырья;  страховой  запас,  обеспечивающий 
процесс  производства  в  случае  срыва  поставок.  Таким  образом,  вероятность  опоздания 
груза  вынуждает  грузополучателя  увеличивать  размер  производственного  запаса  в  его 
страховой части, что приводит к росту складских издержек 

  

,                       

 

                       (5.6) 

 

где   m – суточная потребность в сырье, ед./сут.;  

t – время опоздания, сут.;  

1

t

2

t

Ц

09

,

0

У

жд

=

Τ

жд

У

Τ

=

жд

У

жд

п

г

У

У

У

=

t

365

t

365

Д

У

нз

год

год

п

Ε

+

=

год

Д

нз

год

Ε

c

t

m

У

п

=


background image

27 

 

с – стоимость хранения единицы продукции, руб./сут. 
Рассмотренные закономерности верны как для грузов промышленного назначения, 

так и для потребительских грузов, однако здесь целью увеличения страхового запаса яв-
ляется непрерывность процесса реализации продукции. 

Б. Груз доставлен раньше оговоренного срока. 
1. Скоропортящиеся и дефицитные грузы: 
а) ускоренная доставка целесообразна в случае, если спрос на перевозимый товар в 

пункте потребления значительно превышает предложение, т. е. товар является дефицит-
ным, он будет реализован незамедлительно без складирования и связанных с ним расхо-
дов. В этом случае, если груз прибывает к месту назначения на t суток раньше, он соот-
ветственно будет реализован также на t суток раньше. В результате на тот же срок уско-
рится  высвобождение  средств  грузополучателя,  которые  могут  быть  положены  в  банк 
под проценты или пущены в оборот. В первом случае эффект может быть определен сле-
дующим образом: 

  

,                                

         (5.7) 

  

где    S – годовая банковская ставка по депозитам, %;  

Д – выручка от реализации партии товара, руб. 
Во втором случае эффект определяется по формуле 

  

,                       

 

          (5.8) 

где R – рентабельность производства, %. 

б) при перевозке скоропортящихся грузов ускорение доставки также целесообраз-

но, так как чем раньше груз доставлен к месту потребления, тем больше времени остает-
ся  на  его  реализацию  до  истечения  срока  годности.  Эффект  достигается  от  снижения 
порчи груза в местах потребления и ускорения оборота капитала. 

Эффект от снижения порчи: 
– если товар реализован полностью, то прибыль составит 

  

,                            

                         (5.9) 

  

где  Д  и  Е – соответственно  доходы  и  расходы,  связанные  с  производством  продукции, 
руб.; 

– если часть товара потеряла потребительские свойства, то расходы на производст-

во останутся неизменными, а доходы сократятся пропорционально доле сохранившегося 
груза  (

  

.                                 

                (5.10) 

  
Тогда эффект от предотвращения порчи товаров составит 
  

 ,               

           (5.11) 

Д

t

100

S

365

1

Э

у

=

Д

t

100

R

365

1

Э

у

=

Ε

=

Π

Д

0

с

d

Ε

=

Π

с

1

d

Д

(

)

(

)

п

с

с

с

1

0

1

d

Д

d

1

Д

d

Д

Д

d

Д

Д

Э

=

=

=

=

Ε

Ε

=

Π

Π

=


background image

28 

 

где   

– испорченная доля товара. 

Эффект от ускорения оборота капитала. 
Пусть Т продолжительность производственного цикла сут; t – время ускорения до 

ставки груза, сут. Тогда первоначальное число производственных циклов за год составит 

 .                              

             (5.12) 

Число производственных циклов в год при регулярном ускорении срока доставки 

на t суток 

 .                            

              (5.13) 

  

Число производственных циклов за год увеличится на следующую величину: 

.                                   (5.14) 

  

На эту величину возрастут расходы и доходы предприятия (при сохранении суще-

ствующей нормы рентабельности), а следовательно, и прибыль, на основе которой и рас-
считывается эффект 

  

 .               

                         (5.15) 

  

Суммарный  экономический  эффект  от  ускорения  доставки  скоропортящихся  гру-

зов определяется как сумма двух перечисленных элементов: 

  

.                    

(5.16) 

  

Пример. Определить величину внетранспортного эффекта при повышении качест-

ва  транспортного  обслуживания  грузовладельцев  от  ускорения  доставки  грузов  и  спе-
циализации подвижного состава при условии, что груз – цемент, перевозившийся ранее с 
опозданием  на 2 суток,  стал  перевозиться  в  срок.  Стоимость  одной  тонны  груза  
Ц = 3300 руб., масса груза Р = 50 т, расстояние перевозки L = 2340 км. Убыток грузовла-
дельца от просрочки выражается в увеличении страхового запаса. Суточная потребность 
в сырье m = 200 т/сут.; время опоздания t = 2 сут., стоимость хранения единицы продук-
ции с = 11,4 руб./сут за тонну.  

Решение. 
1. Определим величину убытков железной дороги. Для этого рассчитаем величину 

тарифной платы и сравним ее с ценой перевозимого груза. 

Тарифная  плата  за  перевозку  цемента  в  универсальном  крытом  вагоне  по  схеме  

№ И1, В3 с учетом поправочных коэффициентов составляет Т = 21687 руб. 

Таким образом, если сумма платежа превышает размер провозной платы  

 руб., , 

то убытки железных дорог составят 

  руб. 

п

d

Τ

=

365

n

0

t

365

n

1

Τ

=

t

365

:

t

365

d

п

Τ

Τ

=

Τ

Τ

=

t

Э

2

Τ

Τ

Π

=

t

d

Д

Э

Э

Э

п

2

1

Τ

Τ

Π

+

=

+

=

29700

2

3300

50

09

,

0

Ц

09

,

0

У

жд

=

=

=

Τ

жд

У

21687

У

жд

=

Τ

=


background image

29 

 

Убыток грузополучателя от производственной деятельности 

 руб. 

Тогда убыток грузовладельца от просрочки 

 руб. 

В этом случае величина внетранспортного эффекта равна сумме предотвращенных 

убытков грузовладельцев. 

Варианты  исходных  данных  для  выполнения  индивидуальных  заданий  по  данной 

работе приведены в приложении 5. 

 
 

6.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ОБЪЕМОВ РАБОТЫ 

И ЧИСЛА ЦЕНТРОВ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 

 

Сервисные  центры  в  большинстве  случаев  предназначены  для  выполнения  работ 

по концентрации, комплектации или разукрупнению грузопотоков. 

Требуется: 
а) определить оптимальный объем работы сервисного центра; 
б) определить число сервисных центров на полигоне обслуживания. 
 
Исходные данные:
 
- суммарный объем перевозок 

Q

 = 200 тонн/сутки; 

- удельная стоимость накопления, хранения и комплектации 

хр

 = 5 руб/тонн; 

- тариф на перевозку 

пер

с

 = 0,1 руб/ткм; 

- административные расходы, связанные с содержанием одного сервисного центра  

а

с

 = 25руб/сутки; 

- средняя плотность грузообразования на полигоне 

δ

 = 0,08  

2

т/км

- затраты на информационное сопровождение одной партии груза 

и

с

 = 0,1 руб; 

- размер партии поставки 

п

q

 = 20 тонн. 

Решение. 
Объем  работы  и  число  сервисных  центров  определяется  исходя  из  минимума  об-

щих затрат 

С

, состоящих: 

- из затрат, связанных с содержанием сервисного центра 

а

С

- из затрат, связанных с хранением, накоплением и комплектацией 

хр

С 

- из затрат на перевозку 

тр

С

- из затрат на оформление документов и передачу информации 

и

С

Общие затраты 

С

 определяются путем суммирования всех этих затрат: 

тр

и

а

хр

С

С

С

С

С

+

+

+

=

.                                          (6.1) 

Затраты,  связанные  с  хранением,  накоплением  и  комплектацией  определяют  по 

формуле: 

ц

хр

п

хр

q

c

q

С

=

2

12

,                                                   (6.2) 

где 12 – параметр накопления груза в случае равномерного поступления грузопотока; 

п

q

 – размер партии поставки, тонн; 

34200

4

,

11

2

1500

c

t

m

У

п

=

=

=

12513

21687

34200

У

У

У

жд

п

г

=

=

=


background image

30 

 

ц

 – объем работы одного сервисного центра, тонн. 

Затраты, связанные с функционированием и содержанием сервисных центров, оп-

ределяют по формуле: 

ц

а

а

q

Q

с

С

=

.                                                            (6.3) 

Затраты  на  оформление  документов  и  передачу  информации  рассчитывают  по 

формуле: 

п

и

и

q

Q

с

С

=

.                                                          (6.4) 

Затраты на перевозку определяются по формуле: 

r

Q

с

С

тр

тр

=

,                                                     (6.5) 

где   – среднее  расстояние  перевозки  в  км  определяется  из  предположения,  что  плот-
ность грузообразования 

δ

 – величина равномерная и для каждого сервисного центра по-

лигон имеет форму круга радиуса 

R

/3

2

r

=

, где   – радиус полигона обслуживания. 

В этом случае плотность грузообразования в зоне обслуживания сервисного центра 

определяют по формуле: 

2

ц

R

q

ц

π

=

δ

.                                                          (6.6) 

Определив из формулы (6.6)   и подставив полученное значение в формулу (6.5), 

получим: 

δ

π

=

ц

тр

3

2

q

Q

с

C

тр

.                                                    (6.7) 

Подставив  полученные  зависимости  для  определения  слагаемых  в  формулу (6.1), 

получим аналитическую зависимость для определения суммарных затрат: 

δ

π

+

+

+

=

ц

п

ц

ц

п

2

3

2

12

q

Q

с

q

Q

с

q

Q

с

q

с

q

С

тр

и

а

хр

.                     (6.8) 

Для определения минимума функции общих затрат найдем ее первую производную 

по 

ц

q

 и приравняем ее нулю: 

0

3

12

ц

2

ц

2

2

п

ц

=

δ

π

+

=

q

Q

с

q

Q

с

q

с

q

dq

dC

тр

а

ц

хр

 .                       (6.9) 

Отсюда 

(

)

3

2

тр

2

ц

12

3



+

δ

π

=

Q

c

Q

с

с

q

q

а

хр

п

 .                           (6.10) 

Подставив значения переменных в выражение (6.10), получим оптимальный объем 

работы одного сервисного центра: 

1

168

200

1

0

200

25

5

20

12

08

0

14

3

3

3

2

2

ц

,

,

(

,

,

q

=

⎟⎟

⎜⎜

+

=

 тонны. 

Число сервисных центров   определяется по формуле: 

2

1

1

168

200

ц

,

,

q

Q

Z

=

=

=