Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Развитие исследований в области невербальных коммуникаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высококонтекстные культуры отличаются небольшим личным пространством и активной жестикуляцией. Кроме невербальности, представленные типы культур характеризуются целым комплексом параметров, таких как отношение к власти, восприятие непредсказуемых ситуаций и неопределенности, восприятие времени (монохронность или полихронность), отношение к надежности официальной информации, ее оценка и др. Все эти факторы взаимосвязаны и определенным образом коррелируют с невербальным параметром [2, 76 с.].

Одним из важных направлений изучения мимики и жестов начала XXI в. является исследование формирования этих систем у ребенка в преднатальный период. Долгое время считалось, что мимика и жесты формируются у ребенка постепенно после рождения. Однако последние открытия в области медицины опровергают это мнение.

С начала XXI в. четырехмерная сонография значительно стимулировала медицинские исследования и получение более достоверных данных по сравнению с традиционной двумерной ультразвуковой и неультразвуковой диагностикой. В последние годы в медицинских журналах были опубликованы статьи, посвященные новой системе оценки состояния плода в материнской утробе [18, 78 с.]. Тест был назван в честь первого автора и исследователя А. Курьяка.

A. Курьяк и его коллеги обнаружили, что, начиная с 13 недель и далее, у ребенка формируется система мимики и жестов. Наибольшей подвижностью характеризуются ручки ребенка, которые двигаются целенаправленно к различным частям тела. В соответствии с этим, т. е. с пространственной ориентацией, ученые классифицировали мануальную мобильность следующим образом: рука к голове, рука ко рту, рука около рта, рука к лицу, рука около лица, рука к глазу, рука к уху и др. В фокусе внимания также оказались движения пальцев [18, 79 с.].

Отдельно рассматривалось положение большого пальца. Благодаря использованию 3D и 4D сонографии удалось визуализировать всё лицо и детально проанализировать мимику плода, что не было доступно при 2D методике. Исследовались области носа, рта, движения век и бровей. Были зафиксированы различные улыбки, плач, гримасы, моргание, движения век, рта и нижней челюсти, сосание, глотание, зевание и др. Ученые наблюдали смену выражений лица и выявили их широкий диапазон, подобный тому, который наблюдается у взрослых людей при манифестации различных эмоций.

Становление системы жестов и мимики и их функционирование в преднатальный период, а также выявление отклонений от нормы, дает ключ к пониманию некоторых аспектов невербального поведения взрослых людей, таких как социальная или стилистическая вариативность.


В работах по исследованию невербального общения следует отметить тенденцию, которая характерна для зарубежных исследований и в первую очередь для произведений А. Пиза [2, 73 с.]. В последнее время она прослеживается в работах отечественных авторов [11, 90 с.]. Для этой тенденции характерен акцент на том, как с помощью невербальных сигналов распознать ложь, лжет человек или говорит правду. Вероятно, этот аспект важен для специалистов в области определенных профессий. Однако определение достоверности информации с помощью невербальных сигналов может оказаться ошибочным, так как любой невербальный знак имеет разные значения.

На наш взгляд, исследуя язык тела, следует больше внимания уделять национально-культурной специфике жестового поведения. Наукой о невербальном поведении и общении накоплен богатейший опыт. Опираясь на всё положительное в арсенале этой науки, необходимо проводить дальнейшие исследования и обучать студентов, изучающих иностранные языки, особенностям невербального общения в разных странах, рассматривая невербальный аспект как неотъемлемую часть межкультурной коммуникации.

В целом можно сделать вывод о том, что изучение невербальной коммуникации имеет достаточно долгую историю, однако даже в настоящее время данная область остаётся не до конца исследованной и интересна для дальнейшего изучения.

1.2 Понятие невербальных проявлений эмоций

В центре внимания многих наук сейчас находится проблема межличностной коммуникации, которая рассматривается под разными углами зрения. Одной из важных составляющих процесса коммуникации является умение понять друг друга – понять не только на смысловом, но и на эмоциональном уровне. Основой этого служит универсальность эмоций, т. е. тот факт, что основные эмоции являются врожденными и всеобщими. Однако способность распознать чужую эмоцию не является врожденной, а развивается в процессе формирования личности. Пониманию эмоций других людей надо учиться в течение жизни, что делает данную область столь привлекательной для теоретического и практического исследования, а результаты исследования – ценными не только для специалистов, но и для любого человека, которому важно понимать других и себя.

В 40-е гг. XX в. А. А. Хилл ввел понятие «паралингвистика»; в советском языкознании отдельные виды паралингвистических средств изучались Н. В. Юшмановым еще в 30-е гг. В 60-х гг. XX в., когда языкознание вышло за пределы изучения только собственно языковой системы, паралингвистика получила основное развитие [12, 35 с.].


Термин паралингвистика является лингвистическим эквивалентом понятия «невербальная коммуникация». Наиболее полно и структурно компоненты невербального поведения отражены в работе В. А. Лабунской «Экспрессия человека: общение и межличностное познание» [6, 102 с.].

Невербальные компоненты коммуникации можно разделить на две структуры – невербальное поведение и те характеристики, которые к поведению не относятся. Невербальное поведение – это все виды поведения, за исключением слов, они играют в коммуникации роль образного знака, передают оттенки чувств и реализуются параллельно с вербальным. По мнению Г. В. Колшанского «не ущербность языка является предпосылкой использования паралингвистических средств общения, а лишь второстепенные факторы, характерные для конкретного коммуникативного процесса. Все сопровождающие речевой акт формы общения, включая прежде всего паралингвистические, являются факультативными.

Языковое общение без этих форм вполне возможно, как возможно и полное развертывание в чистую языковую форму любого коммуникативного акта.

Общение же исключительно средствами параязыка невозможно. Вот почему необходимо считать паралингвистические средства вспомогательными приемами языкового общения. Паралингвистические средства являются в этом смысле чисто надстроечной категорией, не затрагивающей саму основу языковой системы» [3, 45 с.].

Однако для определения эмоционального состояния в процессе коммуникации паралингвистические средства играют основополагающую роль.

В ситуации общения человек во многом полагается на слова, что во многом связано с чувством контроля. С одной стороны, для речи характерны спонтанность и неподготовленность, однако мы получаем обратную связь относительно смысла и звучания речи, что позволяет продумать, подобрать слова, при необходимости изменить интонацию, темп речи, громкость и высоту голоса и другие речевые параметры, которые поддаются контролю. Контроль же над мимикой и пластикой не всегда возможен. В своем исследовании П. Экман говорит о микровыражениях и микрожестах и о том, что «лицо непосредственно связано с областями мозга, отвечающими за эмоции, а слова – нет. Когда что-то вызывает эмоцию, мышцы лица срабатывают непроизвольно. Люди могут научиться воздействовать на эти выражения и более или менее успешно скрывать их. Но для этого необходимы усилия и постоянная тренировка. Первоначальное выражение лица, появляющееся в момент возникновения эмоции, не выбирается специально» [13, 132 с.]. В работе «Узнай лжеца по выражению лица» П. Экман и У. Фризен исследовали выражения лица, характерные для эмоций радости, печали, удивления, страха, гнева и отвращения, а также 33 различных сочетания этих эмоций [13, 133 с.]. Исследователи условно разделили лицо на три области, способные двигаться независимо от остальных (брови – лоб; глаза – веки и переносица; нижняя часть лица, включая щеки, рот, большую часть носа и подбородок), и на основании сочетаний выражения этих областей составили «Атлас» лица, который с помощью фотографий отображает каждое из универсальных выражений эмоций, причем одной эмоции соответствует большое количество выражений лица. Также авторы дают характеристику микровыражений – выражений лица, которые появляются на лице в динамике, часто в движениях лица при разговоре, непосредственно в момент возникновения эмоции и длятся от 1/5 до 1/25 секунды. В работе представлена методика распознавания как явно демонстрируемых, так и маскируемых эмоций по выражению лица, с упражнениями, которые помогут овладеть данной методикой [13, 137 с.].


Наиболее эфективными методами исследования эмоциональных состояний в процессе коммуникации являются наблюдение и эксперимент, а также их модификации и дополнения, в зависимости от целей исследования. Наблюдение является самым распространенным и зачастую не требующим сложных технических средств методом [13, 180 с.].

Главной целью наблюдения является описание основных компонентов и взаимосвязи отдельных подсистем вербального и невербального поведения. Эксперимент является наиболее сложным, но в то же время плодотворным методом исследования. Отличительной чертой эксперимента является активное участие исследователя, его вовлеченность в процесс, возможность контролировать и даже, при необходимости, изменять условия по ходу эксперимента.

Экспериментальное исследование эмоциональных проявлений имеет свои специфические черты, так как объектом исследования являются люди. Для экспериментов в данной области исследования характерно неизмеримо большее количество факторов, влияющих на ситуацию. Сложность определения основных факторов, влияющих на ту или иную ситуацию, является наибольшей трудностью. Это требует от экспериментатора четкого знания факторов, влияющих на тот или иной коммуникативный акт. Это необходимо для внесения необходимых поправок при интерпретации результатов эксперимента.

В заключении сделаем вывод о том, что умение распознавать эмоции является важной. Основные эмоции являются врожденными и всеобщими. Но способность распознать чужую эмоцию не является врожденной, а развивается в процессе формирования личности. Исследования в данной области вызывают большой интерес и в настоящее время.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА НА ПРАКТИКЕ

2.1 Общая характеристика предприятия

Объектом исследования нашего исследования является организация ООО «Феско», которая является транспортной компанией. Открытое акционерное общество «Феско» зарегистрировано 2005 году. Юридический адрес ООО «Феско» – г. Москва, ул. Большевистская, 101. Офис компании находится в бизнес-центре «РИМ».


Основные виды деятельности:

  • Организация перевозок – проработка и внедрение транспортных схем для своих нужд и для нужд сторонних организаций;
  • Перевозка грузов – перевозка своим и сторонним транспортом по автомагистралям России;
  • Доставкой отправлений – услуги доставки конвертов и малогабаритных грузов различными видами транспорта;
  • Складская логистика – прием, хранение, консолидация и разконсолидация, упаковки и сортировка грузов.
  • Оптово-розничная продажа товаров.

На данном этапе предприятие ООО «Феско» является динамично развивающейся фирмой с вполне определенными конкретными целями и развитием всех служб для нормальной прибыльной работы в рыночной экономике России.

Миссия: Помогая нашей стране занять достойное место в мировой транспортной системе, компания стремится стать лидером транспортной отрасли России.

Главным критерием развития ООО «Феско» является:

  • улучшение качества обслуживания клиентов;
  • снижение стоимости услуг.

Организационная структура ООО «Феско» линейно-функциональная.

ДИРЕКТОР

Технический

директор

Финансовый директор

Гл. Бухгалтер

Административный директор

Отдел снабжения

Финансовый отдел

Бухгалтерия

Отдел кадров

Отдел продажи услуг

Договорной отдел

Административно – хозяйственный отдел

Транспортный отдел

Рис. 1 Организационная структура управления ООО «Феско»

Источник: Разработано автором

Рассмотрим динамику основных показателей деятельности организации ООО «Феско» за период 2012-2014 гг.

По данным таблице 1 можно сделать выводы, что выручка, себестоимость и валовая прибыль увеличились за рассматриваемый период. В связи с сокращением численности персонала на 10 человек за рассматриваемый период, пропорционально уменьшился и фонд заработной платы вместе со среднемесячной заработной платой. Производительность труда напротив увеличилась вместе с прибылью на одного работника и составили на конец периода 689,4 тыс. руб. и 137,9 тыс. руб. соответственно. Рентабельность затрат и издержек показали также положительную динамику.

Таблица 1

Динамика основных показателей деятельности

Наименование показателя

2012

2013

2014

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Относительное отклонение %

2013 к 2012

2014 к 2013

2013 к 2012

2014 к 2013

Выручка, тыс. руб.

296900

351700

373460

54800

21760

118,4

106,1

Себестоимость, тыс. руб.

237520

281360

298768

43840

17408

118,4

106,1

Валовая прибыль, тыс. руб.

59380

70340

74692

10960

4352

118,4

106,2

Среднесписочная численность персонала, чел.

105

100

95

-5

-5

95,2

95,2

ФОТ, тыс. руб.

18673,2

17585

14845,2

-1088,2

-2739,8

94,1

84,4

Производительность труда, тыс. руб.

2827,6

3517

3931,1

689,4

414,1

124,4

111,7

Прибыль на одного сотрудника, тыс. руб.

565,5

703,4

786,2

137,9

82,8

124,4

111,7

Среднемесячная заработная плата одного сотрудника, руб.

14820

14654,2

13022,1

-165

-1632,1

98,8

88,9

Рентабельность затрат, %

0,8

0,8

0,8

0,0

0,0

100,0

100,0

Рентабельность издержек,%

3,1

4,0

5,0

0,9

1,0

129,0

125,0