Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейшая задача стоит перед педагогом - сформировать нужные условия для вовлечения детей в интересующий вид деятельности, который позволяет открыть потенциальные способности своих воспитанников.

Исходя из этого, стоит рассмотреть педагогические условия, как один из компонентов педагогической системы, для успешного и полноценного развития дошкольников.

  1. Применение в работе с детьми наборов Lego-конструктора в соответствии с педагогическими принципами (доступность, последовательность, наглядность, вариативность), способствующих развитию творческого воображения.

Детям средней группы для конструирования доступны следующие наборы конструктора:

  • конструктор LEGO DUPLO;
  • конструктор «Строитель»;
  • конструктор LEGO CLASSIK;
  • конструктор LEGO DAKTA.
  1. Организация работы в разнообразных формах взаимодействия «педагог - ребенок», «ребенок - ребенок», предполагающая возможность накопления и использования собственного опыта.

Обучая Lego-конструированию стоит придерживаться следующего принципа организации образовательной деятельности:

Первый этап «Соединяй» - «Постановка задачи» (актуализация знания детей; постановка учебной проблемы; открытие нового знания).

Второй этап «Строй» - «Построй модель» (применение знаний; процесс творчества детей).

Третий этап «Рассуждай» - «Рефлексия и обмен опытом» (рефлексия).

Четвертый этап «Продолжай» - «Улучшение проекта» (обыгрывание детьми своих работ).

Работа с деталями Lego-конструктором стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, развивает у детей умения создавать и уничтожать, что также очень важно. Не уничтожать агрессивно, не задумываясь, а обеспечить возможность создания нового. Разрушая свою собственную конструкцию из Lego-конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или завершить некоторые из своих частей из уже освобожденных частей, действуя как создатель. Таким образом, строительство из Lego-конструктора - это тип продуктивного моделирования производственной деятельности.

  1. Использование Lego-конструирования в совместной деятельности детей и родителей в домашней обстановке.

Педагогические условия взаимодополняемы и взаимообусловлены, выступают в вид синтеза мер по развитию творческого воображения средствами Lego-конструирования в образовательной организации и семье.

Диапазон использования Lego-конструктора довольно широк. Объекты, смоделированные из деталей Lego-конструктора, можно использовать в театрализованной деятельности, в которой содержание, роли и действия определяются сюжетом и содержанием конкретного литературного произведения, сказки. Также использование Lego-конструктора возможно в дидактических играх и упражнениях, описанных в общей и специальной педагогике. По аналогии можно разработать множество занимательных игр и упражнений, в которых будут использоваться яркие красивые детали Lego- конструктора [24, с.14].


Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что сложные задачи обучения могут быть решены через захватывающую творческую игру, в которой не будет проигравшего, ребенок и педагог могут справиться с этим. Наборы Lego-конструктора отличаются высоким качеством, эстетикой, невероятной силой и безопасностью. Не все дети могут сразу закончить самую простую конструкцию, но это не страшно, так как они должны сначала ознакомиться с материалом. И первые занятия проводятся для этой цели. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребенок имел предварительное намерение и был в состоянии его реализовать, он был в состоянии моделировать. Идея, реализованная в зданиях, дети черпают из внешнего мира. Поэтому чем ярче их впечатления о мире будут, полными, эмоциональными, тем интереснее и разнообразнее будут их здания. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что у детей 4-5 лет необходимо развивать творческое воображение посредством Lego- конструктора, что будет доказано в практической части нашего исследования.

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей 4-5 лет посредством Lego-конструктора

2.1 Выявление уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет

На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения у детей 4-5 лет, мы приступили к констатирующему эксперименту.

Экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ город Москва Школа №1018 Дошкольное отделение 2034 . В данном исследовании приняли участие 16 детей, посещающих среднюю группу № 6 (Приложение А).

Целью констатирующего этапа исследования было выявить уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет.

Для проведения диагностики выявления уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет, нами были использованы показатели оценки развития творческого воображения и диагностические задания которые приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Диагностическая карта констатирующего эксперимента

Показатели

Диагностические задания

Гибкость - характеризуется способностью поиска творческих решений за короткий промежуток времени.

Диагностическое задание 1 «Как спасти зайку»

(автор: В.Т. Кудрявцев)

Разработанность - детализация образов; самостоятельность создания образов воображения при наличии внешней опоры;

Диагностическое задание 2 «Дорисовывание фигур» (автор: О.М. Дьяченко)

Оригинальность - характеризуется необычностью создаваемых образов, отличающихся от простых и очевидных.

Диагностическое задание 3 «Нарисуй что-нибудь» (автор: Р.С. Немов)

Вариативность - предполагает умение предлагать различные необычные идеи в той или иной ситуации; количественная продуктивность творческого воображения.

Диагностическое задание 4

«Заполнение отсутствующих деталей в

изображение» (модифицированная)

(автор: Л.Ю. Субботина).

Диагностическое задание 1 «Как спасти зайку» (автор: В.Т. Кудрявцев) имеющего целью определить уровень развития способности к поиску творческих решений.

Детям предлагали следующий материал: фигурка зайки, блюдце, ведёрко, деревянную палочку, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Процедура проведения диагностического задания такова, что экспериментатор раскладывает на столе перед ребенком фигурку зайки, блюдце, ведёрко, деревянную палочку, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Экспериментатор говорит: «Познакомитесь с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике и уплыл далеко - далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке может только мы с тобой. У нас есть для этого несколько вещей. Вот таких - познакомься - небольшая деревянная палочка, игрушечная тарелочка, ведерко, сдутый воздушный шарик, лист чистой бумаги. Тебе предлагается выбрать из них те, при помощи которых можно спасти зайку».

Далее ребенку предлагают сделать выбор нужных, по его мнению, предметов и обосновать почему.

Критерии оценки результатов:

Низкий уровень: ребенком выбираются предметы, с помощью которых можно зайку поднять со дна, выбирается простой примитивный метод; он пробует применять предметы в таком виде, как они есть, механически переносит их свойства в новую ситуацию - 1 балл.


Средний уровень: ребенком используется деревянная палочка в качестве бревна, на котором зайка сможет добраться до берега. В данном случае ребенок не включает свое воображение, а действует механически - 2 балла.

Высокий уровень: ребенком предлагается надуть воздушный шарик или использовать лист бумаги для изготовления кораблика. На данном уровне ребенок преобразовывает наличие предметного материала. Первоначальная задача по выбору самостоятельно переходит в задачу на преобразование, что говорит о творческом подходе к ней ребенка - 3 балла.

Результаты диагностического задания позволили определить следующее: низкий уровень способности поиска творческих решений был выявлен у 4 детей. Средний уровень выявлен у 8 детей, а высокий уровень у 4 детей.

Протоколы диагностического задания 1 «Как спасти зайку» представлены в приложении Б.

Количественные результаты диагностического задания 1 представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Количественные результаты диагностического задания «Как спасти зайку»

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Контрольная группа

1 (12,5 %)

4 (50 %)

3 (37,5 %)

Экспериментальная

группа

3 (37,5 %)

4 (50 %)

1 (12,5 %)

Результаты диагностики в экспериментальной группе показали, что 3 ребенок (37,5 %) (Артем Е., Зоя И.) Миша Б., имеют низкий уровень творческой инициативы и способности поиска творческих решений. В ходе проведения диагностики ими были выбраны предметы, с помощью которых можно зайку поднять со дна, при этом использовала простой примитивный метод; применяла предметы в таком виде, как они есть.

Средний уровень творческой инициативы и способности поиска творческих решений, был выявлен у 4 детей (50 %) (Влад С., Илья С., Света К., Миша С.). Дети использовали деревянную палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет добраться до берега. Дети не включали свое воображение, а действовали механически.

Высокий уровень творческой инициативы и способности поиска творческих решений был выявлен у 1 ребенка (12,5 %) (Саша А.). Он самостоятельно перешел в задачу на преобразование предметов для спасения зайки.

Результаты диагностики в контрольной группе показали, что 1 ребенок (12,5 %) (Витя Е.) имеет низкий уровень творческой инициативы и способности поиска творческих решений. В ходе проведения диагностики он использовал простой примитивный метод; применял предметы в таком виде, как они есть.


Средний уровень творческой инициативы и способности поиска творческих решений был выявлен у 4 детей (50 %) (Полина К., Дима К., Дима С., Соня У.). Дети не включали своё воображение, а действовали механически.

Высокий уровень творческой инициативы и способности поиска творческих решений был выявлен у 3 детей (37,5 %) (Маша Б., Слава Щ., Ваня К.). Дети самостоятельно преобразовывали имеющийся предметный материал.

Диагностическое задание 2 «Дорисовывание фигур» (автор: О.М. Дьяченко).

Цель: выявить уровень способности самостоятельно создавать образы воображения при наличии внешней опоры.

Материал: 10 карточек с изображением на каждой одной фигуры неопределённой формы.

Инструкция: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку даётся простой карандаш, и карточка с фигурой после выполнения ребёнком задания его спрашивают: «что у тебя получилось?» Ответ фиксируется.

Критерии оценки результатов:

Низкий уровень: ребенком не выполнено задание (0-1 балл).

Ребенком практически не понята задача, он рисует рядом с заданным контуром что-то своё или рисует хаотические узоры, ничего не олицетворяющие (2-3 балла).

Средний уровень: ребенком нарисованы простые рисунки с применением контуров геометрических фигур (4-5 балла).

Ребенком нарисованы простые рисунки с добавлением нескольких схематических деталей (6-7 балла).

Высокий уровень: ребенком сделаны схематичные, детализированные, с небольшой оригинальностью, рисунки (8-9 балла).

Ребенком сделаны оригинальные детализированные рисунки, отличающиеся хорошим художественным вкусом (10 баллов).

Результаты диагностического задания позволили определить следующее: у 5 детей выявлен низкий уровень способности самостоятельно создавать образы воображения при наличии внешней опоры. Средний уровень выявлен у 7 детей, а высокий уровень у 4 детей.

Протоколы диагностического задания 2 «Дорисовывание фигур» представлены в приложении Б.

Количественные результаты диагностического задания 2 «Дорисовывание фигур» представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Количественные результаты диагностического задания 2 «Дорисовывание фигур» на констатирующем этапе

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Контрольная группа

1 (12,5 %)

4 (50 %)

3 (37,5 %)

Экспериментальная

группа

4 (50 %)

3 (37,5 %)

1 (12,5 %)