Файл: Процессы принятия решений в организации (Теоретические аспекты разработки и принятия управленческих решений в организации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты разработки и принятия управленческих решений в организации
1.1. Сущность и содержание управленческих решений
1.2. Классификация управленческих решений
2. Анализ процесса разработки и принятия управленческого решения
2.1. Характеристика проблемной ситуации
Организация выполнения решения
Для успешной реализации решения, прежде всего, необходимо определить комплекс работ и ресурсов, распределить их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должен предпринять, и какие для этого нужны ресурсы. Если речь идет о достаточно крупных решениях, это может потребовать разработки программы реализации решения.
Очень важным моментом является доведение задания до исполнителей. Это предполагает, что смысл принятого решения должен быть разъяснен всем исполнителям и перед каждым из них должны быть поставлены конкретные задачи и определены их права, обязанности и функции в исполнении решения.
Контроль и оценка результатов
Даже после того, как решение окончательно введено в действие, процесс его принятия не может считаться полностью завершенным, так как необходимо еще убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля, выполняющий в данном процессе функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерения и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Часто в результате контроля появляется необходимость корректировки принятого ранее решения или принятия нового решения, так как ситуация может измениться вследствие непрерывного развития хозяйственной системы [20, c. 198].
Таким образом, можно сделать общий вывод о несомненной важности процесса разработки и принятия управленческих решений. И от эффективности реализации каждого этапа указанного процесса зависит итоговый результат всего процесса.
Хотелось бы отметить, что на результат процесса разработки и принятия управленческого решения непосредственно оказывает воздействие опыт и уровень квалификации лица, принимающего решения. То есть представителя управленческого звена того или иного уровня. Однако, принимая во внимание тот факт, что опыт и квалификация указанного сотрудника организации не могут быть всеобъемлющими, необходимо привлекать к процессу разработки и принятия управленческих решений и подчиненных.
Стимулирование их инициативы позволяет мыслить им более креативно. К тому же нередко у них возникают идеи, которые можно использовать для оптимизации производственного процесса. Не стоит забывать и о том факте. Что предоставление некоей степени самостоятельности сотрудникам повышает уровень их самоорганизации и способствует получению синергетического эффекта.
В следующем разделе представленной работы проведем анализ процесса принятия конкретного управленческого решения.
2. Анализ процесса разработки и принятия управленческого решения
2.1. Характеристика проблемной ситуации
Диагностика проблемной ситуации – это анализ основных причинно-следственных связей конкретной ситуации.
С целью выявления проблем Бюро отдыха и экскурсий «Паспарту» целесообразно провести SWOT-анализ (табл. 1.1). SWOT-анализ – это инструмент оценки, с помощью которого проводится анализ организации с четырех сторон:
- сильные стороны – внутренние положительные качества организации;
- слабые стороны – внутренние отрицательные качества организации;
- возможности – внешние факторы, улучшающие перспективы организации;
- угрозы – внешние факторы, которые могут подорвать будущий успех организации.
Таблица 2.1
SWOT-анализ среды организации
Сильные стороны Долгий срок работы в сфере туристического бизнеса Квалифицированные кадры; Широкий перечень предоставляемых услуг Индивидуальный подход к клиентам (максимальное удовлетворение потребностей, запросов и нужд клиента Постоянная клиентская база |
Слабые стороны Месторасположение, находиться далеко от линии метро Отсутствие веб-сайта Отсутствие рекламы о компании Значительное влияние фактора сезонности на прибыль Высокая конкуренция |
Возможности Разработка системы скидок, проведение различных акций в летний период для повышения спроса на услуги турагентства Расширить ассортимент предоставляемых услуг Перспектива выхода на рынок бизнес-туризма (семинары, конференции) Выход на сборные группы и корпоративные мероприятия Поощрение постоянных клиентов гибкой ценовой политикой, |
Угрозы За счет отсутствия рекламы и веб сайта низкая узнаваемость компании среди потенциальных клиентов Неблагоприятные изменения в обменных курсах валют Активизация существующих конкурентов Снижение уровня продаж туристических путевок, в связи с сезонностью |
Из анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами видно, что в компании существует ряд проблем.
Проанализировав ситуацию, можно прийти к выводу о том, что основной проблемой, требующей внимания, является снижение уровня продаж. Эта проблема непосредственно связанна с сезонностью предоставляемых услуг и сильно влияет на деятельность организации.
При диагностике проблемы необходимо выявление основных факторов проблемной ситуации. При принятии решения необходимо использовать внутренние и внешние, управляемые и не управляемые факторы (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Матрица классификации факторов проблемной ситуации
Факторы |
Управляемые |
Неуправляемые |
Внешние факторы |
1.Взаимодействие со СМИ, с целью размещения рекламы о компании 2.Налаживание партнерства с ВУЗами по вопросам трудоустройства выпускников 3.Сотрудничество с органами местного самоуправления 4.Хороший имидж организации |
1.Экономика 2.Возрастающие конкурентное давление 3.Рост рынка 4.Военные события 5.Политические события 6.Климатические условия 7.Географическое расположение и инфраструктура; 8.Культурные аспекты. |
Внутренние факторы |
1.Увеличение ассортимента предоставляемых услуг 2.Высокая квалификация управленческого персонала 3.Низкий процент продаж услуг( в связи с сезонностью) 4.Наличие социальных гарантий и льгот для сотрудников |
1.Внутренние конфликты между менеджерами 2.Религиозные ценности 3.Заболеваемость |
2.2. Выявление и описание альтернатив
Чтобы представить значительный объем информации о проблематике в Бюро экскурсий более компактной форме используем дерево проблем.
«Дерево проблем» – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность проблем, на решение которых может быть направлен разрабатываемый проект. В такой схеме должны быть выделены генеральная проблема («вершина дерева»), подчиненные ей подпроблемы (частные проблемы) первого, второго и последующего уровней («ветви дерева проблем») (рис. 1.1).
Рис. 1.1. «Дерево проблем» Бюро отдыха и экскурсий «Паспарту»
Рис. 1.2. «Дерево целей» Бюро отдыха и экскурсий «Паспарту»
Разработка дерева целей.
По результатам анализа и диагноза проблемной ситуации, перед персоналом Бюро отдыха и экскурсий и отдыха была поставлена цель – повышение продажи услуг в турагенстве.
Чтобы выявить наилучшие комбинации для возможности наиболее лучшего решения проблем, построим дерево целей (рис. 2.2).
Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево.
Так как для Бюро отдыха и экскурсий «Паспарту» проблемной ситуацией является снижение продаж, в связи с сезонностью, необходимо проранжировать предложения подцели, чтобы выявить наиболее значимые. Для этого используем экспертные методы оценки.
Метод ранжирования состоит в том, что эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов. Ранг, равный единице, приписывается наиболее важному, по мнению эксперта, фактору, а ранг, равный двум, присваивается следующему по важности фактору и т.д.
Экспертам предложено проранжировать данные мероприятия и расставить ранги от 1 до 10 (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Ранжирование целей по степени важности
Матрица опроса |
||||||
Факторы (подцели) |
Э1 |
Э2 |
Э3 |
Э4 |
Э5 |
Итого |
Разработка условий найма и увольнения сотрудника |
5 |
1 |
8 |
8 |
1 |
23 |
Внедрение системы квалификации и аттестации персонала |
6 |
8 |
7 |
6 |
8 |
35 |
Разработка оценки деятельности персонала |
8 |
7 |
3 |
5 |
7 |
30 |
Разработка системы оплаты труда |
7 |
5 |
2 |
4 |
5 |
23 |
Окончание табл. 2.3
Совершенствование путей повышения производительности труда |
3 |
4 |
1 |
3 |
6 |
17 |
Разработка стимулирующей рекламы |
4 |
6 |
4 |
2 |
4 |
20 |
Разработка имиджевой рекламы |
1 |
2 |
5 |
1 |
2 |
11 |
Разработка услуг для корпоративных встреч |
2 |
9 |
10 |
7 |
10 |
38 |
Разработка услуг для школьных групп |
9 |
3 |
6 |
10 |
9 |
37 |
Разработка услуг для сборных групп |
10 |
10 |
9 |
9 |
3 |
41 |
Ниже приведена матрица преобразованных рангов.
Найдем суммарный вес каждого фактора по каждому эксперту, после чего вычислим относительный вес факторов и запишем их в таблицу (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Расчёт коэффициентов относительной важности
Матрица рангов |
||||||||
Факторы (подцели) |
Э1 |
Э2 |
Э3 |
Э4 |
Э5 |
Итого |
Ков |
|
Разработка условий найма и увольнения сотрудника |
5 |
9 |
2 |
2 |
9 |
27 |
0,12 |
|
Внедрение системы квалификации и аттестации персонала |
4 |
2 |
3 |
4 |
2 |
15 |
0,06 |
|
Разработка оценки деятельности персонала |
2 |
3 |
7 |
5 |
3 |
20 |
0,09 |
|
Разработка поощрительных системы оплаты труда |
3 |
5 |
8 |
6 |
5 |
27 |
0,12 |
|
Совершенствование путей повышения производительности труда |
7 |
6 |
9 |
7 |
4 |
33 |
0,15 |
|
Разработка стимулирующей рекламы |
6 |
4 |
6 |
8 |
6 |
30 |
0,13 |
|
Разработка имиджевой рекламы |
9 |
8 |
5 |
9 |
8 |
39 |
0,18 |
|
Разработка услуг для корпоративных мероприятий |
8 |
1 |
0 |
3 |
0 |
12 |
0,05 |
|
Разработка услуг для школьных групп |
1 |
7 |
4 |
0 |
1 |
13 |
0,06 |
|
Разработка услуг для сборных групп |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
5 |
0,02 |
|
221 |
1 |