Файл: Процессы принятия решений в организации (Теоретические аспекты разработки и принятия управленческих решений в организации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты разработки и принятия управленческих решений в организации
1.1. Сущность и содержание управленческих решений
1.2. Классификация управленческих решений
2. Анализ процесса разработки и принятия управленческого решения
2.1. Характеристика проблемной ситуации
Из матрицы видно, что самый большой относительный вес имеют следующие факторы:
1 – разработка новой рекламной кампании;
2 – совершенствование путей повышения производительности труда.
Разработка дерева решений.
Для достижения целей организации руководителям всех уровней приходится принимать управленческие решения. Одним из этапов принятия решения является выбор альтернатив или разработка дерева решений (рис. 2.3).
Разработка имиджевой рекламной компании
Реклама через веб-сайт
Наружная реклама
Телевидение
Рис. 2.3. Дерево решений
В следующем разделе данной работы осуществим прогнозирование последствий реализации и выбор альтернатив.
3. Прогнозирование последствий реализации управленческого решения и выбор альтернатив
При принятии решения необходимо произвести оценку возможных последствий его реализации. Данная оценка производится с помощью методов прогнозирования. В работе использован один из вариантов метода прогнозных сценариев (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Матрица прогнозных сценариев (последствия реализации)
Аспекты |
Реклама через веб-сайт |
Наружная реклама |
Телевидение |
Прямые положительные последствия реализации альтернатив |
1. Единоразовые затраты на разработку 2. Возможность дополнения информации на сайт 3. Возрастающая популярность поиска информации через интернет 4. Возможность познакомить потенциального клиента с ассортиментом услуг 5. Возможность обратной связи через сайт |
1. Часто попадаться на глаза 2. Привлекать к себе внимание 3. Невысокая стоимость 4. Многократность восприятия 4. Ненавязчивость |
1Массовый охват и избирательность аудитории 2. Привлекает к себе внимание 3. Многократность восприятия |
Прямые отрицательные последствия реализации альтернатив |
1. Высокие затраты на разработку веб-сайта 2. Не вся аудитория ищет информацию через интернет 3. Сложность продвижения |
1. Слабая конкуренция 2. Отсутствие избирательности аудитории 3. Краткое просматривание 4. Невозможность размещения на рекламе длинных текстов 5. Рентабельно лишь для сроков от одного месяца. |
1. Высокие затраты телереклама 2. Кратковременность 3. Сложность ориентирования на целевую аудиторию |
Косвенные положительные последствия |
1. Возможность работы на перспективу 2. Изменения на сайте, становятся доступны |
1. Неоднозначно воспринимается публикой |
1. Престижности рекламы на ТВ 2. Личностный характер обращения, что |
Окончание табл. 3.1
Косвенные положительные последствия |
для пользователей в течение нескольких секунд 3. Поднятие имиджа организации |
делает это средство близким по эффективности к личной продаже |
|
Косвенные отрицательные последствия |
|
1. Риск просчёта с размещением рекламы 2. Риск просчёта с целевой аудиторией |
1. Снижение затрат на развитие персонала 2. Снижение затрат на развитие новых услуг 3. Перегруженность рекламы на ТВ |
Разработаем план мероприятий (табл. 3.2).
Таблица 3.2
План мероприятий
Сроки |
Сроки |
Сроки |
|||
Составление структуры сайта |
3 дня |
Поиск организации |
1 день |
Составление медиаплана (выбор канала, время показа, продолжительность показа) |
1 день |
Составление и подписание договора |
1 день |
Выбор места для рекламы |
1 день |
Подписание договора с каналом |
1день |
Передача проекта на разработку |
1день |
Подготовка дизайн-макета |
3-4 дня |
Подготовка макета рекламы |
5-6 дней |
Регистрация домена и открытие сайта |
1день |
Согласование с директором ИЛИ доработка ИЛИ утверждение |
7 дней |
Согласование с директором ИЛИ доработка ИЛИ утверждение |
10-14 дней |
Метод построения прогнозных сценариев заключается в установлении логической последовательности состояний объекта прогнозирования и прогнозного фона во времени при различных условиях для определения целей развития этого объекта.
Сравнив полученные прогнозные сценарии, можно выделить следующие основные критерии:
- время;
- стоимость;
- качество рекламы;
- эффективность.
Также сравнение сценариев позволяет выделить дополнительные критерии, связанные с побочными последствиями реализации альтернатив:
- охват аудитории;
- долговременность показа.
В ситуации рыночных отношений, быстро меняющейся внешней среды руководитель как в сфере коммерческой деятельности, должен действовать с учетом риска и неопределенности. В реальной ситуации решение, принимаемое руководителем, почти всегда связано с риском. Важно установить вероятность того, что предполагаемое событие действительно произойдет, а затем определить его значимость.
Но прежде всего необходимо еще раз воспользоваться методом ранжирования для выбора четырех наиболее эффективных критериев (табл. 3.3, 3.4).
Таблица 3.3
Ранжирование критериев выбора альтернатив
Критерии |
Э1 |
Э2 |
Э3 |
Э4 |
Э5 |
Время |
2 |
1 |
4 |
1 |
3 |
Стоимость |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Качество рекламы |
5 |
6 |
5 |
2 |
1 |
Охват аудитории |
4 |
4 |
1 |
4 |
5 |
Эффективность |
3 |
3 |
2 |
5 |
4 |
Долговременность показа |
6 |
5 |
6 |
6 |
6 |
Таблица 3.4
Расчёт коэффициентов относительной важности критериев
Критерии |
Э1 |
Э2 |
Э3 |
Э4 |
Э5 |
Сумма |
Ков |
Время |
4 |
5 |
2 |
5 |
3 |
19 |
0,25 |
Стоимость |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
19 |
0,25 |
Качество рекламы |
1 |
0 |
1 |
4 |
5 |
11 |
0,15 |
Охват аудитории |
2 |
2 |
5 |
2 |
1 |
12 |
0,16 |
Эффективность |
3 |
3 |
4 |
1 |
2 |
13 |
0,17 |
Долговременность показа |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0,01 |
75 |
1 |
Из матрицы можно выделить 4 основных критерия, по которым будут разработаны выборы альтернатив:
- временной;
- стоимость;
- эффективность;
- охват аудитории.
Используем для выбора альтернатив различные методы.
Для выбора альтернативы необходимо принять во внимание все факторы и критерии и использовать методы выбора альтернатив.
1. Платежная матрица – это один из методов статистической теории решений, метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Он особенно полезен, когда руководитель должен установить, какая стратегия в наибольшей мере будет способствовать достижению целей (табл. 3.5).
Таблица 3.5
Платёжная матрица, тыс. руб.
Варианты |
S1 ( дешево) |
S2 (средняя цена) |
S3 (дорого) |
Р (вероятность наступления события) |
0,2 |
0,3 |
0,5 |
А1: веб-сайт |
6 тыс. руб. |
10 тыс. руб. |
30 тыс. руб. |
А2: наружная реклама |
12тыс. руб. |
15 тыс. руб. |
20 тыс. руб. |
А3: телевизионная реклама |
30 тыс. руб. |
45 тыс. руб. |
50 тыс. руб. |
В платежной матрице выбор осуществляется на основе подсчета среднего ожидаемого значения каждой альтернативе по формуле:
= *Wij
= 0,2* 6000 + 0,3*10000 + 0,5*30000 = 1200 + 3000 + 15000 = 19200 руб.
= 0,2*12000 + 0,3*15000 + 0,5*20000 =2400 + 4500 + 10000 = 16900 руб.
= 0,2*30000 + 0,3*45000 + 0,5*50000 = 6000 + 13500 + 25000 = 44500 руб.
Вывод: из метода платежной матрицы самой выгодной является вторая альтернатива, а именно размещение наружной рекламы
2. Второй метод, который я использую, будет метод максимина, критерий временной, максимальное время размещения рекламы один год.
Этот метод основан на предположении, что ЛПР выбирает стратегию, гарантирующую ему максимальный из возможных результатов (табл. 3.6).
Таблица 3.6
Матрица максимина, мес.
Варианты |
S-высокие затраты |
Средние затраты |
Низкие затраты |
Амин |
Амакс |
А1: веб-сайт |
12 месяц |
12 месяцев |
12 месяцев |
12 |
12 |
А2: наружная реклама |
6 месяцев |
4 месяца |
2 месяца |
2 |
|
А3: телевидение |
3месяца |
2месяца |
1 месяц |
1 |
По данному методу наиболее выгодной является разработка веб-сайта
3. Метод парных сравнений
При этом методе эксперту последовательно предъявляются пары альтернативных вариантов из которых он должен указать предпочтительный.
Критерий эффективности:
- А1 – веб-сайт;
- А2 – наружная реклама;
- А3 – телевидение.
Пары:
- А1-А2 – выбор А1;
- А1-А3 – выбор А3;
- А2-А3 – выбор А3;
- А1-А3 – выбор А3.
В соответствии с данным методом альтернатива 3 (телевизионная реклама), является более предпочтительной.
4. Метод векторов предпочтений.
Критерий охват аудитории
Экспертам предлагается весь набор оцениваемых альтернатив и предлагается для каждой альтернативы указать, сколько других альтернатив превосходят ее.
- Экс.1 (1,0,2)
- Экс.2 (0,1,2)
- Экс.3 (0,2,1)
- Экс.4 (2, 1,0)
- Экс.5 (0,2,1)
Сумма (3, 6, 6)
Наиболее предпочтительная альтернатива 1, разработка веб-сайта
Проанализировав результаты, полученные по всем методам, можно выбрать наиболее предпочтительную альтернативу – это разработка веб-сайта для Бюро отдыха и экскурсий «Паспарту».
Заключение
В заключение хотелось бы сделать общий вывод о несомненной важности процесса разработки и принятия управленческих решений. Причем следует акцентировать внимание на том факте. Что нельзя недооценивать ни один этап указанного процесса. Это обусловлено тем, что ошибка на любом этапе процесса разработки и принятия управленческого решений может поставить под сомнение эффективность всего процесса, а иной раз и полностью загубить его результаты. А это, в свою, очередь, может весьма негативно сказаться на деятельности организации, в рамках которой разрабатывалось и реализовалось конкретное управленческое решение, вплоть до наступления у неё кризисного состояния.
В условиях экономики Российской Федерации, которая характеризуется высокой степенью нестабильности, огромное значение в целях выживания, а также функционирования в перспективе организации имеют следующие моменты:
а) рациональное управление ею;
б) планирование и прогнозирование в области её внешней и внутренней среды;
в) маркетинговые исследования сферы рынка продаж;
г) оценка имеющихся конкурентов;
д) составление прогнозов спроса относительно имеющихся потребителей;
е) иные проблемные моменты в сфере стратегического управления.