Файл: Японская модель менеджмента (Японская экономическая система).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 1
В полной мере и последовательно данная концепция была реализована в японском менеджменте. Деминг в Японии считался национальным героем, был удостоен нескольких наград[19,с.241].
Также в Японии существует премия им. Деминга. Ниже перечислены только некоторые компании, в работе которых применяется цикл Шухарта-Деминга: Nissan, в частности, при подготовке модели Micra; Xerox; Motorola; General Electric и др. В начале 21-го века концепция стала использоваться в российском управлении и послужила основой для разработки отечественных и международных стандартов качества.
2.2 Менеджмент качества Каору Исикавы
Каору Исикава (1915 – 1989) – японский специалист в сфере контроля качества. Разработал диаграмму (диаграмма Исикавы, «рыбья кость») для анализа, оценки и улучшения качества продукции. Диаграмма является одним из семи классических методов контроля качества. Начало карьеры В 1939 г. закончил Университет Токио со специализацией в сфере прикладной химии, затем пошел в армию, где проработал техническим специалистом, обучал личный состав флота (1939 – 1941)[14,с.348].
После вернулся в промышленность, где проработал до 1947 г. Именно в этот период была разработана диаграмма Исикавы. В 1947 г. Исикава вернулся в Университет Токио с целью проведения исследований в сфере анализа случайных величин и трактовки результатов, занимался вопросами статистических методов исследования.
В 1949 г. Исикава вошел в состав группы по исследованиям вопросов качества по приглашению Японского союза ученых и инженеров. Применял статистические методы во время работы в группе. В 1952 г. Исикава возглавил Химическое общество Японии, активно работал над внедрением контроля качества в повседневную деятельность организаций различного типа[4,с.142].
В 60-е годы содействовал появлению и развитию «кружков качества» на японских предприятиях. Организовывал семинары для руководителей и консультировал организации по вопросам применения методов контроля качества.
Вклад в менеджмент качества Основные направления деятельности Исикавы затрагивали три темы: «кружки качества», диаграмма Исикавы, развитие японской модели всеобщего контроля качества. Исикава считал, что вопрос качества должен быть важным на каждом этапе производства продукции (что в последствии послужило стимулом для развития «японского экономического чуда»: высокое качество японских товаров стимулировало развитие экономики в Японии)[14,с.351].
Концепция Исикавы базировалась на ряде ключевых элементов в сфере качества: контроль качества продукции в целом; интегрированный контроль издержек, цен, прибыли от реализации продукции; контроль над сбытовыми и снабженческими схемами. Выход на любой рынок с высокой конкуренцией неизбежно провоцирует появление контроля качества в организации, иначе продукция не будет пользоваться спросом. Контроль качества – долгосрочный процесс, который постепенно укрепляет позицию компании на рынке[7,с.445].
Исикава считал, что статистические методы управления способны решить большинство проблем, возникающих в фирме, поэтому разработал диаграмму причинно-следственного анализа, помогающую улучшать качество производства[17,с.421].
Диаграмма позволяет структурировать решение задач. С помощью диаграммы Исикавы можно получить информацию во время поиска новых решений, все варианты можно тщательно изучить до тех пор, пока не появится причинно-следственная связь, указывающая на решение проблемы. Диаграмма позволяет рассмотреть процесс управления качеством со всех сторон, с учетом условий производства[12,с.125].
Кружки контроля качества – метод, разработанный Исикавой для обеспечения качественного производства с самых нижних уровней иерархии в фирме[14,с.352]. Если менеджеры нижнего звена и простые рабочие будут участвовать в контроле качества продукции, итоговое качество вырастет в несколько раз, так как именно рабочие больше всего вовлечены в технологию производства и обладают большой информацией о качестве производственных процессов[9,с.328].
2.3 Диаграмма Исикавы
В 1952 году (встречаются данные, что в 1943 году) профессор Токийского университета, родоначальник японской школы менеджмента, Каору Исикава, разработал инструмент, при помощи которого можно провести анализ логических связей между результатом работы и различными факторами[23,с.417].
Графическая диаграмма причинно-следственных связей имеет вид «рыбьего скелета», или «рыбьей кости». Используется при непрерывном совершенствовании имеющегося производства или разработке новой продукции[18,с.105].
Например, если изменения процесса приводят к постоянно положительному результату, то этот процесс нужно принять за стандартный, пока не придет следующий цикл улучшения для данного процесса. С его наступлением проверяют новую версию и принимают уже этот процесс за стандартный. Разработал и внедрил на производстве кружки качества[20,с.235]. Возможности диаграммы Исикавы:
- Позволяет учесть все факторы, влияющие на результат, которым может быть услуга, изделие, завершенная работа, объект изучения.
- Позволяет выяснить причины появления дефектов в изделиях, или причины возникновения каких-либо проблем на предприятии.
Диаграмма Исикавы имеет ряд преимуществ:
- наглядно показывает связь между результатом и его причинами,
- позволяет анализировать цепочку факторов, которые воздействовали на проблему.
Диаграмму Исикавы активно применяют в системе управления качеством, при необходимости проанализировать причины, приводящие к полученному результату. Для того чтобы составить диаграмму, нужно выполнить несколько шагов:
Шаг первый: Четко сформулировать проблему или предмет изучения, записать ее в прямоугольнике с одной стороны и провести к ней прямую линию[7,с.447].
Шаг второй: сверху и снизу горизонтальной линии написать все группы факторов, которые влияют на результат, например:
- «методы» - причины, зависящие от того, каким образом выполняется работа, так же факторы, относящиеся к точности, производительности отдельных стадий или операций процесса.
- «люди» - причины, зависящие от квалификации человека, его состояния здоровья, мотивации.
- «механизмы» - причины, связанные с применяемым оборудованием.
- «контроль» - обстоятельства, которые влияют на своевременное и надежное обнаружение ошибок.
- «материалы»- качество материала, используемого в процессе.
- «среда» - условия внешней среды, влияющие на результат, например, освещенность, температура воздуха[3,с.95].
При исследовании необходимо руководствоваться принципом разумной достаточности и выбирать несколько категорий, не ограничиваясь одной или двумя.
Шаг третий: категории записываются в прямоугольники, от них к имеющейся горизонтали проводят наклонные линии.
Шаг четвертый: распределяют причины, действующие факторы по категориям, записывая их на линиях, примыкающих к линиям категорий.
Шаг пятый: раскладывают каждую причину на составляющие, пытаясь выяснить, по какой причине это произошло.
Детализация продолжается, пока не выясниться первоочередная причина. Полученные ответы записывают в виде ветвей более низкого уровня[11,с.285]. При этом возможно выделение позитивных и негативных причин по цвету или расположению. Шаг шестой: выделяют из найденного наиболее значимые факторы.
Недостатки диаграммы Исикавы:
- при указании всех «ветвей» громоздкость графического представления сложность применения при комплексной проблеме при разделении факторов на категории[11,с.287].
- сложность восприятия при использовании метода на практике.
Диаграмма Исикавы хорошо применять при «мозговом штурме», при составлении списка всех факторов, которые влияют на результат. Существуют программы для ее составления.
2.4 Мицуаки Симагути, японский маркетолог
Биография Мицуаки Симагути - профессора Школы бизнеса Университета Кэйо. В настоящее время он является членом советов директоров крупнейших мировых корпораций, таких как Toshiba, Эйдзай, Лайон и Xerox. Помимо консультирования компаний, он проводит корпоративные тренинги, преподает мастер-классы для топ-менеджмента и рядовых специалистов[14,с.357].
Кроме того, он преподает в ведущих высших учебных заведения Японии, Канаде, Бельгии и России. Взгляды в области маркетинга Мицуаки Симагути считает, что маркетинг в современном понимании появился не сразу. Изначально менеджер по маркетингу был в роли менеджера продукта: он сопровождал его от рождения до самой смерти[[27,с.365].
Сегодня маркетолог является тем, кто смотрит как бы сверху и пытается провести анализ ситуации. Его задача состоит уже не в том, чтобы продвигать отдельный товар, а в том, чтобы достичь роста компании с помощью всех ее продуктов[15,170].
Иными словами маркетинг практически уходит в стратегический менеджмент. Концепция всех маркетологов сегодня — это способы достижения роста фирмы.
Это является целью и нижнего, и среднего уровня во время попытки анализа рынков и разработки рекомендаций своему производителю, этим занимается и верхний уровень[19,с.237]. Он считает, что не существует японского, американского или китайского маркетинга, ведь это – общемировое понятие.
Главной задачей маркетолога является создание устройства роста, предвидение и анализ рыночных изменений. Иначе говоря, нужно найти «голубое небо»[22,с.143].
Мицуаки Симагути считает, что для всех компаний сейчас важно обеспечить свое конкурентное преимущество, так как все в разной мере сталкиваются с вопросами конкуренции в своей отрасли. Как преодолевать конкуренцию, как побеждать — решению подобных вопросов отводится значимое место в маркетинге.
Ранее конкуренцию можно было сравнить с войной: компании отбирали долю на рынке у конкурентов, получали ее и побеждали. Однако эта концепция является устаревшей. Современный маркетинг нельзя назвать войной. Это своего рода любовь к своим клиентам, удовлетворение их потребностей[7,с.453].
Вся концепция развития фирмы сегодня строится на том, чтобы эту любовь завоевать, а не наказывать конкурента. Произошел принципиальный перенос акцентов — мы не боремся с конкурентами, ухудшая их ситуацию на рынке, а боремся за потребителя и тем самым повышаем собственные позиции.
Основная задача для менеджмента сегодня - не жесткая конкуренция, которая направлена на поражение своих противников, а привнесение в деятельность фирмы лучших примеров из опыта конкурентов, все большее распространение методики бенчмаркинга, установки высокой планки, ориентированной на деятельность конкурентов.
Поиск «голубого неба» Мицуаки Симагути считает, что на протяжении своей истории любая компания переживает темные времена, когда небо над ее головой выглядит пасмурным и мрачным. Многие думают, что, раз тучи сгущаются – значит конец близок. Но с другой стороны, хмурый небосклон не является границей мира[9,с.390].
Задача любой компании — с помощью инновации пробиваться сквозь тучи, сколь мрачными они бы ни казались, к бескрайнему и голубому небу. Для этого необходимы амбиции: мечта, воля, решимость, стремление к реализации планов[21,с.276].
Многие компании, которые добились успеха в той или иной области, сделали это только благодаря тому, что перед собой ставили амбициозные планы.
Если компания имеет мечту — для нее не преграда разного рода протесты и сопротивление внешней среды. Безусловно, одни амбиции не гарантируют успех. Но мечтая преуспеть, не обойтись без амбициозных планов.
2.5 Генити Тагути, японский инженер и статистик
Генити Тагути (1924 – 2012) – японский инженер, специалист по статистическим методам учета данных. В 50-х годах Тагути разработал методологию применения статистики к качеству производства разного типа продукции[27,с.367].
Некоторые западные статистики считают методы Тагути противоречивыми, но другие сумели адаптировать его методы под свою работу и рассматривают их как важный вклад в статистику и управление качеством.
Начало карьеры Тагути изучал инженерное дело со специализацией в текстильной промышленности в Техническом колледже Кирью, с последующим желанием продолжить дело своей семьи – производство кимоно. Но с приходом Второй мировой войны Тагути пошел в армию и работал в военно-морском флоте Японии в Навигационном институте (с 1942 г.)[7,с.459].
После окончания войны Тагути поступил на работу в Министерство здравоохранения и социального обеспечения (1948 г.), где на него оказал влияние знаменитый статистик Матосабуро Масуяма, пробудив в Тагути интерес к разработке различных экспериментов. Также Тагути работал в Институте математики и статистики и участвовал в экспериментальной работе над производством пенициллина в компании Morinaga Seika[14,с.361].
В 50-х годах работал в Лаборатории электрических коммуникаций – подразделении японской корпорации Nippon Telegraph and Telephone. В 50-е годы статистические методы учета и контроля качества стали приобретать все большую популярность, а лаборатория стала сотрудничать с Bell Labs, стараясь разработать новую систему переключения звонков.
Тагути 12 лет разрабатывал методы по улучшению качества и надежности связи. Примерно в тот же период Тагути стал консультировать различные компании по вопросам статистики, одной из первых фирм, перенявших его идеи, стала Toyota.
В 1962 г. защитил докторскую диссертацию в Университете Киешу и сконцентрировался на консультировании. Читал лекции в Принстоне, стал профессором Университета Аояма Гакун в Токио.