Файл: Японская модель менеджмента (Японская экономическая система).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Отличительная особенность японского менеджмента — качественное управление трудовыми ресурсами. Руководство компании воздействуют на сотрудников так, что те работают эффективно и ответственно. Японская система менеджмента сильно отличается от всех других. Ей присущи особенности, которые вы не встретите ни в одной стране мира по причине отличающегося менталитета людей. Но внедрение некоторых элементов в процесс управления даст хорошие результаты, если подготовить сотрудников к нововведениям, плавно внести небольшие изменения в корпоративную культуру.

Цель данной работы – изучить японскую модель менеджмента. Объект исследования – менеджмент. Предмет исследования – японский менеджмент. Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:

1. Определить понятия феномена японской экономической системы

2. Изучить лидерство Японии

3. Рассмотреть Японскую модель менеджмента

4. Проанализировать особенности японской модели корпоративного управления

5. Охарактеризовать управление качеством в Японии

6. Дать анализ циклу Шухарта

7. Разобрать понятие менеджмента качества Каору Исикавы

8. Рассмотреть Диаграмму Исикавы

9.Дать характеристику Мицуаки Симагути, японскиому маркетологу

10. Изучить Генити Тагути, японского инженера и статистика

11. Охарактеризовать Кайдзен – бережливое производство

12. Определить логистическую концепцию «LP»

13. Рассмотреть бережливое производство Toyota

Японский менеджмент начал формироваться в 1950-1970 году. Постепенно появилась модель системы, которая не сильно изменилась на протяжении последующих десятилетий. В ней все продумано до мельчайших деталей, поэтому компании строго придерживаются традиционных способов работы, корпоративной культуры.

Степень разработанности проблемы. Различные вопросы Японской модели менеджмента широкое освещение как в исследованиях зарубежных, так и отечественных ученых. Основу теории Японской модели менеджмента составляют фундаментальные труды выдающихся представителей менеджмента - Каору Исикавы, Мицуаки Симагути, Генити Тагути и др. Значительное развитие данная проблема получила в работах Э. Деминга, У.Шухарта. В работе использовалась научная литература таких авторов как: Глухов В.В., Зельдович Б.З., Котлер Ф. и др.

При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.


Глава 1. Японская экономическая система

1.1 Феномен японской экономической системы

Среди азиатских моделей экономических систем наибольшую известность имеет японская модель. Феномен японской экономики вызывают повышенный интерес общественности всего мира. Ведь Япония — это страна экономически зависима от внешней экономики. На ее территории практически нет природных ресурсов. Помимо всего прочего, Япония стабильно переживает различные катаклизмы. Её не обошла стороной вторая мировая война, ядерная атака, череда землетрясений[8,с.127].

Казалось бы, всё это неминуемо должно повлиять на экономику страны не лучшим образом. Тем не менее Япония укрепляет свои экономические и политические позиции в мире. Хозяйственное развитие Японии Хозяйственное развитие Японии не отличается какой-либо спецификой и базируется на 4 типичных принципах: жесткий государственный контроль во всех сферах с целью решения приоритетных задач государства экспортная ориентация экономики, направленная на создание мощного резервного финансового фонда и инвестирование[14,с.416].

Привлечение иностранного капитала, в том числе с целью развития научно-технического прогресса. Организация крупных национальных предприятий-монополистов, которые располагают возможностью совершенствования качество продукции для того, чтобы в последствии создавать конкуренцию на внешних рынках. Речь идет о всем известных мировых гигантах в сфере технического развития[29,с.95].

Национальные особенности воспитания населения Гораздо более влиятельными в данной модели имеет смысл считать восточноазиатский инструмент - психологическая особенность населения азиатских стран. Особенности воспитания всего поколения населения формировались в сложных природных и исторических условиях на базе глубоких философских религиозных и моральных ценностей.

К таким ценностям воспитания относятся жёсткая дисциплина, прививаемая с детства, исключительное трудолюбие, аккуратность, педантичность, уважение к старшим. С точки зрения развития характера — это настойчивость и терпение, умение подчиняться, преданность работодателю, коллективизм, командный дух[11,с.273].


С точки зрения принятие себя как личности население воспитано так, что каждый знает свое место, ориентирована минимальной потребности, а также на желание учиться и развиваться.

Принципы построения рабочего режима. В отличие от европейского рабочего, мужчина в Японии работает 57 часов в неделю. Это больше американцев и западноевропейцев на 10 часов. Разница в зарплате директора и рядового работника составляет не более чем в 10 раз. Для примера, в США такая разница может составлять более чем в 100 раз[22,с.141].

Женская рабочая сила в Японии не рассматривается как серьёзная составляющая экономики. В статистике страны все женщины зарегистрированы как домохозяйки. В связи с этим если женщина работала и попала под сокращение, она не будет записана в число безработных. Поэтому уровень безработицы в официальных источниках страны всегда на низком уровне.

Оплата труда женщин в два раза ниже, чем у мужчин. Тем не менее, японские женщины умело совмещают семью и карьеру. Разводы в Японии крайне редки. Благодаря социокультурным традициям в Японии развита система образования и переподготовки кадров. Поэтому Япония богата учеными. Японская модель управления[25,271].

"Кружки качества". Во-первых, в Японии принято работать фактически всю жизнь на одном предприятии продвигаясь по служебной лестнице. Вне зависимости от образования работник начинает свою карьеру с самой низшей должности, но не задерживается на одном месте более двух-трех лет.

Во-вторых, в Японии нет жесткой классификация должностей. Соответственно нет четких фиксированных ставок заработной платы для каждой специальности. Поэтому определяющую роль в этом вопросе играет руководитель. Для того чтобы хорошо зарабатывать в Японии, необходимо иметь стаж.

А также есть прямая связь объема заработной платы менеджера от результатов работы предприятия в целом. К стимулирующими инструментам для повышения трудовой активности относятся: повышение заработной платы выплаты бонусов выплаты единовременных пособий выплата крупных выходных пособий[10,с.311].

Крайне эффективным экономическим стимулом являются выплаты, которые производят дважды в год и которые зависят от деятельности предприятия. В основном это достаточно значительные суммы. Также используются психологические стимулы, такие как откровенные беседы или возможность внесения предложений[3,112].

Делается это с целью повышения у работника чувства принадлежности к своему предприятию.

Отдельно надо сказать о системе добровольных «кружков качества», действующих на территории Японии. Их количество около 1 миллиона, в них задействованы около 10 млн человек[20,297].


Такой кружок качества объединяет до 10 работников, которые периодически собираются, обсуждают рационализаторские предложения, снижение затрат, совершенствование технологических процессов, решение проблемы производительности труда. За полезные предложения участники таких кружков вознаграждаются мелкими памятными предметами либо денежными вознаграждениями.

1.2 Лидерство Японии

Стиль лидерства Японии основывается на особенностях менталитета, групповом развитии и традициях совместной деятельности. Персонал всех японских компаний отличается ответственностью, трудолюбием, дисциплиной, а также высочайшей самоорганизацией, способностью к самостоятельному управлению и навыком поддержки нового. Восприимчивость всего передового - наиболее яркая черта японского лидерства[[2,с.54].

Прочнейшей базой лидерства Японии стала господствующая в государстве религия — синтоизм. Проповедующийся в ней культ божественной природы и предков обеспечил устойчивость моральных ценностей, сформировал черты национальной психологии. В японском языке не существует слов, которые обозначают понятие лидерства в смысле единого вождя или предводителя[26,с.147].

Лидерство по-японски является неотделимым от групповой работы. Однако здесь не должно существовать путаницы с групповым мышлением. Его симптомами являются: создаваемая всеми иллюзия единодушия; стереотипное мышление в отношении конкурентов; иллюзия неуязвимости; отсутствие сомнений, касаемо веры в правоту группы; давление на тех, кто является несогласным с большинством[24,с.116].

Понятие группы не связывается с перечисленными симптомами. В японских фирмах групповое мышление применяется тоже, но с иным содержанием и в положительном смысле. Здесь присутствуют принципиальные различия американского и японского лидерства.

Японскому стилю присущ групповой дух в слиянии с «фирменным патриотизмом» и стремлением к гармонии в работе, ведущейся совместно. Японцы в большинстве своем в совершенстве владеют групповой техникой принятия решений.

Подобную технику так же освоили многие фирмы Западной Европы и США. Благодаря применению групповых методик работы данные фирмы преодолевали отставание от японского бизнеса, который в девяностые годы прошлого века вступил в полосу резкого замедления роста экономики, (в то время среднегодовой рост японского ВВП составлял 1,3%, вместо 4,0%, свойственных 80-м годам 20 столетия)[10,с.291].

Техника групповой работы в основном опирается на деловую активность сотрудников, расширенные границы принятия ими решений, а также на энергию и свежие идеи их реализации.


Главенствующими принципами группового управления (менеджмента подразделения или группы) являются такие положения:

- Основа деятельности группы - групповая работа, а не распоряжения вышестоящего руководства.

- Концентрация усилий любого члена группы на главных задачах организации, которые приоритетно интегрированы в задачи самой группы.

Внутригрупповые коммуникации - основа деятельности групп, они включают все причастные к ним ресурсы и факторы. Критика внутри группы является возможной и даже необходимой, но лишь в форме, не унижающей достоинство критикуемого[13,с.149].

Базисом внутригрупповых отношений является не контроль, а доверие, но контроль не может отменяться, он обладает доброжелательным характером.

В этих условиях содержанием лидерства является управление ресурсами интеллекта личности - члена группы, а его цель состоит в обеспечении безопасных условий для реализации потенциалов личностей взаимодействующих сотрудников при разрешении задач организации[6,с.152].

Здесь лидеру в качестве объекта необходим компетентный и квалифицированный в своей сфере деятельности сотрудник. Такому сотруднику нужно групповое лидерство с гарантированной ему сферой принятия решений.

Ядром внутренней динамики лидерства Японии стала группа, а его специфика отражается в коллективизме, органически увязанном с ответственностью и полномочиями любого сотрудника. На этих основополагающих принципах формируется схема управления целыми корпорациями[27,с.361].

К примеру, корпорация «Мицуи», являющаяся одной из 6 крупнейших универсальных торговых фирм, управляется на базе специальных бизнес-групп. Им принадлежит главное место в организационной структуре управления.

Бизнес-группа является самостоятельной специализированной компанией, которая решает судьбу сделок в масштабах 50 миллионов долларов. Если же предстоящая операция выходит за пределы этой суммы, то решение принимается Советом директоров корпорации[4,с.174].

Есть группы по энергетике и цветным металлам, по нефтехимии и текстильной продукции. Сотрудники группы работают в общей большой комнате. Такое размещение – специфика всего менеджмента Японии: все на виду, а заниматься неслужебными делами на работе попросту неприлично[9,с.318].

Корпорация «Мицуи» занимает ведущее положение в осуществлении проектов по разработке месторождений нефти на шельфе Сахалина. В фирмах Японии не существует соперничества меж отдельными работниками, а соревнование между ними не одобряется.