Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере торговой организации ООО «РЕ Трейдинг»).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности на торговом предприятии
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности
Глава 2 Анализ коммерческой деятельности на примере предприятия розничной торговли ООО «РЕ Трейдинг»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «РЕ Трейдинг»
- технологическими (хранение товаров, подсортировка, фасовка, упаковка, транспортировка и др.);
- коммерческими (комиссионные, рекламные, маркетинговые и т. д.);
- организационно-консультативными (консультативно - информационные, торгово-расчетные).
Услуги, оказываемые покупателям в магазине, можно структурировать следующим образом:
- услуги, связанные с покупкой товара (например, прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, фасовка товара в наиболее удобную тару предпочитаемого объема, упаковка товара, доставка крупногабаритных товаров на дом покупателя, изменение комплектности приобретаемого товара, помощь в подборе сопутствующих товаров);
- услуги, связанные с оказанием помощи покупателю в использовании приобретенных товаров (раскрой купленных в магазине тканей, услуги по установке программного обеспечения на приобретенный ноутбук, услуги по разработке дизайна укладки керамической плитки, услуги по замене приобретенных автомобильных шин, услуги по установке приобретенного оборудования);
- услуги, связанные с обеспечением благоприятной обстановки при посещении магазина (организация кафетерия, ресторана, иного пункта быстрого питания, парковки для автомашин, мест для хранения вещей, организация детского игрового комплекса, информационного центра, наличие банкоматов, терминалов для возможности оплаты различных услуг, предоставление на территории торгового предприятия услуг аптек, обменных пунктов)[4, с. 248].
Таким образом, процесс изучения коммерческой деятельности торгового предприятия подошел к тому этапу, когда необходимо перечислить основные цели данной деятельности. Так, современное торговое предприятие целью своей коммерческой деятельности видит следующие:
- установление эффективных, долговременных, взаимовыгодных хозяйственных и партнерских связей со всевозможными субъектами потребительского рынка;
- всестороннее изучение и глубокий анализ альтернативных источников закупки товаров и различных товарно-материальных ценностей, в том числе резервных источников закупок на случай наступления различных форс-мажорных обстоятельств;
- организация эффективной системы согласования связи производства с потреблением товаров, которая будет ориентирована на объективные объемы спроса покупателей (товарный ассортимент, объем и обновление выпускаемой продукции, цветовая гамма, ценовой диапазон);
- осуществление процессов купли и продажи товаров с учетом потребностей рыночной среды;
- постоянная работа специалистов предприятия по расширению существующих поиску новых перспективных и потенциальных целевых рынков сбыта товаров, которыми могут быть, в том числе и внешние рынки сбыта (в зависимости от специфики деятельности предприятия);
- сокращение издержек обращения товаров;
- постоянный поиск всевозможных резервов роста прибыли предприятия, как за счет снижения издержек, так и за счет роста товарооборота предприятия (за счет роста объемов продаж товаров)[5, с. 259].
Достижение целей коммерческой деятельности торгового предприятия, какой бы эта цель не была, должно осуществляться строго в рамках законодательства Российской Федерации. Так, одним из законодательных актов, регулирующих коммерческую деятельность в сфере торговли в Российской Федерации является федеральный закон от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», к целям которого относятся:
-
- обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
- развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
- обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
- разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
По мнению многих специалистов, по мере дальнейшего развития рыночных отношений отдельные составляющие коммерческой деятельности торгового предприятия будут подвергаться значительным качественным изменениям, ввиду этого, необходимо сказать о том, что ежегодно будет возрастать значимость овладения работниками торговли знаниями в области теории и практики коммерческой деятельности [6, с. 65].
Таким образом, делая вывод на основании изучение понятия и сущности коммерческой деятельности торгового предприятия можно сказать о том, что коммерческая деятельность является неотъемлемым условием потребительского рынка, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги.
Под коммерческой деятельностью следует понимать процессы, которые связаны с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков, минимизацией издержек и получением прибыли. Коммерческая деятельность торгового предприятия позволяет довести произведенную промышленным предприятием продукцию до конечного потребителя в качестве товара, реализуемого предприятиями розничной торговли и являясь конечным этапом на пути движения товара к его конечному потребителю [14, с. 31].
1.2 Организация коммерческой деятельности на торговом предприятии
Организация эффективной коммерческой деятельности на торговом предприятии в современных условиях функционирования торговли, в том числе в Российской Федерации, должно строиться в первую очередь на основе принципа полного равноправия торговых партнеров, в том числе равноправия в сфере поставок товаров, экономической самостоятельности поставщиков и потребителей, жесткой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение своих договорных обязательств [6. с. 95].
Современные реалии, которые формируют принципы формирования товарных ресурсов и осуществления коммерческой деятельности в сфере торговли, кардинально меняют характер, содержание и оценку работы коммерческого подразделения торгового предприятия.
Организационная структура коммерческих подразделений торговых предприятий может быть очень различна в зависимости от тех функций, которые выполняются данными подразделениями, а также в зависимости от масштабов того или иного торгового предприятия. Основные направления организации коммерческой деятельность большинства торговых предприятий включают в себя:
- коммерческая деятельность по закупке товаров;
- коммерческая деятельность по продаже товаров;
- коммерческая деятельность по формированию ассортимента и управлению торговыми запасами;
- коммерческая деятельность по организации рекламно- информационной деятельности по сбыту товаров. [7, с. 422]
Рассмотрим более подробно каждое из названных направлений организации коммерческой деятельности торгового предприятия.
Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С нее, по сути, начинается коммерческая деятельность любого торгового предприятия. Правильно, грамотно и эффективно организованная закупочная деятельность торгового предприятия позволяет сформировать должный ассортимент товаров для дальнейшей их продажи потребителям.
Закупочная деятельность торгового предприятия должна соответствовать принципам свободных рыночных отношений, к которым относятся :
- свобода выбора торгового партнера;
- альтернативностью источников закупки (наличие широкого перечня поставщиков);
- равноправием партнеров;
- возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров;
- самостоятельным регулированием процессов поставки товаров;
- финансовой ответственностью сторон.
Коммерческая деятельность специалиста по закупочной деятельности в торговой организации имеет определенные этапы, к которым относятся:
- всестороннее изучение и анализ спроса потребителей и потенциальных покупателей;
- выявление и изучение источников закупки товаров;
- организация эффективных хозяйственных связей с поставщиками [8, с. 104].
Коммерческая деятельность торгового предприятия по закупкам в обязательном порядке должна базироваться на принципах современного маркетинга. Так, с этой целью на крупных и средних торговых предприятиях создаются службы маркетинга, одной из основных функций которых является изучение спроса.
К источникам поступления товаров на торговое предприятия относятся различные отрасли народного хозяйства, вырабатывающие различные товары.
К поставщикам товаров относят конкретные предприятия различных источников поступления, то есть тех или иных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно - экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги. Классификация поставщиков товаров в торговое предприятие представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Классификация поставщиков
Таким образом, как свидетельствуют данные рисунка 1.2, всех поставщиков товаров торгового предприятия можно подразделить на две категории: поставщики-изготовители и поставщики - оптовые предприятия.
К поставщикам-изготовителям относятся производственные предприятия, фирмы, частные предприниматели, которые занимаются выпуском широкого ассортимента товаров потребительского назначения.
К поставщикам-оптовым предприятиям относятся торговые предприятия, которые осуществляют закупку товаров у поставщиков- изготовителей, а также у оптовых посредников и реализуют их оптовым покупателям.
Стоит сказать о том, что цель каждого торгового предприятия, стремящегося максимизировать свою прибыль, заключатся в увеличении доли в общей совокупности поставщиков тех поставщиков, кто является производителем реализуемой продукции. Закупка товаров у данных поставщиков позволяет приобретать их по более низким ценам, поскольку в цепи поставки товара от производителя до розничной торговли без участи оптового посредника меньше участников, а соответственно, цена приобретения - ниже [9, с. 270].
Коммерческая деятельность по продаже товаров свойственна как для оптовых, так и для розничных торговых предприятий.
Непосредственной продаже товаров, как в оптовой, так и в розничной торговле, продаже товаров предшествует маркетинговый этап, который связан с поиском рынка сбыта товаров, то есть с определением целевой ниши рынка для предприятия торговли. Данный этап работы подразумевает глубокое исследование рыночных возможностей при помощи использования определенной методики по изучению спроса потребителей и конъюнктуры торговли.
Основными задачами коммерческой деятельности в торговле, которые наиболее актуальны в рыночной экономике [10, с. 360]:
- Обеспечение доступности в приобретении товаров абсолютно любой категории потребителей.
- Обеспечение и соблюдение прав граждан на безопасное и качественное обслуживание и продажу товаров.
- Формирование и дальнейшее развитие системы товародвижения, которая могла бы обеспечивать постоянное снабжение магазинов максимально широким и качественным ассортиментом товаров.
- Установление финансового контроля над уровнем товарооборота на основе ограничения возможностей для незаконного оборота.
- Восстановление оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.
Общими принципами развития розничной торговли на современном этапе функционирования рыночной экономики являются:
- универсализация продовольственной торговли, за исключением товаров сезонного спроса;
- развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
- формирование системы так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
- выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;
- формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;
- восстановление розничной торговли через автоматы;
- развитие электронной коммерции через Интернет.
Коммерческая деятельность по продаже товаров подразделяется на два этапа:
- коммерческая работа по оптовой продаже товаров;
- коммерческая работа по розничной продаже товаров.
Оптовая продажа товаров осуществляется оптовыми предприятиями, к которым относятся оптовые базы, торговые склады, оптовые посредники, организаторы оптового товарооборота.