Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере торговой организации ООО «РЕ Трейдинг»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • технологическими (хранение товаров, подсортировка, фасов­ка, упаковка, транспортировка и др.);
  • коммерческими (комиссионные, рекламные, маркетинговые и т. д.);
  • организационно-консультативными (консультативно - информационные, торгово-расчетные).

Услуги, оказываемые покупателям в магазине, можно струк­турировать следующим образом:

  • услуги, связанные с покупкой товара (например, прием пред­варительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, фасовка товара в наиболее удобную тару предпочитаемого объема, упаковка товара, доставка крупногабаритных товаров на дом покупа­теля, изменение комплектности приобретаемого товара, помощь в подборе сопутствующих товаров);
  • услуги, связанные с оказанием помощи покупателю в ис­пользовании приобретенных товаров (раскрой купленных в магазине тканей, услуги по установке программного обеспечения на приобре­тенный ноутбук, услуги по разработке дизайна укладки керамической плитки, услуги по замене приобретенных автомобильных шин, услуги по установке приобретенного оборудования);
  • услуги, связанные с обеспечением благоприятной обстановки при посещении магазина (организация кафетерия, ресторана, иного пункта быстрого питания, парковки для автомашин, мест для хранения вещей, организация детского игрового комплекса, информационного центра, наличие банкоматов, терминалов для возможности оплаты различных услуг, предоставление на территории торгового предприя­тия услуг аптек, обменных пунктов)[4, с. 248].

Таким образом, процесс изучения коммерческой деятельности торгового предприятия подошел к тому этапу, когда необходимо пере­числить основные цели данной деятельности. Так, современное торго­вое предприятие целью своей коммерческой деятельности видит сле­дующие:

  • установление эффективных, долговременных, взаимовыгод­ных хозяйственных и партнерских связей со всевозможными субъек­тами потребительского рынка;
  • всестороннее изучение и глубокий анализ альтернативных источников закупки товаров и различных товарно-материальных цен­ностей, в том числе резервных источников закупок на случай наступ­ления различных форс-мажорных обстоятельств;
  • организация эффективной системы согласования связи про­изводства с потреблением товаров, которая будет ориентирована на объективные объемы спроса покупателей (товарный ассортимент, объ­ем и обновление выпускаемой продукции, цветовая гамма, ценовой диапазон);
  • осуществление процессов купли и продажи товаров с учетом потребностей рыночной среды;
  • постоянная работа специалистов предприятия по расшире­нию существующих поиску новых перспективных и потенциальных целевых рынков сбыта товаров, которыми могут быть, в том числе и внешние рынки сбыта (в зависимости от специфики деятельности предприятия);
  • сокращение издержек обращения товаров;
  • постоянный поиск всевозможных резервов роста прибыли предприятия, как за счет снижения издержек, так и за счет роста това­рооборота предприятия (за счет роста объемов продаж товаров)[5, с. 259].

Достижение целей коммерческой деятельности торгового предприятия, какой бы эта цель не была, должно осуществляться стро­го в рамках законодательства Российской Федерации. Так, одним из законодательных актов, регулирующих коммерческую деятельность в сфере торговли в Российской Федерации является федеральный закон от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», к целям которого относятся:

    1. обеспечение единства экономического пространства в Рос­сийской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
    2. развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обес­печения доступности товаров для населения, формирования конку­рентной среды, поддержки российских производителей товаров;
    3. обеспечение соблюдения прав и законных интересов юри­дических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпри­нимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предприниматель­ской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
    4. разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов

Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

По мнению многих специалистов, по мере дальнейшего разви­тия рыночных отношений отдельные составляющие коммерческой деятельности торгового предприятия будут подвергаться значитель­ным качественным изменениям, ввиду этого, необходимо сказать о том, что ежегодно будет возрастать значимость овладения работника­ми торговли знаниями в области теории и практики коммерческой дея­тельности [6, с. 65].

Таким образом, делая вывод на основании изучение понятия и сущности коммерческой деятельности торгового предприятия можно сказать о том, что коммерческая деятельность является неотъемлемым условием потребительского рынка, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги.

Под коммерческой деятельностью следует понимать процес­сы, которые связаны с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков, минимизацией из­держек и получением прибыли. Коммерческая деятельность торгового предприятия позволяет довести произведенную промышленным пред­приятием продукцию до конечного потребителя в качестве товара, реализуемого предприятиями розничной торговли и являясь конечным этапом на пути движения товара к его конечному потребителю [14, с. 31].


1.2 Организация коммерческой деятельности на торговом предприятии

Организация эффективной коммерческой деятельности на тор­говом предприятии в современных условиях функционирования тор­говли, в том числе в Российской Федерации, должно строиться в первую очередь на основе принципа полного равноправия торговых партнеров, в том числе равноправия в сфере поставок товаров, эконо­мической самостоятельности поставщиков и потребителей, жесткой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение своих договорных обязательств [6. с. 95].

Современные реалии, которые формируют принципы форми­рования товарных ресурсов и осуществления коммерческой деятель­ности в сфере торговли, кардинально меняют характер, содержание и оценку работы коммерческого подразделения торгового предприятия.

Организационная структура коммерческих подразделений торговых предприятий может быть очень различна в зависимости от тех функций, которые выполняются данными подразделениями, а так­же в зависимости от масштабов того или иного торгового предприятия. Основные направления организации коммерческой деятель­ность большинства торговых предприятий включают в себя:

  • коммерческая деятельность по закупке товаров;
  • коммерческая деятельность по продаже товаров;
  • коммерческая деятельность по формированию ассортимента и управлению торговыми запасами;
  • коммерческая деятельность по организации рекламно- информационной деятельности по сбыту товаров. [7, с. 422]

Рассмотрим более подробно каждое из названных направле­ний организации коммерческой деятельности торгового предприятия.

Закупочная работа является основой коммерческой деятельно­сти в торговле. С нее, по сути, начинается коммерческая деятельность любого торгового предприятия. Правильно, грамотно и эффективно организованная закупочная деятельность торгового предприятия поз­воляет сформировать должный ассортимент товаров для дальнейшей их продажи потребителям.

Закупочная деятельность торгового предприятия должна соот­ветствовать принципам свободных рыночных отношений, к которым относятся :

  • свобода выбора торгового партнера;
  • альтернативностью источников закупки (наличие широкого перечня поставщиков);
  • равноправием партнеров;
  • возросшей ролью договоров, контрактов на поставку това­ров;
  • самостоятельным регулированием процессов поставки това­ров;
  • финансовой ответственностью сторон.

Коммерческая деятельность специалиста по закупочной дея­тельности в торговой организации имеет определенные этапы, к кото­рым относятся:

  • всестороннее изучение и анализ спроса потребителей и по­тенциальных покупателей;
  • выявление и изучение источников закупки товаров;
  • организация эффективных хозяйственных связей с постав­щиками [8, с. 104].

Коммерческая деятельность торгового предприятия по закуп­кам в обязательном порядке должна базироваться на принципах со­временного маркетинга. Так, с этой целью на крупных и средних тор­говых предприятиях создаются службы маркетинга, одной из основ­ных функций которых является изучение спроса.

К источникам поступления товаров на торговое предприятия относятся различные отрасли народного хозяйства, вырабатывающие различные товары.

К поставщикам товаров относят конкретные предприятия раз­личных источников поступления, то есть тех или иных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно - экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги. Классификация поставщиков товаров в торговое предприятие пред­ставлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Классификация поставщиков

Таким образом, как свидетельствуют данные рисунка 1.2, всех поставщиков товаров торгового предприятия можно подразделить на две категории: поставщики-изготовители и поставщики - оптовые предприятия.

К поставщикам-изготовителям относятся производственные предприятия, фирмы, частные предприниматели, которые занимаются выпуском широкого ассортимента товаров потребительского назначе­ния.

К поставщикам-оптовым предприятиям относятся торговые предприятия, которые осуществляют закупку товаров у поставщиков- изготовителей, а также у оптовых посредников и реализуют их опто­вым покупателям.

Стоит сказать о том, что цель каждого торгового предприятия, стремящегося максимизировать свою прибыль, заключатся в увеличе­нии доли в общей совокупности поставщиков тех поставщиков, кто является производителем реализуемой продукции. Закупка товаров у данных поставщиков позволяет приобретать их по более низким це­нам, поскольку в цепи поставки товара от производителя до розничной торговли без участи оптового посредника меньше участников, а соот­ветственно, цена приобретения - ниже [9, с. 270].

Коммерческая деятельность по продаже товаров свойственна как для оптовых, так и для розничных торговых предприятий.


Непосредственной продаже товаров, как в оптовой, так и в розничной торговле, продаже товаров предшествует маркетинговый этап, который связан с поиском рынка сбыта товаров, то есть с опреде­лением целевой ниши рынка для предприятия торговли. Данный этап работы подразумевает глубокое исследование рыночных возможно­стей при помощи использования определенной методики по изучению спроса потребителей и конъюнктуры торговли.

Основными задачами коммерческой деятельности в торговле, которые наиболее актуальны в рыночной экономике [10, с. 360]:

  1. Обеспечение доступности в приобретении товаров абсо­лютно любой категории потребителей.
  2. Обеспечение и соблюдение прав граждан на безопасное и качественное обслуживание и продажу товаров.
  3. Формирование и дальнейшее развитие системы товародви­жения, которая могла бы обеспечивать постоянное снабжение магази­нов максимально широким и качественным ассортиментом товаров.
  4. Установление финансового контроля над уровнем товаро­оборота на основе ограничения возможностей для незаконного оборо­та.
  5. Восстановление оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

Общими принципами развития розничной торговли на совре­менном этапе функционирования рыночной экономики являются:

  • универсализация продовольственной торговли, за исключе­нием товаров сезонного спроса;
  • развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
  • формирование торговых сетей, крупных универсальных роз­ничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
  • формирование системы так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ши­роким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
  • выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;
  • формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;
  • восстановление розничной торговли через автоматы;
  • развитие электронной коммерции через Интернет.

Коммерческая деятельность по продаже товаров подразделя­ется на два этапа:

  • коммерческая работа по оптовой продаже товаров;
  • коммерческая работа по розничной продаже товаров.

Оптовая продажа товаров осуществляется оптовыми предпри­ятиями, к которым относятся оптовые базы, торговые склады, оптовые посредники, организаторы оптового товарооборота.