Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование( на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 7354
Скачиваний: 148
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы коммерческой деятельности в розничной торговле
1.1. Понятие коммерческой деятельности
1.2. Показатели эффективности организации коммерческой деятельности
1.3. Возможные пути совершенствования коммерческой деятельности
2. Анализ организации коммерческой деятельности предприятия розничной торговли магазина «Пятерочка»
2.2. Оценка и анализ организации коммерческой деятельности магазина
2.3. Анализ конкурентоспособности магазина
3. Пути совершенствования организации коммерческой деятельности магазина «Пятерочка»
3.1. Мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности магазина
Исследование товарооборота по кварталам выявило следующее, что в 2018 г. по сравнению с 2017 г. был наибольший темп роста в четвертом квартале и составил 116,3%, а наименьший же в первом квартале – 106,1%.
Товары делят на ассортиментные группы и подгруппы, при правильном анализе каждой группы и категории товаров важно понимать, что каждая подгруппа или категория имеют свой удельный вес в общем годовом товарообороте предприятия.
Проанализируем товарооборот по основным ассортиментным группам по данным, представленным в таблице 5.
Таблица 5 – Анализ структуры товарооборота магазина «Пятерочка» в 2017-2018 гг.
Группа товаров |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонение |
|||
2018 г. от 2017г. |
||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
Бакалея |
17412 |
13,98 |
18932 |
13,84 |
1520 |
109 |
Рыба |
9111 |
7,32 |
8959 |
6,55 |
-152 |
98 |
Мясо |
15845 |
12,72 |
17920 |
13,10 |
2075 |
113 |
Сыры |
6031 |
4,84 |
6996 |
5,11 |
965 |
116 |
Хлебобулочные изделия |
11289 |
9,06 |
12136 |
8,87 |
847 |
108 |
Кондитерские изделия |
6901 |
5,54 |
7072 |
5,17 |
171 |
102 |
Алкоголь |
16019 |
12,86 |
17139 |
12,53 |
1120 |
107 |
Соки, воды |
11058 |
8,88 |
12357 |
9,03 |
1299 |
112 |
Молочные товары |
10901 |
8,75 |
13247 |
9,68 |
2346 |
122 |
Средства личной гигиены |
7463 |
5,99 |
8142 |
5,95 |
679 |
109 |
Моющий средства |
7199 |
5,78 |
7983 |
5,83 |
784 |
111 |
Прочие |
5305 |
4,26% |
5942 |
4,34% |
637 |
112 |
Итого |
124534 |
100,00% |
136825 |
100,00% |
12291 |
108,8 |
Исходя из анализа данных предприятия, можно сделать вывод, что наибольший процент в товарообороте данного предприятия в 2018г. занимает группа товаров «бакалея» и «мясо»13,84% и 13,10%соответственно.
В целом объем товарооборота увеличился, но в товарной группе «рыба» произошло сокращение, что вызвано низкой покупательский способностью граждан и закупа магазином сравнительно дешевой речной рыбы и маленькой долей морской рыбы.
На основании проведенного исследования, можно сделать вывод, что магазин «Пятерочка» на рынке является достаточно конкурентоспособным предприятием и готов вырваться на лидирующие позиции.
Чтобы более полно представить экономическое положение организации, нужно наиболее полно произвести расчет данных магазина. Анализ валового дохода представим в таблице 6.
Таблица 6 – Анализ валового дохода магазина «Пятерочка» за 2017-2018 гг.
Месяцы |
Валовый доход по месяцам |
Абс.изм., тыс. руб. |
Темп роста, % |
|
2017 г. |
2018 г. |
|||
Январь |
3587 |
3709 |
122 |
103 |
Февраль |
3022 |
3191 |
169 |
106 |
Март |
3656 |
3565 |
-91 |
98 |
Апрель |
2887 |
3131 |
244 |
108 |
Май |
2755 |
2909 |
154 |
106 |
Июнь |
2592 |
2765 |
173 |
107 |
Июль |
3242 |
3468 |
226 |
107 |
Август |
2902 |
3156 |
254 |
109 |
Сентябрь |
3713 |
3896 |
183 |
105 |
Октябрь |
2849 |
3069 |
220 |
108 |
Ноябрь |
2756 |
3057 |
301 |
111 |
Декабрь |
4687 |
5736 |
1049 |
122 |
Итог |
38648 |
41652 |
3004 |
108 |
Из данной таблицы видно, что наибольший рост валового дохода по сумме и в % наблюдалось в декабре и составило 22%, общий годовой рост составил 8%.
Организация поставки товаров в ПАО «X5 Retail Group» осуществляется с помощью различных действий.
Закуп продукции – базовые действия по обеспечению товарами, необходимыми для продажи. 3аказ поставки товаров в сети магазинов «Пятерочка» осуществляется следующим образом: формирование заказа на поставку осуществляется категорийным менеджером на основании договора поставки, порядка действий по формированию заказа на поставку товара и подготовки к его приему. Закуп продукции организуется с целью оперативного пополнения запасов по группам или наименованиям товаров.
Закуп продукции осуществляется на основании договора купли–продажи (или иных приравненных к нему форм бухгалтерского учета), отражающего сведения о юридическом статусе продавца. В торговой сети «Пятерочка» основной поставляемой продукцией являются вино–водочные изделия, молочные продукты, кондитерские изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, мороженное, полуфабрикаты и т.д. Данные товары поставляются на РЦ компании, после чего идет формирования поставок согласно заказам магазина, а также от прямых поставщиков.
Заказ товара из подразделения компании осуществляется с помощью генерации заказов из базы офиса в электронную информационную базу магазина. Внедрение системы автозаказов значительно упрощает работу магазина по работе с поставщиками. Программа сама формирует заказы согласно товарным остаткам, продажам магазина.
Магазин «Пятерочка» работает напрямую с местными поставщиками и производителями это, как правило, поставщики продукции первой необходимости, к которым относится хлеб и молоко.
Анализ работы с поставщиками проводится на постоянной основе категорийными менеджерами по основным показателям, таким как качество товара, обслуживание и цены, таким образом происходит периодический ввод и вывод поставщиков. Проведение АВС-анализа также позволяет руководству магазина обратить внимание категорийного менеджера на такие товары, которые могут влиять на увеличение потерь, в связи с незначительным на них спросом. Проведение такого анализа ежемесячно позволяет значительно сократить долю списаний, так как большая часть поставщиков не работает с возвратами или имеет небольшой процент на возврат неликвидного товара, поэтому вывод некоторых позиций из ассортимента, поставляемого поставщиком бывает очень значительно для магазина.
Доставка товара от прямых поставщиков осуществляется силами поставщика согласно условиям договора и в соответствии с электронным заказом магазина.
Таблица 7 – Прямые поставщики магазина «Пятерочка» по товарным категориям «хлеб» и «молоко»
Поставщик |
Раздел товаров |
Товарная категория |
Условия работы |
|
заказ товара |
кол-во позиций |
|||
Данон Индустрия ПАО |
прод |
молоко |
2 раза в неделю |
50 |
ИП Карабаев А.А. |
прод |
хлеб |
2 раза в неделю |
3 |
Молочный кит ПАО |
прод |
молоко |
ежедневно |
17 |
ОАО «Милком» |
прод |
молоко |
6 дней в неделю |
25 |
ООО «ИХЗ №3» |
прод |
хлеб |
ежедневно |
12 |
ОАО «Свердловский хлебомакаронный комбинат» |
прод |
хлеб |
ежедневно |
25 |
ООО «Хлеб» |
прод |
хлеб |
ежедневно |
10 |
ПАО «Пермский молочный завод» |
прод |
молоко |
1 раз в два дня |
11 |
ПАО «РомТа» |
прод |
хлеб |
1 раз в два дня |
3 |
ПАО «Юнимилк» |
прод |
молоко |
2 раза в неделю |
45 |
Удмуртский хлебокомбинат ОАО |
прод |
хлеб |
ежедневно |
8 |
ООО «Пекарня» |
прод |
хлеб |
ежедневно |
12 |
УГМК-Агро ПАО |
прод |
молоко |
ежедневно |
2 |
Товар доставляется собственным специально оборудованным транспортом на деревянных поддонах, либо в боксах. Прием товара происходит от прямых поставщиков в момент привоза по количеству и качеству. Товары принимаются с помощью весового контроля, так называемая весовая приемка с пересчетом грузомест, без учета вложений, что позволяет ускорить процесс приемки товаров и исключить простой автотранспорта.
Основная часть товаров в розничный магазин поставляется с распределительного центра, и это способствует своевременному поступлению товара в магазин и формирование заявки не составляет никакого труда для сотрудников магазина.
При намерении заключить договор торговым предприятием уточняются наиболее важные моменты, связанные с его оформлением, подписанием и исполнением, также составляется примерная поэтапная схема работы. Проекты договоров обычно разрабатываются поставщиками, затем согласовываются условия (как правило, условия оплаты за товар) и стороны подписывают договор. При подписании договора стороны должны убедиться, что представители имеют юридическое право и полномочия на подписание договора. Товаровед магазина подписывает договора на основании доверенности.
Поставщики, как правило, требуют от магазина комплект документов при подписании договора (устав или учредительный договор, свидетельство о регистрации предприятия, справку о постановке на налоговый учет, договор аренды помещения, выписку из банка и др.). Таким образом, службы безопасности поставщиков проверяют надежность партнеров.
В таблице приведены некоторые поставщики с которыми работает магазин (таблица 8).
Таблица 8 – Характеристика некоторых поставщиков магазина «Пятерочка»
Наименование поставщика |
Способ доставки продукции |
Форма и сроки расчетов |
Ассортимент поставляемой продукции |
ООО Кондитерская фабрика Конфи |
Транспортом поставщика |
Безналичный расчет, отсрочка платежа |
Конфеты, печенье |
ОАО Растмасло |
Самовывоз |
Наличный расчет по факту покупки |
Рыбная продукция, растительное масло, чипсы, супы-концентраты |
ООО ИХЗ №3 |
Транспортом поставщика |
Безналичный расчет, отсрочка платежа |
Хлебобулочные изделия. |
ОАО Милком |
Транспортом поставщика |
Безналичный расчет, отсрочка платежа |
Молочные продукты: молоко, кефир, йогурт. |
ООО Восточный |
Самовывоз |
Наличный расчет по факту покупки |
Колбасные изделия, деликатесы, мясные консервы, полуфабрикаты |
ООО Урал Табак Трейдингс |
Транспортом поставщика |
Наличный расчет с отсрочкой платежа |
Табачные изделия и сопутствующие товары |
ООО Уральская вино-водочная компания |
Транспортом поставщика |
Наличный расчет с отсрочкой платежа |
Вино-водочные изделия |