Файл: Корпоративная культура в организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Сущность корпоративной культуры
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФГБУЗ 72 ЦП МЧС РОССИИ
2.1 Общая характеристика организационного управления ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФГБУЗ 72 ЦП МЧС РОССИИ
3. Отсутствие согласованности ценностных ориентации между руководством организации и ее сотрудниками.
4. Формирование субкультур в рамках одной организации.
Таким образом, в современных условиях основными факторами успешной деятельности организаций являются, наряду с их конкурентоспособностью и рентабельностью, гибкость, адаптивность и готовность к постоянному развитию. Корпоративная культура и корпоративная среда являются той неотъемлемой частью инновационного потенциала, которая создает разного рода предпосылки для осуществления инновационной деятельности.
Формирование корпоративной культуры требует учета последовательности (эволюционного характера) ее развития. Начинать нужно постепенно, с создания символических фигур и образцов руководителей, воплощающих лучшие ценности и нормы организации. Затем необходимо сформировать новые организационные ценности и нормы, а также знаки, их выражающие. Далее уже нужно переходить к изменению поведения сотрудников. Следует также отметить значение обмена информацией для формирования корпоративной культуры: использование многообразных форм передачи информации для создания образа организации и широкое информирование ее членов о политике и целях организации.
Современная парадигма менеджмента рассматривает корпоративную культуру как важнейший стратегический инструмент, позволяющий мотивировать весь персонал на общие цели компании. Поэтому для успешной деятельности объекта здравоохранения необходимо непрерывное совершенствование корпоративной культуры.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФГБУЗ 72 ЦП МЧС РОССИИ
2.1 Общая характеристика организационного управления ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России
Федеральное государственное бюджетное учереждение здравоохранения «72 Центральная поликлиника Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее - ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России), ранее именовавшееся - государственное ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России «72 Центральная поликлиника Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», является некоммерческой организацией в форме федерального государственного бюджетного ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России здравоохранения.
ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России создано как 72 Центральная поликлиника в соответствии с директивой Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР от 5 февраля 1980 г. № 314/1/00170 и передано Государственному комитету при Президенте РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий согласно Указу Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. № 305. ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России вошло в перечень федеральных специализированных медицинских учреждений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 872 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1 (ч. II), ст. 117; 2006, № 48, ст. 5030; 2008, № 3, ст. 196, № 33, ст. 3858).
Функции и полномочия учредителя ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
Полномочия собственника имущества ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России осуществляют МЧС России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Место нахождения ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России: Российская Федерация, 121357, г. Москва, ул. Ватутина, д. 1.
В своей деятельности ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся установленных видов деятельности, и настоящим Уставом. Деятельность ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России также регламентируется локальными актами ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России, в том числе: приказами, распоряжениями, правилами, положениями, инструкциями.
2.2 Диагностика корпоративной культуры ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России.
Для анализа организационной культуры в ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России применялся опросник, представленный в Приложении.
В процессе исследования организационной культуры было опрошено 36 работников ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России.
Результаты исследования организационной культуры представлены в табл. 2.1
Таблица 2.1 - Результаты исследования организационной культуры ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России
№ респондента |
№ Вопроса |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
1 |
A |
D |
C |
A |
A |
C |
D |
A |
C |
B |
B |
A |
2 |
B |
D |
D |
B |
A |
A |
B |
A |
D |
C |
C |
B |
3 |
A |
D |
B |
C |
A |
B |
C |
A |
B |
D |
D |
B |
4 |
A |
B |
C |
D |
B |
C |
D |
B |
C |
A |
B |
C |
5 |
A |
C |
D |
B |
B |
D |
A |
B |
D |
A |
C |
C |
6 |
A |
D |
A |
D |
C |
B |
A |
C |
A |
A |
D |
D |
7 |
A |
B |
A |
D |
C |
C |
A |
C |
A |
B |
A |
D |
8 |
B |
C |
A |
D |
D |
D |
B |
D |
A |
B |
A |
D |
9 |
C |
D |
B |
A |
D |
A |
B |
D |
B |
C |
A |
B |
10 |
D |
A |
B |
A |
D |
A |
C |
D |
B |
C |
B |
C |
11 |
B |
A |
C |
B |
B |
A |
C |
B |
C |
C |
B |
B |
12 |
C |
A |
C |
B |
C |
B |
D |
C |
C |
C |
C |
C |
13 |
D |
B |
C |
C |
B |
B |
D |
B |
D |
A |
C |
B |
14 |
A |
B |
C |
C |
C |
C |
D |
C |
D |
B |
D |
C |
15 |
A |
D |
C |
D |
B |
C |
B |
B |
D |
C |
B |
A |
16 |
A |
D |
D |
D |
C |
C |
C |
C |
B |
D |
C |
A |
17 |
B |
D |
B |
D |
A |
C |
B |
A |
C |
B |
D |
A |
18 |
B |
D |
C |
B |
A |
A |
C |
A |
B |
C |
B |
C |
19 |
C |
D |
D |
C |
A |
B |
A |
A |
C |
D |
C |
C |
20 |
C |
D |
A |
B |
C |
C |
B |
A |
A |
A |
D |
B |
21 |
D |
D |
A |
C |
C |
D |
C |
A |
B |
A |
A |
A |
22 |
D |
D |
A |
D |
B |
B |
D |
B |
C |
C |
A |
A |
23 |
D |
B |
B |
D |
A |
C |
B |
B |
D |
A |
A |
A |
24 |
B |
C |
B |
D |
A |
D |
C |
C |
B |
B |
B |
B |
25 |
A |
D |
C |
D |
A |
A |
D |
C |
C |
C |
B |
B |
26 |
A |
A |
C |
B |
B |
A |
B |
D |
D |
D |
C |
C |
27 |
A |
A |
C |
C |
B |
C |
C |
D |
C |
B |
C |
C |
28 |
A |
A |
C |
D |
C |
A |
D |
D |
D |
C |
D |
D |
29 |
A |
B |
A |
A |
C |
B |
A |
B |
B |
D |
B |
D |
30 |
A |
B |
A |
A |
D |
C |
A |
C |
C |
A |
C |
A |
31 |
A |
C |
B |
A |
D |
D |
A |
B |
D |
A |
D |
B |
32 |
A |
C |
B |
B |
D |
B |
B |
C |
A |
A |
B |
B |
33 |
C |
D |
A |
B |
B |
C |
B |
B |
A |
B |
C |
C |
34 |
C |
D |
A |
C |
C |
D |
C |
C |
A |
B |
D |
C |
35 |
B |
B |
B |
C |
B |
A |
C |
A |
B |
C |
A |
D |
36 |
B |
C |
B |
D |
C |
A |
D |
A |
B |
C |
A |
D |
Результаты подсчета знаний по табл. 2.1 представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2 - Результаты подсчета знаний
№ вопроса |
А |
В |
С |
D |
1 |
17 |
8 |
6 |
5 |
2 |
6 |
8 |
6 |
16 |
3 |
10 |
10 |
12 |
4 |
4 |
6 |
9 |
8 |
13 |
5 |
9 |
10 |
10 |
7 |
6 |
10 |
8 |
12 |
6 |
7 |
7 |
10 |
10 |
9 |
8 |
10 |
10 |
9 |
7 |
9 |
7 |
10 |
10 |
9 |
10 |
10 |
8 |
12 |
6 |
11 |
7 |
10 |
10 |
9 |
12 |
8 |
10 |
11 |
7 |
По таблице с ключами к тесту находим, что наиболее выраженный тип организационной культуры – (табл. 2.3)
Таблица 2.3 – Наиболее выраженные типы организационной культуры
№ |
ООК |
ПрОК |
БОК |
ПОК |
1 |
D |
C |
A |
B |
2 |
B |
A |
D |
C |
3 |
A |
D |
C |
B |
4 |
C |
B |
D |
A |
5 |
A |
D |
B |
С |
6 |
B |
C |
A |
D |
7 |
B |
A |
D |
C |
8 |
A |
D |
B |
C |
9 |
B |
C |
D |
A |
10 |
B |
A |
D |
C |
11 |
D |
A |
C |
B |
12 |
A |
B |
C |
D |
Итого |
5 |
5 |
8 |
5 |
Из табл. 2.3 видно, что в ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России наиболее выражена бюрократическая организационная культура. В бюрократических организациях существуют четкие стабильные и простые правила, которые любой может быстро понять и запомнить. За счет этих качеств, по мнению М.Вебера, достигается максимальная эффективность организации, уменьшение трений в коллективе, снижения затрат материальных и человеческих ресурсов. Главная положительная черта бюрократии – ее полная обезличенность.
Бюрократическая культура основывается на системе власти, осуществляющей регламентацию всей деятельности предприятия в форме правил, инструкций и процедур. Источником власти в данной организации является компетентность.
Бюрократический тип организационной культуры имеет свои положительные черты, и в некоторых случаях оправдан (например, при необходимости установления более жесткого контроля, упорядочения деятельности организации, при недостаточно высоко квалифицированном персонале, в крупных организациях с линейно-функциональной организационной структурой и т.д.).
В то же время, бюрократической организационной культуре присущи многие недостатки, ибо ему свойственно игнорирование человеческих потребностей и ценностей. Работники организаций с данной культурой — безличные, неодушевленные квадраты на схеме, такие же взаимозаменяемые, как и те машины, которые он обслуживают. Бюрократия не понимает мотивации труда, свойственной работающим людям, например, таких мотиваторов, как потребность в профессиональном росте, в самоактуализации и в участии в принятии решений.
Люди, работающие в организации, которой присущ бюрократический стиль, лишены индивидуальности и не могут контролировать ни свою работу, ни организационную политику, влияющую на качество их рабочей жизни. С точки зрения бюрократии, идеальные работники – послушные, пассивные, зависимые и инфантильные люди. Они не способны сами принимать решения, а поэтому все решения за них ради их собственного блага должны принимать другие.
Сотрудники ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России вынуждены общаться с руководством через своих непосредственных руководителей; они изолированы от топ-менеджмента и лишены возможности довести до его сведения свое мнение о действиях компании, влияющих на их работу и благополучие. Нет ничего удивительного в том, что работающие в таких условиях люди и не очень удовлетворены своей работой, и не испытывают особой приверженности организации.
Бюрократический стиль руководства ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России можно критиковать не только за его негативное влияние на персонал, но и за не менее негативное влияние на организацию. Бюрократы мешают организационному росту и развитию точно так же, как они мешают профессиональному росту и развитию своих работников. Отчасти это происходит из-за тех барьеров, которые они возводят на пути информации, идущей снизу. Бюрократы озабочены сохранением стабильности и неизменности; они с трудом и плохо адаптируются к социальным переменам и к технологическим новациям, характерным для сегодняшних производств. Упорядоченная бюрократическая структура была создана для сохранения существующего порядка вещей, и все новое воспринималось ею как угроза. А это значит, что, несмотря на весь свой изначальный революционный потенциал и гуманистические намерения, бюрократический организационный стиль не преуспел в том, что касается удовлетворения человеческих потребностей и требований изменяющейся жизни.
Основными проблемами организационной культуры в ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России можно назвать:
отсутствие взаимосвязи между сотрудниками подразделений;
достаточно высокий уровень текучести кадров;
низкий уровень заработной платы у сотрудников ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России;
система «местничества»;
низкую закрепляемость молодежи в организации, значительную долю персонала предпенсионного возраста;
отсутствие продвижения сотрудников по карьерной лестнице;
бюрократический стиль управления, который сильно влияет на общую атмосферу в организации.
2.3 Анализ эффективности работы руководства ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России по управлению корпоративной культурой.
Для анализа эффективности работы руководства ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России по управлению организационной культурой проведем оценку внутрифирменных коммуникаций в организации. Структуру организации и процесс принятия решений обслуживает система внутренних коммуникаций (СВК). Анализ коммуникаций необходим, так как отношения между работниками различных рангов оказывают непосредственное и ощутимое воздействие на работу организации в целом, влияя и на мотивацию, и на системы ценностей, и позиции групп и отдельных работников. Кроме того, полностью охватить внутрифирменные отношения невозможно без изучения каналов распространения информации. Система внутренней информации рассматривалась с двух позиций: чисто информационная система; управленческая система. Основные каналы распространения информации в ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России представлены в табл. 2.4.
Таблица 2.4 – Основные каналы распространения информации в ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России
Информационные |
Аналитические |
Коммуникативные |
Организационные |
Корпоративные СМИ, рассылка сообщений |
Анкетирование, опрос |
Корпоративные мероприятия, соревнование по профессии, тренинги |
Выступления руководства, совещания, собрания |
Из табл. 2.4 видно, что в качестве средств информирования работников в ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России применяется весь спектр средств информации: информационные, аналитические, коммуникативные, организационные.
Анализ практики принятия основных видов решений в ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России » дает основание утверждать, что руководство использует в своей работе два подхода к выработке и принятию решений: чисто авторитарный; с элементами коллегиальности. Сами по себе оба этих подхода имеют «право на жизнь», но при условии соблюдения принципа целесообразности и применения только в интересах дела (бизнеса). Однако в деятельности руководителей ФГБУЗ 72 ЦП МЧС России зачастую присутствует явный субъективизм.