ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.03.2019

Просмотров: 5786

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современной религиозной ф-и нет единой концептуальной системы. При этом в разных течениях отношение между философией и теологией различно. Религиозно-философские учения в католицизме представлены неотомизмом( Маритен, Жильсон), неоавгустинизмом (Марсель, Мунье) и тейярдизмом ( Тейяр де Шарден). В протестантизме можно выделить либеральную теологию (Шлейермахер, Трёльч, Гарнак) «теологию кризиса(Барт, Тиллих) и «новую радикальную теологию» (Бонхеффер). В православной традиции христианства сформировались «метафизика всеединства» (Соловьев, Флоренский, Трубецкой) или философия «нового религиозного сознания» ( Бердяев, Булгаков, Розанов). В современном исламе существуют 2 направления: традиционное и модернистское. Там, где наиболее сильны остатки феодализма, преобладает традиционализм, выступающий против всяких новшеств и использования современной философии. Утверждается, что только Коран и Шариат могут обеспечить социальную справедливость. В исламском мире наиболее известны имена религиозных поэтов и философов, таких как Джемал ад-Дин ал-Афгани, Мухаммад Икбал. Философские идеи разрабатываются также с использованием догм буддизма, практик мистицизма и других религий. Неотомизм – это возрождение и модернизация учения доминиканского монаха, профессора Парижского университета святого Фомы Аквинского. Он окатоличил философское учение Аристотеля, приспособив его к целям католической церкви и использовав аристотелизм для обоснований и защиты католического вероучения. Неотомизм – это наиболее разработанная философская доктрина католической церкви, ядро неосхоластики. Ф-я неотомизма уделяет особое внимание: -божественному творению мира и человека (креационизму) -единству истины, блага и красоты в Боге -основанному на вере познанию Бога через его творения -рассмотрению человека как единства души и тела, призванного познать Бога, делать добро и избегать зла - проповеди веры ( подчинение Богу, прежде всего) как единственного способа единения людей и преодоления всех разногласий, включая социальные и религиозные. Основной принцип неотомизма заключается в требовании гармонии веры и разума. Вера и разум – это не антиподы, а 2 потока сознания, которые преследуют одну и ту же цель – познание Бога. Неопротестантизм – направление в современной теологии, получившее распространение после Первой мировой войны в Европе, а в 1930 – в США. Протестантская ф-я на современном этапе восходит к идеям Реформации 17в. Она стала реакцией на католические догмы. Основной принцип протестантизма – «оправдание верой», согласно которому вера является личной связью человека с Богом, для этого человеку не нужны посредники. Бог в ф-ком учении неопротестантизма понимается как свободно творящий свою волю субъект, в противоположность пониманию бога как вечного закона в неотомизме. Человек с точки зрения неопротестантизма в своем земном бытии враждебен богу, необходимо преступает его волю; в этом состоянии принципиально неустранимая человеческая греховность. Неопротестантизм объявил иллюзорными все надежды людей на исторический прогресс, развитие общества, науки, просвещения и подверг критике светскую гуманистическую культуру, куда неопротестантизм относит все Возрождение, философию рационализма 17-18вв, Просвещение, а также марксизм. Социально-историческое бытие сторонники неопротестантизма считают «неподлинным», толкающим человека на «бунт против бога», соблазняющим его рассматривать себя как независимого субъекта и творца истории. Религия (и религиозная совесть) с этой точки зрения выполняет лишь критическую функцию – разоблачение подобных греховных притязаний человека. В этике неопротестантизма это нашло выражение в противопоставлении мирской и христианской морали. Первая с точки зрения неопротестантизма подчинена материальным и социальным интересам, приспособлена к греховной натуре человека и имеет компромиссный характер. Вторая же абсолютна и безусловна; вне всякой целесообразности, она основана на принципе любви. По мнению сторонников неотпротестантизма, христианская мораль не может практиковаться в социальной жизни и всегда остается лишь «невозможной возможностью». Эту мораль нельзя выразить в понятиях, в системе конкретных принципов поведения. Она сводится лишь к безусловной критике всяких притязаний человека на моральность, полной покорности воле бога без попыток понять смысл и целесообразность ее требований.- Распад субъекта как центра познания и утверждение децентрации, то есть отрицание центра как такового. - Поскольку отрицается оппозиция «субъект - объект» и субъект перестает быть центром познания, то становится возможным говорить о «философствовании без субъекта», что в рамках классического философского мышления является нонсенсом. - Представление мира и культуры как совокупности текстов. Текст как репрезентация реальности. А поскольку ни одно истолкование текста не может претендовать на признание всеми, то и «истинность» смысла текста быть в принципе не может. - Отказ от понятия «прогресс» как в знании, так и в социальной жизни.Таким образом, для постмодернизма не может быть и речи о какой-то истине или прогрессе. Наше знание - это результат исторически обусловленной языковой и социальной практики. Эти языковые структуры не связаны с какой-либо независимой реальностью, а социальная практика всегда ограничена локальными формами бытия. Важная черта «ситуации постмодерна» в том, что он принципиально не может существовать как какое-либо целостное и общее мировоззрение или философия. Ибо, согласно ему самому, «хаосу жизни» нельзя навязывать никакую теорию. Так как в основе этой мыслительной парадигмы лежит утверждение плюралистичности, локальности, временности (темпоральности) и децентрации бытия, то постмодернизм выступает разрушителем всех и всяческих философских и мировоззренческих течений, школ и направлений. Пессимизм, отчаяние и недоверие к действительности – также характерные черты этого мышления. Среди основных положений философии модерна можно отметить:- Вера в мощь человеческого разума, утверждение рационализма как способа познания и основы организации общественной жизни. Вера в то, что бытие во всех его проявления проницаемо для мысли и укладывается в систему, обозначаемую логическимикатегориями и понятиями. - Развитие объективной науки и объективного знания. Стремление к однозначным ответам на любой вопрос. Единообразие и унификация в методах научного познания. - Стремление к организации научного знания и общественной жизни из одного центра - Попытка освобождения философии, науки и культуры от иррациональности (мифологии, религии и предрассудков). - Утверждение идеи прогресса в познании и в различных областях общественной жизни. - Стремление к системной организации и к централизму в социальной, экономической и политической жизни общества. - Провозглашение универсальных норм морали и права и стремление к выработке общих критериев и эстетических норм в искусстве. Таким образом, постмодернизм – совокупность разнородных концепций в области искусства, философии, психологии, истории, теологии и иных сфер современной культуры, связанных друг с другом лишь скептическим отношением к возм






















26. Феномен постмодерна в современной культуре и его философское осмысление.

Постмодернизм - это широкое явление современной культуры, включающее в себя образ жизни, образ мышления, в том числе проявляющееся в экономике и политике. Культура постмодернизма формируется в условиях информационного общества с конца 1960-х годов, когда модернизм полностью исчерпывает себя в плане поиска новых идей (философских, нравственных, политических), разрушения традиционной образности и создания абсолютно новых философии и искусства.В это время и начинается процесс осмысления всех этих явлений в философии, получившей название "философия постмодернизма", т.к. и сама она обладает теми же признаками, которые пытается осмыслить. Впервые термин "постмодернизм" был употреблен Жаном-Франсуа Лиотаром в 1979 году в значении "дух времени" - сегодняшний тип философствования, сознательно дистанцирующийся от классической и неклассической (модернистской) философии. Это постнеклассическая философия.Теоретиками постмодернизма являются Ж.Батай, М.Бланшо, Ж.Бодрийяр, Дж.Ваттимо, В.Вельш, Ф.Гваттари, Ж.Делез, Ж.Деррида, Ф.Джеймисон, П.Клоссовски, Ю.Кристева, Ж.-Ф.Лиотар, У.Эко и др. Философия постмодернизма находится в процессе становления, она еще "не устоялась", "пестрит частностями отдельных взглядов". Категориальный аппарат этой философии еще только формируется, хотя есть уже общепризнанные и общеупотребимые категории.Философия постмодернизма отказывается от дифференциации философского знания на онтологию, гносеологию и т.д., фиксируя невозможность конструирования в современной ситуации метафизики как таковой и рефлексивно осмысливая современный стиль мышления как "постметафизический". Подвергая резкой критике идею бинарных оппозиций, постмодернизм мыслит себя вне дихотомических противопоставлений субъекта и объекта, мужского и женского, внутреннего и внешнего, центра и периферии. "Постмодерн...понимается как состояние радикальной плюральности, а постмодернизм - как его концепция" (В.Вельш).Поскольку постмодернизм окончательно преодолевает поиски новых смыслов в истории, культуре, познании, то он терпимо относится к любым культурам, к любым смыслам, к любым истинам, к любым формам, т.к. все "старое" преодолевается, но не отвергается вообще. Оно используется постмодернизмом в виде цитат и случайных фрагментов. Постулируется "множественность порядков" без всякой иерархии и связи. Любая теория, парадигма, идея, интерпретация возможна и допустима, но познавательная ценность каждой из них в равной степени относительна. По сути, провозглашаются плюрализм и релятивизм.Философия постмодернизма базируется на выводах структурализма и постструктурализма (Р.Барт, Ф.де Соссюр, М.Фуко и др.), согласно которым язык обладает определенной субстанциальностью, т.е. не просто пассивно отражает некоторую внеязыковую реальность, а живет своей собственной жизнью, является причиной самого себя, говорит о самом себе и обладает такими свойствами:а) Активность, способность порождать смыслы, а не пассивно отражать мир. Таким образом, смысл не предшествует языку, а наоборот непрерывно производится языком.б) Власть языка над культурой и субъектом.в) Функционирование языка происходит бессознательно.г) Язык абсолютно свободен, лишен жесткой структуры.д) Источником смысла является не Автор, а Читатель (интерпретатор).е) Порождение и восприятие текста всегда есть игра (без цели, без центра).ж) Язык (текст) всегда принципиально открыт, не завершен.По выражению Джеймисона, культура постмодерна - еще "более человеческая", чем прежняя, т.к. становится абсолютно искусственным явлением, порывает с природой, с реальностью, с объективными смыслами, с Богом и становится текстом, сознается именно как язык. Таким образом, язык не только субстанциализируется, но и гипостазируется. С этой общей установкой философии постмодернизма связаны все остальные ее идеи и понятия. Рассмотрим некоторые основные категории постмодернистской философии.Постмодернизм как философский феномен в принципе не может быть рассмотрен в качестве монолитного, характеризуясь не только атрибутивной, но программной плюральностью, объективирующейся в широком веере разнообразных проектов.В целом же постмодернизм можно оценить как радикальный семантизм, плюрализм, релятивизм, скептицизм, агностицизм, радикальную деконструкцию всего и "расчеловечивание" культуры.


























27. Основные этапы развития философской мысли Беларуси.

Философия Беларуси представляет собой комплекс философских идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. При этом безусловную ценность имеют философские идеи, сложившиеся с начала XVI в. по 20 – 30 годы ХХ в.


Формирование философской мысли Беларуси связано со следующими этапами:


Первый этап - предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства ( 10-12 вв), имевщего для белорусских земель большое значение благодаря деятельности полоцкой княжны Рогнеды, основавшей на этих земляъх первый монастырь. Знаковыми фигурами этого периода являются Климент Смолячич, Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкакя.


Второй этап – гуманистическое и реформационное движение(XVI-первая половинаXVIIвв), для которого характерно формирование белорусской народности и языка. Данный период представляют Ф.Скорина, Н.Гусовский, С.Будный.В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы.Реформационное движение было связано с концепцией антитринитаризма (неприятие догмата о трёх ипостасях Бога). Одним из ее теоретиков был С.Будный.


Третий этап – доминирование схоластической философии (конецXVII– первая половинаXVIIIвв) связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой.


Четвертый этап – господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли(вторая половинаXVIII– первая половинаXIX).


Пятый этап – национально-демократические идеи белорусской общественной мысли( вторая половинаXIX– началоXX). Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статус национальной культуры и языка ( Ф.Богушевич, М.Богданович, Я.Купала, Я.Колас и др.).


Шестой этап- доминирование марксистской традиции в белорусской философии (20-80 гг. XX вв.),в рамках которой проводились исследования в области:


Истории философии ( Г.Александров, И. Лущицкий., А. Майхрович, С.Подошкин)


Философии и методологии науки ( В.Ивановский, В.Степин)


Теории диалектики ( Д. Широканов, Ю.Харин)


Социальной философии ( Е.Бабосов, Г. Давидюк)


Философии культуры (Н, Крюкоский).


Для белорусских земель времен Киевской Руси характерно мощное движение христианского просвещения, начало которому было положено полоцкой княжной, женой Великого князя киевского Владимира – Рогнедой. Этот период белорусской истории отмечен деятельностью таких фигур какКлимент СмолятичиКирилл Туровский.


Становление собственно философии связано с именем первопечатника и гуманиста Ф. Скорины. В этот период философская и гуманистическая мысль представлена следующими именами:С. Будный, М. Гусовский, М. Смотрицкий, В. Цяпинскийи др.



Велико значение для последующих судеб белорусской культуры принятие Второго Статуса Великого княжества Литовского (1566) и подготовки Третьего Статута. Одна из центральных фигур этого периода - канцлер Л. Сапега, с именем которого связаны подготовка и принятие в 1588 Третьего Статута ВКЛ. В это время в ВКЛ развертывается широкая издательская деятельность, начатая Ф. Скориной, продолженная С. Будным, Мамоничами и др. Это период, когда на возрожденческие и гуманистические идеи накладываются реформационные идеи (как правило, кальвинистские). С кальвинистской линией были связаны; С. Будный (в начале своего творчества), А. Валович, М. Радзивилл Черный, В. Цяпинский (в начале своего творчества) и др. В 17 в. эта линия (до победы Контрреформации) была продолжена А. Белобоцким; Б. Будным и др. Атеистическую версию свободомыслия представляли К. Бекеш и С. Лован, в 17 в. - К. Лыщинский. Это также - и период принятия унии и деятельность таких ее видных представителей, как И. Потей; М. Рагоза; П. Скарга и др. Активную поддержку унии оказал Л. Сапега. В 17 в. эта линия продолжена униатскими архиепископами И. Кунцевичем и Л. Кревзой. В Беларуси действовал и активно занимался просветительской деятельностью униатский орден базилиан. Активную позицию защиты православия и противостояния унии заняли братья Зизании, князь К. Асторожский, М. Смотрицкий и др. В это время развертывается активная деятельность православных братств. Центральная фигура 17 в. - Симеон Полоцкий, 18 в. - Г. Конисский. В целом 17 - начало 18 в. характеризуются угасанием идей Реформации, непрекращающейся полемикой православной и униатской сторон, нарастающей концентрацией философской мысли в сфере влияния католических орденов. Ориентированная на католицизм философия 17 в. представлена именами: А. Ализаровского, Н. Ленчицкого, М. Карского и др. Это период складывания поздней ("виленской") схоластики, активной разработки этических, эстетических и педагогических идей. В 16 в. была заложена основа, а в 17 в. развернута имевшая продолжение в 18 в. традиция диспутов.


18 - начало 19 в. характеризуются как продолжение полемической линии и линии поздней схоластики, так и возникновением антисхоластических течений. Важно отметить линию, непосредственно не связанную с религиозной ориентацией и целями: И.Я. Быковский, К. Вырвич, М. Корицкий, К. Роговскийи др. Во второй половине 18 в. "философствование" становится модой в Речи Посполитой, образуется ряд меценатских кружков и салонов, возникают литературные объединения. Культовыми становятся герои восстания 1794 года:КостюшкоиЯ. Ясинский. В конце 18 - начале 19 в. происходит становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания и происходит философское осмысление его оснований:М. Почебут, Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий, Ю. Ясинскийи др. Происходит становление и социо-гуманитарного знания.



Поиски утраченной национальной традиции, критериев национальной идентификации и путей развития национального самосознания привели в Беларуси в 19 в. к возникновению мощной волны этнографических исследований. Обработка этого круга идей осуществлялась средствами литературы. Для становления белорусского самосознания многое сделали произведения А. Мицкевича, Я. Чечота, У. Сырокомли, Я. Барщевского, В. Дунина-Мартинкевича, Я. Лучины, Ф. Богушевича. В 20 в. эта традиция на качественно новом уровне была продолжена Я. Купалой, М. Богдановичем, М. Горецким, Я. Коласом и др. В 1920-е г. в Беларуси был опубликован ряд интересных работ, выполненных в рамках методологии марксизма. В целом же к концу 1920-х заканчивается еще один этап в развитии философии Беларуси, на смену которому приходит эпоха советской философии.











28. Просветительская деятельность и философская мысль на белорусской земле в период раннего Средневековья.

Социально-политическая действительность средневековья обусловила появление целого ряда мыслителей, писателей, проповедников, которые внесли значительный вклад в развитие и распространение общественно-политической мысли на славянских землях.


Во второй половине XI – первой половине XII веков Полоцкое княжество достигло высокого уровня развития, установило прочные торговые и культурные связи со странами Востока и Запада. Именно в это время был построен Софийский собор и другие монументальные сооружения. Несмотря на сохранение языческих представлений, в духовной жизни княжества продолжала укрепляться христианская идеология. Христианские идеи завоевывали все больше сторонников, утверждаясь в обыденной жизни, Особенно важную роль в распространении христианства на белорусских землях сыграла внучка Всеслава Чародея княжна Предслава (XII в.), больше известная как Евфросиния Полоцкая. Она стала первой женщиной, причисленной к лику святых в Беларуси. Сведения о ее деятельности содержатся в дошедшем до нас «Житии Ефросиний Полоцкой» – ценнейшем памятнике древнебелорусской историко-политической мысли.


«Житие Ефросиний Полоцкой» пронизано утверждением христианских ценностей и стремлением довести их до народа. В нем обосновываются многие христианские догматы, в частности, эфемерность земной жизни, вечность потустороннего мира и т.д. Несмотря на узкоцерковный пласт содержания этого произведения, очевиден интерес его автора к широким мировоззренческим вопросам эпохи средневековья. Активным субъектом утверждения истинности как идеи широкого мировоззренческого плана, так и конкретных предписаний религиозного служения выступает в «Житии» сама Ефросиния. В духовном мире она ставила на первое место идею служения Богу и высшим духовным ценностям. Смысл этого служения просветительница видела в утверждении новых христианских моральных принципов существования человека. Спою просветительскую деятельность Ефросиния совмещала с активным участием в общественной и политической жизни Полоцкого княжества. Она выступала против княжеских усобиц, призывала к миру, взаимопониманию между людьми, заботилась о просвещении народа, о сохранении его культурных традиций, о гуманных методах руководства со стороны сильных мира сего.