ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.03.2019
Просмотров: 5797
Скачиваний: 2
Глубоким проникновением в социально-политическую действительность, духовную жизнь общества отличается творческое наследие Кирилла Туровского (возможно 1130-е годы – не позднее 1182года) – писателя, проповедника, церковного и общественно-политического деятеля. Сведения о его жизни практически отсутствуют. Он известен как автор слов-проповедей, притчей, посланий, канонов и около 30 молитв, которые представляют образец торжественного древнерусского красноречия. Его произведения, наполненные собственными духовными переживаниями, переписывали, читали и учили наизусть практически во всех восточнославянских княжествах. Они помогали людям ориентироваться в христианских догма и символах, учили их любви к Богу и окружающему миру. Одним из самых замечательных творений Кирилла Гуровского стала «Притча о человеческой душе и теле», где анализируется проблема отношений человека и общества.
Одним из самых известных просветителей средневековья был Климент Смолятич (? – после 1164 г.). Он родился в Смоленске, получил хорошее для своего времени образование (скорее всего в Константинополе), о чем свидетельствует его редкая эрудиция и литературный талант. Первоначально был обыкновенным монахом, затем за свои выдающиеся способности по настоянию киевской князя Изяслава Мстиславовича стал митрополитом Киева. До нас дошло только одно произведение Климента Смолятича – «Послание антрополита Климента пресвитеру Фоме, истолкованное Афанасием мнихом». В нем мыслитель трактует 16 символических образов и сюжетов, среди них главное место занимает образ Премудрости, в честь которой некогда царь Соломон возвел храм. Кроме этого, значительное внимание Смолятич уделяет также Разуму, который, по мнению мыслителя, черпает материал для рассуждений из чувств человека и в то же самое время управляет этими чувствами.
Важное место в мировосприятии Климента Смолятича занимала идея нестяжания. Акцент на духовное, вечное, осуждение стяжания характеризует все Средневековое мировосприятие восточных славян. Но в XII веке, возможно, только один Климент Смолятич ясно понимал это, смело высказывая свои суждения. Он призывал сохранять чистоту мыслей и поступков, стремиться к духовному постижению высших ценностей бытия, что звучит и в наши дни достаточно остро и актуально.
В начале XIII века на белорусских землях был начат процесс консолидации основных этнографических групп населения – кривичей, дреговичей, радимичей – и становление белорусской народности. Значительную роль в формировании белорусского этноса сыграл старобелорусский язык, лингвистические особенности которого встречаются уже в памятниках письменности XIII столетия, например. Смоленской грамоте (1229 г.) и ряде полоцких грамот.
Основным консолидирующим фактором в развитии белорусской народности стало государственное образование – Великое княжество Литовское с центром в Понеманье. Успеху объединительной деятельности литовских князей благоприятствовало характерное для наших предков представление о необходимости государственного и человеческого единства, которое всегда имело перевес над децентрализаторскими сепаратистскими тенденциями отдельных правителей белорусских земель. Идеи раздробленности никогда не занимали какого-либо существенного места в представлениях нашего народа, они не оставили никакого следа в его общественно-политической мысли.
Под воздействием древнерусской традиции возникло белорусское летописание, которое уже в XIV столетии стало одним из самых значительных явлений общественно-политической жизни белорусского этноса. Практически во всех летописях данного периода обосновывается централизаторская деятельность великих князей литовских, их политика собирания славянских земель в единое целое. Например, в «Летописце великих князей литовских» (около 1396 г.), а также в «Похвале Витовту» (1420-е гг.) была дана положительная оценка этого князя, прославлялись его мужество, политическое предвидение, умение править государством. В «Хронике Великого княжества Литовского и Жамойдского», «Хронике Быховца» и пр. восхвалялись и оправдывались действия правителей ВКЛ. направленные на объединение земель вокруг Новогрудка, а затем Вильно. Практически для всех этих летописей характерна также мысль о том, что именно Великое княжество Литовское является наследником и приемником политических, социально-экономических и культурных традиций восточнославянских княжеств раннего средневековья.
Значительные изменения в общественно-политическую жизнь белорусских земель были внесены Кревской унией (1385 г.), подписанной князем Ягайло с Польским королевством. Уния открыла путь к полонизации и окатоличиванию определенной части населения ВКЛ, привела к поляризации политических представлений и интересов. Безусловно, что она повлияла и на общественно-политическую мысль, которая стала развиваться в специфических условиях и была направлена на сохранение национальных отличительных черт белорусского этноса.
В наиболее завершенной форме общественно-политическая мысль белорусских земель XIV–XV веков была выражена в правовых документах – грамотах, судебниках, статутах, документах сеймов. Именно они отражали специфические особенности этой эпохи, законодательно закрепляли права и привилегии шляхты и магнатов, регулировали отношения между сословиями, оформляли права собственности на движимое и недвижимое имущество, а значит, раскрывали содержание и смысл общественно-политической жизни белорусского этноса в составе Великого княжества Литовского. Наиболее значительными в этом смысле являются Статуты ВКЛ (1529, 1566, 1588 гг.), которые окончательно кодифицировали общегосударственное право княжества. Они имели большое значение не только для организации жизни общества, но и указывали на высокий уровень развития общественно-политической мысли. В предисловии к третьему Статуту канцлер ВКЛ Лев Сапега сформулировал идеи правового государства, в частности, наличие единого права, обязательного для всех слоев населения, ограничение феодальных смут, зашита прав и свобод ремесленников, торговцев, крестьян, веротерпимость. Несомненно, что данный правовой документ повлиял на складывание самосознания и основных черт Национальной жизни белорусского этноса, таких как терпимость, толерантность, умеренность.
29. Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ века.
Положение белорусского этноса в начале XIX в. определялось не только процессом формирования национального самосознания. Лишенный всех форм государственности и культурной автономии, он, по существу, оказался беззащитным перед иноэтническим ассимиляторским воздействием царских властей. Главное направление национальной политики на "воссоединенных" с империей землях было определено еще Екатериной II. Однако осуществлялась она непоследовательно. После 1773 г. (год запрещения папой Климентом XIV ордена иезуитов) Россия стала единственной страной в мире, где орден иезуитов получил возможность действовать легально. Полоцк, в котором была создана иезуитская академия (1812), стал своеобразной метрополией ордена, продолжавшего окатоличивание и полонизацию коренного населения Беларуси.
После подавления восстания 1830—1831 гг. отношение царских властей к национальной политике на белорусских землях радикально меняется. Создается специальный комитет по делам западных губерний. В государственных и учебных заведениях запрещается использование польского языка, вместо него повсеместно вводится русский. В 1832 г. властями закрывается Виленский университет, а в 1840 г. "для искоренения у жителей Северо-Западного края всякой мысли о самостоятельности существующего у них законодательства, которая может служить некоторым препятствием для слияния их с коренной Россией", был отменен Статут Великого княжества Литовского.
В 1840—1850-е гг. среди широких слоев местной интеллигенции растет интерес к изучению белорусского фольклора, быта, а также исторического прошлого Беларуси. Постепенно из польскоязычного литературного движения выделяется так называемая белорусская школа. Начинается второе специфически национальное Возрождение, связанное со становлением белорусского языка и литературы. Важное место в нем принадлежало Я. Чечоту, Я. Борщевскому, В. Сырокомле, отдельные произведения которых были написаны на белорусском языке. В творчестве же такого писателя, как В. Дунин-Марцинкевич, белорусский язык становится основным. В 40-е годы композитор А. Абрамович делает первые попытки создания национальных музыкальных произведений. В 1852 г. осуществляется постановка первой белорусской оперы "Крестьянка" (музыка С. Монюшки и К. Крыжановского, либретто В. Дунина-Марцинкевича). Центрами интеллектуальной жизни становятся кружки А. Киркора в Вильно, В. Дунина-Марцинкевича — в Минске, А. Вериги-Доревского — в Витебске. Вместе с тем этническое самоопределение значительной части белорусской интеллигенции все еще зависело от ее политической ориентации. Только отдельные ее представители понимали, что белорусы "владеют всеми условиями для самостоятельного развития и имеют на то все права, к сожалению, не осознаваемые народом". Одним из них был Константин (Кастусь) Калиновский (1838—1864). Печатное и рукописное наследие Калиновского немногочисленно — семь номеров газеты "Мужыцкая прауда", революционные инструкции, призывы, приказы, а также известные "Пісьмы з-пад шыбеніцы". Однако оно содержит ряд глубоких идей и теоретических положений.
Калиновский последовательно раскрывал сущность крепостнической эксплуатации во всех ее формах, резко критиковал враждебную народу государственную машину абсолютизма, решительно выступал за отмену в будущем обществе всех классовых, национальных, религиозных привилегий и ограничений. Значительное место он отводил обоснованию демократических форм правления, считая наилучшей из них демократическую республику. До тех пор, пока белорусский народ не станет свободным, подчеркивал революционер-демократ, в обществе не может быть справедливости, богатства и знания. Калиновский был приверженцем всеобщего образования и воспитания, которыми должно заниматься непосредственно государство, подчеркивал необходимость развития науки и культуры на родном, белорусском, языке.
Публицистика в газете "Мужыцкая прауда" свидетельствовала об определенной зрелости национального движения. Однако поражение восстания под руководством Калиновского (1863—1864) стало настоящей национальной катастрофой, отбросившей общество в его национальном развитии на несколько десятилетий назад. Лучшие представители демократической интеллигенции погибли во время боевых действий, были казнены либо сосланы в Сибирь. В Беларуси устанавливается жесточайший военно-полицейский режим. Запрещается печатать белорусские книги латиницей, что фактически означало полное запрещение белорусскоязычных публикаций.
Большое влияние на формирование национального самосознания оказало творчество Франтишка Богушевича (1840—1900), "духовного отца белорусского возрождения", по выражению М. Горецкого. В предисловии к сборнику "Дудка беларуская" (1891) и других произведениях он изложил свою концепцию относительно истории белорусов, подчеркнул преемственность политико-государственных и культурных традиций Великого княжества Литовского, их связь с современными ему умонастроениями, выразившимися в желании освободить свою "землицу Беларусь" от социального, политического, религиозного гнета, возродить культуру и гражданский престиж родного языка. Последний он рассматривал как "от Бога нам данный" и "святой для нас", считая его "одеждой души", основой существования нации, и призывал беречь родной язык, "чтобы не умерли". "Шмат было пакіх народаў, што страцілі наперш мову сваю, так як той человек перад скананнем, которому мову займе, а потым i зусім замерлі” — напоминал и предостерегал Богушевич.
После снятия в 1905 г. запрета на белорусскоязычные публикации возникают белорусские издательства: "Загляне сонца i у наша аконца" в Петербурге; "Наша ніва", "Наша хата" и "Палачанін" в Вильно и др. Особая роль среди них принадлежала "Нашай ніве", благодаря которой была взращена и призвана к ответственной миссии своего времени могучая плеяда будущих белорусских писателей-классиков, крупных общественно-политических и культурных деятелей, подлинно национальных идеологов — Я. Купала, Я. Колас, А. Пашкевич (Цётка), М. Богданович, А. Гарун, 3. Бядуля, братья А. и И. Луцке-вичи, Е. Карский, В. Ластовский, Б. Тарашкевич, В. Голубок, Я. Лесик, Я. Дроздович и др.
Настоящей энциклопедией белорусоведения стала книга Е. Карского "Белорусы" (1921), над которой ученый начал работать еще до революции. В ней были приведены сведения о Беларуси и ее населении в прошлом и настоящем, дан очерк истории, этнографии, археологии, диалектологии белорусского народа, очерчены границы белорусского языка, составлена подробная библиография, перечислены в хронологическом порядке все работы по белорусскому языку, белорусской истории и этнографии, названы основные памятники белорусской письменности и их издания. Работа Карского — это первая попытка обстоятельного решения важнейших вопросов, связанных с историей белорусского народа, его языка и литературы.
Проблемы национального самосознания и национальной идентичности заняли ведущее место в исследованиях Игната Абдираловича (1896—1923). В 1921 г. был опубликован его труд "Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага светапогляду". Положения этого исследования отличались не только чрезвычайной для своего времени актуальностью, но во многом носили концептуальный характер. В труде прослеживался драматизм исторической судьбы белорусского этноса, показывалось его неистребимое стремление к независимости. Анализируя положение белорусов в геополитическом пространстве между Востоком и Западом, автор впервые теоретически обосновал воздействие этих двух "культурных типов" на Беларусь. По мнению Абдираловича, результаты подобного воздействия в ходе истории самым неожиданным образом сказывались на жизни социума. Так, вместе с идеями гуманизма, либерализма, демократии на белорусскую почву с Запада пришли экономическое насилие, эксплуатация человека человеком. Восток же, в свою очередь, принес пренебрежение к личности, подавление ее прав и свобод. В данной связи Абдираловичем выдвигалась идея возрождения подлинно национальных форм жизни, противостоящих "чужеземному мессианству". Автор подчеркивал, что эти формы не приходят извне, каждая из них — плод духовного развития народа. Поскольку же белорусский народ на протяжении длительного исторического периода оказался лишенным возможности быть субъектом своей собственной исторической судьбы, он должен им наконец стать путем самостоятельного и ответственного социокультурного творчества — таков главный вывод автора.
В 90-е гг. XX в. вновь настоятельно заявила о себе необходимость духовного возрождения общества, связанная с обретением государственного суверенитета. Эта объективная необходимость противостоит тенденции реанимирования волюнтаристских постсталинских моделей в общественной жизни. Однако именно она выдвигает сегодня во главу угла ставший для белорусского общества основным вопрос восстановления утраченной "связи времен", без чего народу на пороге третьего тысячелетия трудно ответить на вызов, сделанный ему историей.