ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.03.2019

Просмотров: 5776

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вера является источником знания, на ней строится система взаимного общественного доверия. Согласие явное и неявное, интеллектуальная страстность, – все это опирается на импульсы, тесно связанные с верой. Разум опирается на веру как на свое предельное основание, но всякий раз способен подвергнуть ее сомнению. Появление и существование в науке наборов аксиом, постулатов и принципов также имеет своим истоком нашу веру в то, что мир есть совершенное гармоничное целое, поддающееся познанию.









41. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания.

В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное

познание и рациональное познание.

На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной

образной форме в результате непосредствен ного контакта субъекта познания, обладающего

органами чувств, нерв ной системой, мозгом, с объектами реальной действительности. Будучи

моментом чувственно-предметной деятельности, живое созерцание как первый уровень в

структуре познания осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: ощущениях, восприятиях и представлениях.

Ощущение- это форма чувственного отражения, непосредственно связанная с органами чувств и нервной системой, состоящая в фиксации определенного воздействия окружающей среды на

организм определен ным органом чувств (зрительные, звуковые, тактильные, обонятельные,

вкусовые ощущения). Можно говорить и о внутренних ощущениях - боли (резь в желудке, «кольнуло» в сердце, «ноющая» боль и т.п.), трево ги, счастья и т.д. То есть ощущение - это

особое состояние организма и его нервной системы. Определяющая особенность ощущений - отраже ние отдельных свойств, признаков: только света, только звука и т.п. Восприятие - это

более сложная форма чувственного отражения, основанная на комбинации ощущений и поэтому способная отразить предмет или явление в целом (восприятие стола в целом, лица, человека и т.д.). Этот целостный образ формируется при непосредственном контакте с объектом.

Представление - наиболее сложная и интересная форма чувственного уровня психики. Это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимае мый в данный момент

времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти. Представления

непосредственно предшествуют рациональному уровню и именно в них закладывается

возможность перехода к логическим формам мышления.

Основные формы рационального познания — это понятия, сужде ния, умозаключения. Понятие— форма мышления, фиксирующая обобщенные существенные свойства и признаки предметов и явле ний; она выражается в языке словами-существительными. Различают несколько видов

понятий: конкретные, абстрактные и идеализированные. В первом мыслится какой-то конкретный предмет или явление (тетрадь, лекция, гроза). Абстракция — это понятие, возникающее в


результате мысленного отрыва (абстрагирования) от предмета его свойств и признаков (длинна, красота, белизна). Идеализация — это понятие, в котором реальные свойства и признаки

предмета замещаются мысленно сконструирован ными признаками, выражающими сущность

предмета «в чистом виде». Суждение — это форма мышления, выраженная посредством

высказывания (предложения), в котором фиксируется наличие или отсутствие признака у

объектов, степень развития признаков, мыслится взаимное отношение объектов («эта доска

черная», «я стою перед вами»). Умозаключение — это форма мышления, по средством которой из одного и более исходных сужде ний выводится новое суждение. Каждая из этих трех основных форм мышления имеет множество разновидностей, изучаемых в логике.

Рациональное познание взаимосвязано не только с чувственным по знанием, но и с различными психологическими и внерациональными его

факторами. В структуре познавательного процесса большую роль играют воображение, фантазия, эмоции, воля и другие познавательные

способности субъекта. Среди них особое место принадлежит интуиции.

Интуиция — это такая познавательная способность, которая позволяет непосредственно усматривать истину без предварительных логических рассуждений и доказательств. В истории философии и психологии бы ли обоснованы различные концепции и модели интуитивного познания. Оно понималось как «внезапное сверхчувственное озарение» (Платон); «прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь

естественным светом разума» (Р. Декарт); «скрытый бессознательный первопринцип творчества» (3. Фрейд) и др.

В современной теории познания и психологии интуиция трактуется как сложно структурированная познавательная процедура, соединяю щая в себе рационально-логические и чувственно-иррациональные моменты познания. В структуре интуитивного акта выделяют ряд опре деленных

этапов. К ним относятся:

а) инкубационный период, предполагающий накопление и аккумуляцию в сознании образов, идей, абстракций;

б) неосознаваемое перекомбинирование и систематизация накопленной информации;

в) более полное и точное уяснение задачи, которую необходимо решить;

г) неожиданное и непосредственное усмотрение искомого решения в форме интеллектуального прозрения, или инсайта.

Все рассмотренные основные формы чувственного и рационального познания (психических способностей) внутренне взаимосвязаны и пред - ставляют собой иерархическую систему уровней, в которой последую щие, более высокие, основаны на предшествующих, «снимают» их и имеют их своим содержанием. При этом не только данные органов чувств, об разные восприятия и представления, вообще чувственный опыт служат

материалом для рациональной обработки в мышлении, но и результаты мыслительной деятельности, рациональное содержание нашего знания перерабатываются на чувственном уровне и представляются в чувствен ной форме («интеллектуальная интуиция»). В действительности опыт


теснейшим образом связан с мыслитель ной, рациональной деятельностью сознания. Чувственное познание и абстрактное мышление не просто взаимосвязаны друг с другом, они уко ренены в структурах социальной практики и культуры, обусловлены развитием языка и важнейших форм деятельности человека.


































42. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.

Познание – это всегда творчество, т. е. постоянное создание чего-то нового, ранее не существовавшего в знаниях. Главным критерием (показателем) творчества является новизна и значение полученных результатов для всего общества. Творчество требует больших умственных и физических усилий, часто гражданского мужества и самопожертвования.


Большое значение в процессе познания, особенно в процессе творческого познания, имеют такие явления, как воображение, воля, интуиция и др., которые составляют иррациональную сторону познания.


Особую роль в познании играет интуиция (внезапное озарение) – способность прямого, непосредственного постижения истины без явных для сознания человека, логических рассуждений и доказательств. Интуиция основывается на единстве чувственных и рациональных знаний. Это своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления происходят неосознанно, а истина достигается как бы сама по себе. Но на самом деле интуиция основывается на сумме всех знаний человека. В истории философии на важную роль интуиции (хотя и по-разному понимаемой) в процессе познания указывали многие мыслители – Р. Декарт, А. Бергсон, А. Пуанкаре и др.


Воображение – способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся. Воображение связано с отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием и является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности. Научные открытия, выдвижение гипотез невозможны без воображения, очень тесно связанного с интуицией.


Воля – способность к постановке, выбору цели и ее достижение. Постоянная постановка проблем и стремление к их решению – двигательный механизм человеческого познания.

Творчество-принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создаётся нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека. В творчестве имеется элемент бессознательного, но и в целом оно не противостоит рациональности, а является её дополнением.


Новое для человека не всегда является новым для общества. Высшее творчество определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости. Творчество имеет объектно-субъектную природу. Мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, в следствие чего он, включая духовный потенциал, материализует их в своих действиях по изменению действительности. Т.О. творческая деятельность субъективна по форме, т.к. осуществляется человеком, но объективна по содержанию, т.к. опирается на конструктивные процессы объективного мира.



Важным механизмом творчества является интуиция. Интуицию можно рассматривать как некоторое внутреннее зрение, бессознательное свойству ума. Интуиция проявляется довольно часто в различных сферах жизнедеят. человека. Её общие черты-неосознанность путей получения результата и непосредственность, т.е. решение задачи без логического выведения.


Условиями формирования интуитивного решения явл.: 1)основательное знание материала, фундаментальная проф. подготовка; 2)наличие поисковой ситации;3) непрерывные попытки решить проблему; 4)подсказка или аналоги.


Интуиция сопряжена с возможностью ошибок, поэтому интуитивные решения лучше всего проверять.






























43. Познание как постижение истины. Истина и заблуждение.

Непосредственная цель познания в любой его форме – истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Имеются разные понимания истины. Например, «истина – это

соответствие знаний действительности» (или знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним); «истина – это опытная подтверждаемость»; «истина – это свойство самосогласованности знаний»; «истина – это соглашение».

Первое положение является классическим. Его разделяли Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Гольбах, Фейербах, Маркс и др. Из этого положения следует, что вопрос о соответствии утверждения (суждения) действительному положению вещей это вопрос о его истинности. Поскольку человек не располагает абсолютным знанием и истиной, но стремится к ним, то главная для него проблема – критерий истинности (критерий соответствия) его теорий, убеждений и суждений. Правда, данную проблему можно отвергать, занимая радикальную позицию агностицизма и скептицизма.

В истории философии было выдвинуто несколько концепций критерия истинности: критерий соответствия суждения (теории) фактам и критерий логической полноты и непротиворечивости. Если все суждения связаны логически необходимым образом, вытекают одни из других, не противоречат друг другу, не содержат смысловых разрывов

(обладают полнотой), то они истинны.

Прагматический критерий отождествляет идею истины с эффективностью. «Если эффективно действует, значит

истинно». Нет единой истины, у каждого она своя в меру того, насколько принятая система убеждений приводит к

желаемому результату. Данный критерий касается только индивидуального опыта.

Критерий практики предлагает устанавливать соответствие не между знанием и действительностью, а между знанием и коллективным практическим опытом. Понятие «практика» выражалось через широкий спектр терминов: «действие»,

«деятельная жизнь», «опыт», «труд» и т.п. В процессе практики человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. Важнейшими формами практики являются: материальное производство – преобразование естественного бытия людей (природы);


социальное действие – преобразование общественного бытия людей; научный эксперимент – активная (в отличие от

наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать

интересующие его свойства объективного мира.

К основным функциям практики, кроме того, что она выступает критерием истины, относятся следующие: практика

является источником познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями; практика

выступает как основа познания, его движущая сила; практика является опосредованно целью познания, ибо оно

осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и соответствующим образом, в той или иной

мере, регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются, в конечном итоге, обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие.

Герменевтический критерий истины исходит из способности людей понимать друг друга и договариваться. В знании ровно столько истины, сколько удается передать всем другим людям (и именно в бесконечной перспективе). Онтологической основой данного критерия является понимание как способ человеческого бытия.

Основные свойства истины выражаются при помощи парных категорий, например: объективность – субъективность; абсолютность – относительность; всеобщность – конкретность. Так истинное знание – объективно, поскольку оно не зависит от мнения отдельного человека или конечной группы людей (т.е. истина объективна по

содержанию). Но в то же время оно субъективно, поскольку является именно человеческим знанием. Истинное суждение – абсолютно, поскольку имеет содержание, которое не может быть исправлено дальнейшим развитием познания, но в то же время и относительно, ибо нет такого знания, которое не могло бы быть уточнено и

дополнено. Таким образом, об абсолютной истине (абсолютное в объективной истине – устойчивое, неизменное) мы можем сказать то, что это гносеологический идеал, который недостижим, т.е. недостижимо полное, исчерпывающее знание о действительности. Абсолютными знаниями могут представляться знания об отдельных

сторонах предметов, аспектах действительности. Истинное знание конкретно, поскольку всегда предполагает условия, при которых оно соответствует действительности, но в то же время оно носит всеобщий характер, поскольку предполагает, что конкретная ситуация соответствует всеобщему порядку. И хотя мы знаем, что в истинном знании имеются все эти противоположные определения, но в точности указать меру объективного субъективного, абсолютного – относительного, конкретного –

всеобщего, не можем. В этом состоит проблемность или парадоксальностьили неразрешимость истинного знания. Когда знание забывает о своей проблемности, о