ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.03.2019

Просмотров: 5684

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Неклассическая научная рациональность С-(Ср-О)


Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии. Неклассическая научная рациональность "берется" учитывать соотношение природы объекта со средствами и методами ее исследования. Уже не исключение всех помех, сопутствующих факторов и средств познания, а уточнение их роли и влияния становится важным условием в деле достижения истины. Этим формам рационального сознания присущ пафос максимального внимания к реальности. Если с точки зрения классической картины мира предметность рациональности - это прежде всего предметность объекта, данного субъекту в виде завершенной, ставшей действительности, то предметность неклассической рациональности - пластическое, динамическое отношение человека к реальности, в которой имеет место его активность.


Постнеклассическая научная рациональность (С-Ср-О)


Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Постнеклассический образ рациональности показывает, что понятие рациональности шире понятия "рациональности науки", так как включает в себя не только логико-методологические стандарты, но еще и анализ целевых действий и поведение человека. Новый постнеклассический тип рациональности активно использует новые ориентации: нелинейность, необратимость, неравновесность, хаосомность. В новый, расширенный объем понятия "рациональность" включены интуиция, неопределенность, эвристика и другие не традиционные для классического рационализма прагматические характеристики. В новой рациональности расширяется объектная сфера за счет включений в нее систем типа: "искусственный интеллект", "виртуальная реальность", которые сами являются порождениями научно-технического прогресса. Такое радикальное расширение объектной сферы идет параллельно с его радикальным "очеловечиванием". Поэтому постнеклассическая рациональность - это единство субъективности и объективности. Сюда же проникает и социокультурное содержание. Категории субъекта и объекта образуют систему, элементы которой приобретают смысл только во взаимной зависимости друг от друга и от системы в целом.











































50. Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.

Социальная философия – философия общества. Выявляет природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития. Предмет социальной философии: проблемы социального бытия.


Основные проблемы социальной философии. Социальная философия – раздел философии, описывающий качественное своеобразие общества, его отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, системе ценностей, культуре, выявляющий основные стратегии интерпретации общества в истории философской мысли.

Социальная философия – это философия общества, выявляющая природу общества, его специфику, структуру,

механизмы функционирования и развития, то есть предметом анализа социальной философии являются проблемы

социального (общественного) бытия, социальной онтологии. Несмотря на то, что общество, будучи сложной самоорганизованной системой, является объектом изучения различных наук, это не отменяет необходимости

философской рефлексии над обществом, над различными концепциями и направлениями, в которых предпринимаются попытки анализа и объяснения самых разнообразных феноменов социальной жизни. Развитие различных частных

методов исследования общества, специальных научных дисциплин об обществе, как бы актуально и прогрессивно оно ни было, не отменяет задачи философского исследования общества, построения различных моделей социальной

онтологии, выявления специфики социальной реальности, взаимодействия различных феноменов общественного

сознания и социальных явлений друг с другом, поиска приоритетов и предельных мировоззренческих ориентиров

сознательного отношения к миру, осуществляющихся в рамках социальной философии.

На определенной стадии развития конкретно-научная рефлексия над обществом с необходимостью переходит на уровень философской рефлексии, когда выстраиваются различные исследовательские программы в обществознании,

предлагаются альтернативные модели философии истории, философии морали, философии искусства, философии власти, философии религии, обосновываются критерии стратификации, рассматриваются проблемы и типы

цивилизационной динамики и культуротворчества, появляются разнообразные футурологические модели развития человечества.

Названные проблемы и понятия составляют категориальную матрицу и исследовательское поле социальной философии, или философии общества.

Социальная философия ставит перед собой следующие вопросы: какова специфика социального бытия, существуют ли законы общественной жизни, как сочетаются свобода и творческая устремленность личности с социальными традициями и нормами, каково соотношение

власти и нравственности, эмпирического и теоретического познания в общественной жизни, в чем смысл истории, возможно ли воплощение идеальных моделей общества в действительности?

Центральным понятием социальной философии является общество в различных его измерениях, выступающее в процессе философской рефлексии как социальное бытие. В широком смысле слова под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически


развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятельности. В более узком смысле слова общество – это

определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (например, современное белорусское общество).

Общественное, социальное – это все то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, биологической основы. Вне

непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует, как и становление человеческой личности невозможно вне общества, вне

усвоения социального опыта, мира культуры и науки, программ поведения, общения и деятельности, накопленных социумом.

В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно, сознательно или порою под влиянием страсти, желания властвовать, но всегда стремящиеся к определенным целям. В обществе ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.

Общество не просто обособившееся в результате практики от природы системное образование, но это и сама практическая, духовная и субъективно-личностная

деятельность, материальные и духовные ценности, которые оказывают мировоззренческое влияние на человека, живущего в нем.

Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.Как теоретически обоснованная система философских знаний о существовании и развитии общества социальная философия формируется в период становления дисциплинарно организованной науки, начиная с конца XVIII – 1-й половины XIX вв., когда

возникают попытки построения систематического обществоведения.

По мере развития социальной философии сформировались различные исследовательские программы, по-разному объясняющие развитие общества. К ним относятся следующие:

натуралистическая (ее версии: методологический редукционизм, этноцентризм, органицизм);

культурно-историческая (культурно-центристская);

психологическая и социопсихологическая;

исследовательские программы классического и постклассического марксизма;

программа социального действия М. Вебера;

программа социальной реальности как феномена символической интеракции (Дж. Г. Мид);

программа структурного функционализма (Т. Парсонс);

программа общественной рациональности и коммуникативного действия, "системы" и "жизненного мира" (Ю. Хабермас) и др.

В понятии общества отражаются

- субъективно-материальные (экономические) факторы (Адам Смит, Карл Маркс)

- духовные параметры (Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Карл Ясперс)

- субъективно-личностные измерения (Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм, Карл Юнг).




























51. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Существует много определений понятия «общество» . В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.


В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.


В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.


Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.


Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:


Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.


Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.


Политическая сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.


Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.


Итак, мы выделили четыре главные сферы современного общества. Они тесно связаны между собой и влияют друг на друга. К примеру, если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уровень жизни резко снижается, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, появляется безработица, растет преступность. Иными словами, успехи в одной, экономической, сфере влияют на благополучие в другой, социальной. Экономика влияет и на политику. Когда в начале 90-х годов экономические реформы в России привели к резкому расслоению населения, т.е. появлению на одном полюсе очень богатых людей, а на другом — очень бедных, более активными стали политические партии, ориентировавшиеся на коммунистическую идеологию.

































52. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес.

Власть существует в любой более или менее организованной, устойчивой общности людей. Реализуясь в обществе, власть призвана служить ему, обеспечивая его целостность, организованность и надлежащее функционирование. В демократическом гражданском обществе власть обеспечивает и охраняет, в первую очередь, права и свободы личности. Но власть может приобретать значение самостоятельной силы, быть причиной столкновения различных интересов. Таким образом, следует согласиться с распространенной точкой зрения, что в широком смысле слова под властью следует понимать способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-нибудь средства — авторитета, права, насилия.


Власть выступает основным инструментом политики. Политика — это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, нациями, индивидами, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию государственной власти. Политикой также называют деятельность, связанную с определением задач и функций государства. Политика играет важнейшую роль в развитии общества. От того, какую политику будет проводить государство, зависят способы, темпы решения стоящих перед обществом задач, то, каким образом целесообразно проводить национальную политику, как обезопасить граждан от угрозы терроризма и др.


Политическая власть — это особый тип власти в обществе, реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Власть является центральным, организационным и регулятивно-контрольным началом политики, которую отличает от других сфер общества (экономической, социальной, духовной и т.д.) то, что власть служит ее основой и, несомненно, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание — один из основных аспектов жизни общества. Поэтому вернее будет считать, что политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью.


Власть в обществе выполняет функции господства, руководства, регуляции, контроля, управления, координации, организации, мобилизации. Несомненно, основной функцией власти является управление определенной общностью людей с помощью организационных структур и различных способов духовного воздействия на членов этой общности.


Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть. Идея власти тесно связана с государством, она как бы внутренне присуща ему. Власть — есть нечто структурное, безличное, способное выражать всеобщий социальный интерес посредством каких-либо органов (институтов), в том числе и через государственные органы. В идеале государственная власть должна обеспечить согласование и реализацию интересов самых различных слоев общества.