ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.03.2019

Просмотров: 2093

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6) Национально-демократический этап (вторая половина XIX в. – начало XX в.): примат национального возрождения, поиск самоидентичности, воспитание национального самосознания (Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Игнат Абдиралович - настоящая фамилия Канчевский).7) Марксизм-ленинизм (20-80 гг. XX в.): белорусские философы особо отличились в истории философии, методологии науки, диалектике, социологии, философии культуры.8) В 90-е годы XX в. начался новейший этап: расширение проблемного поля, глубокий и детальный анализ путей развития Республики.

34. Философская мысль белорусского Возрождения.

Первые элементы философской культуры Беларуси можно обнаружить уже в X–XI вв. Огромное значение для развития философской мысли имело развитие письменности. В X–XI вв. появляются «фларичели» – сборники фрагментов, включающих мысли философов античности, вопросы этики и эстетики. Сохранилось 29 рукописных книг, среди которых: «Супрасльская рукопись», «Туровское евангелие», «Диоптра» и др. Мировоззренческие аспекты мифологического сознания отражаются в многочисленных легендах, преданиях, обрядах.

Принятие христианства способствовало формированию нового мировоззрения, объясняющего сущность бытия, истории, человека уже с позиций религии.

Выдающийся вклад в распространение новой веры среди восточно-европейских народов в форме христианского просвещения внесла первая женщина-мыслительница земли белорусской – Ефросинья Полоцкая, получившая статус святой. В «Житии Ефросиньи Полоцкой» (XII–XIII вв.) актуализируются религиозные представления, утверждающие верность идее и ориентации человека на высшие ценности и благородные цели.

Глубоким и оригинальным мыслителем своего времени был Кирилл Туровский. Философ, богослов, писатель-проповедник, Кирилл Туровский считал, что человек есть единство двух начал – души и тела. А для познания Бога необходимо единство знания и веры.

В XV–XVII вв. в Беларуси существовали реальные предпосылки для становления духовной культуры нового типа, чему способствовало наличие контактов со странами Центральной и Западной Европы. С середины XVI в. происходят существенные перемены в ее духовной жизни. Огромную роль в формировании теоретической философии сыграло появление и развитие в Великом княжестве Литовском высшей школы. Открываются университеты. в Вильне (1570), в Полоцке (1581), Гродно (1664). В Минске создается ряд католических коллегиумов.

Значительное воздействие на формирование белорусской духовной культуры оказывала античная культура, нашедшая отражение в творчестве и мировоззрении Ф. Скорины, С. Будного, Н. Гусовского и др.

В истории белорусского Возрождения выделяют т р и э т а п а:

  • философская и общественно-политическая мысль раннего Возрождения (первая половина XVI в.) Это – период ренессансно-гуманистического мировоззрения;

  • философская и общественно-политическая мысли зрелого Возрождения (вторая половина XVI в.), связанная с именами С. Будного, А. Волана, М. Литвина и др.

  • философия позднего Возрождения и контрреформации, совпадающая с философией Нового времени Европы (конец XVI–XVII вв.); для этого периода характерно утверждение схоластической философии.


Наиболее известным мыслителем XVI в. является Франциск Скорина. Он издал 23 книги Библии со своими предисловиями и послесловьями, считая эти книги уникальным источником не только божественной мудрости, но и светских знаний, определяя их как важное средство воспитания человека. Вместе с тем Скорина творчески углубил и такие философские понятия как духовный мир, мораль, человеческое достоинство, познание и смысл жизни.

К эпохе белорусского Возрождения относится также творчество Сымона Будного. Он был теологом-реформатором, выступавшим против основных догматов ортодоксального католицизма. Мыслитель отрицал бессмертие души, считал, что вера может быть обоснована рациональным способом. С.Будный считал индивидуальный человеческий разум важнейшим средством познания.

В XVII в. философия Беларуси развивается преимущественно в форме схоластики, определявшей в то время характер и стиль фундаментального мышления, уровень научных знаний и интеллектуальный климат общества.

Многогранно просветительское, богословское и литературное наследие Симеона Полоцкого. Его философские взгляды основывались на христианских духовных ценностях и их гуманистической интерпретации. Как философ-просветитель Симеон Полоцкий стремился к компромиссу между познанием и верой, природой и Богом, как центром мироздания, «кого ради солнце день творит, луна со звездами мглу ночную освещает».

В Беларуси крупнейшим представителем атеистического материализма в философии этого времени выступал Казимир Лыщинский (1634–1689). Свое материалистическое представление об окружающем мире он выразил в рукописном сочинении «О несуществовании Бога», за что по приговору сеймского суда в Варшаве был казнен.

С середины XVIIIв. в философской мысли Беларуси происходит столкновение двух миропониманий. Постепенно средневеково-теологическая картина мира вытесняется естественнонаучной. Созревает почва для философии белорусского Просвещения. Важную роль в развитии идей белорусского Просвещения сыграли работы философов-эклектиков А.Скарульского, Б.Добшевича, К.Нарбута и др. Антисхоластическое направление середины XVIII в. отрицало возможность компромиссов между схоластикой и новой философией. Основными чертами прогрессивной философии этого периода становится гуманизм, осуждение деспотизма, антикрепостнические тенденции.

В это время создается первая белорусская социальная утопия. Ее автором является И.М. Еленский. В его произведении «Благовест к Иерархию Российскому» подвергалось критике крепостничество и звучал призыв к упразднению этой системы общественных отношений.

Философия Просвещения явилась своеобразным идейным мостом между несколькими поколениями передовых людей Беларуси. Она объединила свободомыслие XVIIIв. со взглядами дворянских революционеров XVIII–XIX вв. и революционых демократов XX в. В философии Беларуси в Новое время (XVIII–XIX вв.) можно обнаружить определенную преемственность и тематическое единство, которые обеспечили видные представители ее духовной культуры: К.Нарбут, А.Скорульский, С.Шадурский, И.Хрептович, Я.Чечот, А.Мицкевич, И.Домейко, К.Калиновский, Ф.Богушевич и др.


Назревание революции, подготовка и начало Первой мировой войны обусловили утрату белорусской философией своей теоретической формы, переход ее на уровень публицистики и идеологической борьбы. Приоритетными для осмысления проблемами становятся проблемы духовности, борьбы за национальное самоопределение белорусского народа.

В советское время философия Беларуси развивалась на основе диалектического материализма. Повышению научно-профессионального уровня белорусских философов способствовало открытие Института философии в Национальной академии наук (1931), и отделения философии в БГУ (1947). Таким образом, философская мысль Беларуси сохранила преемственность проблематики, конституировалась в совокупности специализированных институтов, оформилась в ряд школ и направлений и репрезентативно вошла в мировую философию.

35. Философия и развитие белорусского национального самосознания в ХІХ в.

Положение белорусского этноса в начале XIX в. определялось не только процессом формирования национального самосознания. Лишенный всех форм государственности и культурной автономии, он, по существу, оказался беззащитным перед иноэтническим ассимиляторским воздействием царских властей. Главное направление национальной политики на "воссоединенных" с империей землях было определено еще Екатериной II. Однако осуществлялась она непоследовательно. После 1773 г. (год запрещения папой Климентом XIV ордена иезуитов) Россия стала единственной страной в мире, где орден иезуитов получил возможность действовать легально. Полоцк, в котором была создана иезуитская академия (1812), стал своеобразной метрополией ордена, продолжавшего окатоличивание и полонизацию коренного населения Беларуси.

После подавления восстания 1830—1831 гг. отношение царских властей к национальной политике на белорусских землях радикально меняется. Создается специальный комитет по делам западных губерний. В государственных и учебных заведениях запрещается использование польского языка, вместо него повсеместно вводится русский. В 1832 г. властями закрывается Виленский университет, а в 1840 г. "для искоренения у жителей Северо-Западного края всякой мысли о самостоятельности существующего у них законодательства, которая может служить некоторым препятствием для слияния их с коренной Россией", был отменен Статут Великого княжества Литовского.

В 1840—1850-е гг. среди широких слоев местной интеллигенции растет интерес к изучению белорусского фольклора, быта, а также исторического прошлого Беларуси. Постепенно из польскоязычного литературного движения выделяется так называемая белорусская школа. Начинается второе специфически национальное Возрождение, связанное со становлением белорусского языка и литературы. Важное место в нем принадлежало Я. Чечоту, Я. Борщевскому, В. Сырокомле, отдельные произведения которых были написаны на белорусском языке. В творчестве же такого писателя, как В. Дунин-Марцинкевич, белорусский язык становится основным. В 40-е годы композитор А. Абрамович делает первые попытки создания национальных музыкальных произведений. В 1852 г. осуществляется постановка первой белорусской оперы "Крестьянка" (музыка С. Монюшки и К. Крыжановского, либретто В. Дунина-Марцинкевича). Центрами интеллектуальной жизни становятся кружки А. Киркора в Вильно, В. Дунина-Марцинкевича — в Минске, А. Вериги-Доревского — в Витебске. Вместе с тем этническое самоопределение значительной части белорусской интеллигенции все еще зависело от ее политической ориентации. Только отдельные ее представители понимали, что белорусы "владеют всеми условиями для самостоятельного развития и имеют на то все права, к сожалению, не осознаваемые народом". Одним из них был Константин (Кастусь) Калиновский (1838—1864). Печатное и рукописное наследие Калиновского немногочисленно — семь номеров газеты "Мужыцкая прауда", революционные инструкции, призывы, приказы, а также известные "Пісьмы з-пад шыбеніцы". Однако оно содержит ряд глубоких идей и теоретических положений.


Калиновский последовательно раскрывал сущность крепостнической эксплуатации во всех ее формах, резко критиковал враждебную народу государственную машину абсолютизма, решительно выступал за отмену в будущем обществе всех классовых, национальных, религиозных привилегий и ограничений. Значительное место он отводил обоснованию демократических форм правления, считая наилучшей из них демократическую республику. До тех пор, пока белорусский народ не станет свободным, подчеркивал революционер-демократ, в обществе не может быть справедливости, богатства и знания. Калиновский был приверженцем всеобщего образования и воспитания, которыми должно заниматься непосредственно государство, подчеркивал необходимость развития науки и культуры на родном, белорусском, языке.

Публицистика в газете "Мужыцкая прауда" свидетельствовала об определенной зрелости национального движения. Однако поражение восстания под руководством Калиновского (1863—1864) стало настоящей национальной катастрофой, отбросившей общество в его национальном развитии на несколько десятилетий назад. Лучшие представители демократической интеллигенции погибли во время боевых действий, были казнены либо сосланы в Сибирь. В Беларуси устанавливается жесточайший военно-полицейский режим. Запрещается печатать белорусские книги латиницей, что фактически означало полное запрещение белорусскоязычных публикаций.

Большое влияние на формирование национального самосознания оказало творчество Франтишка Богушевича (1840—1900), "духовного отца белорусского возрождения", по выражению М. Горецкого. В предисловии к сборнику "Дудка беларуская" (1891) и других произведениях он изложил свою концепцию относительно истории белорусов, подчеркнул преемственность политико-государственных и культурных традиций Великого княжества Литовского, их связь с современными ему умонастроениями, выразившимися в желании освободить свою "землицу Беларусь" от социального, политического, религиозного гнета, возродить культуру и гражданский престиж родного языка. Последний он рассматривал как "от Бога нам данный" и "святой для нас", считая его "одеждой души", основой существования нации, и призывал беречь родной язык, "чтобы не умерли". "Шмат было пакіх народаў, што страцілі наперш мову сваю, так як той человек перад скананнем, которому мову займе, а потым i зусім замерлі” — напоминал и предостерегал Богушевич.

После снятия в 1905 г. запрета на белорусскоязычные публикации возникают белорусские издательства: "Загляне сонца i у наша аконца" в Петербурге; "Наша ніва", "Наша хата" и "Палачанін" в Вильно и др. Особая роль среди них принадлежала "Нашай ніве", благодаря которой была взращена и призвана к ответственной миссии своего времени могучая плеяда будущих белорусских писателей-классиков, крупных общественно-политических и культурных деятелей, подлинно национальных идеологов — Я. Купала, Я. Колас, А. Пашкевич (Цёт­ка), М. Богданович, А. Гарун, 3. Бядуля, братья А. и И. Луцке-вичи, Е. Карский, В. Ластовский, Б. Тарашкевич, В. Голубок, Я. Лесик, Я. Дроздович и др.


Настоящей энциклопедией белорусоведения стала книга Е. Карского "Белорусы" (1921), над которой ученый начал работать еще до революции. В ней были приведены сведения о Беларуси и ее населении в прошлом и настоящем, дан очерк истории, этнографии, археологии, диалектологии белорусского народа, очерчены границы белорусского языка, составлена подробная библиография, перечислены в хронологическом порядке все работы по белорусскому языку, белорусской истории и этнографии, названы основные памятники белорусской письменности и их издания. Работа Карского — это первая попытка обстоятельного решения важнейших вопросов, связанных с историей белорусского народа, его языка и литературы.

Проблемы национального самосознания и национальной иден­тичности заняли ведущее место в исследованиях Игната Абдираловича (1896—1923). В 1921 г. был опубликован его труд "Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага светапогляду". Положения этого исследования отличались не только чрезвычайной для своего времени актуальностью, но во многом носили концептуальный характер. В труде прослеживался драматизм исторической судьбы белорусского этноса, показывалось его неистребимое стремление к независимости. Анализируя положение белорусов в геополитическом пространстве между Востоком и Западом, автор впервые теоретически обосновал воздействие этих двух "культурных типов" на Беларусь. По мнению Абдираловича, результаты подобного воздействия в ходе истории самым неожиданным образом сказывались на жизни социума. Так, вместе с идеями гуманизма, либерализма, демократии на белорусскую почву с Запада пришли экономическое насилие, эксплуатация человека человеком. Восток же, в свою очередь, принес пренебрежение к личности, подавление ее прав и свобод. В данной связи Абдираловичем выдвигалась идея возрождения подлинно национальных форм жизни, противостоящих "чужеземному мессианству". Автор подчеркивал, что эти формы не приходят извне, каждая из них — плод духовного развития народа. Поскольку же белорусский народ на протяжении длительного исторического периода оказался лишенным возможности быть субъектом своей собственной исторической судьбы, он должен им наконец стать путем самостоятельного и ответственного социокультурного творчества — таков главный вывод автора.

В 90-е гг. XX в. вновь настоятельно заявила о себе необходимость духовного возрождения общества, связанная с обретением государственного суверенитета. Эта объективная необходимость противостоит тенденции реанимирования волюнтаристских постсталинских моделей в общественной жизни. Однако именно она выдвигает сегодня во главу угла ставший для белорусского общества основным вопрос восстановления утраченной "связи времен", без чего народу на пороге третьего тысячелетия трудно ответить на вызов, сделанный ему историей.