Файл: ПСИХОПАТОЛОГИЯ 1 - 30 (perks included ver.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.03.2019

Просмотров: 1618

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Психопатология, патопсихология и психиатрия.

Вопрос 2. Понятие симптом, синдром, патологическое состояние, болезнь.

Вопрос 3. Позитивные и негативные симптомы и синдромы.

Вопрос 4. Общие закономерности развития психических болезней у детей и подростков.

Вопрос 5. Периодизация возраста и развития.

Вопрос 6. Возрастные кризы.

Вопрос 7. Общие закономерности развития психических болезней у детей и подростков.

Вопрос 8. Стресс, его причины и последствия.

Вопрос 9. Ощущения и их нарушения.

Вопрос 10. Восприятие и нарушения его.

Вопрос 11. Память, нарушения памяти.

Вопрос 12. Внимание и его нарушения.

Вопрос 13. Эмоции и их разновидности.

Вопрос 14. Уровни эмоционального регулирования.

Вопрос 15. Мотивация, ее нарушения.

Вопрос 16. Влечения, нарушения влечений.

Вопрос 17. Волевые расстройства.

Вопрос 18. Мышление, мыслительные операции.

Вопрос 19. Этапы развития мышления у детей.

Вопрос 20. Нарушения мышления.

Вопрос 21. Бредовые расстройства.

Вопрос 22. Интеллект, его составляющие.

Вопрос 23. Нарушения интеллекта.

Вопрос 24. Сознание, его расстройства.

Вопрос 25. Темперамент, его роль в формировании индивидуальности.

Вопрос 26. Характер, его роль в формировании индивидуальности.

Вопрос 27. Личность, формирование ее.

Вопрос 28. Акцентуации характера.

Вопрос 29. Патохарактерологические реакции.

Вопрос 30. Реактивные состояния.

Нейтральными можно назвать:

  • любопытство,

  • изумление,

  • безразличие.

Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием; эмоции выражают оценочное отношение:

  • к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению деятельности — например, страх, гнев;

  • к конкретным достижениям в ней — радость, огорчение;

  • к сложившимся или возможным ситуациям и пр.

К патологическому усилению эмоций относятся:

Эйфория - повышенное настроение с беспечным довольством, пассивной радостью, безмятежным блаженством, все события окрашены только в светлые радостные тона, жизнь кажется безоблачной и прекрасной - и это нередко при объективно очень тяжелом состоянии.

Мория - патологически повышенное настроение с дурашливостью, беспечностью, склонностью к плоским, циничным и грубым шуткам, расторможенностью инстинктов.

Маниакальный синдром характеризуется триадой симптомов: резко повышенным настроением с усилением положительных эмоций, повышением двигательной активности и ускорением мышления. Обычно сочетается с интеллектуальной сохранностью.

Маниакальная картина наблюдается, прежде всего, при маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза.

Выделяют атипичные маниакальные состояния:

  • спутанная мания - беспорядочное возбуждение,

  • гневливая мания - раздражительность, придирчивость,

  • маниакальный ступор.

Маниакальные состояния у детей носят атипичный и рудиментарный характер - отсутствует усиление интеллектуальной продуктивности, двигательная активность трансформируется в расторможенность влечений и дурашливое поведение. В препубертатном и пубертатном периоде ведущая роль в клинике маниакального состояния принадлежит нарушениям поведения. На фоне эйфории подростки многоречивы, хвастливы, утрачивают чувство дистанции, могут быть агрессивными.

Структура маниакального синдрома (по МКБ – 10) характеризуется следующими признаками:

А. Преимущественно повышенное, экспансивное, раздражительное или подозрительное настроение, которое является аномальным для данного индивидуума.

Б. Присутствуют минимум три из числа следующих симптомов (а если настроение только раздражительное, то - четыре), приводя к тяжелому нарушению личностного функционирования в повседневной жизни:

  • повышение активности или физическое беспокойство;

  • повышенная говорливость («речевое давление»);

  • ускорение течения мыслей или субъективное ощущение «скачки идей»;

  • снижение нормального социального контроля, приводящее к поведению, которое неадекватно обстоятельствам;

  • сниженная потребность во сне;

  • повышенная самооценка или идеи величия (грандиозности);

  • отвлекаемость или постоянные изменения в деятельности или планах;

  • опрометчивое или безрассудное поведение, последствия которого больным не осознаются, например, кутежи, глупая предприимчивость, безрассудное управление автомобилем;

  • заметное повышение сексуальной энергии или сексуальная неразборчивость.


Депрессивный синдром характеризуется выраженным снижением настроения с усилением отрицательных эмоций, замедленностью двигательной активности и замедлением мышления.

Выделяют следующие варианты депрессий:

  • депрессивный ступор - полная обездвиженность, мрачное оцепенение, которое может внезапно прерываться состоянием меланхолического неистовства ( raptus melancholicus )

  • бредовая депрессия - бред занимает центральное место в структуре депрессивного синдрома при этом бредовые расстройства приобретают фантастический характер громадности.

  • тревожная депрессия - над аффектом тоски преобладает тревога, характерно двигательное беспокойство.

У детей до 3 лет чаще возникает т.н. анаклетическая депрессия, связанная с эмоциональной депривацией, например, при разлуке с матерью в связи с поступлением в больницу. При этом короткий период плача, возбуждения сменяется заторможенностью, пассивностью, снижением аппетита, похуданием, нарушением ритма сна и бодорствования на фоне постоянного «печально-покорного» выражения лица.

К патологическому ослаблению эмоций относят: эмоциональную тупость или эмоциональное оскудение - постепенное обеднение и ослабление эмоциональных реакций вплоть до почти полного их исчезновения - апатии. Причем в первую очередь исчезают высшие эмоции и наиболее долго сохраняются эмоциональные реакции, связанные с инстинктами. Этот вид нарушений наиболее типичен для шизофренического процесса и в исходных состояниях у больных с органическим поражением мозга.

К извращению эмоций относится паратимия, при которой в ответ на положительный раздражитель возникает отрицательная эмоциональная реакция и наоборот.

Амбивалентность ( или двойственность) эмоций выражается в одновременном сосуществовании двух противоположных чувств.

Дисфория - немотивированное, обычно внезапно возникающее расстройство настроения тоскливо-злобного характера, сопровождающееся злобностью, раздражительностью, гневливостью. Такие колебания настроения характерны для эпилепсии.

Эмоциональная лабильность (аффективное недержание, чувственная неустойчивость) выражается в повышенной аффективности, раздражительности, вспыльчивости. Ничтожный повод может вызвать у больного бурную чувственную реакцию с вегетативно-двигательным компонентом и агрессией. Такое нарушение эмоций наблюдаются при травмах мозга, психопатиях

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СЛАБОДУШИЕ или эмоциональная слабость - фактически недержание эмоций, когда любая, даже ничтожная причина легко вызывает слезы. Однако такой аффект легко уступает место и противоположному. Больной может расплакаться при каком - ни будь незначительном воспоминании и тут же рассмеяться, вспомнив что-либо смешное, хотя слезы еще не успели высохнуть на глазах. Такое эмоциональное нарушение очень характерно для больных атеросклерозом мозга, для астенических состояний.


Панические атаки: эпизоды захлестывающей тревоги с внезапным началом и быстрым развитием до высшей точки. Эпизоды длятся от нескольких минут до одного часа и непредсказуемы, т. е. не ограничиваются какой-то конкретной ситуацией или набором внешних обстоятельств. Другие ведущие симптомы включают дрожь, боли в груди, ощущения удушья, головокружение и ощущение нереальности (деперсонализация и/или дереализация). Часто наблюдаются также вторичный страх смерти, утраты самоконтроля или помешательства.

Вегетативная тревога: тревога, выраженная различными вегетативными (автономными) симптомами, такими как сердцебиение, влажные ладони, сухость во рту, головокружение, дрожание рук или конечностей, горячий или холодный пот или приливы, затрудненное дыхание, стеснение или боль в груди, затруднение глотания («ком в горле»), частое мочеиспускание, звон в ушах, бурление в желудке, тошнота.

Вопрос 14. Уровни эмоционального регулирования.

ПРЕДУПРЕЖДАЮ СРАЗУ, ТУТ ЖОПА КАКАЯ-ТО.

В медицинской литературе, а также в философских и психолого-педагогических науках термин «аффект» часто употребляется в более широком смысле - для обозначения эмоциональной сферы человека в противопоставлении интеллекту, рассудку (соответственно «аффективный» означает «эмоциональный»). В частности, под аффективными нарушениями понимается не просто склонность к аффектам, а широкий спектр нарушений в эмоциональной сфере.

Уровни эмоциональной регуляции (по В.В. Лебединскому):

  1. уровень оценки интенсивности средовых воздействий

Первый уровень аффективной регуляции осуществляет наиболее примитивные функции адаптации. Аффективная ориентировка на этом уровне направлена на оценку количественных воздействий среды. Значимыми являются изменения температуры окружающего и самого тела, уровень освещенности, высота звука, скорость движения, которое воспринимается как перепад интенсивности.

  1. уровень аффективных стереотипов;

На втором уровне (стереотипов) аффективное взаимодействие ребенка со средой усложняется. К оценке интенсивности воздействия добавляется его оценка по качеству. На этом уровне аффективная система берет под контроль весь спектр внешних и внутренних ощущений, дифференцирует, упорядочивает и индивидуализирует их, вырабатывает аффективные предпочтения. Связь с соматикой делает этот уровень особенно чувствительным к ритмическим процессам, находящимся на стыке физиологического и психического.

  1. уровень экспансии;

На третьем уровне (экспансии) аффективная система сталкивается с новыми свойствами среды и новыми, более сложными задачами. Сенсорное поле, где системой отсчета являются ощущения собственного тела, сменяется пространственно-предметным, состоящим из отдельных физических объектов, находящихся на определенном расстоянии друг от друга.


  1. уровень аффективной коммуникации;

Среда на четвертом уровне качественно изменяет свои свойства. «Другой» с его целями, поступками и переживаниями становится наиболее значимым фактором в эмоциональной жизни индивида, поэтому конкретный приспособительный смысл этого уровня заключается в налаживании аффективного взаимодействия с другим человеком. Это прежде всего достигается способнос­тью «чтения» эмоциональных состояний. С помощью речи и паралингвистических средств - интонации, мимики, выражения глаз, определенных поз - осуществляется обмен эмоциями от элементарного заражения своим состоянием до передачи самых сложных переживаний.

На четвертом уровне возрастает роль положительных эмоций, которые придают смысл действиям и тонизируют. Эффективность любого действия возрастает в условиях сочувствия, со переживания.

  1. уровень символических регуляций.

Основная функция этого уровня эмоциональной регуляции - овладение собственными переживаниями. Это достига­ется включением в аффективный процесс интеллектуальных операций, благодаря которым происходят дифференциация, обобщение и трансформация аффективных явлений.

Осмысление (понимание) ребенком собственного эмоционального опыта, дифференцирование и обобщение его осуществляется в поведенческих паттернах (игровых действиях с предметами и без них), образах (в рисунке и фантазии), пиктограммах, а также словах, в которых ребенок изображает аффективные состояния, как свои, так и других людей.

Вопрос 15. Мотивация, ее нарушения.

Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Мотив

1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта;

2) предметнонаправленная активность определенной силы;

3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради к-рого она осуществляется;

4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Основные характеристики мотивов:

  • опосредованность

  • иерархичность их построения.

Мотивы напрямую зависят от потребностей. У больных меняется содержание потребностей, мотивов и их структуры (они становятся всё менее опосредованы какой-либо целью). Следовательно их потребности неуправляемы – они приобретают строение влечений.

Разрушается прежняя иерархия мотивов. Побуждения уже не носят стойкого характера. Оттесняются и разрушаются высшие потребности и установки личности. Следовательно, сужается круг интересов. Теряются прежние социальные связи с миром.

Сам способ удовлетворения природной потребности претерпевает известное изменение: происходит символическое замещение, т.е. «квазиудовлетворение» органической потребности. Это означает изменение природы самой потребности.


Пр. Алкоголик, у которого изменилась иерархия мотивов (произошел сдвиг мотива на цель). Появилась: некритичность, недостаточная целенаправленность суждений, завышенная самооценка и пр.

Нарушение смыслообразования:

Бывает так, что человек осознает мотив, ради которого действие должно совершиться, но этот мотив остается только «знаемым» и не побуждает действие.

Ослабление и искажение смыслообразующей и побудительной функции приводят к нарушениям деятельности.

Это выражается в одних случаях в том, что смыслообразующая функция мотива ослабляется, мотив превращается только в «знаемый».

(Больной знает, что к близким надо хорошо относиться, но при этом он оскорбляет и избивает мать).

Дефект мотивации проявляется и в детском аутизме, связанном с дефицитом побуждений к активности любого типа.

Вопрос 16. Влечения, нарушения влечений.

Влечение – потребность, возникающая как неосознанное стремление к чему-либо. Расстройства влечений проявляются их ослаблением, усилением и извращением.

Импульсивные действия:

  • характеризуются повторяющимися поступками без ясной рационализации мотивации

  • чаще всего представляют собой симптом тяжелого психического заболевания.

  • характеризуются внезапностью

  • возникают спонтанно и не контролируются сознанием

  • немотивированные агрессивные и аутоагрессивные поступки

  • характеризуются стремлением к поведению, не вытекающему из установок личности

Патологическая склонность к азартным играм (F63.0) последнее время встречается наиболее часто. Пациенты испытывают неодолимое влечение к посещению казино, залов игровых автоматов и т.п., где из раза в раз проигрывают имеющуюся наличность.

Патологические поджоги (пиромания) (F63.1) – непреодолимое и неосознанное стремление к поджогам собственности или других объектов без очевидных мотивов.

Патологическое воровство (клептомания) (F63.2) – непреодолимое влечение к краже предметов, что не связано с необходимостью в них или материальной выгодой.

Дромомания - стремление к бродяжничеству. Без какой-либо осознанной цели больные оставляют семью, работу и, часто даже не имея необходимых средств, уходят из дома, отправляются в поездку и т.п.

Дипсомания – непреодолимое влечение к употреблению алкоголя. Обычно носит запойный приступообразный характер. В межприступные периоды может наблюдаться абсолютное воздержание и отсутствие даже психической зависимости от спиртных напитков (в отличие от запойного пьянства и алкоголизма).

К этой рубрике также примыкают нарушения идентификации пола (F64) [ ВАЩЕТА НЕДАВНО ВОЗ ПРИЗНАЛА ЭТО НЕ ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ] и расстройства сексуального предпочтения (F65). В первом случае отмечается поведение, не соответствующее биологическому полу пациента, стремление носить одежду противоположного пола (трансвестизм), чувство полового дискомфорта с желанием подвергнуться гормональному или хирургическому лечению. Во втором случае речь идет об изменении способа получения сексуального удовлетворения (эксгибиционизм, садизм, мазохизм), либо объекта полового влечения (педофилия, зоофилия, геронтофилия, некрофилия).