Файл: Земельный налог (Понятие земли и земельного участка).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЗЕМЛЯ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1.1 Понятие земли и земельного участка
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ
2.1 Ответственность за земельные правонарушения
2.2 Административная ответственность за земельные правонарушения
ГЛАВА 3. ПРИМЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Объединяющим началом здесь будет защита правоотношений, регулируемых ЗК РФ, т.е. согласно ст. 3 ЗК РФ отношений по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земельные правонарушения можно отнести к категории нарушений правового режима природных объектов и природных ресурсов, за которые установлена юридическая ответственность.
Правопорядок в области охраны и использования земель различных категорий установлен не только земельным, но также градостроительным, лесным, водным, природоохранным законодательством, законодательством о недрах и т.д.
На современном этапе развития общества административная ответственность является наиболее распространенным видом ответственности, применяемым при нарушении земельного законодательства.
Из содержания ст. 74 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) следует, что основанием применения административной ответственности является земельное правонарушение, хотя само понятие «земельное правонарушение в законодательстве не раскрывается[9].
Обратим внимание на различные подходы к определению вышеуказанного понятия. Так, в научной литературе под земельным правонарушением понимается «виновное, противоправное действие
(бездействие) лица, которое не исполняет обязанности о рациональном и бережном использовании земельных ресурсов, препятствует осуществлению прав и законных интересов собственников земли, ее владельцев и пользователей, нарушает установленный государством земельный правопорядок и управление землей как национальным богатством[10].
Некоторые авторы отмечают, что земельное правонарушение - общественно опасное, противоправное деяние (действие или бездействие), нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону. О.И. Крассовым земельное правонарушение определяется как негативное социальное явление, результатом которого становится посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, обеспечивающий рациональное использование и охрану земель, защиту прав лиц, эксплуатирующих земельные участки [11].
Мы полагаем возможным предложить собственное определение рассматриваемого понятия, используя прежде всего на положениях действующего законодательства: земельное правонарушение – это противоправное, общественно опасное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица в области использования, управления и охраны земель, за которое законодательством Российской Федерации в зависимости от объекта правонарушения и степени причиненного правонарушением вреда предусмотрена административная, уголовная, дисциплинарная или гражданско-правовая ответственность.
Хотелось бы особенно обратить внимание на следующее. Статья 74 ЗК РФ называется Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения, а глава XIII ЗК РФ носит название «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель».
Возникает вопрос относительно соотношения этих двух понятий: «земельное правонарушение» и «правонарушение в области охраны и использования земель». Проанализировав то, как ЗК РФ оперирует этими двумя понятиями, можно сделать однозначный вывод, что в нем они употребляются как синонимы.
Однако мы полагаем, что это не совсем верный подход, и считаем, что употребление термина «земельное правонарушение» обоснованно только в случае применения земельно-правовой ответственности.
При наступлении же других видов ответственности, а именно административной, уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой, целесообразно говорить о правонарушении в области охраны и использования земель.
Как известно из общей теории права:
- административная ответственность наступает исключительно за административные правонарушения,
- уголовная - за преступления,
- дисциплинарная - за дисциплинарные проступки,
- гражданская - за совершение гражданско - правовых деликтов.
То есть у каждого вида юридической ответственности есть свое собственное основание для ее применения.
Поэтому не совсем ясно, почему ЗК РФ использует одно общее понятие «земельное правонарушение» для абсолютно разных видов юридической ответственности.
Однако, М.В. Жерновой и А.П. Дорохов, отмечают, что основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок) в области охраны и использования земель, а также наличие в законе указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение[12].
Как мы видим, указанные авторы также оперируют понятием административное правонарушение в области охраны и использования земель вместо понятия земельное правонарушение.
Тем не менее, поскольку действующее законодательство использует термин «земельное правонарушение», в настоящем исследовании мы также будем оперировать этим понятием.
Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ предусматривает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Поскольку ЗК РФ указывает на наступление административной ответственности за земельное правонарушение, логичным будет вывод, что земельное правонарушение является разновидностью административного правонарушения. В связи с этим не можем согласиться с мнением И.А.Трофимовой, согласно которому «от административного правонарушения нужно отличать земельное правонарушение»[13].
Земельному правонарушению, как видовому явлению присущи все вышеназванные признаки общего понятия административного правонарушения, это противоправность, виновность и наказуемость.
В земельном праве они лишь наполняются специфическим земельно-правовым содержанием.
Обратимся к первому признаку земельного правонарушения - противоправности. Данный признак обусловливается наличием нормативных оснований ответственности[14].
Земельное правонарушение как противоправное деяние может выражаться в форме действия или бездействия.
Особенностью земельного правонарушения как основания применения административной ответственности является то, что норма ст. 74 ЗК РФ является бланкетной. Она предусматривает, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. То есть данная статья отсылает нас к административному законодательству.
Непосредственно сам Земельный Кодекс РФ не содержит ни одного состава земельного правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность. Все эти составы закреплены в КоАП РФ.
Однако требования, за нарушение которых возможно наступление административной ответственности, содержатся в самом земельном законодательстве.
Так, например, ч. 1 ст. 7.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков.
Сама же эта обязанность закреплена в ст. 42 ЗК РФ: собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.
Противоправность означает, прежде всего, то, что физическое или юридическое лицо понесет административное наказание, если будет доказано, что его действие или бездействие вызвало нарушение правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти и защищаемых мерами административной ответственности, устанавливаемыми только законом.
Это общее правило распространяется и на земельные правонарушения. Поэтому можно сказать, что противоправность применительно к земельному правонарушению означает, что лицо понесет административное наказание, если будет доказано, что его деяние вызвало нарушение правил, установленных земельным законодательством и защищаемых мерами административной ответственности, предусмотренными административным законодательством.
Следующий важный признак земельного правонарушения - виновность, которая также является обязательным условием наступления административной ответственности. Отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. В таком случае исключается также административная ответственность за его совершение [15].
Третий признак земельного правонарушения как основания административной ответственности - это наказуемость. Сущность этого признака состоит в следующем: конкретное деяние может считаться земельным правонарушением только в том случае, если за его совершение КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, выражающаяся в применении к правонарушителю уполномоченными государственными органами предусмотренного административного наказания.
Говоря о наказуемости земельных правонарушений, хотелось бы отметить, что наиболее распространенными видами наказания за совершение земельных правонарушений являются предупреждение и административный штраф, размеры которого могут варьироваться в зависимости от статуса субъекта правонарушения.
В отдельных случаях возможно применение такого вида административного наказания, как административное приостановление деятельности.
Можно назвать еще один признак земельного правонарушения, который официально не закреплен и является доктринальным, поскольку выделяется наукой административного права, это общественная опасность.
Земельное правонарушение однозначно является опасным для общества явлением, поскольку нарушает охраняемые законом земельные правоотношения и, конечно же, права и законные интересы участников данных отношений.
Однако очень важно отличать по степени общественной опасности земельные правонарушения от преступлений в сфере охраны и использования земель, поскольку оба этих вида правонарушений часто имеют общий объект посягательства. Так, например, ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Статья же 254 УК РФ за порчу земли, повлекшую причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, устанавливает уголовную ответственность.
Мы видим, что объект посягательств в данном случае один и тот же, разница лишь в последствиях, наступивших вследствие правонарушения, т.е. в степени общественной опасности.
Для квалификации противоправного деяния в качестве земельного правонарушения как основания административной ответственности требуется наличие совокупности необходимых и достаточных с точки зрения закона условий (элементов) - состава правонарушения. В состав земельного правонарушения, как и любого другого вида административного правонарушения, включаются четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Объектом земельного правонарушения выступает установленный земельным законодательством «земельный правопорядок, целью которого является обеспечение охраны и рационального использования земель, земельных прав и интересов юридических и физических лиц[16].
Исходя из положений главы XIII ЗК РФ, общим объектом земельного правонарушения являются общественные отношения в области охраны и использования земель.
Тем не менее, некоторые авторы отмечают, что общим объектом земельного правонарушения являются отношения в области использования, управления и охраны земель[17].
Полагаем, это мнение абсолютно верно, поскольку КоАП РФ предусматривает составы земельных правонарушений против порядка управления, например: сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное предоставление сведений о состоянии земель (ст. 8.5); незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения (ст. 7.16), и др.
Объективную сторону земельного правонарушения образует само деяние, которое нарушает требования земельного законодательства, обладает определенной степенью общественной опасности и может выражаться в форме противоправного действия (например, уничтожение или повреждение межевых знаков) или бездействия (например, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению).
К признакам объективной стороны земельного правонарушения относятся причинно-следственная связь между противоправным деянием и наступившими негативными последствиями, а также сам причиненный вред.