Файл: ВКР Формирование КУУУД мл.шк-ов в нач.кл. при изуч. синтаксиса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2019
Просмотров: 1964
Скачиваний: 5
Только благодаря богатой истории русского синтаксиса, вкладу ученых сегодня он включен в состав всех учебников по русскому языку как начальной, так и основной школы. Он включает в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи [17]. Остановимся подробнее на основных синтаксических единицах, которые изучаются в начальной школе.
Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями. В составе синтаксических единиц традиционно выделяют словоформы, словосочетания, предложения. Слово является одной из основных грамматических единиц. В нём слиты воедино его звуковая материя, лексическое значение и формальные грамматические характеристики. К грамматическим свойствам слова относятся его значение как части речи (то есть как единицы, принадлежащей к определённому лексико-грамматическому классу слов), словообразовательную структуру, способность к формальным изменениям и все его абстрактные значения, подчинённые общему значению класса (части речи). Кроме названных свойств слову принадлежит его собственный активный потенциал, проявляющийся, с одной стороны, в возможностях его синтаксической и лексико-семантической сочетаемости, его участия в построении предложений и высказываний, с другой стороны, в его активном отношении к разным видам контекстных окружений. Слова в определенной грамматической форме являются строительным материалом для словосочетаний и предложений, поэтому оно и является единицей, разными своими сторонами принадлежащей одновременно всем уровням грамматической системы: и словообразованию, и морфологии, и синтаксису [1].
Не менее важной синтаксической единицей, которой уделяется большое внимание в начальной школе, является словосочетание. Под ним понимают соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности [3]. Работа над темой «Словосочетание» на уроках русского языка в начальной школе осуществляется на протяжении всего курса русского языка в 1 — 4 классах. Она способствует формированию универсальных учебных действий, а задания, которые встречаются в учебниках, позволяют усваивать алгоритмы учебных действий и осознанно использовать орфографические правила и навыки в письменной речи. Система работы по формированию синтаксического понятия «словосочетание» традиционно включает в себя три этапа. Первый - пропедевтический (подготовительный) основан на наблюдении за словосочетаниями без изучения теоретического материала. Второй предполагает непосредственное знакомство с понятием «словосочетание» и его особенностями. На третьем этапе происходит углубление знаний о словосочетании, об их особенностях, формирование навыков использования знаний о связи слов. На каждом из этапов работы со словосочетаниями применяются специальные упражнения, базирующиеся на принципах научности, системности и последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности обучающихся. К 4 классу младшие школьники не только усваивают строение словосочетаний, узнают основные грамматические значения и учатся выделять словосочетания в составе предложения, но и развивают свою речь путем составления своих словосочетаний, а на их основе предложений. Работа на этом этапе обучения помогает выработать следующие коммуникативные умения: правильно ставить вопрос, выделять группы слов не по признаку расположенности рядом, а с учетом лексического значения, различать морфологический (падежный) и синтаксический (смысловой) вопросы и другое.
Другой основной синтаксической единицей является предложение, под которым понимают минимальную единицу человеческой речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чём находит свое проявление единство языка и мышления. Значимость работы над предложением обусловлена, прежде всего, его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением – значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, выделять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, используя слова и соединяя их в предложения.
В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений:
-
формирование грамматических понятий «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицей);
-
овладение обучающимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в предложении, особенностей главных и второстепенных членов, над предложениями распространенными и нераспространенными);
-
формирование у обучающихся умения пользоваться в своей речи предложениями, разными по цели высказывания и по интонации, правильным интонированием предложения;
-
развитие умения точно употреблять слова в предложении;
-
формирование умения оформлять предложение в письменной речи.
Все направления работы между собой взаимодействуют, и каждое из них учитель может рассматривать самостоятельно лишь в целях уточнения отдельных сторон изучения предложения. Изучение предложения и формирование умения пользоваться им в речи базируется на постоянном расширении у младших школьников их фактических знаний. Обучающийся познаёт что-то новое, у него возникает потребность сообщить об этом. Он ищет наиболее удобную форму для выражения своих мыслей. Так из потребности общения возникает необходимость более совершенного владения предложением.
Тема «Предложение» изучается в начальной школе в течение всех лет обучения. От элементарных представлений о предложении как единице речи, выражающей мысль, обучающиеся переходят к изучению главных и второстепенных членов, связи слов в предложении, к изучению предложений с однородными членами. Первоначальный этап совпадает с периодом обучения грамоте. В этот период школьники знакомятся с важнейшими особенностями предложения. Уже в букварный период целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов). Наблюдая над главными членами предложения, обучающиеся учатся четкому выражению своих мыслей, у них формируется умение делить поток речи на предложения. По мере изучения предложения укрепляется представление о его составных частях, в частности, о словосочетании. Одновременно углубляется знание о каждом члене предложения [13].
В начальной школе учебный материал о предложении изучается таким образом, что в течение всего года работа над предложением пронизывает все другие темы, хотя, в целом, объем синтаксического материала мал. Ведущим при усвоении предложения является развитие у младших школьников правильного представления о членах предложения. Во-первых, они усваивают, что все члены предложения делятся на две большие группы: главные и второстепенные. В начальных классах традиционной школы члены предложения не дифференцируются. Для усвоения предложения раскрывается сама сущность главных и второстепенных членов: главные члены составляют структурную основу предложения, они нередко берут на себя и основную смысловую нагрузку, а второстепенные выполняют функцию уточняющую (хотя и не менее важную для выражения мысли). Для раскрытия сущности второстепенных членов обучающиеся проводят анализ предложения и устанавливают, какие члены предложения уточняются второстепенными членами. Особенно наглядно специфика второстепенных членов выступает в процессе распространения предложения [14].
В целом все три синтаксические единицы находят свое отражение во всех УМК по русскому языку в начальной школе. Однако процесс работы над ними может быть представлен по-разному. Например, в начале обучения по всем УМК происходит знакомство обучающихся со словом и предложением, дети учатся отличать эти понятия, приводить примеры, большая работа отводится правилам оформления предложений на письме, работе с типами предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. В отличие от других УМК понятие словосочетание раньше вводится только в УМК «Перспективная начальная школа». Эта тема встречается в начале 2 класса, а в большинстве остальных непосредственная работа происходит в 4 классе. При изучении темы «Предложение» во всех УМК вводятся понятия главных и второстепенных членов предложения, но только в УМК «Перспективная начальная школа» проводится подробная работа над второстепенными членами предложения с введением понятий дополнение, обстоятельство, определение. Младшие школьники учатся распознавать их в предложении. В УМК «Школа 2100» обучающиеся раньше знакомятся с понятием однородные члены предложения, простое и сложное предложение. И также узнают о бессоюзной связи в предложении, чего нет в УМК «Перспективная начальная школа».
Словосочетание выделяется как компонент предложения и воспринимается уже в начальных классах на основе его существенных признаков. Сам термин «словосочетание» не имеет в учебниках для начальной школы определения. Но практически младшие школьники подводятся к осознанию следующих существенных признаков словосочетания: что словосочетание – это два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически и что в словосочетании одно слово главное, а второе – зависимое, главное – это слово, от которого ставим вопрос, а зависимое – то, которое отвечает на вопрос. Подлежащее и сказуемое не составляют словосочетание, так как они по отношению друг к другу равноправны и взаимозависимы.
В начальной школе при изучении синтаксиса младшими школьниками не изучаются классификации словосочетаний по главному и зависимому слову, хотя некоторые педагоги, примерно в третьем классе начальной школы, вводят такие понятия, как согласование, управление и примыкание, что относится к классификации по зависимому слову, а также то, что по главному слову словосочетания бывают именными, глагольными и наречными, которые разъясняются младшим школьникам максимально доступно и просто, без терминологии.
В работе с предложением в начальной школе обучающимися не затрагиваются такие классификации предложений, как двусоставность и односоставность главных членов предложения, степень полноты высказываний в предложениях и степень осложнённости предложений. Обучающиеся лишь знают, что предложения бывают разными по цели высказывания, по степени эмоциональной окраски или интонации, по количеству грамматических основ и по степени распространённости [7].
Несмотря на небольшие отличия в распределении синтаксического материала в разных УМК, все они направлены на формирование у младших школьников умения сознательно пользоваться изученными синтаксическими единицами для выражения своих мыслей. Все единицы синтаксиса изучаются обучающимися постепенно. Изучение каждой из них является важной ступенью в формировании знаний о синтаксисе, и каждая из этих единиц является условием успешного речевого развития младших школьников. В процессе изучения синтаксических единиц у них формируется их живая речь, которая берёт своё начало с простого составления словосочетаний и предложений. Составляя определённое предложение, школьники вынуждены пользоваться своим лексическим запасом слов, размышлять о том, какие слова стоит употребить по смыслу, как оформить своё высказывание в целом, что и является коммуникативным умением или же коммуникативными УУД.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «СИНТАКСИС»
2.1. Методы и приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе при изучении темы «Синтаксис»
Процесс формирования коммуникативных УУД происходит на всех уроках в начальной школе, но он больше всего заметен на уроках русского языка и литературы, где обучающиеся много разговаривают, беседуют, высказывают свою точку зрения. Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе предполагает овладение школьниками всеми видами речевой деятельности, в процессе которых закладываются основы культуры устной и письменной речи. Обучающиеся к концу начальной ступени обучения должны уметь использовать языковые средства, иметь готовность к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию. Школьники должны уметь оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникационные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению [5]. При этом формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение правильному и умелому использованию речи в различных жизненных ситуациях, а также при передаче другим своих мыслей и чувств, при построении диалога с другими обучающимися и учителем [8].
Коммуникативные УУД на уроках русского языка в начальной школе традиционно формируются при использовании проблемной ситуации, которая находит свое отражение при освоении различных тем. Например, при изучении такой темы, как правописаний не с глаголами, обучающиеся замечают, что кто-то пишет глаголы с не слитно, а некоторые младшие школьники пишут их раздельно, отчего у них возникают определённые вопросы, то есть они сталкиваются с проблемной ситуацией, требующей решения. И при высказывании своих различных мнений, обосновании своей точки зрения у них происходит развитие речи. Однако формирование коммуникативных УУД происходит не только при освоении морфологических тем, наиболее ярко оно проявляется при изучении синтаксиса.
По ФГОС НОО в начальной школе на изучение синтаксиса отведено 47 часов, в течение которых вся система работы над изучением основных синтаксических единиц должна быть направлена на формирование у младших школьников определённых предметных учебных действий. В задачи учителя входит:
-
обеспечение усвоения младшими школьниками знаний о грамматическом строе речи, об основных понятиях синтаксиса;
-
развитие мышления и совершенствование речи обучающихся, опираясь на синтаксические нормы русского языка;
-
целенаправленное обогащение синтаксического строя младших школьников;
-
создание базы для успешного усвоения пунктуации и морфологии.
При изучении синтаксиса формирование коммуникативных УУД связано не только с использованием проблемной ситуации как этапа урока. Оно предполагает сочетание различных форм взаимодействия между участниками образовательного процесса. Наиболее часто используются индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы. При использовании фронтальной формы работы, когда задействован весь класс, решение различных проблем и вопросов происходит совместно, и каждый обучающийся получает шанс высказаться и обосновать своё мнение. Индивидуальная форма работы на уроке предполагает самостоятельную работу каждого школьника в отдельности на уровне его возможностей. Данная форма ориентируются на уникальность и неповторимость каждого обучающегося, помогает раскрыть его сильные стороны и выявить слабые. Групповая форма работы используется на разных этапах и типах урока. Цель такой формы – раскрыть способности и возможности каждого обучающегося, воспитать его личность. При использовании данной формы младшие школьники делятся на группы и выполняют задания совместно с последующей проверкой перед всем классом. Такая форма работы помогает сплочению детского коллектива. Её использование позволяет всем обучающимся участвовать в деятельности, трудиться, незанятых школьников на уроках не остаётся. Все вышесказанное доказывает, что различные формы работы способствуют формированию коммуникативных УУД, умению высказывать своё мнение по различным вопросам, вступать в обсуждения со сверстниками.