Файл: Контр.раб. №1 Композиция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2019

Просмотров: 1835

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского»

Институт филологии









Контрольная работа

«Композиция художественного произведения»



Работу выполнила студентка

Заочной формы обучения

Факультета русской филологии и культуры

Направления «Филологическое образование»

Группа 78130 (1курс)

Степанова М.С.


проверила

Федотова А.А.


Ярославль

2018



  1. Понятие композиции литературного произведения. Виды композиции


Композиция литературного произведения – это взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств, «система соединения знаков, элементов произведения».

Распространённое определение композиции как «построения произведения» является неточным и недостаточным в силу того, что это сложная система, включающая в себя и последовательность расположения частей художественного произведения, и совокупность различных форм и способов художественного изображения, которая обусловлена непосредственно содержанием того или иного текста. Именно поэтому ошибочно называть композицией просто цепочку эпизодов и сцен, которые образуют повествование.

Виды композиции:

  1. Внешняя (архитектоника). К её главным составляющим относят разделение текста на абзацы и главы, пролог и эпилог, различные приложения и комментарии, посвящения и эпиграфы, авторские отступления и вставные фрагменты.

  2. Внутренняя композиция (повествование) предусматривает акцент на содержании произведения: организация речевых ситуаций, построение сюжета, система образов и отдельные образы.

Также композиция может быть обратной, кольцевой, зеркальной и тематической:

  1. Обратная композиция позволяет автору начать произведения с финальной сцены.

  2. Кольцевая композиция ещё называется композицией обрамления. Например, произведение заканчивается тем же описанием или той же сценой, с которой всё и началось. Как в сказке про золотую рыбку.

  3. Зеркальная композиция выстроена на симметрии некоторых эпизодов или образов. Замечательный приём воплощается в поэме А. Блока «Двенадцать».

  4. Тематическая композиция (в центре оказываются взаимоотношения центральных образов), в свою очередь, имеет три подвида. Она бывает последовательной (движение от одной мысли к последующей), может быть основана на развитии и трансформации центрального образа, а также на сопоставлении двух образов, взаимодействующих между собой (основной приём – антитеза).


  1. Основные композиционные приёмы и их анализ в стихотворениях А. Фета «Фонтан», «День и ночь»


Всего существует четыре основных композиционных приёма: повтор, усиление, противопоставление и монтаж.

Повтор – композиционная перекличка между началом и концом (А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»).

Усиление – усиление впечатления путём подбора однородных образов и деталей (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»).


Противопоставление – это противоположность образов (у Пушкина в романе «Евгений Онегин» Онегин противопоставляется Ленскому, а в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» нигилист Базаров противоположен потомственному аристократу Павлу Петровичу Кирсанову).

Монтаж – это приём, при котором есть два рядом расположенные образа в литературном произведении, в последствии из коих рождается новый образ, новый третий смысл (А.П. Чехов «Ионыч»).

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Фонтан» используются два композиционных приёма: повтор и противопоставление.

Хоть само построение стихотворения и не имеет явного повтора самих строк (кольцевой рифмы), но в самой композиции он есть. Поэт рисует образ фонтана, который, поднимаясь от земли, рвётся вверх, к небу, солнцу, но встречает преграду, «длань незримо-роковую», и неизбежно падает назад, на землю. И так будет из раза в раз.

Противопоставление в стихотворении проявляется в том, что есть два образа: в первой части это фонтан, во второй – образ движения человеческой мысли. Образ непрерывного движения воды в фонтане, нарисованный в первой строфе, иллюстрируют прямое значение слова фонтан (струя воды, бьющая вверх). Во второй части речь идёт о человеческой мысли и задействовано переносное значение слова фонтан (неиссякаемый, обильный поток чего-либо). Фонтан, как и человеческая мысль, неиссякаемы, они стремятся вверх, но всегда встречают какую-либо преграду (для фонтана это заветная высота небесная, от которой он «ниспасть на землю осуждён», для человека – граница понимания, «длань незримо-роковая», за которую пытается, но не может вырваться мысль человека).

В другом стихотворении, «День и ночь», Тютчев использует приём противопоставления, который отражается даже в названии стихотворения (день и ночь, свет и тьма, чёрное и белое). Противопоставление, указывает на то, что день олицетворяет собой свет, покой и защиту, а ночь, наоборот, является источником волнений, страхов и неясных сомнений.

День для Тютчева «покров златотканый», который наброшен «на мир таинственный духов» «высокой волею богов». Так Тютчев признает теорию божественного происхождения мира, внося в нее некоторые изменения. Он считает, что боги, набрасывая этот «покров», стараются защитить весь мир от тьмы, показать весь свет и доброту. Но в какой-то момент наступает ночь, которая:

Пришла и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь…

Так взору людей предстает истинное небо, вся вселенная, бездна «с своими страхами и мглами». Эта «бездна» внушает людям священный ужас, потому что «нет преград меж ней и нами» и именно этим «нам ночь страшна», по мнению Тютчева.


  1. Композиция образной системы и система персонажей, их категории. Анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нимфы»


Художественная форма произведения складывается из отдельных образов, которые, взаимодействуя между собой и следуя друг за другом в определённом порядке, становятся важным элементом, помогающим понять все оттенки художественного содержания и своеобразие, особенность, воплощающей его формы.


Персонаж (литературный герой) - это действующее лицо сюжетного художественного произведения, а их организованность и является системой персонажей. В отличие от образной системы, где образы, это, чаще всего, неодушевлённые явления действительности, в системе персонажей персонажи – живые, мыслящие и чувствующие объекты (обычно люди или животные), которых можно поделить на несколько категорий:

  1. Главные – находятся в центре сюжета, обладают самостоятельными характерами и прямо связаны со всеми уровнями содержания произведения.

  2. Второстепенные - также довольно активно участвующих в сюжете, имеющих собственный характер, но которым уделяется меньше авторского внимания; в ряде случаев их функция – помогать раскрытию образов главных героев.

  3. Эпизодические - появляются в одном-двух эпизодах сюжета, их основная функция – давать в нужный момент толчок сюжетному действию или же оттенять те или иные черты персонажей главных и второстепенных. 

Кроме того, существуют еще и, так называемые, внесценические персонажи, о которых идёт речь, но которые не участвуют в действии, что ни коим образом не преуменьшает или убирает их влияние на сюжет произведения.

Так же система персонажей описывается и со степени (категории) их участия в сюжете и, соответственно, объёме текста, который этому персонажу отводится, и степени важности данного персонажа для раскрытия сторон художественного содержания. 

Построение образной системы часто вносит единство и целостность даже в очень разнородные по составу композиционные элементы произведения; в этом состоит одна из функций композиции. Так, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» особое значение имеет перекличка образов в «ершалаимских» и «московских» главах (применен прием повтора). Это образы (часто имеющие символическое значение) солнца, луны, «черной желтобрюхой тучи», грозы. Они создают смысловую и эмоциональную связь между событиями в Москве и в древнем Ершалаиме, работают на создание смыслового, эмоционального и эстетического единства произведения, по-своему подчеркивая ту мысль, что, несмотря на разницу в двадцать веков, речь и в том и в другом случае идет об одном и том же: о человеческой натуре, трусости и храбрости, нравственной ответственности и совести, добре и зле, свете и тьме. Композиционное единство образной системы романа является здесь отражением представлений Булгакова о единстве мира.

В стихотворении в прозе «Нимфы» И.С. Тургенев рисует картину природы. Герой стоит и видит перед собой цепь гор, покрытых молодым лесом, ясное небо, равнину и ручьи внизу. Стихотворение повествует о нимфах – снежной лавине – которые побежали с гор после возгласа автора: «Воскрес! Воскрес Великий Пан!», во главе них была богиня Диана (в Риме богиня растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны).


«Он воскрес! Пан воскрес!» — шумели молодые голоса. Всё там впереди внезапно засмеялось, ярче солнца в вышине, игривее ручьев, болтавших под травою. Послышался торопливый топот легких шагов, сквозь зеленую чащу замелькала мраморная белизна волнистых туник, живая алость обнаженных тел… То нимфы, нимфы, дриады, вакханки бежали с высот в равнину…

Они разом показались по всем опушкам. Локоны вьются по божественным головам, стройные руки поднимают венки и тимпаны — и смех, сверкающий, олимпийский смех бежит и катится вместе с ними…

Впереди несется богиня. Она выше и прекраснее всех, — колчан за плечами, в руках лук, на поднятых кудрях серебристый серп луны…

Диана, это — ты?

В данном произведении образ язычества, на смену которому пришло христианство, выражен в образах прекрасных античных нимф, а само христианство – в образе золотого креста на линии горизонта. Между ними конфликт, который разрешается гибелью нифм и воцарением христианского креста.

Но вдруг богиня остановилась… и тотчас, вслед за нею, остановились все нимфы. Звонкий смех замер. Я видел, как лицо внезапно онемевшей богини покрылось смертельной бледностью; я видел, как опустились и повисли ее руки, как окаменели ноги, как невыразимый ужас разверз ее уста, расширил глаза, устремленные вдаль… Что она увидала? Куда глядела она?

Я обернулся в ту сторону, куда она глядела…

На самом краю неба, за низкой чертою полей, горел огненной точкой золотой крест на белой колокольне христианской церкви… Этот крест увидала богиня.

Я услышал за собою неровный, длинный вздох, подобный трепетанию лопнувшей струны, — и когда я обернулся снова, уже от нимф не осталось следа… Широкий лес зеленел по-прежнему, — и только местами сквозь частую сеть ветвей виднелись, таяли клочки чего-то белого. Были ли то туники нимф, поднимался ли пар со дна долин — не знаю.

Но как мне было жаль исчезнувших богинь!

Персонажей в стихотворении несколько: некий Пан, бог греческой мифологии, покровителе стад и пастбищ, а позднее — всей природы, по которому плакала в начале природа на острове в Эгейском море, ибо крикнул кормчий: «Умер Великий Пан!»; нимфы, они же снежные потоки, с гор сорвавшиеся при словах о воскрешении Пана; богиня, Диана, самая высокая и прекраснейшая из всех, она же является частью снежной лавины, её началом; кормчий, появляющийся в самом начале – работник на корабле.

Главным персонажем является богиня Диана, которая больше всего описывается автором, затем идут второстепенные - нимфы, что также важны, как и Диана, и внесюжетные – кормчий и бог Пан, которого непосредственного участия в сюжете, разворачивающимся перед автором, не принимают, но определённо влияют на него, особенно, бог Пан.


  1. Сюжет и его соотнесённость с понятиями «фабула», «композиция». Конфликт и его виды



Cюжeт – это система событий в художественном произведении, представленная в определённой связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность.

Разница между сюжетом, фабулой и композицией в том, что фабула - это замысел произведения, его краткое содержание в основных чертах. Сюжет же – это ряд событий, следующих друг за другом в определённом порядке. После сюжета следует композиция - построение художественного произведения, продуманная система действий и образов на основе фабулы и сюжета. Сперва идёт фабула, потом сюжет и в конце – композиция.

Сюжет предполагает движение, развитие, изменение. В основе же всякого движения лежит противоречие, являющееся двигателем развития. В сюжете это конфликт – художественно значимое противоречие, столкновение.

Существует несколько видов конфликта:

  1. Самый простой – это конфликт между отдельными персонажами и группами персонажей.

  2. Более сложный вид конфликта – это противостояние героя и уклада жизни, личности и среды (социальной, бытовой, культурной и т.п.). Отличие от первого вида в том, что герою здесь не противостоит никто конкретно, у него нет противника, с которым можно было бы бороться, которого можно было бы победить, разрешив тем самым конфликт.

  3. Наконец, третий вид конфликта – это конфликт внутренний, психологический, когда герой не в ладу с самим собой, когда он несет в самом себе те или иные противоречия, заключает в себе иногда несовместимые начала. Яркий пример – «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.


  1. Сюжетные элементы. Их связь с конфликтом. Понятие о внесюжетных элементах, их функциях и категориях


Различают следующие сюжетные элементы:

Пролог - своеобразное вступление к произведению, эмоционально и событийно настраивает читателя к восприятию содержания произведения.

Экспозиция - вступительная, исходная часть сюжета, изображение внешних условий, жизненной обстановки, исторических событий. Не влияет на ход последующих событий в произведении.

Завязка - событие, с которого начинается действие, влекущее за собой все последующие существенные события в нем.

Развитие действий - описание всего происходящего, ход событий. Включает в себя конфликт – противоречие, столкновение, общее на протяжении всего произведения.

Кульминация - момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения.

Развязка - положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, - заключительные сцены.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой может быть определена дальнейшая судьба героев и развитие событий. Это может быть и краткий рассказ о том, что произошло после завершения основной сюжетной линии.