Файл: Контр.раб. №1 Композиция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2019

Просмотров: 1764

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конфликт «просачивается» через почти все сюжетные элементы произведения. В экспозиции конфликта ещё не существует – он появляется в завязке, где ясно (или скрытно) обнаруживает себя. Дaлee следует развитие действия, ряд эпизодов, в которых действующие лица стараются активно разрешить конфликт, но тот приобретает всё большую остроту и напряжённость – так происходит кульминация. В развязке конфликт может полностью исчерпывать себя или же, наоборот, может демонстрироваться его неразрешимость.

Внесюжетные элементы – элементы сюжета, не продвигающие его вперёд, во время которых ничего не происходит, но играют они не менее важную от этого роль. Все они делятся на описания, отступления и вводные эпизоды.

Описания — наиболее распространённый вид внесюжетных элементов, во время которых происходит описание чего- или кого-либо.

Авторские отступления — это более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического характера, не характеризующие отдельных персонажей или взаимоотношений между ними.

Вводные эпизоды - «вставные» эпизоды, которые непосредственно не связаны с сюжетом произведения, а даются как воспоминания в связи с описываемыми событиями. Внесюжетные элементы помогают более полному раскрытию сюжета, описанию его событий и персонажей.


  1. Комплексный анализ композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» (1903) по плану


Весь рассказ — это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет.

В произведении нет экспозиции. Повествование ведётся от двух лиц – это «рассказ в рассказе». Рассказ делится на три части: авторский текст открывает и замыкает рассказ - обрамление, а внутри него находится история, рассказанная героем.

В рассказе основным композиционным приёмом является антитеза. Она делит рассказ на две половины: на балу и после бала. На балу главный герой восхищается прекрасным полковником и его дочерью. Сцена бала - завязка действия, его развитие и кульминация, где герой, во время танца с Варенькой, окончательно понимает «своё счастье».

Сцена на плацу — развязка действия - главный герой видит того же самого полковника во время экзекуции молодого солдата, и его чувства к девушке пропадают из-за двуличности отца, которого главный герой отождествлял вместе с его дочерью, из-за жестокости и бессердечия его видение мира рушится – так проявляется вторая сторона конфликта, внутренняя.

Рассказ построен на контрасте, образы в нём чётко противоположны друг другу. Образ Вареньки - образ чистоты, света, прекрасного, её отец на балу – по началу, являлся образцом отцовской любви и заботы, аристократии, а другой образ – когда полковник после бала, на плацу, наказывал солдата – тёмный, отвращающий от себя, истинная сущность, двуличность, «дьявол внутри». На примере полковника Б. Толстой поднимает две важные проблемы: личной ответственности за свои поступки, нежелания жить «осознанной жизнью» и разрушающей роли государства, заставляющей уничтожать в человеке человека.


Сюжет прост – герой, Иван Васильевич, рассказывает нам историю своей юношеской влюблённости, которая, по случаю, переменила его взгляды на жизнь. Главный внесюжетный элемент - описание (Вареньки, полковника Б.).


  1. Конспект главы «Анализ композиции» из учебника Есина А.Б. «Принципы и приёмы анализа литературного произведения»


Общее понятие композиции

Композиция – это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Последовательность эта никогда не бывает случайной и всегда несет содержательную и смысловую нагрузку.

В широком смысле слова композиция – это структура художественной формы, и первая её функция – «держать» элементы целого, делать целое из отдельных частей; без обдуманной и осмысленной композиции невозможно создать полноценное художественное произведение. Вторая функция композиции – само расположение и соотношение образов произведения, которое выражает некоторый художественный смысл.

Композиционные приёмы

Основные композиционные приёмы - повтор, усиление, противопоставление и монтаж.

Повтор – один из самых простых и в то же время самых действенных приемов композиции. Он позволяет легко и естественно «закруглить» произведение, придать ему композиционную стройность. Особенно эффектной выглядит так называемая кольцевая композиция, когда устанавливается композиционная перекличка между началом и концом произведения; такая композиция часто несет в себе особый художественный смысл.

Близким к повтору приемом является усиление. Этот прием применяется в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для создания художественного эффекта, когда требуется усилить впечатление путем подбора однородных образов или деталей.

Противоположным повтору и усилению приемом является противопоставление. Из самого названия ясно, что этот композиционный прием основан на антитезе контрастных образов. Это очень сильный и выразительный художественный прием, на который всегда надо обращать внимание при анализе композиции.

Контаминация, объединение приемов повтора и противопоставления, дает особый композиционный эффект: так называемую зеркальную композицию. Как правило, при зеркальной композиции начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот.

Последний композиционный прием – монтаж, при котором два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, который появляется именно от их соседства.

Все композиционные приемы могут выполнять в композиции произведения две функции, несколько отличающиеся друг от друга: они могут организовывать либо отдельный небольшой фрагмент текста (на микроуровне), либо весь текст (на макроуровне), становясь в последнем случае принципом композиции.


Композиция образной системы

Художественная форма произведения складывается из отдельных образов. Их последовательность и взаимодействие между собой – важный момент, который непременно должен быть проанализирован, без чего зачастую нельзя понять ни оттенки художественного содержания, ни своеобразие воплощающей его формы. Эти образы могут быть различными: чаще всего они повторяющиеся, антитезные или это один образ, раскрывающийся на протяжении всего произведения.

В конкретном художественном произведении композиция образов может быть сколь угодно разнообразной. Композиционное построение произведения, как правило, индивидуально, хотя и базируется на четырех основных приемах и их контаминации.

Система персонажей

Принято различать персонажей главных (которые в центре сюжета, обладают самостоятельными характерами и прямо связаны со всеми уровнями содержания произведения), второстепенных (также довольно активно участвующих в сюжете, имеющих собственный характер, но которым уделяется меньше авторского внимания; в ряде случаев их функция – помогать раскрытию образов главных героев) и эпизодических (появляющихся в одном-двух эпизодах сюжета, зачастую не имеющих собственного характера и стоящих на периферии авторского внимания; их основная функция – давать в нужный момент толчок сюжетному действию или же оттенять те или иные черты персонажей главных и второстепенных).

Категорию персонажа (главный, второстепенный или эпизодический) можно определять ещё по двум различным параметрам:

  • Первый – степень участия в сюжете и, соответственно, объем текста, который этому персонажу отводится.

  • Второй – степень важности данного персонажа для раскрытия сторон художественного содержания.

В некоторых художественных системах мы встречаемся с такой организацией системы персонажей, что вопрос об их разделении на главных, второстепенных и эпизодических теряет всякий содержательный смысл, хотя в ряде случаев и сохраняются различия между отдельными персонажами с точки зрения сюжета и объема текста.

Между персонажами произведения могут возникать довольно сложные композиционные и смысловые взаимоотношения. Наиболее простой и часто встречающийся случай – противопоставление двух образов друг другу. Зачастую композиционная группировка персонажей осуществляется в соответствии с теми темами и проблемами, которые эти персонажи воплощают.

Композиция художественной речи

Композиционно организуется и речевая ткань произведения. Повествование может вестись от автора, от самого героя произведения, от одного из его героев, и каждое из повествований несёт определённую смысловую нагрузку в раскрытии событий композиции.

Сюжет и конфликт

Сюжет - система событий и действий, заключенная в произведении, его событийная цепь, причём именно в той последовательности, в которой она есть в произведении. Если же взять лишь основные, ключевые эпизоды сюжета, безусловно необходимые для его понимания, и расположить их в хронологическом порядке, то мы получим фабулу – схему сюжета или, как иногда говорят, «выпрямленный сюжет». Фабулы в различных произведениях могут быть весьма схожими между собой, сюжет же всегда неповторимо индивидуален.


Сюжет – это динамическая сторона художественной формы, он предполагает движение, развитие, изменение. В основе же всякого движения, как известно, лежит противоречие, являющееся двигателем развития. Есть такой двигатель и у сюжета – это конфликт – художественно значимое противоречие. Конфликт – одна из тех категорий, которые как бы пронизывают всю структуру художественного произведения.

Конфликт в произведении существует на разных уровнях. В подавляющем большинстве случаев писатель не выдумывает конфликтов, а черпает их из первичной реальности – так конфликт переходит из самой жизни в область тематики, проблематики, пафоса. Это конфликт на содержательном уровне (иногда для его обозначения применяют еще иной термин – «коллизия»). Содержательный конфликт воплощается, как правило, в противоборстве персонажей и в движении сюжета.

На формальном уровне следует различать несколько видов конфликтов. Самый простой – это конфликт между отдельными персонажами и группами персонажей.

Более сложный вид конфликта – это противостояние героя и уклада жизни, личности и среды (социальной, бытовой, культурной и т.п.). Отличие от первого вида в том, что герою здесь не противостоит никто конкретно, у него нет противника, с которым можно было бы бороться, которого можно было бы победить, разрешив тем самым конфликт.

Наконец, третий вид конфликта – это конфликт внутренний, психологический, когда герой не в ладу с самим собой, когда он несет в самом себе те или иные противоречия, заключает в себе иногда несовместимые начала. Такой конфликт свойствен, например, «Преступлению и наказанию» Достоевского, «Анне Карениной» Толстого, «Даме с собачкой» Чехова и многим другим произведениям.

Локальный конфликт – предполагает принципиальную возможность разрешения при помощи активных действий; обычно герои и предпринимают эти действия по ходу сюжета.

Субстанциальный конфликт – рисует нам устойчиво конфликтное бытие, причем немыслимы никакие реальные практические действия, могущие разрешить этот конфликт. Условно этот тип конфликта можно назвать неразрешимым в данный период времени.

Сюжетные элементы

Конфликт развивается по мере движения сюжета. Стадии развития конфликта получили название сюжетных элементов. Это экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

Решающим для определения элементов сюжета является характер конфликта в каждый данный момент. Итак, экспозиция – это часть произведения, как правило, начальная, которая предшествует завязке. Она обыкновенно знакомит нас с действующими лицами, обстоятельствами, местом и временем действия. В экспозиции конфликт еще отсутствует. Завязка - момент возникновения или обнаружения конфликта. Далее следует развитие действия, то есть ряд эпизодов, в которых действующие лица стараются активно разрешить конфликт, но тот тем не менее приобретает все большую и большую остроту и напряженность. Важная черта в мастерстве построения сюжета – так нагнетать перипетии, чтобы не допустить возможности преждевременного разрешения конфликта. Наконец, конфликт доходит до момента, когда противоречия больше не могут существовать в своем прежнем виде и требуют немедленного разрешения, конфликт достигает максимального развития. На эту же точку по замыслу автора обыкновенно приходится и наибольшее напряжение читательского внимания и интереса. Это – кульминация. Вслед за кульминацией в непосредственной близости к ней (иногда уже в следующей фразе или эпизоде) следует развязка – момент, когда конфликт исчерпывает себя, причем развязка может либо разрешать конфликт, либо наглядно демонстрировать его неразрешимость.


В некоторых произведения могут быть не одна, а несколько сюжетных линий, и у каждой свой набор сюжетных элементов; также может быть не одна, а несколько кульминаций, псле каждой из которых создается видимость ослабления конфликта и действие слегка идет на спад, а затем опять начинает восходящее движение к следующей кульминации. Кульминация в этом случае часто представляет собой мнимое разрешение конфликта, после которого читатель может перевести дух, но тут же новые события приводят к дальнейшему развитию сюжета, оказывается, что конфликт не исчерпан, и т.д. до новой кульминации.

Типы сюжетов

Существуют сюжеты двух типов. В первом типе развитие действия происходит напряженно и сколько возможно стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателя, сюжетные элементы четко выражены, а развязка несет огромную содержательную нагрузку. Этот тип сюжета называется динамическим.

В другом типе сюжета, адинамическом, развитие действия замедлено и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса (у читателя не появляется специфического напряженного ожидания: «А что случится дальше»), элементы сюжета выражены нечетко или вовсе отсутствуют (конфликт при этом воплощается и движется не с помощью сюжетных, а с помощью иных композиционных средств), развязка либо вовсе отсутствует, либо является чисто формальной, в общей композиции произведения много внесюжетных элементов, которые часто перемещают на себя центр тяжести читательского внимания.

Динамические сюжеты, как правило, построены на локальных конфликтах, адинамические – на субстанциальных.

Сюжет и композиция

Понятие композиции является более широким и универсальным, чем понятие сюжета. Сюжет вписывается в общую композицию произведения, занимая в нем то или иное, более или менее важное место в зависимости от намерений автора.

Существует также и внутренняя композиция сюжета. В зависимости от соотношения сюжета и фабулы в конкретном произведении говорят о разных видах и приемах композиции сюжета. Самым простым случаем является тот, когда события сюжета линейно располагаются в прямой хронологической последовательности без каких-либо изменений. Такую композицию называют ещё прямой или фабульной последовательностью. Более сложен прием, при котором о событии, случившемся раньше остальных, мы узнаем в самом конце произведения – этот прием называется умолчанием. Прием этот очень эффектен, поскольку позволяет держать читателя в неведении и напряжении до самого конца, а в конце поразить его неожиданностью сюжетного поворота.

Другим приёмом нарушения хронологии или фабульной последовательности является так называемая ретроспекция, когда по ходу развития сюжета автор делает отступления в прошлое, как правило, во время, предшествующее завязке и началу данного произведения.