Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Система управления человеческими ресурсами современной организации).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 1825
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Теоретические подходы управления человеческими ресурсами организации
1.2 Система управления человеческими ресурсами современной организации
2. Подходы в кадровом менеджменте как системы управления человеческими ресурсами
2.1 Ситуационный подход в управлении человеческими ресурсами
2.2 Компетентностный подход в управлении человеческими ресурсами организации
2.4 Научные подходы к исследованию управления человеческими ресурсами
1. Во-первых, в отличие от управления персоналом управление человеческими ресурсами ориентировано на общую потребность организации в рабочей силе [16]. Целевые установки кадрового менеджмента характеризуются прежде всего результатами проектируемых и имеющихся рабочих мест, а не имеющимся кадровым потенциалом организации.
2. Во-вторых, принципиальное различие заключается в том, что управление человеческими ресурсами подвержено стратегическому измерению, что позволяет строить кадровую политику организации более активно, в отличие от пассивной политики управления персоналом.
3. В-третьих, ответственность за осуществление активной кадровой политики несут также и руководители структурных подразделений. Это значит, что кадровая работа руководителей всех подразделений интегрируется в систему кадрового менеджмента всей организации.
4. В-четвертых, имеется тенденция реструктуризация системы кадрового менеджмента на индивидуальную (персонифицированную) работу с персоналом, то есть переход от коллективных трудовых ценностей к индивидуалистическим.
5. В-пятых, если руководитель кадровой службы обычно экономил на обучении персонала, то процессы управления человеческими ресурсами ориентированы на увеличение эффективности таких инвестиций. Потому что эффективные и разумные инвестиции всегда способствуют повышению квалификации сотрудников, а, следовательно, улучшению качества условий их труда.
6. В-шестых, если при управлении персоналом акцент делается на рядовых сотрудниках, то управление человеческими ресурсами распространяется на весь управленческий штат. В данном случае наличие необходимых компетенций у руководства является элементом кадрового потенциала любой организации.
7. И наконец, в-седьмых, структура кадрового менеджмента предполагает соответствующую корпоративную культуру, основанную на взаимной ответственности всех сотрудников[17].
Можно утверждать, что управление человеческими ресурсами - основа теории синтеза индивидуальной ответственности всех сотрудников. В рамках данной парадигмы человека рассматривается как не возобновляемый ресурс, элемент организации, представляющий собой единство трех компонентов - состояние человека, (что очень важно не только для его самого, но и для его руководителя), социальных отношений, трудовой функции. Преобладающий характер инноваций в мировой экономике требует, чтобы инвестиции в человеческий капитал поддерживали в том числе его моральный, социальный, культурный фон. В рамках этого корпоративный кадровый менеджмент, должен включать в себя следующие аспекты:
- психологический контракт как каркас укрепления и расширения социальных взаимодействий (социальный капитал);
- организационное обучение как основа для инновационного образования сотрудников (культурный капитал);
- использование различных моделей компетентности (человеческий капитал);
- управление репутацией как инструмент повышения морального авторитета коллектива (моральный капитал).
Как уже сложившаяся тенденция, в наши дни формируются два контура кадрового менеджмента:
- внутренний (представляющий внутрикорпоративный рынок труда);
- внешний (система услуг и обучения персонала вне организаций).
Примечательно, что эта тенденция, характеризует всецело современную профессиональную микрореволюцию, имеющуюся и в нашей экономике. Представляется что успешность такой трансформации в России зависит от Управление человеческими ресурсами и экономика труда: проблемы и направления развития предпосылок по воссозданию институциональной инфраструктуры [18].
Таким образом, по нашему мнению, необходимо детального изучения и проведения исследований по вопросам личностных ресурсов человека таких как: познавательный, адаптационный, эмоциональный, креативный, организационный, волевой, преобразующий, результаты которых могли бы успешно использоваться в теории и практике управления человеческими ресурсами.
2. Подходы в кадровом менеджменте как системы управления человеческими ресурсами
2.1 Ситуационный подход в управлении человеческими ресурсами
Каждая организация представляет собой систему, то есть совокупность элементов и связей между ними. При этом она функционирует в ещё большей по размеру системе, например, в конкретной отрасли бизнеса или же экономике страны в целом. Следовательно, на каждую организацию воздействуют внешние факторы, влияющие на работу данной системы[19].
Множество факторов, влияющих на работу организации, - как внешних, так и внутренних - создают в конкретный момент времени уникальную ситуацию, в которой менеджеру необходимо найти наиболее эффективное решение, исходя из сложившихся условий. Это позволяет говорить о ситуационном подходе, то есть о выборе и применении конкретных научных приемов и методов в условиях сложившейся ситуации с целью получения максимального положительного эффекта от рационального использования ресурсов организации, в том числе и человеческих. Утверждение, что абсолютной стабильности (одинакового неизменного воздействия ограниченного числа факторов) быть не может, обуславливает актуальность данного подхода.
Несмотря на то, что ситуационный подход как таковой сформировался в 1960-х гг., ещё в 20-х годах XX века М.Паркер Фоллетт выделяла закон ситуации, суть которого заключалась в том, что различные ситуации требуют различных типов знаний и что человек, обладающий набором знаний применительно только к одной ситуации в хорошо управляемых организациях, рискует не справиться в других ситуациях.
Спустя двадцать лет Р. Стогдилл в 1948 г. исследовал характерные качества лидера и также выяснил, что в различных ситуациях лидеру необходимо применять различные навыки. Однако только лишь в 1960-х гг. развитие науки управления и других смежных дисциплин дошло до той ступени развития, которая позволила справляться с многочисленными переменными, которые влияют на предприятие и на эффективность управления в различных ситуациях[20].
Ситуационный подход – это не набор четких предписанных правил, а скорее концепция, способ мышления о проблемах организации и их решении, важное значение в котором имеет способность руководителя определять ключевые факторы и влияние их изменения на результат. Исходя из того, что эффективное управление во многом зависит от эффективного и рационального использования ресурсов организации, к которым в числе многих относятся и человеческие ресурсы или человеческий капитал, определяющийся сегодня как один из ключевых, если не самый важный ресурс предприятия, можно сделать вывод о том, что применение ситуационного подхода в управлении должно иметь место быть. А именно, менеджер должен знать и понинать, что и как воздействует или может воздействовать на конкретного человека в конкретный момент времени, какими приемами и способами он может добиться желаемого результата от своих подчиненных, например, для мотивации персонала, создания определенной корпоративной модели поведения в компании и т.д.
Помимо этого ситуационный подход предполагает, что менеджер должен точно обладать основными знаниями и навыками научного управления, которые уже доказали свою эффективность (например, кадровое планирование, инвестиции в человеческий капитал, управление конфликтами и т.д.), уметь предвидеть вероятные последствия своих действий, а также правильно интерпретировать ситуацию и применять конкретные приемы и способы таким образом, чтобы отрицательный эффект от их использования был минимальным. Применение концепции ситуационного подхода в управлении человеческими ресурсами позволяет выделить ключевые факторы в настоящий момент времени, которые способны привести к максимальному результату с наименьшими затратами, что способствует качественному развитию организации.
2.2 Компетентностный подход в управлении человеческими ресурсами организации
Ключевыми приоритетами инновационной экономики являются знания и информация, которые генерируются, распространяются и приумножаются преимущественно персоналом организации, который рассматривается как стратегически важный ресурс, обеспечивающий дополнительные конкурентные преимущества. Известно, что интеллектуальный капитал как совокупность человеческого, социального и организационного капитала составляет основу развития организации в условиях динамичной внешней среды. В связи с этим компетентностный подход приобретает все большую популярность среди HR-специалистов, преимущественно в вопросах оценки и развития человеческих ресурсов[21].
Актуальность данного направления прослеживается, как в теоретических положениях, так и в практике HR-менеджмента. Разработки автора в рамках рассматриваемого подхода построены на компетентностно-ориентированной модели подготовки менеджеров, основу которой составляют знания, способности и потенциал ее сотрудников, т.е. компетенции. Общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые в процессе обучения в вузе, развиваются в период практической работы менеджера в организации самостоятельно и с помощью HR-мероприятий.
Выполнение своих функциональных обязанностей и решение проблем организации обеспечивают переход приобретенного базового уровня компетентности менеджера на более высокий профессиональный уровень. Профессиональные, личностные и корпоративные компетенции, определяющие эффективность менеджера, способствуют развитию организации в условиях экономики знаний .
Наибольший интерес представляет практическое использование компетентностного подхода HR-менеджерами в процессе повседневной работы. Как отмечает Т. Ветошкина, компетентностный подход как инструмент управления персоналом дает четкое определение профессиональных и поведенческих требований, предъявляемых к работнику в зависимости от его руководящего уровня, профессии, занимаемой должности и выполняемых задач[22].
По мнению А. Марача, Competence-Based HR-менеджмент – направление в области управления человеческими ресурсами, особенно актуальное для высокотехнологичных сфер бизнеса. Это интегрированный продукт управленческого мышления 90-х годов, вобравший в себя достижения таких систем менеджмента, как управление по целям Питера Друкера, система сбалансированных показателей Роберта Каплана и Дэвида Нортона и др. CompetenceBased HR-Management позволяет операционализировать видение будущего компании, очертить, выразить его в ясных и понятных для сотрудников целях и задачах. Это способ трансляции самой высокоуровневой бизнес-стратегии от «приборной панели» топменеджера до календаря задач конкретного исполнителя.
Особую популярность в HR-практике приобретает модель компетентности или модель компетенций. Отличия сводятся к содержанию понятий «компетентность» и «компетенции».
Так, Т. Ветошкина определяет модель компетенций как полный набор компетенций и индикаторов поведения, необходимых для успешного выполнения сотрудником его функций, проявляемых в соответствующих ситуациях и времени, для конкретной организации с ее индивидуальными целям и корпоративной культурой . А. Марач использует термин «модель компетентности», под которой понимает систему, включающую следующие составляющие элементы: бизнес-функции, метрики производительности и качества (performance metrics), компетенции (знания, умения, навыки, личностные качества и поведенческие установки, мотивы)[23].
В управленческой практике зарубежных фирм и компаний модель профессиональной компетенции рассматривается как многоцелевой инструмент работы с персоналом, ориентированный в конечном итоге на достижение установленной бизнес-стратегии. В общепринятом представлении компетенция рассматривается как характеристики, необходимые для успешной деятельности. По этой схеме каждая компетенция представляет собой склейку профессиональных знаний, навыков, установок, ориентаций. Многочисленные масштабные исследования в этой области показали, что существуют обобщенные блоки бизнес-поведения, объединяющие в себе группы наиболее тесно взаимосвязанных характеристик, что в совокупности формируют корпоративные компетенции.
Competence-Based HR-Management охватывает практически все основные направления работы с персоналом: планирование потребности в персонале, привлечение, отбор, обучение и развитие, оценка, мотивация и продвижение .
И. Никулина, И. Шишкова предлагают использовать практико- компетентностный подход в подготовке кадрового резерва. По их мнению, данный подход способствует достижению таких целей организации, как:
1. формировать, развивать и использовать пул грамотных сотрудников, умеющих быстро перестраиваться в конкурентных, часто меняющихся условиях среды, результативно и эффективно решать сложные профессиональные задачи, способных в будущем занять более высокие управленческие должности;
2. создать механизм, позволяющий повышать уровень компетенций сотрудников компании, осуществляющих критические виды деятельности с позиций целевого развития бизнеса через внедрение проектов по привлечению, приобретению, развитию, продвижению и удержанию профессионально талантливых специалистов .