Файл: Органы местного самоуправления ( Теоретические основы формирования органа местного самоуправления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Территориальные органы – это органы, создающиеся в муниципальных образованиях с районным делением.

Для коллегиального обсуждения вопросов местного значения и выработки решений по вопросам местного значения при администрации города может создаваться коллегия (заместители главы администрации, председатели комитетов, начальники отделов).[16]

Если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа, то главой местной администрации является лицо, назначаемое на эту должность по контракту. Контракт заключается по результатам конкурса. Срок полномочий главы местной администрации в этом случае определяется уставом муниципального образования. Условия для контракта главы местной администрации поселения утверждается представительным органом поселения. [17]

Порядок проведения конкурса устанавливается представительными органами муниципального образования, но в любом случае данный порядок должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате времени и месте его проведения.[18]

Таким образом, органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и или образуемые представительным органом МО органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структуру органов местного самоуправления составляет представительный орган муниципального образования, глава МО, местная администрация, контрольный орган МО и иные органы обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Статус юридического лица необходим органу местного самоуправления для осуществления имущественных прав, а также защиты интересову в суде.

1.2. Правовая основа местного самоуправления в РФ

Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, является важным многосторонним документом, определяющим основные принципы функционирования органов местного самоуправления. Хартия является международным договором, следовательно, она имеет приоритет по отношению к российскому законодательству.[19]

Хартия состоит из трёх частей. Первая часть содержит основополагающие положения относительно местной автономии: закрепляет необходимость конституционного и законодательного регулирования местного самоуправления (ст.2), определяется понятие местного самоуправления (ст.3), устанавливаются принципы организации и деятельности органов местного самоуправления (ст.4). Другие статьи первой части фиксируют необходимость четкого муниципального деления (ст.5), самостоятельного определения органами местного самоуправления своей структуры, право нанимать муниципальных служащих для обеспечения деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления (ст.6,7). Целями еще двух важных статей являются ограничение административного контроля за нормотворчеством органов местного самоуправления (ст.8) и необходимость обеспечения наполняемости местных бюджетов (ст.9). Статья 10 закрепляет право органов местного самоуправления сотрудничать между собой и создавать межмуниципальные ассоциации, а статья 11 - возможность судебной защиты местной автономии.[20]


Вторая часть содержит различные положения относительно обязательств государств, подписавших и ратифицировавших Хартию. Исходя из намерения обеспечить баланс между нормами Хартии и институционально-юридическими особенностями государств, Хартия предоставляет государствам право не включать во внутреннее законодательство некоторые положения Хартии при наличии правового обоснования (ст. 12). Указанная статья также закрепляет, что принципы местного самоуправления обязательные для всех государств. Третья часть регулирует процедурные вопросы. Интерпретация местного самоуправления как свободно реализуемого гражданами права на решение вопросов местного значения присуща и Конституции РФ.[21]

П.2 ст.3 Конституции РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти. Эта норма позволяет утверждать, что местное самоуправление является одной из конституционных форм осуществления народовластия. В статье 3 Конституции Российской Федерации закрепляется и раскрывается принцип народовластия. Носителем суверенитета и единым источником власти в РФ является её многонациональный народ. На основании этого принципа все субъекты РФ определяют формы местного самоуправления.

Согласно ст.12 Конституции власть в стране организационно разделена на два уровня - систему государственной власти и систему местного самоуправления. Конституционное положение гласит: «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти». Вместе с тем местное самоуправление не может противостоять государственной власти, поскольку оно обязано действовать в рамках федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства, актов субъектов РФ.[22] Речь не может идти об абсолютном разделении государственного управления и местного самоуправления.

Местное самоуправление рассматривается Конституцией как одна из основ государственного устройства России. Согласно ст.12 Конституции РФ в «Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Это означает, что без местного самоуправления Россия не может быть демократическим правовым государством, а ограничение его прерогатив должно рассматриваться как посягательство на основы конституционного строя РФ.[23]

Конституция РФ в статье 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. В отношении местного самоуправления это конституционное требование не просто является дополнением к государственным процедурам обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод, а отражает и сущность и целевое предназначение муниципальной власти как самостоятельной формы народовластия.[24]


Установление «пределов полномочий» едва ли не самое сложный процесс, здесь возможно чрезмерное разнообразие вариантов, поскольку установление общих принципов местного самоуправления согласно Конституции входит в совместное ведение Федерации и её субъектов (п.1ст.72). Однако, органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения. Вмешательство в эти вопросы органов государственной власти субъектов Федерации или самой Федерации недопустимо, так как местное самоуправление не только берёт на себя решение всех вопросов местного значения, но и позволяет федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов сконцентрироваться на решении общегосударственных и региональных проблем.

В Конституции Российской Федерации 1993г.[25] имеется особая глава о местном самоуправлении, в которой сформулированы основные принципы местного самоуправления, закреплены права и обязанности, возможности и формы ответственности органов местного самоуправления . В этой главе конкретизированы положения ст. 12 гл. 1 об основах конституционного строя. Закрепленная здесь (в ст.12) модель местного самоуправления приближается к общепринятому эталону местного самоуправления как демократического института.

1.3. Функции местного самоуправления

Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление. Перечень полномочий местного самоуправления позволяет выделить следующие его основные функции.[26]

1. Обеспечение участия населения в решении местных дел.

Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления.[27]

2. Управленце муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.[28]


3. Обеспечение развития соответствующей территории.

4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.

5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.[29]

6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами.[30]

Все вышеуказанные функции местного самоуправления (муниципального управления) между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга. Муниципальное управление осуществляется через конкретную дея­тельность населения муниципального образования (местного сообще­ства) и органов местного самоуправления. Эта деятельность называется муниципальной деятельностью.

Развитие России как федеративного государства обусловило новый подход к разделению компетенции между общефедеральными органами и органами субъектов Федерации в определении статуса местного самоуправления. Хотя к совместному ведению Федерации и ее субъектов стало относиться установление общих принципов организации местного самоуправления. Глава 8 Конституции России 1993 года уточняет государственно-правовую характеристику местного самоуправления, существенно обогащая ее.[31] Конституция сужает нормативное регулирование местного самоуправления. Она в более общих формулах фиксирует основные параметры местного самоуправления. В значительной мере именно из гл. 8 Конституции можно вывести содержание общих принципов организации системы местного самоуправления, определение которых остается в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, хотя это содержание и не сводится только к тому, что закреплено в данной главе, последнее слово здесь за законами РФ.

Федеральный закон №131-ФЗ закрепляет, что местное самоуправление осуществляется как непосредственно - путем выборов, местного референдума, собрания (сходов), - так и через выборные и другие органы местного самоуправления, а также органы территориального общественного самоуправления. [32] Таким образом, система местного самоуправления включает следующие элементы: местные референдумы; конференции, собрания (сходы) граждан и иные формы непосредственной демократии; местные собрания депутатов или, в зависимости от местных традиций, иные по наименованию представительные органы; исполнительные органы, главы муниципального образования; органы территориального общественного самоуправления населения.[33] Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. [34]


Таким образом, местное самоуправление, хотя и не входит в систему органов государственной власти, по своей природе всё же является частью публичной власти. Местное самоуправление действует в соответствии с конституциями и законами, а следовательно, оно производно от государства.

Таким образом, муниципальная деятельность – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения и opганов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Именно совершая какие-то действия, осуществляя муниципаль­ную деятельность, население и органы местного самоуправления ре­шают стоящие перед ними задачи. Муниципальное управление в этом смысле служит формой организации муниципальной деятельности. Предметом муниципальной деятельности является благоустройство жизни на территории муниципального образования и организация ока­зания населению различных муниципальных услуг.

2. Анализ органа местного самоуправления (на примере Златоустовского городского округа)

2.1 Краткая характеристика Администрации Златоустовского городского округа

Златоустовский городской округ, далее ЗГО, имеет ряд особенностей, отражающихся на его экономическом и социальном развитии.

Структуру органов местного самоуправления городского округа составляют (рисунок 1). [35]

1) Собрание депутатов Златоустовского городского округа;

2) глава Златоустовского городского округа;

3) администрация Златоустовского городского округа;

4) финансовое управление Златоустовского городского округа;

5) комитет по управлению имуществом ЗГО

6) управление социальной защиты населения ЗГО

Рис.1. Структура органа местного самоуправления ЗГО

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется путем внесения изменений в Устав ЗГО.