Файл: Органы местного самоуправления ( Теоретические основы формирования органа местного самоуправления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Представительные органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Темы исследования определяется приоритетной ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни общества РФ, в становлении института демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления механизма государства тогда эффективна, когда основана на объективно назревших экономических, политических и социальных предпосылках и условиях, которые выражают требования общественного прогресса.

В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, представительные органы местного самоуправления нуждаются в совершенствовании управленческой деятельности для развития города.

Формирование системы местного самоуправления в России и его правовых основ происходит с большими трудностями как объективного, так и субъективного характера. И среди них следует назвать несогласованность, несистематизированность, неполноту и непоследовательность законодательства о местном самоуправлении.

Важно учитывать, что под влиянием динамики общественных отношений меняется и сам нормотворческий процесс, который должен более оперативно реагировать на изменения в общественной жизни. Это означает, что правовую модель развития местного самоуправления в субъекте Российской Федерации важно основывать на концептуальной программе, без чего теряет содержательный смысл и системность нормотворчество. Эти и другие обстоятельства во многом определили выбор темы курсовой работы и круг анализируемых проблем.

Объект исследования – Златоустовский городской округ.

Предмет исследования – орган местного самоуправления Златоустовского городского округа.


Цель курсовой работы - рассмотреть основные направления деятельности органа местного самоуправления на примере города Златоуста.

Задачи:

− выявить структуру органов местного самоуправления;

− изучить функции органов местного самоуправления;

− изучить основные направления деятельности органов местного самоуправления;

− предложить направления совершенствования деятельности органа местного самоуправления города Златоуста.

Методологической и теоретической основой курсовой работы явились труды отечественных ученых по вопросам муниципального управления.

Информационной базой исследования явились статьи отечественных экономистов, таких как Ерофеев Б.В. Зотова В.Г. Гладышев X. Г., Литвак, Б. А. материалы периодических изданий, а также программные, прогнозные и отчетные материалы администрации г. Златоуста.

При проведении курсовой работы применялись: логические методы; анализ и синтез, системный и структурно-функциональный подходы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Теоретические основы формирования органа местного самоуправления

1.1. Органы местного самоуправления в системе управления Российской Федерации

Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.[1] Структуру органов местного самоуправления составляет представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования и иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.[2]


Наличие в структуре представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В данном случае самостоятельность обозначает то, что конкретная структура органов в конкретном муниципальном образовании устанавливается его уставом, но в соответствии с нормами законов. В определенных случаях структура органов местного самоуправления должна определяться населением на референдуме. К таким случаям относятся:[3]

1. Образование нового муниципального образования.

2. Преобразование муниципального образования.

Представительные органы – это выборные органы, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Представительный орган состоит из депутатов, численность которых определяется уставом территориальной единицы (города, поселка и т.д.). Закон № 131ФЗ количество депутатов ставит в зависимость от численности населения муниципального образования.[4] Данная пропорция выглядит следующим образом:

1) 7 депутатов – при численности населения менее 1 тыс. человек;

2) 10 депутатов – при численности населения от 1 до 10 тыс. человек;

3) 15 депутатов – при численности населения от 10 до 30 тыс. человек;

4) 20 депутатов – при численности населения от 30 до 100 тыс. человек;

5) 25 депутатов – при численности населения от 100 до 500 тыс. человек;

6) 35 депутатов – при численности населения свыше 500 тыс. человек.[5]

Норма представительства определяется уставом муниципалитета. Помимо депутатов, в состав представительного органа района по должности включаются главы поселений, расположенных в границах муниципального района. В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек представительный орган не образуется. В этом случае его функции выполняет сход граждан. Срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования (далее МО). Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает срок полномочий депутатов местных представительных органов (быть менее 2 и более 5 лет). Сроки полномочий отдельного депутата и представительного органа могут и не совпадать, но, как правило, они идентичны.[6]


Согласно ч. 1 ст. 35 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия при избрании не менее двух третей от установленного числа депутатов. В отсутствие этой нормы аналогичные положения содержались в уставах муниципальных образований, которые и восполняли пробел, существующий в законодательстве.

С целью правового, организационного, информационного, материально-технического, финансового обеспечения деятельности представительного органа образуется аппарат представительного органа. Руководитель аппарата назначается председателем представительного органа, а служащие аппарата принимаются на работу председателем представительного органа по представлению руководителя аппарата. Аппарат в себя, как правило: юридический отдел, организационный отдел, пресс-службу, отдел по взаимодействию с органами государственной власти, бухгалтерию и другие подразделения. Сотрудники аппарата являются муниципальными служащими. Глава муниципального образования – это высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.[7] Глава муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления. Наличие должности главы обязательно в любом МО. Глава МО является выборным лицом. Он не назначается, а именно избирается. Избираться глава может двумя путями:[8]

1. На муниципальных выборах.

2. Представительным органом муниципального образования из своего состава.[9]

В том случае если глава избирается на муниципальных выборах, он либо возглавляет местную администрацию, либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя. [10]

Если глава муниципального образования избран из состава представительного органа, то он исполняет полномочия председателя представительного органа. Глава МО не может одновременно исполнять полномочия председателя исполнительного органа и полномочия главы местной администрации. В том случае если глава МО исполняет полномочия председателя представительного органа, то глава местной администрации назначается по контракту. В сельских поселениях может быть предусмотрено, что глава МО является и главой местной администрации и исполняющим полномочия председателя представительного органа. Конкретная модель устанавливается уставом МО. [11]


Полномочия главы муниципального образования зависят от того, кем избран глава, если глава избирается из состава представительного органа, то его полномочия совпадают с полномочиями председателя представительного органа. В любом случае глава муниципального образования:[12]

  1. Представляет МО в отношениях с органами местного самоуправления других МО, органами государственной власти, гражданами и организациями.
  2. Без доверенности действует от имени МО.
  3. Подписывает и обнародует нормативные правовые акты принятые представительным органом.
  4. Издает в пределах своих полномочий правовые акты.
  5. Вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа.

Конкретные полномочия главы муниципального образования определяются в уставе муниципального образования. Кем бы ни был избран глава муниципального образования, он является подконтрольным и подотчетным как населению, так и представительному органу муниципального образования.[13]

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления определяемое в соответствии с уставом МО. Местная администрация – это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий.[14]

Местная администрация является обязательным органом любого МО, ей руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Местная администрация обладает правами юридического лица. Она подконтрольна и подотчетна главе МО, главе местной администрации и представительному органу МО. Полномочия местной администрации устанавливаются уставом МО. Как правило эти полномочия носят организационно-распорядительный характер. Структура местной администрации утверждается представительным органом МО по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые, функциональные и территориальные органы.[15]

1. Отраслевые органы – это органы, осуществляющие свою деятельность по определенным отраслям муниципального хозяйства.

2. Функциональные органы – это органы общей компетенции. Например, комитет по юридической работе.