Файл: Органы местного самоуправления ( Теоретические основы формирования органа местного самоуправления ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования органа местного самоуправления
1.1. Органы местного самоуправления в системе управления Российской Федерации
1.2. Правовая основа местного самоуправления в РФ
1.3. Функции местного самоуправления
2. Анализ органа местного самоуправления (на примере Златоустовского городского округа)
2.1 Краткая характеристика Администрации Златоустовского городского округа
2.2 Анализ кадровой политики в Администрации Златоустовского городского округа
2.3 Анализ контрольной деятельности органа местного самоуправления Златоустовского городского округа
3. Направления деятельности органа местного самоуправления ЗГО
Учитывая стратегические цели и задачи социально-экономического развития территории, органы власти должны определить приоритеты развития территории и выбрать:
1) Какие виды деятельности следует развивать и поддерживать на территории Златоустовского городского округа;
2) За счет, каких факторов обеспечить развитие территории Златоустовского городского округа;
3) Как обеспечить устойчивое конкурентное преимущество территории Златоустовского городского округа.
Проявления кризисных ситуаций в экономике РФ в полной мере находят отражения и в масштабах экономики Златоустовского городского округа и снижает результативность проводимых Программ Администрации Златоустовского городского округа. Администрация ЗГО осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Челябинской области, Уставом ЗГО, решениями Собрания депутатов ЗГО и муниципальными правовыми актами ЗГО. Юридический и почтовый адрес Администрации ЗГО: 456200, Россия, Челябинская область, г. Златоуст, ул. Таганайская, 1. Руководителем Администрации ЗГО является Глава Златоустовского городского округа – Жилин Вячеслав Анатольевич – высшее должностное лицо Городского округа, избираемое населением Городского округа на муниципальных выборах и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава округа возглавляет и руководит Администрацией округа, а также осуществляет общее руководство системой исполнительно-распорядительных органов Городского округа. Полномочиями Администрации ЗГО являются:
1) организация и обеспечение решения вопросов местного значения и исполнение переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
2) разработка планов и программ социально-экономического развития Городского округа и организация их исполнения.
Исходя, из полномочий разработана система целей, характеризующая результаты деятельности Администрации ЗГО (рисунок 2).[36]
Обеспечение устойчивого развития территории ЗГО
Создание правовых и экономических условий для свободного развития малого и среднего предпринимательства
Защита населения ЗГО от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности граждан проживающих на территории ЗГО
Повышение эффективности государственного управления, а также максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных и муниципальных служащих с гражданами и организациями
Повышение доступности населению к получению государственных и муниципальных услуг путем введения системы «одного окна» и системы электронного обмена информации
Обеспечение хранения, комплектования, учета и использования архивных документов в интересах общества и государства
Рис. 2. Цели Администрации Златоустовского городского округа
Для достижения целей поставлены следующие задачи:
1) улучшение условий среды проживания жителей ЗГО. Развитие системы градостроительного регулирования в целях устойчивого развития территории, увеличения объемов жилищного строительства и привлечения инвестиций в строительную отрасль;
2) улучшение инвестиционного имиджа ЗГО, повышающего его инвестиционную и инновационную привлекательность в среде регионов РФ;
3) строительство объектов, позволяющих улучшить экологическую обстановку в округе;
4) защита населения и территории ЗГО от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера;
5) повышение качества жизни населения ЗГО за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий;
6) создание организационных и информационных условий для развития муниципальной службы на территории ЗГО;
7) формирование системы функционального кадрового резерва, внедрение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для муниципальной службы, создание условий для должностного (служебного) роста, сокращение текучести кадров в системе местного самоуправления и т.д. Аппарат управления ЗГО представляет собой систему взаимосвязанных органов и работников управления. В администрации существуют постоянно-действующие отделы и службы, отвечающие за выполнение определенных функций на производстве. Работники этих подразделений несут ответственность за результаты своей деятельности. В непосредственном подчинении мэра находятся его заместители, помощник (секретарь-референт) и юрисконсульт, заместители главы округа: по экономике, по ЖКХ, по кадровым вопросам, по снабжению и сбыту, по хозяйственной части, по техническим вопросам.
Муниципальная служба в РФ согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в РФ» № 25-ФЗ, это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора. Реестр должностей муниципальной службы Златоустовского городского округа приведен на рисунке 3 и 4.[37]
Рис. 3. Перечень должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления ЗГО
Рис. 4. Перечень должностей муниципальной службы ЗГО[38]
Ответственность работников муниципалитета:
1. Муниципальный служащий несет дисциплинарную и иную, ответственность за ненадлежащее исполнение задач и функций.
2. Муниципальный служащий несет ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей в соответствии Трудовым кодексом РФ.
3. Они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения не могут привлекать лиц, находящихся в подчинении, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению или избранию; осуществлять сбор подписей, проводить агитацию и т.д..
4. Муниципальные служащие не могут пользоваться преимущественным правом доступа к средствам массовой информации, а также использовать средства, обеспечивающие выполнение их должностных полномочий, в целях проведения сбора подписей и предвыборной агитации.
2.2 Анализ кадровой политики в Администрации Златоустовского городского округа
Рассмотрим основные элементы кадровой политики и их реализация в Администрации ЗГО.[39] Рассмотрим обеспеченность персоналом в таблице 1.
Таблица 1 – Обеспеченность Администрации ЗГО персоналом за 2016 –2018гг.
Категории сотрудников |
Плановая среднесписочная численность, чел. |
Фактическая среднесписочная численность, чел. |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Управленческий персонал |
17 |
17 |
17 |
17 |
16 |
17 |
Совет депутатов |
25 |
25 |
25 |
24 |
25 |
25 |
Муниципальные служащие |
200 |
201 |
213 |
198 |
195 |
208 |
Прочий персонал |
130 |
141 |
130 |
129 |
139 |
128 |
Среднесписочная численность персонала Администрации ЗГО |
372 |
384 |
380 |
368 |
375 |
378 |
Изменение структуры персонала Администрации ЗГО в 2018 году идет в направлении снижения удельного веса руководителей. Так как выявлена нехватка персонала, рассмотрим коэффициент обеспеченности рабочих мест сотрудниками в таблице 2.
Таблица 2 – Коэффициент обеспеченности рабочих мест
Категории работающих |
Коэффициент обеспеченности персоналом Администрации ЗГО,% |
Темпы изменения кадрового состава Администрации ЗГО по годам, % |
|||
2016 |
2017 |
2018 |
2016 |
2017 |
|
Управленческий персонал |
100,0 |
94,12 |
100,0 |
-5,88 |
106,24 |
Совет депутатов |
96,0 |
100,0 |
100,0 |
104,17 |
100,0 |
Муниципальные служащие |
99,0 |
97,0 |
97,65 |
97,98 |
100,67 |
Прочий персонал |
99,23 |
98,58 |
98,46 |
99,34 |
99,88 |
Среднесписочная численность персонала Администрации ЗГО |
98,92 |
97,66 |
99,47 |
98,73 |
101,85 |
Выявляется несоответствие запланированной численности персонала фактической, что связано с тем, что некоторые категории работников по окончании испытательного срока не проходят аттестацию и подлежат увольнению. Рассмотрим направления формирования кадровой работы, предусмотренные статьей 28 Федерального закона № 25-ФЗ по направлению – формирование кадрового состава для замещения должностей муниципальной службы реализуется в связи с этапами прохождения службы.[40]
Для организации работ и ответственных за их исполнение выявим изменения численности персонала Администрации ЗГО (рисунок 5).
Рис. 5. Динамика персонала Администрации ЗГО за 2016 – 2018 гг.
Общая численность штата Администрации ЗГО составляет 378 человек, 208 человек из которых являются муниципальными служащими, 17 человек - Администрация Златоустовского городского округа. Для замещения должностей муниципальной службы к претендентам предъявляются соответствующие квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам. Следующий элемент системы управления персоналом определение квалификационных требований к персоналу. Известно, что производительность труда более опытного работника выше, чем вновь пришедшего. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения Администрации ЗГО в установлен согласно ФЗ «О муниципальной службе в РФ».[41] Данные по образовательному составу персонала Администрации ЗГО в таблице 3.
Таблица 3 – Образовательный состав персонала Администрации ЗГО за 2016–2018 гг.
Показатели |
Среднегодовая численность, чел. |
Удельный вес, % |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2016 |
2017 |
2018 |
||
Человек |
Человек |
||||||
Среднее |
7 |
6 |
8 |
1,9 |
1,6 |
2,1 |
|
Среднее–специальное |
114 |
127 |
128 |
30,98 |
33,87 |
33,86 |
|
Неоконченное высшее |
103 |
103 |
97 |
28,0 |
27,47 |
25,66 |
|
Высшее |
144 |
139 |
145 |
39,13 |
37,07 |
38,36 |
|
Итого |
368 |
375 |
378 |
100 |
100 |
100 |
В общем, говоря о качественном составе персонала Администрации ЗГО, можно сказать, что это люди в возрасте от 20 до 40 лет в основном имеющие специальное и высшее образование, большая доля персонала с неоконченным образованием связана со спецификой муниципального управления. Глава округа освобождает от должности и назначает на должность, в том числе по конкурсу, работников Администрации округа и руководителей ее органов, руководителей Финансового управления, Управления социальной защиты населения, Комитета по управлению имуществом городского округа, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений, применяет к ним меры поощрения, привлекает их к дисциплинарной и материальной ответственности.[42]
Высокая доля выявлена у прочего персонала со средне-специальным образованием. Снижение числа недостаточно образовательного уровня персонала связана с тем, что к муниципальной службе привлекаются специалисты с профильным образованием и многие сотрудники получают высшее образования без отрыва от производства (дистанционно).
Следующий элемент организация рациональных социально-трудовых отношений. В общем виде технологическое разделение труда воплощается в разделении управленческого персонала на руководителей, специалистов и технических исполнителей, однако степень дифференциации зависит от многообразия закрепленных за работником технологически разнородных работ и решаемых задач, таблица 4. Рациональные социально-трудовые отношения в Администрации ЗГО основаны на технологическом разделение труда, и разграничивают деятельность сотрудников по нормам.[43]