Файл: Управление миграционными процессами ( Зарубежный опыт миграционной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 октября 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2009 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Теперь, если иностранный гражданин имеет право собственности на помещения, расположенные на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места жительства. В этом случае для регистрации по месту пребывания такой иностранный гражданин лично подает уведомление о прибытии по месту пребывания непосредственно в орган миграционного учета. Что касается проверок, проводимых ФМС России на предмет соблюдения миграционных правил, то следует отметить следующее. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года. N 928, ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в области миграции и осуществляющим правоохранительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в области миграции. В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 6 Положения ФМС России осуществляет полномочия, в том числе, за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства, правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, и т. д.

Статьей 28.1 КоАП РФ установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  1. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  2. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  3. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Совместным приказом Министерства внутренних дел России и ФМС России от 30 апреля 2009 года № 338/97 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства положений миграционного законодательства Российской Федерации, и соблюдением правил привлечения работодателей и заказчиков работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда.


В соответствии с пунктом 9 Административного регламента исполнения государственной функции при проведении проверки соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил миграционного учета осуществляется сотрудниками и государственными гражданскими служащими подразделений системы ФМС России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации. Административный регламент детально регламентирует все процедуры от принятия решения о проведении аудита до принятия решения по результатам аудита. Административный регламент предусматривает проведение выездных и документальных проверок. Выездная проверка может быть плановой, внеплановой, совместной. Выездная проверка может проводиться в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, действующих в отношении иностранных граждан в качестве принимающей стороны, в местах проживания (пребывания) иностранных граждан или в местах фактического трудоустройства иностранных граждан (пункты 5 и 21 Административного регламента).

В соответствии с подпунктом 22.1 пункта 22.1.2 Административного регламента выездная проверка по контролю за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами в местах проживания (пребывания), а также в местах фактического осуществления трудовой деятельности проводится сотрудниками подразделения системы ФМС России по месту фактического либо установленного по имеющимся сведениям о миграционном учете места проживания (пребывания) иностранного гражданина на территории Российской Федерации, а также место фактического осуществления им трудовой деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона устанавливает, что особенности организации и проведения проверок при осуществлении, в том числе контроля и надзора в сфере миграции, могут устанавливаться другими федеральными законами.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации был назначен главой Министерства по развитию общего проекта закона, предусматривающего установление особенностей проведения проверок в различных сферах деятельности. В связи с этим ФМС России разработала и направила в Минэкономразвития России соответствующие поправки в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», определяющие эти особенности. При этом следует отметить, что подпункта «д» пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 28 апреля нет. 60-ФЗ предусмотрено, что положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок, касающихся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), в том числе в области миграции, до 1 января 2010 года. В настоящее время этот период в соответствии с Федеральным законом. Действие 365-ФЗ от 27 декабря 2009 года продлено до 1 января 2011 года.


Последнее, что я хотел бы обратить ваше внимание на то, что в соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации. После получения в органы ФМС России постановления прокурора об административном правонарушении должностными лицами системы ФМС России, указанных в статье 23.67 КоАП РФ указанного постановления в порядке, установленном КоАП РФ, считаются.

В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 года № 783 утверждены Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации. Согласно правилам, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодно определяют необходимость привлечения иностранных работников и формируют квоты на трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации. Определение выше параметрам и формирование квот осуществляется в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассматривает предложения субъектов Российской Федерации, принимая во внимание текущую ситуацию на российском рынке труда, демографической ситуации, принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов и эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году, и представляет в Правительство Российской Федерации для последующего принятия проекты резолюций по следующим вопросам:

  1. определение необходимости привлечения иностранных работников на следующий год в Российскую Федерацию, а также для приоритетных профессиональных квалификационных групп;
  2. утверждение на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию с целью трудоустройства;
  3. утверждение квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам на следующий год.
  4. На сегодняшний день Правительством РФ приняты следующие постановления:
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 961 «Об определении на 2010 год потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников»;
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 963 «Об утверждении на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 962 «Об утверждении на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу». Кроме того, следует отметить, что Правительством РФ внесен в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации». Упомянутым законопроектом планируется значительное упрощение порядка въезда и осуществления трудовой деятельности для высококвалифицированных работников и членов их семей. Разрешение на работу указанные работники смогут получить вне установленной квоты. Также предлагается ввести для иностранных работников, работающих по найму у работодателей - физических лиц, использующих их труд для нужд домашнего хозяйства, новый разрешительный документ - патент. Численность иностранных работников данной категории тоже квотироваться не будет.
  8. В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона 25 июля 2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Статьей 33 названного Федерального закона установлено, что иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  9. За незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина (без разрешения на работу, разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также за не уведомление о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с Федеральным законом) частями 1 - 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации предусмотрено административное наказание в виде штрафа: на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч (по части 3 - от тридцати пяти тысяч) до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч (по части 3 - от четырехсот тысяч) до восьмисот тысяч рублей. В отдельных случаях с учетом положений статьи 3.12 КоАП РФ возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
  10. Кроме того, в соответствии со статьей 18.10 КоАП РФ осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. С 1 марта вступил в силу Федеральный закон № 337-ФЗ от 21.12.2009, которым внесены изменения в ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в части оформления заграничных паспортов, содержащих электронные носители информации. Срок действия таких паспортов увеличен до 10 лет. Увеличение срока действия загранпаспорта, содержащего электронные носители информации, отвечает интересам российских граждан, экономически выгодно государству и приближает законодательные нормы Российской Федерации в вопросе о сроках действия загранпаспортов к международным нормам.
  11. В целях реализации данного Федерального закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2010 № 13 «О порядке использования бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации», в котором установлены сроки начала оформления паспортов на новых бланках.
  12. Кроме того, готовится проект Постановления Правительства Российской Федерации, где будет определен перечень персональных данных, записываемых на электронный носитель информации, содержащийся в загранпаспортах. Также готовятся изменения в документы, непосредственно затрагивающие сферу деятельности Федеральной миграционной службы.
  13. Концепция отражает основные положения действующих правовых актов (указов Президента РФ, постановлений Правительства и Федерального Собрания), а также других основных документов в данной области государственной политики или имеющих к ней непосредственное отношение. Она также учитывает опыт миграционной политики ряда зарубежных государств.
  14. Адаптация положений Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015г. к потребностям миграционной системы дает основания для вывода о том, что численность населения страны будет стабильной, когда размеры чистого миграционного притока будут равны естественной убыли ее населения (ежегодно более 900 тыс. человек). Отсюда роль и значимость сбалансированности административно-правового, финансово-правового, информационно-правового регулирования миграционных процессов в стране.
  15. Существует проблема взаимодействия ФМС России с федеральными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Серьезными проблемами в миграционной сфере является отсутствие жесткой увязки миграционной политики с ситуацией на рынке труда, а также отсутствие увязки внутренних и внешних миграционных потоков. Это приводит к тому, что в определенные регионы страны осуществляется активный ввоз иностранной рабочей силы, в то время как в других ее регионах имеется избыток трудовых ресурсов, которые могли бы эффективно использоваться вместо иностранных работников.
  16. Вызывает беспокойство проблема незаконной иммиграции из стран Юго-Восточной Азии, связанная с урегулированием- погранично-территориальных притязаний к России, нарастающим оттоком из дальневосточного региона постоянного населения, неадекватно замещаемого на перемещаемое население по этническому признаку, что чревато угрозами национальной безопасности страны. Особую остроту проблеме придает взаимосвязь незаконной миграции и теневого сектора экономики, так как расширение их сфер влияния консервирует низкое качество занятости, увеличивает криминализацию этих сфер, снижает инвестиционную привлекательность российской экономики.
  17. Основная часть иммиграции из дальнего зарубежья носит незаконный характер. Это в значительной степени обусловлено неразработанностью законодательства, определяющего положение в России иностранцев, лиц, ищущих убежища, и апатридов. Легализация этих лиц на законных основаниях возможна лишь путем предоставления статуса беженца, который распространяется на очень ограниченный круг иммигрантов, что оправдано тяжелым экономическим положением России.
  18. Необходимо разработать альтернативные способы предоставления вида на жительство различным категориям иммигрантов. Это является главным условием их подконтрольности и уменьшения криминогенности в их среде.
  19. Особого внимания требует регулирование китайской иммиграции в связи с тем, что в перспективе китайцы будут составлять существенную компоненту на рынке труда России. Поэтому очень важно наработать опыт сотрудничества с ними. Именно это, а не миграционный контроль, является главным направлением политики в отношении иммиграции китайцев.
  20. Для усиления правового регулирования миграционной системы, государственного и общественного контроля ее деятельности в регионах России при Администрации Президента Российской Федерации была создана Межрегиональная рабочая группа по совершенствованию миграционного законодательства и образована экспертная комиссия для подготовки предложений по разработке проекта концепции Миграционного кодекса России, работа над которым не завершена.
  21. Специалисты высказывают мнения о том, что для повышения эффективности функционирования миграционной системы России вызрела необходимость в создании отрасли миграционного права. Кодекс законов о миграции позволит концентрированно выявить основные принципы для регулирования миграционных проблем, упорядочит основные категории и институты нарождающегося миграционного права на федеральном, региональном и местном уровнях.
  22. Имеются серьезные проблемы кадрового обеспечения миграционной системы, в том числе и профессионального образования миграционного персонала. Существует необходимость повышения квалификации и профессионального уровня руководства и персонала миграционных служб. Неполная укомплектованность штатных структур, временная основа создаваемых миграционных органов в регионах обострения миграционной ситуации, напряженность во взаимоотношениях мигрантов с сотрудниками ФМС приводят к тому, что персонал миграционных структур зачастую имеет слабую мотивацию к эффективной профессиональной деятельности. Кроме того, миграционные службы слабо оснащены технически, персонал недостаточно обеспечен учебно-методической литературой; отсутствует служебный и жилой фонд для сотрудников и др. Все это обуславливает невысокий престиж миграционной деятельности.
  23. Решение проблемы научного обеспечения миграционной системы России характеризуется финансовыми трудностями, вынуждавшими научные коллективы к проведению неглубоких коммерческих исследований; отсутствием полноценного притока молодых ученых; нарушением преемственности проводимых исследований; практической невозможности осуществления репрезентативных социологических и иных выборок из-за их дороговизны и др. Это привело к преимущественно одноликим публикациям в области миграции. Практически отсутствуют исследовательские и аналитические работ в области миграции в регионах. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие интереса к миграционной проблематике у потенциальных заказчиков и, прежде всего, у институтов власти.
  24. Следует подчеркнуть, что основной стратегической целью, определенной Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, является создание основы для устойчивого социально-экономического развития России, обеспечение качества жизни и национальной безопасности. Поэтому совершенствование миграционной системы — это политическая, общенациональная задача, а не ведомственный проект ФМС и МВД России. Необходимо создание качественно нового правового порядка экономического управления миграцией, налаживание финансово-экономического механизма получения средств от иммиграции и расходования этих средств на создание миграционной инфраструктуры.
  25. Последние разработки в области реформирования миграционной системы России направлены на смягчения правил для мигрантов с тем, чтобы повысить миграционную привлекательность страны. Вступившие в силу 15.01.2007 г. Федеральные законы «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ и «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. № 110-ФЗ призваны кардинально изменить государственную миграционную политику и противостоять сращиванию незаконных мигрантов и криминала на местах и предусматривают гибкие схемы учета мигрантов, прибывающих в Россию. Власть сможет эффективнее управлять миграционными потоками, сократить незаконную миграцию, привлечь квалифицированную рабочую силу, особенно из ближнего зарубежья, что обеспечит миграционную привлекательность России и сформировать качественно новый административно-правовой механизм учета иностранных граждан и лиц без гражданства.
  26. Анализ и прогноз современной миграционной, демографической и социально-экономической ситуации и перспектив ее развития показывают, что миграционные процессы в ближайшем будущем будут приобретать для российского государства все большую значимость. Именно поэтому разработке эффективной миграционной политики Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы государственной власти уделяют огромное внимание. Миграционная политика должна стать полноценной составной частью внутренней и внешней политики России, а ее реализация — одной из приоритетных задач.
  27. Основные направления совершенствования миграционной политики в районах севера Сибири необходимо рассматривать в контексте общей демографической политики государства. Оценивая демографическую ситуацию в районах Крайнего Севера, к сожалению, приходится констатировать, что она находится в кризисном состоянии. Для нее характерны те же негативные явления, как в естественном воспроизводстве населения, так и в миграционных процессах, которые имеются в России. Однако такая оценка была бы не полной, если не учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, динамика этих процессов не в пользу северных регионов. Во-вторых, их социально-экономические последствия для экономики и населения регионов более разрушительные, чем в целом по стране.
  28. Одной из особенностей формирования демографического потенциала северных территорий является то, что оно определялось не естественным приростом населения, а притоком его из западных территорий страны, то есть механической миграцией. В основе этого процесса лежала политика стимулирования государством переселения населения в восточные регионы страны. В 70-80-е годы рост численности в северных регионах составил порядка 30%, а в отдельных регионах Крайнего Севера (Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО в 4-6 раз), против 13% в целом по России. Сегодня процесс пошел обратный. С 90-х годов количество выехавших с Севера в 1,4 раза превысил число вновь прибывших. Обезлюживание северных регионов, с точки зрения стратегических, политических и экономических возможных последствий, может привести к:
  29. - попыткам заселения этих территорий населением сопредельных государств;
  30. - нехватке трудовых ресурсов для обеспечения страны стратегическими природными ресурсами, которые сосредоточены только здесь (нефть, газ, алмазы и т.д.);
  31. - разрушению уникального сложившегося трудового потенциала;
  32. - возрастание угрозы национальной безопасности России.
  33. Тенденцию сокращения населения на территориях Севера необходимо переломить, для чего следует направить реальные, рассчитанные на перспективу усилия государства, бизнес-сообщества.
  34. Дальнейшее экономическое развитие северных регионов, как уже отмечалось, возможно только при условии, если будет обеспечен значительный приток людей на эти территории. Если в обжитых районах России по демографической причине в предстоящей перспективе рабочей силы будет не хватать, то на Севере – тем более.
  35. Особенно настоятельной становится необходимость продуманной миграционной политики государства. К сожалению, каких-то внятных представлений на этот счет сейчас нет. Свидетельством тому служит, к примеру, многомиллионная армия «нелегалов», устремившаяся в крупнейшие города давно обжитых регионов страны и занявшая те «трудовые ниши», где местные жители не хотят работать.
  36. На наш взгляд, необходимо создать условия для привлечения мигрантов в Россию из других стран, причем в больших масштабах. Только так можно создать достаточную конкуренцию на рынке труда. Это нами рассматривается как непременное условие притока людей в северные территории. Оно должно стать составной частью государственной миграционной политики.
  37. Заслуживают внимания предложения о создании общественной системы привлечения новых высококвалифицированных работников для работы в северных регионах через постепенный переход на преимущественно внутрирегиональную ротационную модель формирования трудовых ресурсов Севера.
  38. Наряду с этим требуется усиление государственного регулирования процессов миграции и защиты национального рынка труда, предотвращение нелегального притока и найма иностранной рабочей силы.
  39. Следует восстановить действовавшую систему компенсаций повышенного уровня затрат на воспроизводство рабочей силы в суровых природно-климатических условиях, выплату стажевых и районных надбавок к заработной плате и пенсиям, определенные льготы и гарантии, сокращение необоснованно высокой дифференциации в оплате труда по отраслям и территориям;
  40. - введение экономических мер, направленных на выравнивание условий ведения бизнеса в регионе по сравнению с другими регионами России (развитие производственной и социальной инфраструктуры);
  41. - осуществление комплекса экономических мер по компенсации негативного влияния отдаленности региона от центральных районов России посредством введения льгот в области транспортных тарифов;
  42. - выработка механизмов выделения субвенций из федерального бюджета на строительство жилья, оплату коммунальных услуг, для работников, занятых в бюджетной сфере, труднодоступных, отдаленных населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
  43. Необходимо разработать комплекс мер в области регулирования миграции населения. Этот комплекс должен включать в себя следующие мероприятия:
  44. - разработать государственную программу заселения районов Крайнего Севера за счет переселения из западных районов страны;
  45. - разработать государственную программу по переселению проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ориентируя его направленность в южные районы Дальнего Востока и Забайкалья;
  46. - ввести правила упрощенного и ускоренного предоставления российского гражданства для мигрантов из бывших республик СССР;
  47. - способствовать трудоустройству и решению жилищных проблем для уволенных из рядов Вооруженных сил;
  48. - создать в районах Крайнего Севера современную и престижную систему образования на основе преимущественно бюджетного финансирования;
  49. - установить особый контроль за нелегальной миграцией.
  50. Другим направлением совершенствования государственного управления миграционными процессами является профилактика межэтнической и социальной напряжённости на национальной и религиозной форме. Необходимо учитывать интересы различных этнических групп, коренных народов Севера. Для этого имеет смысл продумать систему квотирования по национальному признаку.
  51. Таким образом, приоритетными задачами в области миграционной политики являются: приоритет мер, направленных на постоянное население Российской Федерации, перед мерами по использованию внешней миграции в решении демографических проблем; создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми; улучшение здоровья населения и снижение смертности; привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию; улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Миграционная политика - особое направление государственной политики России, которое определяется универсальным характером миграции и большой значимостью миграционных процессов для государства и его субъектов. Власти все больше осознают необходимость сбалансированного, комплексного, многоуровневого и многостороннего управления миграционными процессами.

Государственное регулирование иммиграции должна учитывать современные тенденции в отношении процессов как внутренней, так и внешней миграции. Роль Государственной миграционной политики не должна ограничиваться планированием и управлением перемещением населения. Еще одной важной функцией является мониторинг изменений ситуации и гибкое реагирование на изменения социально-экономической реальности под влиянием реформ в обществе.

Совершенствование управления миграцией должно идти в двух направлениях:

  1. в направлении общей либерализации миграционной политики и упрощения бюрократических процедур;
  2. в направлении четкого разделения функций между различными уровнями власти, повышения самостоятельности субъектов и муниципальных органов в принятии решений.

В управлении миграцией должны участвовать все территориальные уровни, а не только федеральный уровень, как сейчас. Особое внимание следует уделить муниципальному уровню, на который целесообразно передать право на привлечение иностранной рабочей силы местным предприятиям и организациям; право определять и корректировать квоты на привлечение иностранной рабочей силы; право ускорить регистрацию отдельных категорий мигрантов (в том числе «краткосрочных»); ответственность за адаптацию мигрантов (с одной стороны, помочь им в обустройстве и самоорганизации (община и др.)), с другой - максимально блокировать территориальную концентрацию (сегрегацию) мигрантов, создание «этнических кварталов»).

В целом, необходимо провести качественный пересмотр законодательства в сфере миграционных отношений с целью создания более эффективных механизмов контроля иммиграционных процессов. На уровне субъектов Российской Федерации, как и в муниципальных образованиях, отсутствует собственная нормативно-правовая база по вопросам миграции.

Одной из важнейших проблем управления миграцией является обеспечение устойчивого миграционного роста населения России.

Рост численности населения должен сопровождаться осмысленной стратегией иммиграционной политики. Россия заинтересована в притоке квалифицированных легальных трудовых ресурсов. Меры по созданию благоприятных условий для родов, снижению смертности и упорядочению миграции должны осуществляться одновременно. Реализация миграционной политики возможна только в результате скоординированной межведомственной деятельности заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти.


Политика в области иммиграции должна основываться на понимании необходимости интеграции Российской Федерации на международном рынке труда. Эта политика должна основываться на разработке эффективных механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы с учетом государств ее происхождения, профессионального образования и других особенностей. Важнейшим условием расширения законных каналов трудовой миграции должна стать подготовка и заключение двусторонних соглашений о международном обмене рабочей силой с основными странами - миграционными партнерами России.

В области внутренней миграции важной стратегической целью является устранение институциональных барьеров на пути интенсификации экономической миграции и перераспределения трудовых ресурсов по всей стране. Важно реализовать меры, направленные на сокращение оттока трудоспособного населения из регионов Сибири и Дальнего Востока, создание условий для стабилизации здесь демографического и трудового потенциала, стимулирование притока мигрантов в слабо развитые, но богатые природными ресурсами приграничные районы.

Для своевременного реагирования на изменения миграционной ситуации необходима своевременная, точная, достоверная и открытая информация в этой области. Необходим комплекс мер по обеспечению полного учета миграции и созданию федеральной автоматизированной информационной системы, объединяющей все имеющиеся и необходимые источники данных по различным видам миграции.

Выявление целевых районных территорий в регионах, благоприятных для въезда мигрантов, в том числе соотечественников, возможно программными методами, на основе изучения потребностей, возможностей и перспектив развития этих территорий. В дальнейшем можно определить статус этих территорий с определением потребности и источников финансовых и иных преференций, получаемых ею.

Целевое урегулирование может рассматриваться как ведущий метод государственного регулирования миграционных процессов. Применение данного метода даст положительные результаты только при комплексном подходе к проблеме, а именно использовании комплекса экономических, политических, правовых, информационных инструментов в стимулировании миграционных потоков.

Необходимо предусмотреть возможность стимулирования переселения специалистов, необходимых для развития регионов. Критерии отбора иммигрантов должны быть простыми и ясными. Правила иммиграционной политики не должны часто меняться, поскольку и у иммигрантов, и у работодателей есть планы на будущее. Переселение и легализация иммигранта не должны быть перегружены ненужными процедурами и условиями, поскольку это удлиняет сроки принятия решения об иммиграции и в конечном счете оказывает негативное воздействие в виде увеличения незаконной миграции и коррупции.