Файл: Управление миграционными процессами ( Зарубежный опыт миграционной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совокупность миграций, происходящих в определенное время в рамках той или иной территориальной системы, представляет собой миграционный поток. Структуре миграционный поток может быть разделен по полу и возрасту мигрантов, их семейному положению, национальности, времени проживания, местах выхода, образованию, профессиям и т. д., а также в зависимости от географии районов выезда и мест расселения мигрантов, а также от типов населенных пунктов (городская, сельская и сельско-городская миграция)[5]1.

Миграция - естественное проявление мобильности человека, мотивированное его стремлением улучшить свои условия жизни, к более полному и надежному удовлетворению своих потребностей. Подробная схема классификации миграции указана на рисунке[6]2.

Миграции могут быть «вертикальными», связанными с увеличением или уменьшением статуса проживания, и «горизонтальными», при перемещении между населенными пунктами одного ранга. Вертикальная миграция в первую очередь связана с процессами урбанизации, необходимым элементом которых является миграция населения из сел в города. Миграция сельского населения в города может служить средством как горизонтальной, так и вертикальной социальной мобильности в зависимости от изменения характера, сложности и квалификации труда работника.

Историю человечества можно рассматривать с точки зрения непрерывной миграции племен и народов. С одной стороны, миграция является следствием внешней экспансии зрелых социальных систем с устойчивой структурой и существующим комплексом социальных связей и отношений. С другой стороны, миграция часто порождается хаотичной эволюцией кочевых племен и народностей, социальные структуры и политическая система которых находятся в зачаточном состоянии.

В течение XIX и XX веков формы миграционных процессов претерпели масштабную модификацию. Становление новых типов совпало с периодом формирования в Европе гражданского общества и национального государства. Были определены границы отдельных стран, установлены принципы гражданства и личной свободы, а также концепции эмиграции и иммиграции.

На рубеже XX-XXI веков иммиграционная политика стала важным фактором в международных делах и национальной безопасности государств. Миграция ускоряет процессы глобализации, способствует формированию системы общего труда, общей культуры, общей системы ценностей. Согласованность политики, экономики, территорий мирового пространства не позволяет уйти ни от одной местности от решения общих проблем, а значит, развития международного права. Глобализация и развитие интеграции в современном мире резко усилили межгосударственные миграционные процессы, имеющие специфические особенности в каждой стране. России предстоит определить приоритеты и цели миграционной политики в условиях глобализации.


1.2 Понятие и сущность миграционной политики

Изменения в масштабах и направленности миграционных процессов отразились на размещении населения и трудовых ресурсов, состоянии рынка труда и в конечном итоге - на экономическом развитии страны в целом. В то время как миграционный рост в первой половине 1990-х годов позволил сократить население Российской Федерации на три четверти, в последние годы миграционный рост постепенно сокращается и в настоящее время компенсирует естественную убыль населения менее чем на четверть[7]1.

Концепция демографического развития России на период до 2015 года, разработана и утверждена Правительством Российской Федерации, включает в себя самостоятельный раздел о влиянии на миграционные процессы в целях улучшения демографической ситуации. Этот документ определяет приоритеты демографического развития в области миграции и расселения:

  • привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из стран СНГ, а также Латвии, Литвы, Эстонии;
  • создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического потенциала, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации;
  • реализация комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в Российской Федерации;
  • совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.

Миграционные процессы, как особый объект управления, имеют ряд специфических особенностей:

  1. Прежде всего, миграция населения очень чувствительна в социальном плане - демографический процесс, который мгновенно реагирует на изменения различных факторов, таких как экономические. Поэтому в управлении миграцией, в отличие от управления другими социальными процессами, влияние управленческие воздействия, а также влияние факторов, усложнение их реализации достигается в очень короткие сроки.
  2. Государственное управление миграцией не может и не должно охватывать все виды миграционных перемещений населения по стране, а только наиболее «проблемные» миграционные процессы. Критерий проблемы должен стать краеугольным камнем миграционной политики в силу объективных ограничений ее реализации.
  3. Миграция не может регулироваться только в рамках социально-экономической или переселенческой, или демографической политики. Он синтезирует их элементы, а также является важным компонентом комплекса принимаемых ими мер.
  4. Разница между управлением миграцией, прежде всего, внутренняя,

она заключается в сущности миграции как межтерриториального явления.

Исходя из такого характера миграции, ею можно управлять в двух местах – районах происхождения и районах расселения мигрантов. В этой связи существует два основных способа воздействия на миграцию:

  • изменение факторов, вызывающих желание жителей одних мест переехать в другие части страны;
  • изменение возможностей поселения.
  1. Миграционные процессы тесно связаны с потоком информации, особенно о местах внедрения и средствах их достижения, не случайно одна из моделей миграции связывает миграционные потоки со способами распространения информации. Поэтому важно поддерживать принятие управленческих решений, направленных на объект управления.

Можно выделить следующие цели миграционной политики:

  • привлечение мигрантов к временному месту жительства;
  • создание постоянного населения;
  • обеспечение промышленных объектов трудовыми ресурсами;
  • повышение миграционной активности коренных народов в ряде территорий;
  • сдерживание потока мигрантов в некоторые населенные пункты.

Реализация этих целей направлена на обеспечение достижения общей цели - оптимизации миграционных процессов, которая выражается в сочетании общественных и личных интересов, в которой интересы государства и нужд мигрантов больше всего устроит. Это характеризуется их высокой выживаемостью.

В настоящее время одним из основных направлений в решении проблемы выживания является сближение условий формирования производственных мощностей с созданием необходимого уровня социальной инфраструктуры. Она должна быть выше, чем в районах выхода мигрантов. Во-первых, потому, что тяготение к районам новой застройки, а это в основном северные регионы Сибири, - население предполагает его отделение от привычных мест обитания: природных, географических и социальных (семейных, имущественных и других связей), компенсация за это отделение-в лучшем комплексе условий жизни в районах расселения. Во-вторых, рассматриваемый тип территорий характеризуется сложными природно-географическими условиями (удаленность, суровость климата) и своеобразной структурой населения и его расселения. Оба требуют более высоких стандартов социальной инфраструктуры. В противном случае отделение мигрантов от их нормальной социальной и природной среды не может быть устойчивым.

Результаты реализации миграционной политики на конкретном участке, в конкретный период выражаются таким показателем, как миграционный баланс, или миграционный рост населения (этот показатель более объективно выражает эффективность миграции, чем за более длительный период он рассчитывается). Еще одним показателем эффективности миграционной политики является абсолютная и относительная величина территориального перераспределения населения (либо как изменение доли населения территории во всем населении страны, либо как превышение темпов прироста населения территории над темпами прироста населения страны или региона).


Экономическая и демографическая эффективность миграционной политики может быть рассчитана путем сопоставления баланса миграции или числа иммигрантов, укоренившихся в населении, с величиной экономических издержек или их частью. При этом следует учитывать издержки государства и его социальных институтов.

Различные издержки и потери, такие, как снижение производительности труда в пункте отправления и в районах расселения, могут учитываться при оценке затрат государства на подготовку к отъезду и адаптацию к новому месту.

Государственная миграционная политика находится во взаимодействии с: экономической политикой, прежде всего ее региональной составляющей.

Проводимая в стране экономическая политика позволяет определить необходимые стране или региону трудовые ресурсы, а также меры экономического стимулирования миграционного притока (оттока) населения в необходимых масштабах и направлениях. В свою очередь, миграционные процессы могут влиять на экономическую политику как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Социальная политика, как и миграционные процессы, является не только следствием «положительных» факторов притяжения, но и следствием социальных проблем. В результате миграции люди часто оказываются в тяжелом материальном положении, теряют имущество, а государство нуждается в помощи в их адаптации и переселении на новое место жительства.

Демографическая политика. Миграционные процессы влияют на демографическую ситуацию как в стране в целом и в отдельных регионах: в какой они способствуют уменьшению «демографического давления», в других-они позволяют компенсировать естественные потери населения.

Геополитика, потому что она выступает мощным рычагом для перераспределения населения по территории страны. Население отдельных регионов, его национальный и религиозный состав всегда были либо средством, либо объектом экспансии.

Национальной политики, в связи с тем, что миграция населения находится в тесной связи с этническими процессами. В результате межэтнических конфликтов, возникших в результате существенных просчетов в национальной политике, в нашей стране появились вынужденные переселенцы.

Таким образом, управление миграционными процессами представляет собой сложный процесс, имеющий свое место в управлении социальными процессами, но, в силу специфики объекта управления, оно не ограничивается, имеет свою теоретическую и методологическую базу, основанную на историческом опыте, на практике реализации миграционной политики.


В настоящее время процесс территориального перераспределения населения в Российской Федерации идет вразрез с геополитическими интересами. Глобальные изменения миграционных потоков с севера на юг и с востока на Запад приводят к дезактивации обширных территорий, наиболее благоприятных с точки зрения экономического развития и политически важных с точки зрения географического, зачастую пограничного положения.

Следует подчеркнуть, что в целях разработки целей, задач и направлений миграционной политики не столь важны точные количественные прогнозы миграционных процессов, но точное прогнозирование тенденций, их оценка, с точки зрения их влияния на социально-экономическую ситуацию.

1.3 Зарубежный опыт миграционной политики

Современный мир переживает беспрецедентный рост международной миграции. По данным ООН, в 2000 году общее число международных мигрантов достигло 175 миллионов человек, что более чем удвоилось по сравнению с 1970 годом и составило около 3% мирового населения. Около 60% из них живут в Европе (включая Восточную Европу и Россию), Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Высокая миграционная мобильность населения связана с усилением интернационализации экономических связей. В последнее время экономическая и социальная нестабильность, войны, насилия, нарушения прав человека, стихийные бедствия и экологические катастрофы все чаще заставляют перемещаться. В конце XX века международная миграция стала глобальным процессом, который затрагивает практически все страны мира. За пределами стран происхождения, по разным оценкам, насчитывается от 80 до 130 млн. человек.

Значение и характер последствий иммиграции в конкретных странах обусловлены, прежде всего, его масштабы, структура, соответствие экономическим потребностям и возможностям принимающих обществ, особенностями использования в них иностранной рабочей силы и т. д. Текущая миграционная ситуация в мире определяется странами ярко выраженной иммиграции — США, Канадой, Австралией, Западной и Северной Европой, арабскими монархиями Ближнего Востока, Венесуэлой, Аргентиной, Бразилией в Южной Америке, Южной Африкой, Заиром и кот-д 'Ивуаром в Африке, Сингапуром, Японией, Гонконгом в Азии. Присутствие больших групп иностранцев существенно изменило ландшафт европейской и американской политики. Изменения, вызванные иммиграцией в принимающих странах, стали испытанием для их демократии и политической стабильности. Почти во всех странах массовый приток мигрантов создает конфликтный потенциал.