Файл: Управление миграционными процессами ( Зарубежный опыт миграционной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Скорее всего, в будущем такой пересмотр взглядов на иммиграцию ожидает большинство наиболее развитых стран Европы, поскольку они страдают от бедствия старения нации. Эту точку зрения поддерживает большинство демографов и экспертов в области миграции.

Уже есть необходимость и тенденция к межгосударственной интеграции в управлении миграционными процессами. Правительства развитых стран Европы в скором времени придут к координации усилий по различным аспектам:

  • необходимость разработки общей международной политики по предоставлению убежища, гармонизировать национальные законодательства в этом вопросе уже не вызывает сомнений;
  • существуют серьезные опасения относительно масштабов нелегальной миграции, которые могут быть сокращены и взяты под контроль только совместными усилиями, плодотворным взаимодействием как стран происхождения нелегальных мигрантов и стран - получателей;
  • единый европейский рынок предполагает свободную циркуляцию рабочей силы, что в свою очередь предполагает наличие законодательной базы по вопросам межгосударственного обмена кадрами.

И это только самые существенные проблемы современной Европы в области миграции. В то же время нельзя забывать о демографических, социальных, культурных и даже криминальных последствиях миграции.2

2  ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ РФ

2.1 Основные проблемы реализации государственной миграционной политики в северных районах российской федерации

Опыт России показывает, что решение проблем, связанных с миграцией, возможно только при организационной роли государства, способного регулировать направление и объем миграционных потоков и минимизировать элементы стихийности в этих процессах. При разработке миграционной политики в отношении северных регионов Российской Федерации важно сбалансированно использовать имеющийся успешный международный и российский опыт. Специфику России как государства с огромной территорией, множеством природных, географических, этнических и других факторов, влияющих на размещение населения, нельзя игнорировать, но нельзя гипертрофировать. Улучшение миграционных процессов следует рассматривать как важный резерв экономического развития государства.


Потребность экономики страны в дополнительных трудовых ресурсах, особенно в свете перспективы экономических мегапроектов в ряде северных территорий вызовет необходимость регулируемого притока иммигрантов. В этой ситуации актуальной проблемой для российского общества является формирование установок толерантного сознания. Рыночный механизм определяет необходимость государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создание системы экономических стимулов для этого.

Современная миграционная ситуация в России требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы стали фактором, способствующим позитивному развитию общества, исходя из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.

Главной задачей, стоящей сегодня перед ФМС России, является организация цивилизованной миграции, которая позволит эффективно использовать человеческий потенциал для решения, в первую очередь, проблем социально-экономического развития России. Эффективность миграционной системы зависит от эффективности административно-правового, информационно - правового, а также финансово - экономического правового регулирования.

Последние годы были достаточно продуктивными в развитии законодательства в области миграции, а также законодательства, тесно связанного с решением этих вопросов - были приняты и вступили в действие федеральные законы: «О гражданстве Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», которые непосредственно затрагивают вопросы определения правового статуса мигрантов; направлены на установление паспортно-визового режима, упорядочение системы регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территориях, приграничных с другими государствами.

В этих законах проводится различие между гражданином, имеющим долгосрочное проживание в стране иностранца (резидента) и временным резидентом. Для иностранцев введено учреждение, аналогичное «зеленой карте» в США. Иностранец, проживший в России один год, может получить вид на жительство на пять лет, а затем, при желании, продлить его повторно. Установлен новый порядок получения гражданства Российской Федерации. В обращение также вводится миграционная карта, которую обязан заполнить каждый, кто пересекает границу России. На основе карты предполагается контролировать иммиграцию и иммигрантов, создать банк данных по России. Однако процедура регистрации иммигрантов с введением этих законов стала намного сложнее, длиннее и громоздче, особенно в том, что касается трудоустройства.


Существенно улучшили правовую базу в сфере миграции на уровне регулирования. Это касается регулирования миграционной карты, Об утверждении правил расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределами России, утверждение порядка выдачи разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, оформление разрешения на временное проживание в России и определение объема соответствующих квот, выдачу видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства, предоставления гарантий материального обеспечения., медицинское и жилищное обеспечение иностранного гражданина на период его пребывания в России и др.

Однако необходимо дальнейшее совершенствование миграционного законодательства, особенно в сфере регулирования трудовой миграции и привлечения трудовых мигрантов в страну, либерализация миграционного законодательства, ужесточение норм, связанных с борьбой с нелегальной миграцией. Существующая законодательная основа регулирования миграционных отношений все еще не в полной мере отвечает насущным потребностям правоприменительной практики: она характеризуется значительным отставанием от имеющегося опыта законодательного регулирования зарубежных стран, не в полной мере соответствует международным стандартам, фрагментарность в регулировании отдельных направлений и видов миграции, значительное количество устаревших норм. На уровне субъектов Российской Федерации, как и в муниципальных образованиях, отсутствует собственная нормативно-правовая база по вопросам миграции.

Отсутствует комплексная научно-практическая предсказуемость миграционных процессов в стране в целом и в отдельных регионах. Миграционная политика современного периода не получила должного развития и программно-целевого метода регулирования, который мог бы оказать существенную помощь в решении проблемы добровольного переселения в малонаселенные районы, регулирования рынка труда, поддержки социально уязвимых категорий мигрантов. С помощью этого метода можно осуществлять эффективное распределение материальных и финансовых средств, направляемых из бюджета страны на цели миграционной политики, четкий контроль за их реализацией.

Необходимо провести качественный пересмотр законодательства в области миграционных отношений с целью создания более эффективных механизмов контроля за миграционными процессами, прежде всего-пресечение нелегальной иммиграции; интеграция мигрантов в социально-экономические условия страны, оптимизация внутренних миграционных потоков, выход России на международный рынок труда и регулирование экономической миграции. Необходимы также меры экономического и организационного характера: полная демаркация государственных границ, обустройство границ, разрешение территориальных споров с пограничными государствами, создание системы подготовки кадров специалистов миграционных служб и др.


Миграционная политика России не в полной мере отвечает динамичным изменениям, происходящим в миграционной сфере. Тот факт, что в России до сих пор нет эффективной миграционной политики, признается на самом высоком уровне власти. Отсутствие комплексной миграционной политики, которая до сих пор носит фрагментарный характер и слабо связана с перспективами экономического и социального развития страны, а также демографической политики, существенно снижает эффективность государства в сфере миграции. Кроме того, не завершен процесс формирования устойчивой системы управления реализацией миграционной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях. Наличие ресурсов для существующих программ и планов остается неудовлетворительным. В осуществлении региональной миграционной политики имеются явные недостатки.

При разработке и реализации миграционной политики недостаточно учитывается происходящее внутри демографической ситуации явление, которое описывается как кризис. Сокращение трудоспособного населения в ближайшем будущем может оказать негативное влияние на рост экономики, а также на возможность выполнить ряд социальных обязательств, и требует масштабного привлечения иностранной рабочей силы в российской экономике, что повлечет за собой изменения в социальной, религиозной, этнической, культурной и образовательной структуры общества, и, как следствие, необходимость корректировки подходов к реализации внутренней политики государства, обеспечения его национальной безопасности. На фоне поступательного сокращения численности коренного населения страны прогнозируется дальнейшее усиление демографического давления на Россию со стороны государств с избыточным населением, прежде всего Китая, а также «миграционно опасных» государств (Афганистан, Бангладеш, Вьетнам, Индия, Иран, Пакистан и Турция). Промышленные центральные и южные регионы России уже испытывают избыточный миграционный поток из государств-участников СНГ.

Слаборазвитый рынок жилья и низкие доходы населения препятствуют формированию рабочей силы за счет мигрантов. Поскольку на предприятиях практически отсутствуют общежития, и они пока не настолько экономически эффективны, чтобы оплачивать работникам частное жилье, Проблема обеспечения жильем низкооплачиваемых работников стоит очень остро. По экспертным оценкам, в России насчитывается около четырех миллионов нелегальных мигрантов. В то же время сама среда так называемой нелегальной миграции неоднородна. Нелегальная миграция оказывает негативное влияние на социальную ситуацию, расширяет возможности для активизации деятельности организованных преступных группировок, международных террористических и экстремистских организаций, создает условия для коррупции, ксенофобии, способствует разжиганию межнациональных конфликтов и ухудшения криминогенной ситуации. Незаконная трудовая деятельность нелегальных мигрантов создает условия для развития «теневой экономики» и неконтролируемого вывоза капитала за рубеж.


Еще одной проблемой является отсутствие надежных и точных статистических данных о миграционных процессах, в том числе о потребностях страны в рабочей силе. В результате существующая система контроля за въездом, выездом и пребыванием иностранных граждан в России не позволяет осуществлять эффективный мониторинг иммиграционных процессов и наличие объективных данных о количестве иностранных граждан в стране. Введена практика квотирования тоже субъективна и не опирается на знание конкретной ситуации.

Крайне важно, чтобы вся система государственной власти имела единство мнений и согласованную политику по фундаментальным проблемам миграционной сферы. Миграция и демографическая ситуация в стране диктует необходимость принятия взвешенных мер для масштабного привлечения иностранной рабочей силы в российскую экономику. В то же время мы должны учитывать все возможные и крайне чувствительные изменения в социальной, этнической и конфессиональной структуре общества. Необходима эффективная защита национального рынка труда и особое внимание к тому, чтобы коренное население России не сталкивалось с неоправданными издержками.

Миграционная политика является мощным рычагом консолидации стран СНГ. Выходцы из стран Содружества способны укреплять интеграционные связи, а их безопасная легальная занятость и нормальная социальная жизнь — один из факторов укрепления сотрудничества с ближайшими партнерами.

Серьезной проблемой является отсутствие в России официально утвержденной федеральной миграционной стратегии, которая учитывала бы объективные факторы нынешнего и будущего развития страны и увязывала бы все виды миграции и интересы федерального государства, его субъектов и муниципалитетов, а также различных групп населения, в том числе мигрантов. Концепция регулирования миграционных процессов, утвержденная правительством в марте 2003 года (декрет № 256-р), не закрывает этот пробел, поскольку не содержит четких ориентиров по миграционной политике страны.

В качестве возможных стратегических направлений в осуществлении миграционной политики можно выделить серьезное стимулирование иммиграции, подразумевающее вовлечение в иммиграционный поток выходцев из стран старого зарубежья (прежде всего из Восточной и Юго-Восточной Азии и других стран) и, как следствие, выработку государством особых подходов к их расселению и адаптации; а также селективный отбор мигрантов, который возможен только при серьезном государственном регулировании рождаемости и смертности.