Файл: Анализ методик диагностики самооценки личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 572

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Самоотношение – как иерархическая структура, включающая частные самооценки, интегрированные по сферам личностных проявлений и составляющие обобщенное «Я», которое находится на верху иерархии. Р. Щавельзон предложил свою модель: обобщенная самооценка находится на вершине иерархии, она разделена на академическую и неакадемическую (связанную или не связанную с успехами в учебе). Р. Щавельзон на основе анализа исследований, разводящих когнитивную и оценочную компоненты Я-концепции, пришел к выводу, что данное разграничение не имеет смысла (так как в его пользу нет достаточных аргументов). Отсюда Я-концепция и обобщенная самооценка – это одно и то же.

4. Самоуважение понимается как самостоятельная переменная, имеющая свою особую природу. Так, С. Куперсмит и М. Розенберг рассматривают самоотношение как своеобразную личностную черту, малоизменяющуюся от ситуации к ситуации и даже от возраста к возрасту. В основе устойчивости общего самоуважения лежат два основных внутренних мотива: мотив самоуважения и потребность в постоянстве образа Я. Мотив самоуважения определяется как «личная потребность» сделать максимальным переживание положительных и минимальным отрицательных установок по отношению к себе.

5. Самоотношение – как чувство, включающее переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие и т.п.). Исследователи Л. Уэлс и Дж. Марвелл, проанализировавшие различные концепции обобщенной самооценки, выделили три основных понимания самоотношения:

1. Любовь к себе.

2. Самоприятие.

3. Чувство компетенции.

К. Роджерс рассматривает самоприятие как приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств, а также выделяет самооценку - отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств. Однако если в обзоре Л. Уэлса и Дж. Марвелла представлены различные понимания глобальной самооценки как единого и целостного образования, то К. Роджерс понимает самоприятие и самооценку как два аспекта самоотношения, которые разбиваются на две подсистемы: самооценочную и эмоциональную. В то же время большинство исследователей представляют аффективный процесс как оценочный, описанный в терминах эмоций[12].

С.Р. Пантилеев выделил собственную структуру самоотношения (глобальной самооценки). Согласно его концепции, формирование оценочного самоотношения строится на оценке собственной эффективности в достижении поставленных целей, на сравнении собственных достижений с социальными стандартами, успехами и оценками других людей. В основе эмоционально-ценностной подсистемы самоотношения лежит опыт эмоциональных отношений со значимыми людьми, прежде всего с родителя­ми. Эта подсистема является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе становления личности. Структура самоотношения по С.Р. Пантилееву может описываться как состоящая из трех компонентов: позитивного оценочного самоотношения (самоуважение), позитивного эмоционального самоотношения (аутосимпатия), негативного самоотношения (самоуничижение).


Самоуважение, аутосимпатия и самоуничижение являются сложны­ми по своему строению образованиями и включают в себя целый ряд модальностей. По результатам исследования С.Р. Пантилеева, самоуважение состоит из открытости, самоуверенности, саморуководства и отраженного самоотношения; аутосимпатия – из самоценности, самопринятия и самопривязанности; самоуничижение – из самообвинения и внутренней кон­фликтности[13].

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, который проявляется в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Из соотношения трудности цели и успешности в ее достижении можно выделить три вида самооценки:

- Завышенная самооценка. Она побуждает человека строить нереальные планы, брать на себя невыполнимые обязательства. Человек притязает на не соответствующее его способностям положение, вызывает у людей раздражение.

- Пониженная самооценка. Человек с пониженной самооценкой, наоборот, склонен к ограничительному поведению, уходу от проблем, пессимистической оценке своих перспектив. Этому соответствует низкий уровень притязаний.

- Адекватная самооценка. Человек с такой самооценкой ставит перед собой цели, соразмерные собственным возможностям или незначительно их превышающие, или грамотно ищет ресурсы, чтобы добиться желаемого. Чаще всего поставленные цели ему удается реализовать.

Важную роль в самооценке играет успешность деятельности. Чтобы повысить самооценку, нужно повысить успешность деятельности, создать ситуацию переживания успеха, либо снизить притязания. Если человек, имеющий завышенные притязания, постоянно наталкивается на неуспех, это ведет его к фрустрирующим переживаниям[14].

Таким образом, подходы к пониманию самооценки имеют отличия, однако в целом можно сказать следующее. Самооценка включает в себя когнитивный и аффективный компоненты. Глобальная самооценка отождествляется с термином самоотношение. С.Р. Пантилеев, на теорию которого мы опираемся, выделает три структурных компонента самоотношения: самоуважение (позитивное оценочное самоотношение), аутосимпатия (позитивное эмоциональное самоотношение), самоуничижение (негативное самоотношение).

1.3. Методики исследования самооценки личности


В настоящее время существует множество методик, которые позволяют рассмотреть самооценку человека на основании различных показателей. Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, ее количественной и качественной характеристик.

1. Достаточно распространенной является методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.

Название методики: методика исследования самооценки личности.

Автор классического варианта методики: С.А. Будасси.

Год создания: 1972.

Стимульный материал методики представляет собой набор из 48 личностных качеств, из которых испытуемому предстоит отобрать 20 качеств, соответствующих его представлениям об идеальной личности.

Показатели (критерии оценивания): Методика основана на ранжировании испытуемым качеств, соответствующих идеальному Я и реальному Я. Путем статистического сравнения рангов отобранных качеств вычисляется, насколько сильное расхождение между Я реальным и Я идеальным актуально для испытуемого. Полное совпадение рангов качеств, присущих Я-реальному и Я-идеальному, в итоге позволяет получить балл, равный 1. Полное расхождение (отсутствие совпадения) рангов качеств, присущих Я реальному и Я идеальному, в итоге позволяет получить балл, равный 0. В случае, если ранжирование качеств Я реального диаметрально противоположно ранжированию качеств Я идеального, балл равен -1.

Чем больше расхождение рангов (взаимосвязь рангов колеблется в пределах от -0,37 до 0,37), тем вероятнее несоблюдение инструкции или несформированность связи представлений о своих реальных качествах и о качествах своего идеала.

Шкала: неметрическая (ранговая).

Рекомендации и ограничения в применении:

Градация возможных результатов выглядит следующим образом:

- результат в пределах от -1 до -0,9 – значимая отрицательная связь между Я реальным и Я идеальным, несоответствие представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности (неадекватно заниженная самооценка);

- результат в пределах от -0,89 до -0,38 – значимая отрицательная связь между Я реальным и Я идеальным (тенденция к занижению самооценки);

- результат в пределах от -0,37 до 0,37 – отсутствие значимой взаимосвязи между Я реальным и Я идеальным (несоблюдение инструкции или несформированность связи представлений о своих реальных качествах и о качествах своего идеала);

- результат в пределах от 0,38 до 0,89 – значимая положительная связь между Я реальным и Я идеальным (адекватная самооценка или тенденция к завышению самооценки);


- результат в пределах от 0,9 до 1 – значимая положительная связь между Я реальным и Я идеальным, соответствие представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности (неадекватно завышенная самооценка)[15].

И.П. Корчутанова описывает градацию результатов еще одним способом:

- от -1 до -0,33 – неадекватная самооценка (низкая);

- от -0,32 до -0,1 – адекватная самооценка (низкая);

- от -0,09 до 0,52 – адекватная самооценка (средняя);

- от 0,53 до 0,84 – адекватная самооценка (высокая);

- от 0,85 до 1 – неадекватная самооценка (высокая)[16].

Данная методика является валидизированной и надежной, и достаточно хорошо проявляет себя в исследовании уровня самооценки, ее можно проводить в групповой форме, однако она имеет свои сложности. Основная сложность заключается в том, что данная методика требует высокой степени внимательности и сосредоточенности испытуемого (т.к. необходимо отслеживать, какие качества Я идеального уже были перенесены в ранг Я реального, а какие еще нет; также возможны ситуации, когда испытуемому приходится исправлять ранжированный список в случае упущения). Помимо этого, методика требует тщательной обработки, однако данная сложность преодолевается при помощи компьютерной обработки результатов в программе MS Excel. Также к сложностям можно отнести наличие двух вариантов градации полученных результатов.

2. Методика «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой.

Название методики: «Изучение общей самооценки».

Автор классического варианта методики: Г.Н. Казанцева.

Показатели (критерии оценивания): Это одномерная методика изучения самооценки, в которой школьникам предлагается выразить согласие или несогласие с 20 утверждениями; также в опроснике имеется возможность ответить «не знаю». Из количества совпадений ответов «да» на нечетные пункты вычитается количество совпадений ответов «нет» на четные пункты.

Шкала: метрическая (интервальная).

Рекомендации и ограничения в применении:

Градация возможных результатов выглядит следующим образом:

- от -10 до -4 – низкая самооценка;

- от -3 до 3 – средняя самооценка;

- от 4 до 10 – высокая самооценка.

Данная методика характеризуется экономичностью, простотой проведения и обработки, возможностью компьютерной обработки в программе MS Excel. Также особенностью методики является то, что это один из немногих тестов-опросников для изучения самооценки в школьном возрасте. Методику можно проводить в групповой форме[17].


3. Визуальная шкала самооценки по Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн.

Название методики: «Визуальная шкала самооценки».

Автор классического варианта методики: Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн.

Год создания: 1962 г.

Показатели (критерии оценивания):

Данная шкала представляет из себя методику непосредственной оценки своего состояния по определенным шкалам. Испытуемому предлагается бланк с вертикальными линиями длиной по 10 см, символизирующими личностные качества (здоровье, ум, характер, счастье и др.). Количество и название шкал может варьироваться при необходимости. На каждой вертикальной линии испытуемому необходимо сделать три отметки: отметку, обозначающую текущее состояние (выраженность) исследуемого качества; отметку, обозначающую желаемый уровень развития исследуемого качества; отметку, обозначающую идеальный уровень развития исследуемого качества.

Шкала: неметрическая (ранговая).

Рекомендации и ограничения в применении:

Обработка результатов производится при помощи линейки путем измерения миллиметрового уровня каждой отметки от нижней границы вертикальной линии. Отметка, обозначающая текущее состояние (выраженность) исследуемого качества, принимается за уровень самооценки. Разница между нижней границей вертикальной линии и отметкой, обозначающей желаемый уровень развития исследуемого качества, принимается за уровень притязаний испытуемого. Помимо этого, вычисляется расхождение между самооценкой и уровнем притязаний и средняя величина каждого показателя по всем шести шкалам.

Градация результатов исследования самооценки выглядит следующим образом:

- 0-45 б. – неадекватная (заниженная) самооценка;

- 45-74 б. – адекватная (средняя и высокая) самооценка;

- 75-100 б. – неадекватная (завышенная) самооценка[18].

К достоинствам данной методики можно отнести простоту проведения и обработки, доступность данной методики для испытуемых различных возрастов и уровня интеллектуального развития. Помимо этого, методику можно проводить в групповой форме.

Одной из модификаций методики Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн является методика «Кто я есть в этом мире» – в ней испытуемому также предлагаются линии, каждая из которых символизирует определенное качество, однако на линию нанесены деления, и каждое исследуемое качество можно оценить только целым числом от 1 до 7. Данный вариант методики удобен простотой в проведении и подсчетах, а также четкой градацией результатов исследования и подробными пояснениями[19].