Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 614
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Понятие и сущность самооценки личности как психологической категории
1.2. История изучения вопроса самооценки личности: основные подходы и виды самооценки
1.3. Методики исследования самооценки личности
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
2. Методика исследования самоотношения, или МИС (С.Р. Пантилеев).
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день проблема исследования самооценки является одной из самых разработанных тем в психодиагностике. Существует огромное количество психодиагностических методик, направленных на исследование самооценки, при этом каждая методика является уникальной с точки зрения задаваемых вопросов, способов ответа на предложенные вопросы, способов обработки результатов, шкал методики (измеряемых показателей). Поэтому выбор методики для диагностики самооценки в каждом случае зависит от потребностей специалиста-психодиагноста, от запроса и особенностей личности испытуемого, от наличия необходимых условий (времени, технических средств) для проведения той или иной методики. Всем вышесказанным и обусловлена актуальность анализа методик диагностики самооценки личности.
Объект – самооценка личности.
Предмет – методики диагностики самооценки личности.
Гипотезы исследования.
Гипотеза 1. Методика «Q-сортировка» В. Стефенсона и «Методика исследования самоотношения» (МИС) исследуют различные параметры самооценки личности и не являются взаимозаменяемыми.
Гипотеза 2.Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева обладает большим диагностическим потенциалом по параметрам валидности, надежности, скорости проведения и обработки результатов, количеством и содержанием измеряемых шкал.
Цель исследования – выявить особенности применения диагностических методик в процессе изучения самооценки личности.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие и сущность самооценки личности как психологической категории.
- Изучить основные подходы к исследованию вопроса самооценки личности и виды самооценки.
- Охарактеризовать методики исследования самооценки личности.
- Описать программу исследования и применить 2 методики самооценки личности
- Сравнить полученные результаты исследования и их обсуждение.
Теоретической основой исследования выступают научные идеи и теоретические положения таких авторов, как Л.С. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, Р. Бернс, У. Джемс, В. Стефенсон и др.
В качестве методов исследования использовались теоретические методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение); эмпирические методы (метод тестирования: опросник «Q-сортировка» В. Стефенсона и «Методика исследования самоотношения» (МИС) С.Р. Пантилеева); методы количественной и качественной обработки данных.
Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практике проведения психодиагностики практическими психологами при выборе методик, наиболее соответствующих цели и средствам психодиагностики.
В структуру работы входит введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Понятие и сущность самооценки личности как психологической категории
Исследованию феномена самооценки отведено достаточно широкое место в современной психологической науке и практике. Можно также утверждать, что сформулировано множество определений данной психологической категории, разработаны различные подходы к ее теоретическому изучению, существуют определенные сведения о видах и уровнях развития самооценки, созданы всевозможные диагностические методики для ее исследования и пр.
Так, в «Большом психологическом словаре» говорится, что «самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.»[1].
А. Г. Маклаков рассматривает самооценку в системе Я-концепции личности. Как он отмечает, Я-концепция представляет собой сравнительно стабильную, в определенной мере осмысленную и воспринимаемую как исключительную область собственных представлений человека о себе, посредством которой индивид осуществляет взаимосвязь с окружающим миром и определяет отношение к самому себе, формируя тем самым образ собственного «Я».
Исследователь указывал, что это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о самом себе. Самооценка, по его мнению, это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. Самооценка складывается на основе сопоставлений себя и других людей, себя и какого-то эталона (реального и идеального «Я»), на основе мнений, которые человек слышит о себе[2].
Ю.Б. Гиппенрейтер рассматривает самооценку в системе интроспекции. Она пишет, что интроспекция – это метод психологии, основанный на «смотрении внутрь». Долгое время он был единственным методом в психологической науке, т.к. считалось, что, только заглянув в себя, человек может понять причины своих проблем. Кроме того, внутреннее состояние человека всегда является закрытым для внешнего наблюдателя, поэтому метод интроспекции служит основой для самопознания, самооценки и самосознания[3].
Р. Бернс рассматривает самооценку в структуре «Я-концепции», которая связана с самооценкой как совокупностью установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе и определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженных с их оценкой»[4].
Автор данного термина У. Джемс понимает самооценку как оценку своего положения в обществе, своего успеха или неуспеха в жизни. «Самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Впрочем, можно сказать, что нормальным возбудителем самочувствия является для человека его благоприятное или неблагоприятное положение в обществе – его успех или неуспех».
В отечественной теории Л.С. Выготского самооценка рассматривается как компонент самосознания личности в концепции деятельности и общения: «Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они развиваются в деятельности человека и его общении с другими людьми».
Исследователи советского периода (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин) в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализировали вопрос о становлении самосознания и самооценки в контексте развития личности. Данные авторы понимают самооценку как сложный и многогранный компонент самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного), являющийся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности.
А.Н. Леонтьев при этом добавляет к когнитивному компоненту эмоциональный аспект, предлагая осмыслить самооценку через категорию «чувство» как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций». Данную связь когнитивного и эмоционального компонентов формулирует И.И. Чеснокова, раскрывая самооценку как обобщенные результаты познания себя и эмоционально ценностного отношения к себе, выделяет общую самооценку как синтез и обобщение отдельных самооценок, в которой отражается понимание личностью ее сущности. «Переживания, связанные с самосознанием, обобщаются в эмоционально-ценностное отношение к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоционально-ценностное отношение к себе закрепляется в самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих мотивов»[5].
В работах И.И. Чесноковой, В.В. Столина, С.Р. Пантелеева и ряда других авторов самооценка называется центральным звеном сферы самосознания личности, выполняющим, прежде всего, регуляторные функции в поведении. Развитие этой функции исследователи обоснованно связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение[6].
Согласно Р. Азимовой, самооценка понимается как действующая динамичная система, определяющая положительную и отрицательную структуру намерений и поступков личности.
С. Куперсмит рассматривает самооценку как эмоциональный компонент Я-концепции (содержательной структуры самосознания), связанный с отношением к себе или отдельным своим качествам. И определяет ее как степень отражения у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я[7].
Таким образом, самооценка представляет собой иерархически организованное, системное образование, все элементы которого – структурные компоненты, формы, виды, показатели – развиваются в тесном взаимодействии и взаимообусловленности. На основе приведенных определений понятия самооценки можно говорить о том, что способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими.
1.2. История изучения вопроса самооценки личности: основные подходы и виды самооценки
Самооценка личности изучалась многими отечественными и зарубежными психологами. Рассмотрим основные подходы к пониманию самооценки.
По мнению многих авторов, самооценка проявляется в единстве двух ее компонентов – когнитивного и аффективного. М.И. Лисина утверждала, что когнитивная часть самооценки (как и представление о своих возможностях) возникает в основном в результате опыта индивидуальной деятельности ребенка, аффективная часть – благодаря опыту общения и взаимодействия, где происходит интроекция (ассимиляция) ребенком отношения к нему окружающих людей (хотя в общении рождаются и важные когнитивные элементы образа).
М.И. Лисина полагал, что отражение человеком отдельных качеств находится на периферии образа Я, а место его центрального, ядерного образования, называемого «общей самооценкой», занимает «целостное отношение ребенка к себе», которое имплицитно базируется на отношении близких взрослых к ребенку. В случаях, когда взрослые не выражают своего отношения к ребенку, а ограничиваются физическим уходом (как это, например, бывает в домах малютки и детских домах), ребенок не выделяет себя, а его самосознание остается неразвитым.
О.А. Белобрыкина выделяет так называемую «общую самооценку» как базовое ядро личности. Общая самооценка включает в себя устойчивую совокупность знаний о себе и частные самооценки, формирующиеся на основе выполнения определенных деятельностей личностью.
В рамках ценностной организации личности рассматривает самооценку Т. Шибутани: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка»[8].
У. Джемс выделяет самоуважение как более кратковременный аспект самооценки, связывая его с уровнем притязаний личности. «Самоуважение определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в которых числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель наши притязания»[9]. На основе этих рассуждений У. Джемс вывел формулу: «Самоуважение = Успех/Уровень притязаний».
При увеличении числителя или уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. Отказ от притязаний дает нам такое же желаемое облегчение, как и осуществление их на деле. Наше самочувствие, повторяю, зависит от нас самих. «Приравняй свои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоих»[10].
Традиционно в западной литературе выделяются пять основных подходов к пониманию глобальной самооценки (общего самоуважения, самоотношения) и ее структуры[11].
1. Самоотношение – как сумма частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции.
2. Самоотношение – как интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости. Истоки данных представлений исторически лежат во взглядах У. Джемса, который считал, что неуспех в малозначимых сферах мало влияет на общую самооценку. М. Розенберг обнаружил, что более высокая значимость приписывается индивидом именно тем аспектам, по которым он успешен. Ходж и Маккарти пришли к выводу, что интегральная самооценка частных аспектов и общее самоуважение – это разные «конструкты», за которыми надо искать различное психологическое содержание. В целом, как считают исследователи, результаты этих экспериментов заставляют усомниться в утверждении глобальной самооценки как самооценки, интегрированной из частных составляющих.