Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 623
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Понятие и сущность самооценки личности как психологической категории
1.2. История изучения вопроса самооценки личности: основные подходы и виды самооценки
1.3. Методики исследования самооценки личности
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
2. Методика исследования самоотношения, или МИС (С.Р. Пантилеев).
Между отдельными шкалами проведенных методик выявлена статистически достоверная взаимосвязь, что позволяет использовать данные методики для исследования одних и тех же или сходных психических конструктов. Обнаружена прямая взаимосвязь высокого уровня статистической значимости между зависимостью и отраженным самоотношением (r = 0,536; р≤0,01), а также самоценностью (r = 0,420; р≤0,05). Также обнаружена статистически достоверная прямая взаимосвязь общительности и самоуверенности (r = 0,361; р≤0,05), отраженного самоотношения (r = 0,405; р≤0,05) и самоценности (r = 0,404; р≤0,05).
Выводы по главе 2
1. Для реализации поставленной цели нами было проведено экспериментальное исследование самооценки личности.
В исследовании приняло участие 30 респондентов: 15 мужчин и 15 женщин в возрасте от 30 до 59 лет (средний возраст 44,06±7,98 лет). Респонденты являются сотрудниками ГБОУ Школы № 1519 г. Москвы: педагоги, специалист по безопасности, работники хозяйственной службы и др.
В исследовании применялись методика «Q-сортировка» (В. Стефенсон) и Методика исследования самоотношения, или МИС (С.Р. Пантилеев). Обе использованные диагностические методики обладают своими достоинствами и ограничениями, а именно:
- Методика «Q-сортировка» (В. Стефенсон), которая позволяет исследовать реальное «Я» респондента, а не «соответствие-несоответствие» стереотипам и результатам других людей; данная методика помогает в делении людей на более или менее однородные подгруппы для изучения мнений и убеждений. Также данная методика может использоваться с целью взаимооценки внутри группы (т.е. исследования зеркального Я), исследования отношения к себе в различных социальных ситуаций (дома, на работе и т.д.). Методика «Q-сортировка» обеспечивает меньшую нагрузку на респондентов и глубокое понимание подсознания респондента.
Методика проводит измерение самооценки личности по 6 шкалам: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы», избегание «борьбы».
- Методика исследования самоотношения, или МИС (С.Р. Пантилеев) обладает высокими показаниями валидности и ретестовой надежности, обработка результатов не занимает много времени, обследование можно проводить в групповой форме, а также в рамках консультирования, психотерапии, индивидуальной и групповой коррекции. Однако методика чувствительна к таким факторам, как влияние социальной желательности и актуальное эмоциональное или физическое состояние человека. Также применение методики затруднено в экспертной деятельности, т.к. опросник не имеет контрольных шкал (а именно шкалы лжи) и не защищен от социально желательных ответов (большинство вопросов поставлены в прямой форме)
Методика проводит измерение самоотношения (глобальной самооценки) личности по 9 шкалам: внутренняя честность (открытость), самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение (зеркальное Я), самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.
2. В результате исследования выявлены достоверные различия между женской и мужской выборками по показателям обеих диагностических методик. У мужчин преобладает принятие «борьбы» (t = 2,872; р≤0,01), а у женщин – избегание «борьбы» (t = 2,996; р≤0,01), внутренняя честность или открытость (t = 3,021; р≤0,01), саморуководство (t = 2,376; р≤0,05), отраженное самоотношение (t = 2,307; р≤0,05), самоценность (t = 2,197; р≤0,05) и самопривязанность (t = 2,058; р≤0,05). Это означает, что женщины же склонны идти на компромисс и не проявляют себя так активно в конфликтах, склонны меньше делиться личной информацией, им в большей степени присуща интернальность по сравнению с мужчинами, при этом ожидают по отношению к себе принятия и уважения, ощущают ценность собственной личности и привязаны к текущей Я-концепции, то есть они сопротивляются личностным изменениям.
Между отдельными шкалами проведенных методик выявлена статистически достоверная взаимосвязь, что позволяет использовать данные методики для исследования одних и тех же или сходных психических конструктов. Обнаружена прямая взаимосвязь высокого уровня статистической значимости между зависимостью и отраженным самоотношением (r = 0,536; р≤0,01), а также самоценностью (r = 0,420; р≤0,05). Также обнаружена статистически достоверная прямая взаимосвязь общительности и самоуверенности (r = 0,361; р≤0,05), отраженного самоотношения (r = 0,405; р≤0,05) и самоценности (r = 0,404; р≤0,05).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование было нацелено на выявление особенностей применения диагностических методик в процессе изучения самооценки личности. В качестве гипотез выступали следующие предположения:
Гипотеза 1. Методика «Q-сортировка» В. Стефенсона и «Методика исследования самоотношения» (МИС) исследуют различные параметры самооценки личности и не являются взаимозаменяемыми.
Гипотеза 2. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева обладает большим диагностическим потенциалом по параметрам валидности, надежности, скорости проведения и обработки результатов, количеством и содержанием измеряемых шкал.
В результате анализа содержания шкал, измеряемых каждой методикой, можно сказать, что данные шкалы пересекаются лишь отчасти, некоторые шкалы не пересекаются вовсе, т.е. методика «Q-сортировка» В. Стефенсона и «Методика исследования самоотношения» (МИС) исследуют различные параметры самооценки личности и не являются взаимозаменяемыми, что подтверждает первую гипотезу настоящего исследования.
Для подтверждения предположений нами проведено экспериментальное изучение самооценки при помощи данных методик у 30 сотрудников ГБОУ Школы № 1519 г. Москвы (педагогов, специалистов по безопасности, работников хозяйственной службы и др.) –: 15 мужчин и 15 женщин в возрасте от 30 до 59 лет (средний возраст 44,06±7,98 лет).
Так как исследование проводилось в дистанционном формате посредством прохождениями испытуемыми теста на сайте, точное время прохождения испытуемыми теста нам не известно, обработка тест также проводилась на сайте, поэтому она заняла минимальное количество времени (менее 1 минуты для каждой методики). Обе проведенные методики являются валидными и надежными, имеют свои достоинства и ограничения. Однако в методике исследования самоотношения С.Р. Пантилеева измеряется большее количество шкал, и содержательно они более разнообразны, так как каждая из 9 шкал описывает особенную, отличную от других характеристику самоотношения (глобальной самооценки), а методика «Q-сортировка» измеряет 3 пары противоположных друг другу по смыслу шкал.
В качестве перспективы дальнейшего изучения данной темы можно проводить сравнение других методик диагностики самооценки личности между собой, а также сравнивать их с методиками
Таким образом, методика «Q-сортировка» В. Стефенсона и «Методика исследования самоотношения» (МИС) исследуют различные параметры самооценки личности и не являются взаимозаменяемыми. Посредством методики исследования самоотношения С.Р. Пантилеева можно измерить большее количество шкал, и содержательно они более разнообразны, так как каждая из 9 шкал описывает особенную, отличную от других характеристику самоотношения (глобальной самооценки), а методика «Q-сортировка» измеряет 3 пары противоположных друг другу по смыслу шкал. Цель исследования достигнута, гипотезы исследования подтвердились.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- 1С: Школьная психодиагностика. Руководство по использованию психодиагностических методик психологами образовательных учреждений / Под ред. А.Н. Гусева. – М., 2008. – 260 с.
- Бернс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 334 с.
- Большая энциклопедия психологических тестов / Под ред. А.А. Карелина. – М: Эксмо, 2007. – 416 с.
- Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2004. – 672 с.
- Гайфуллин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфуллин // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – №1. – С. 73-76.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2015. – 352 с.
- Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2007. – 950 с.
- Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология. Учебник для вузов / Б.Д. Карвасарский, Н.Н. Володин, А.П. Бизюк. – СПб.: Питер, 2019. – 896 с.
- Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2013. – 583 с.
- Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси [Электронный ресурс]. – URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/27.html.
- Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов. – СПб: Речь, 2012. – 392 с.
- Наследов, А.Д. IBM SPSS 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных / А.Д. Наследов. – СПб: Питер, 2013. – 416 с.
- Некрасова, Т.Ю. Самооценка: современный взгляд на психологическое содержание феномена / Т.Ю. Некрасова // Вестник Государственного университета управления. – 2013. – №. 14. – С. 288-292.
- Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантилеев [Электронный ресурс]. – М.: Смысл, 1993. URL: http://psylab.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.
- Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантилеев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 100 с.
- Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с.
- Психология личности. Хрестоматия по зарубежной и отечественной психологии в 2-х томах / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2013. – 1056 с.
- Романова, Е.С. Психодиагностика / Е.С. Романова. – М.: КноРус, 2013. – 336 с.
- Рушина, М.А. Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте / М.А. Рушина, А.В. Орлова // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2015. – №4. – С. 35-40.
- Ульябаева, Г.Ш. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки / Г.Ш. Ульябаева, Д.М. Шакирова // Скиф. 2019. №5-1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-chto-eto-takoe-ponyatie-struktura-vidy-i-urovni-korrektsiya-samootsenki.
- Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2009. – 544 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Сводные данные результатов экспериментального исследования самооценки личности.
№ п/п |
Возраст |
Пол |
Q-сортировка (В. Стефенсон) |
МИС (С.Р. Пантилеев) |
|||||||||||||
З |
НЗ |
О |
НО |
П |
И |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
1 |
49 |
ж |
6 |
9 |
12 |
5 |
10 |
8 |
8 |
10 |
6 |
8 |
8 |
7 |
7 |
4 |
2 |
2 |
46 |
ж |
11 |
8 |
12 |
8 |
5 |
15 |
6 |
7 |
8 |
7 |
7 |
7 |
7 |
5 |
4 |
3 |
46 |
ж |
11 |
9 |
13 |
7 |
7 |
13 |
6 |
8 |
9 |
8 |
10 |
9 |
8 |
5 |
4 |
4 |
58 |
ж |
16 |
3 |
15 |
5 |
7 |
12 |
6 |
6 |
7 |
9 |
7 |
6 |
5 |
8 |
7 |
5 |
49 |
ж |
13 |
10 |
15 |
3 |
6 |
10 |
5 |
7 |
8 |
9 |
9 |
6 |
8 |
5 |
4 |
6 |
33 |
ж |
6 |
6 |
5 |
10 |
4 |
13 |
8 |
5 |
8 |
8 |
8 |
6 |
7 |
4 |
2 |
7 |
46 |
ж |
10 |
7 |
16 |
4 |
7 |
13 |
6 |
9 |
7 |
7 |
8 |
8 |
7 |
7 |
5 |
8 |
45 |
ж |
14 |
3 |
10 |
7 |
1 |
18 |
6 |
5 |
7 |
6 |
7 |
9 |
5 |
7 |
10 |
9 |
44 |
ж |
10 |
1 |
11 |
6 |
4 |
13 |
6 |
5 |
6 |
6 |
4 |
5 |
5 |
8 |
10 |
10 |
47 |
ж |
13 |
3 |
9 |
5 |
3 |
11 |
7 |
8 |
8 |
6 |
7 |
6 |
7 |
6 |
5 |
11 |
56 |
ж |
14 |
2 |
18 |
2 |
7 |
12 |
7 |
6 |
8 |
9 |
8 |
8 |
9 |
4 |
3 |
12 |
41 |
ж |
18 |
2 |
12 |
6 |
1 |
19 |
7 |
8 |
7 |
9 |
10 |
6 |
7 |
3 |
3 |
13 |
37 |
ж |
19 |
0 |
10 |
8 |
3 |
17 |
6 |
8 |
8 |
9 |
9 |
6 |
9 |
2 |
2 |
14 |
35 |
ж |
14 |
4 |
15 |
2 |
9 |
11 |
8 |
6 |
9 |
10 |
10 |
7 |
9 |
3 |
1 |
15 |
45 |
ж |
15 |
5 |
13 |
7 |
7 |
13 |
5 |
9 |
8 |
7 |
10 |
9 |
7 |
3 |
4 |
16 |
57 |
м |
12 |
6 |
13 |
3 |
8 |
8 |
5 |
9 |
6 |
6 |
5 |
9 |
7 |
7 |
10 |
17 |
59 |
м |
12 |
1 |
8 |
6 |
3 |
10 |
4 |
4 |
2 |
6 |
4 |
8 |
7 |
6 |
4 |
18 |
46 |
м |
7 |
4 |
10 |
6 |
7 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
7 |
4 |
4 |
6 |
19 |
36 |
м |
12 |
8 |
14 |
6 |
5 |
15 |
6 |
5 |
4 |
5 |
10 |
5 |
1 |
6 |
3 |
20 |
43 |
м |
11 |
8 |
12 |
8 |
11 |
7 |
6 |
10 |
9 |
7 |
8 |
8 |
7 |
2 |
1 |
21 |
50 |
м |
12 |
8 |
11 |
9 |
9 |
11 |
4 |
8 |
9 |
8 |
9 |
8 |
9 |
4 |
4 |
22 |
30 |
м |
9 |
9 |
8 |
11 |
9 |
10 |
5 |
5 |
7 |
6 |
5 |
8 |
7 |
6 |
6 |
23 |
47 |
м |
14 |
4 |
11 |
3 |
9 |
7 |
6 |
7 |
6 |
8 |
8 |
10 |
7 |
7 |
4 |
24 |
41 |
м |
12 |
7 |
8 |
12 |
5 |
15 |
5 |
5 |
7 |
5 |
7 |
5 |
6 |
6 |
6 |
25 |
33 |
м |
7 |
13 |
14 |
6 |
11 |
8 |
6 |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
26 |
47 |
м |
18 |
2 |
12 |
7 |
8 |
11 |
8 |
7 |
8 |
10 |
8 |
7 |
5 |
4 |
5 |
27 |
34 |
м |
13 |
7 |
10 |
10 |
9 |
11 |
6 |
7 |
6 |
6 |
7 |
7 |
5 |
7 |
6 |
28 |
30 |
м |
9 |
8 |
9 |
5 |
10 |
8 |
4 |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
5 |
10 |
10 |
29 |
43 |
м |
16 |
4 |
13 |
7 |
9 |
11 |
6 |
8 |
7 |
10 |
8 |
9 |
7 |
7 |
4 |
30 |
49 |
м |
12 |
8 |
15 |
5 |
7 |
13 |
5 |
6 |
8 |
7 |
7 |
6 |
6 |
4 |
4 |