Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 617
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Понятие и сущность самооценки личности как психологической категории
1.2. История изучения вопроса самооценки личности: основные подходы и виды самооценки
1.3. Методики исследования самооценки личности
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
2. Методика исследования самоотношения, или МИС (С.Р. Пантилеев).
4. Шкала Я-концепции Теннеси.
Название методики: «Шкала Я-концепции Теннеси».
Автор классического варианта методики: У Фиттс.
Год создания: 1965 г.
Стимульный материал методики представляет собой перечень из 100 утверждений, с которыми испытуемому предстоит выразить различную степень согласия-несогласия от «полностью согласен» до «полностью не согласен» (5-балльная шкала Лайкерта).
Показатели (критерии оценивания):
Ответы испытуемого рассчитываются по 8 основным и 2 дополнительным показателям. К основным показателям относятся самокритичность, самоудовлетворенность и поведение, «физическое Я», «моральное Я», «личностное Я», «семейное Я», «социальное Я». К дополнительным показателям относится вариабельность и распределение[20].
Шкала: неметрическая (ранговая).
Рекомендации и ограничения в применении:
Данная методика является валидизированной и надежной. Она позволяет определить глобальную самооценку (самоотношение, самоудовлетворенность) и эмоциональную окраску отношения к собственному телу, к себе как субъекту социальных отношений и др. Нормативные показатели для данной методики в найденных источниках не приводятся.
5. Шкала самоуважения М. Розенберга.
Название методики: «Шкала самоуважения».
Автор классического варианта методики: М. Розенберг.
Год создания: 1972 г.
Стимульный материал методики представляет собой 10 утверждений, с которыми испытуемому предстоит выразить различную степень согласия: «Полностью согласен» (4 б.), «согласен» (3 б.), «не согласен» (2 б.), «абсолютно не согласен (1 б.).
Шкала: неметрическая (ранговая).
Рекомендации и ограничения в применении:
Обработка производится путем суммирования прямых и обратных шкал, в результате получается единый балл – показатель самоуважения. Градация результатов выглядит следующим образом:
- 10-18 баллов – низкое самоуважение, доходящее до степени самоунижения;
- 18-22 балла – балансирование между самоуважением и самоуничижением;
- 23-34 балла – преобладание самоуважения над самоуничижением;
- 35-40 баллов – самоуважение.
Достоинством данной методики является экономичность проведения и обработки, ограничением можно назвать одномерность данной шкалы.
Все вышеперечисленные методики применяются для диагностики самооценки личности у взрослых и подростков и соответствуют требованиям, предъявляемым к измерительным методикам[21].
Опросник «Q-сортировка» В. Стефенсона и «Методика исследования самоотношения» (МИС) С.Р. Пантилеева будут описаны в следующей главе, так как они являются основным материалом данного исследования.
Таким образом, на сегодняшний день существуют различные методики диагностики самооценки личности, представленные в различных вариантах и формах и направленные на исследование самооценки у различных возрастных групп. Каждая методика имеет свои специфические особенности, достоинства и ограничения. Далее мы подробно рассмотрим две методики для изучения самооценки, которые будем более подробно рассматривать и сравнивать.
Выводы по главе 1
1. Феномен «самооценки» представляет огромный интерес как для ученых-психологов, так и для многих людей, интересующихся психологией и размышляющих о себе. Существует множество определений самооценки, однако в общем можно сказать, что самооценка – это иерархически организованное, системное образование, все элементы которого – структурные компоненты, формы, виды, показатели – развиваются в тесном взаимодействии и взаимообусловленности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими.
2. Подходы к пониманию самооценки имеют отличия, однако в целом можно сказать следующее. Самооценка включает в себя два компонента – когнитивный и аффективный. Глобальная (общая) самооценка отождествляется с термином самоотношение, подходы к пониманию которого весьма разнообразны. С.Р. Пантилеев, на теорию которого мы опираемся, выделает три структурных компонента самоотношения: самоуважение (позитивное оценочное самоотношение, аутосимпатия (позитивное эмоциональное самоотношение), самоуничижение (негативное самоотношение).
3. На сегодняшний день проблема исследования самооценки является одной из самых разработанных тем в психодиагностике. Существует огромное количество психодиагностических методик, направленных на исследование самооценки, при этом каждая методика является уникальной, имеет свои специфические особенности, достоинства и ограничения. Выбор методики для диагностики самооценки в каждом случае зависит от потребностей специалиста-психодиагноста, от запроса и особенностей личности испытуемого, от наличия необходимых условий (времени, технических средств) для проведения той или иной методики. Все вышесказанное указывает на необходимость более подробного анализа методик диагностики самооценки личности. В данной главе нами рассмотрены особенности таких методик, как методика исследования самооценки личности С.А. Будасси, методика «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой, визуальная шкала самооценки по Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн, шкала Я-концепции Теннеси, шкала самоуважения М. Розенберга. В дальнейшем нами будут подробно рассмотрены «Методика исследования самоотношения» (МИС) С.Р. Пантилеева и опросник «Q-сортировка» В. Стефенсона.
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
2.1. Программа исследования
Для реализации поставленной цели нами было проведено экспериментальное исследование самооценки личности.
В качестве гипотез исследования можно предположить следующее:
Гипотеза 1. Методика «Q-сортировка» В. Стефенсона и «Методика исследования самоотношения» (МИС) исследуют различные параметры самооценки личности и не являются взаимозаменяемыми.
Гипотеза 2. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева обладает большим диагностическим потенциалом по параметрам валидности, надежности, скорости проведения и обработки результатов, количеством и содержанием измеряемых шкал.
В исследовании приняло участие 30 респондентов: 15 мужчин и 15 женщин в возрасте от 30 до 59 лет (средний возраст 44,06±7,98 лет). Респонденты являются сотрудниками ГБОУ Школы № 1519 г. Москвы: педагоги, специалист по безопасности, работники хозяйственной службы и др.
В исследовании применялись следующие диагностические методики:
1. Методика «Q-сортировка» (В. Стефенсон).
Цель: изучение представлений человека о себе.
Автор классического варианта методики: В. Стефенсон.
История создания: Методика «Q-сортировка» (Q-sort Technique) разработана на основе ранее предложенного принципа «Q-классификации»: испытуемому предлагается набор карточек с различными утверждениями и свойствами личности, которые необходимо распределить по группам от наиболее характерных до наименее характерных для него[22]. В калифорнийской Q-серии (California Q-set), которая содержит утверждения с самыми типичными чувствами по отношению к себе, Блок (Block, 1961) описывает детали использования Q-сортировки в различных ситуациях. Данная серия допускает использование количественных оценок.
Год создания: 1958 г.
Для русскоязычной выборки методика была адаптирована в НИМНИ им. В.М. Бехтерева.
Стимульный материал методики представляет собой 60 утверждений, с которыми испытуемому предстоит выразить согласие или несогласие, в исключительных случаях разрешается ответить «Не знаю»..
Показатели (критерии оценивания):
Обработка производится путем суммирования баллов в соответствии с ключом по 6 шкалам:
- Зависимость (склонность принимать групповые нормы и ценности, подчинение лидеру, нерешительность в общении);
- Независимость (склонность не принимать групповые нормы и ценности, непокорность, упорство, самостоятельность, уверенность в правильности собственного поведения);
- Общительность (склонность к установлению эмоциональных связей с людьми, жизнерадостность, оптимизм);
- Необщительность (нелюдимость, молчаливость, безразличие и безучастность к делам и проблемам группы, пассивность, инертность);
- Принятие «борьбы» (склонность к активному участию в делах группы, упорство в достижении цели, настойчивость, целеустремленность, работоспособность);
- Избегание «борьбы» (избегание взаимодействия, стремление занимать «нейтральную» позицию в конфликтах, принимать компромиссные решения, зависимость, нерешительность, безынициативность).
Шкала: метрическая (интервальная).
Рекомендации и ограничения в применении:
Достоинством теста «Q-сортировка» является то, что при работе с ней тестируемый проявляет свою индивидуальность, т.е. реальное «Я», а не «соответствие-несоответствие» стереотипам и результатам других людей.
Метод может использоваться для условного деления группы лиц на более или менее однородные подгруппы или типы с целью изучения мнений и убеждений, методика полезна в определении групп думающих сходным образом людей.
Возможно использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.
Предполагается возможным вариант выполнения задания с установкой в инструкции: по отношению к себе; по отношению к другим людям; с дифференциацией различных социальных ситуаций (дома, на работе и т.д.).
Используется как в клинических условиях для оценки прогресса пациента с течением времени (внутригрупповое сравнение), так и в исследовательских условиях для изучения того, как люди думают о какой-либо теме (межгрупповое сравнение).
Результаты показывают, что методика Q-сортировки может обеспечить преимущества в сборе данных (меньшая нагрузка на респондента), анализе данных (более глубокое понимание подсознания респондента) и результатах (лучшее «владение» респондентом организационными проблемами и решениями).
2. Методика исследования самоотношения, или МИС (С.Р. Пантилеев).
Цель: выявление структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения.
Автор классического варианта методики: С.Р. Пантилеев.
История создания: В начале составления в МИС входило 172 утверждения. 60 пунктов, были заимствованы из Опросника самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева К этим пунктам было добавлено около 20 утверждений из других опросников. Остальные пункты были сформулированы научным коллективом С.Р. Пантилеева. После экспертной оценки профессиональными психологами, количество утверждений сократили до 150. В ходе дальнейшего эмпирического исследования из опросника удалили ещё 40 утверждений.
Год создания: 1989 г.
Стимульный материал методики представляет собой 110 утверждений, с которыми испытуемому предстоит выразить согласие или несогласие.
Показатели (критерии оценивания):
Обработка производится путем подсчета положительных и отрицательных ответов в соответствии с ключом по 9 шкалам:
- Внутренняя честность (открытость). Выраженность данной шкалы определяет направленность человека либо на свои принципы, желания, глубокое понимание себя, либо на общепринятые нормы, то есть стремление к социальному одобрению и проявлению конформности.
- Самоуверенность. Выявляет самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать.
- Саморуководство. Отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного «Я», либо внешних обстоятельств.
- Отраженное самоотношение (зеркальное Я). Характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию. Отражает субъективное восприятие сложившихся отношений.
- Самоценность. Передает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного «Я» для других.
- Самопринятие. Позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости.
- Самопривязанность. Выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию.
- Внутренняя конфликтность. Определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденций к самокопанию и рефлексии.