Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 608
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Понятие и сущность самооценки личности как психологической категории
1.2. История изучения вопроса самооценки личности: основные подходы и виды самооценки
1.3. Методики исследования самооценки личности
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
2. Методика исследования самоотношения, или МИС (С.Р. Пантилеев).
- Самообвинение. Характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего «Я».
Сырые баллы переводятся в стены при помощи специальной таблицы.
Шкала: метрическая (интервальная).
Рекомендации и ограничения в применении:
Опросник исследования самоотношения С.Р. Пантилеева обладает высокими показаниями валидности и ретестовой надежности. На обработку не требуется много времени.
На правильный результат влияет:
- необходимость осознания человеком своего отношения к себе;
- влияние социальной желательности;
- актуальное эмоциональное или физическое состояние человека.
Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек.
Используется в таких практических сферах психологии, как консультирование, психотерапия, а также индивидуальная и групповая коррекция, так как они имеют наиболее тесное отношение к воздействию на самооценку клиента или пациента.
В экспертной деятельности применение затруднено (без дополнительной доработки опросника невозможно), поскольку опросник не имеет контрольных шкал (а именно шкалы лжи) и не защищен от социально желательных ответов (большинство вопросов поставлены в прямой форме)[23].
Приведем сравнительную таблицу применяемых нами методик диагностики самооценки личности (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Сравнение методик диагностики самооценки личности
Параметр сравнения |
Методика «Q-сортировка» (В. Стефенсон) |
Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантилеев) |
Тип методики |
Метод, основанный на самоотчете и самооценке |
Метод, основанный на самоотчете и самооценке |
Валидность, надежность |
Валидна, надежна |
Валидна, надежна |
Особенности проведения и обработки |
Простота, доступность компьютерной обработке |
Простота, доступность компьютерной обработке |
Форма проведения |
Возможность протестировать большое количество испытуемых, группового или дистанционного тестирования |
Возможность протестировать большое количество испытуемых, группового или дистанционного тестирования |
Объективность |
Невысокая, т.к. на достоверность самоотчета может повлиять феномен социальной желательности, актуальное состояние испытуемого или неверное понимание вопроса |
Невысокая, т.к. на достоверность самоотчета может повлиять феномен социальной желательности, актуальное состояние испытуемого или неверное понимание вопроса |
Наличие контрольных шкал |
Отсутствуют |
Отсутствуют |
Возможность применения в экспертной практике |
Отсутствует |
Отсутствует |
Количество измеряемых параметров самооценки |
6 |
9 |
Таким образом, применяемые нами методики обладают схожими достоинствами и недостатками, и отличаются в большей степени по содержанию вопросов и измеряемых шкал. Также в методике «Q-сортировка» В. Стефенсона шкалы являются парными, то есть две соседние шкалы противоположны друг другу, что по сути позволяет сказать, что данная методика измеряет 3 континуума между парными параметрами.
В связи с текущей мировой обстановкой опрос проводился в дистанционном формате посредством прохождениями испытуемыми теста по следующим ссылкам:
- Методика «Q-сортировка» (В. Стефенсон): https://psytests.org/interpersonal/qsorting.html;
- Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантилеев): https://psytests.org/personal/mis.html.
В качестве методов количественной и качественной обработки данных применялись следующие методы:
1. Первичная обработка данных (подсчет среднего арифметического, медианы, моды, стандартного отклонения);
2. Статистическая обработка данных:
- Параметрический критерий t-Стьюдента для независимых выборок, равных по численности. Метод позволяет проверить гипотезу о том, что средние значения метрической переменной, измеренной на двух независимых выборках, отличаются друг от друга[24].
- Коэффициент корреляции r-Пирсона. Метод позволяет проверить гипотезу о взаимосвязи двух метрических переменных, измеренных на одной и той же выборке[25].
Обработка данных производилась с помощью стандартного пакета программ Microsoft Office Excel 2007 и IBM SPSS STATISTICS 20[26]. Статистически достоверными принимались результаты при уровне значимости p≤0,05.
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
Для реализации поставленной цели нами было проведено экспериментальное исследование самооценки личности. Сводные данные результатов исследования самооценки личности у испытуемых представлены в виде таблицы (см. Приложение 1).
Для начала следует определить особенности всех респондентов вместе (см. Таблицу 1) и исследуемых выборок по отдельности (см. Таблицу 2), а именно определить меры центральной тенденции: среднее арифметическое (М), моду (Мо), медиану (Ме) и стандартное отклонение (σ).
Таблица 1. Первичные описательные статистики
результатов диагностики самооценки у всех респондентов
Методика |
Шкалы методик |
Показатели всех респондентов |
|||
М |
Мо |
Ме |
σ |
||
Q-сортировка |
Зависимость |
12,20 |
12 |
12 |
3,377 |
Независимость |
5,63 |
8 |
6 |
3,178 |
|
Общительность |
11,80 |
12 |
12 |
2,833 |
|
Необщительность |
6,30 |
6 |
6 |
2,521 |
|
Принятие «борьбы» |
6,70 |
7 |
7 |
2,781 |
|
Избегание «борьбы» |
11,63 |
11; 13 |
11 |
3,253 |
|
МИС |
Внутренняя честность |
5,90 |
6 |
6 |
1,185 |
Самоуверенность |
6,70 |
5; 7,5 |
7 |
1,896 |
|
Саморуководство |
6,83 |
8 |
7 |
1,931 |
|
Отраженное самоотношение |
7,10 |
6 |
7 |
1,971 |
|
Самоценность |
7,33 |
7,5 |
8 |
2,139 |
|
Самопринятие |
7,13 |
6,5 |
7 |
1,408 |
|
Самопривязанность |
6,53 |
7 |
7 |
1,697 |
|
Внутренняя конфликтность |
5,33 |
4 |
5,5 |
1,918 |
|
Самообвинение |
4,83 |
4 |
4 |
2,547 |
Рассмотрим распределение исследуемых по уровням выраженности измеренных показателей. В методике «Q-сортировка» В. Стефенсона стандартизованное распределение баллам на низкие, средние и высокие, поэтому приведем данные по Методике исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (см. Рисунки 1-5). Средними результатами считается 3-7 стена по шкале.
Рисунок 1. Распределение исследуемых по уровням выраженности внутренней честности и самоуверенности.
Рисунок 2. Распределение исследуемых по уровням выраженности саморуководства и отраженного самоотношения.
Рисунок 3. Распределение исследуемых по уровням выраженности самоценности и самопринятия.
Рисунок 4. Распределение исследуемых по уровням выраженности самопривязанности и внутренней конфликтности.
Рисунок 5. Распределение исследуемых по уровням выраженности самообвинения.
Таблица 2. Первичные описательные статистики
результатов диагностики самооценки у исследуемых выборок
Методика |
Шкалы методик |
Показатели женской выборки |
Показатели мужской выборки |
||||||
М |
Мо |
Ме |
σ |
М |
Мо |
Ме |
σ |
||
Q-сортировка |
Зависимость |
12,66 |
14 |
13 |
3,773 |
11,73 |
12 |
12 |
2,987 |
Независимость |
4,80 |
3 |
4 |
3,189 |
6,46 |
8 |
7 |
3,044 |
|
Общительность |
12,40 |
12; 15 |
12 |
3,225 |
11,20 |
8 |
11 |
2,336 |
|
Необщительность |
5,66 |
5; 7 |
6 |
2,289 |
6,93 |
6 |
6 |
2,658 |
|
Принятие «борьбы» |
5,40 |
7 |
6 |
2,694 |
8,00 |
9 |
9 |
2,268 |
|
Избегание «борьбы» |
13,2 |
13 |
13 |
2,981 |
10,06 |
11 |
10 |
2,789 |
|
МИС |
Внутренняя честность |
6,46 |
6 |
6 |
0,990 |
5,33 |
6 |
5 |
1,113 |
Самоуверенность |
7,13 |
8 |
7 |
1,598 |
6,26 |
7 |
7 |
2,120 |
|
Саморуководство |
7,60 |
8 |
8 |
0,910 |
6,06 |
7 |
7 |
2,374 |
|
Отраженное самоотношение |
7,86 |
9 |
8 |
1,302 |
6,33 |
6 |
6 |
2,257 |
|
Самоценность |
8,13 |
7,5; 10 |
8 |
1,642 |
6,53 |
7,5 |
7 |
2,326 |
|
Самопринятие |
7,00 |
6 |
7 |
1,309 |
7,26 |
7,5 |
7 |
1,534 |
|
Самопривязанность |
7,13 |
7 |
7 |
1,356 |
5,93 |
7 |
6 |
1,831 |
|
Внутренняя конфликтность |
4,93 |
4 |
5 |
1,907 |
5,73 |
6 |
6 |
1,907 |
|
Самообвинение |
4,40 |
4 |
4 |
2,720 |
5,26 |
5 |
5 |
2,374 |
Согласно рисункам 1-5, в исследуемой выборке преобладают испытуемые со средним уровнем выраженности результатов по всем шкалам Методики исследования самоотношения С.Р. Пантилеева, за исключением шкалы «Самоценость» – у 54% исследуемых (16 человек) высокий уровень заинтересованности в собственном Я, любовь к себе. Также по шкалам практически у половины респондентов отмечается высокий уровень выраженности следующих показателей самоотношения: «Самоцверенность» – 37% (11 человек), «Саморуководство» – 43% (13 человек), «Отраженное самоотношение» – 43% (13 человек), «Самопринятие» – 40% (12 человек), что свидетельствует о преобладании позитивного самоотношения у сотрудников школы.
Приведем результаты сравнения исследуемых выборок (см. Таблицу 3).
Таблица 3. Результаты сравнительного анализа самооценки
у женской (ж) и мужской (м) выборок
Мето-дика |
Шкала |
Мж |
Мм |
Сравнение средних |
Критерий Стьюдента |
Уровень значимости |
Q-сортировка |
Зависимость |
12,66 |
11,73 |
Мж=Мм |
0,752 |
р>0,1 |
Независимость |
4,80 |
6,46 |
Мж=Мм |
1,467 |
р>0,1 |
|
Общительность |
12,40 |
11,20 |
Мж=Мм |
1,171 |
р>0,1 |
|
Необщительность |
5,66 |
6,93 |
Мж=Мм |
1,165 |
р>0,1 |
|
Принятие «борьбы» |
5,40 |
8,00 |
Мж˂Мм |
2,872 |
р≤0,01 |
|
Избегание «борьбы» |
13,2 |
10,06 |
Мж>Мм |
2,996 |
р≤0,01 |
|
МИС |
Внутренняя честность |
6,46 |
5,33 |
Мж>Мм |
3,021 |
р≤0,01 |
Самоуверенность |
7,13 |
6,26 |
Мж=Мм |
0,708 |
р>0,1 |
|
Саморуководство |
7,60 |
6,06 |
Мж>Мм |
2,376 |
р≤0,05 |
|
Отраженное самоотношение |
7,86 |
6,33 |
Мж>Мм |
2,307 |
р≤0,05 |
|
Самоценность |
8,13 |
6,53 |
Мж>Мм |
2,197 |
р≤0,05 |
|
Самопринятие |
7,00 |
7,26 |
Мж=Мм |
0,510 |
р>0,1 |
|
Самопривязанность |
7,13 |
5,93 |
Мж>Мм |
2,058 |
р≤0,05 |
|
Внутренняя конфликтность |
4,93 |
5,73 |
Мж=Мм |
1,156 |
р>0,1 |
|
Самообвинение |
4,40 |
5,26 |
Мж=Мм |
0,927 |
р>0,1 |
В результате исследования выявлены различия между субгруппами женщин и мужчин по следующим показателям:
- по методике «Q-сортировка» мужчины более склонны к принятию «борьбы» (t = 2,872; р≤0,01), а женщины – к избеганию «борьбы» (t = 2,996; р≤0,01). Это означает, что мужчины склонны активно участвовать в жизни группы и происходящих конфликтах, отстаивать свое мнение и статус. Женщины же склонны идти на компромисс и не проявляют себя так активно в конфликтах и групповом взаимодействии в целом;
- по методике исследования самоотношения в субгруппе женщин выявлены более высокие показатели внутренней честности или открытости (t = 3,021; р≤0,01), саморуководства (t = 2,376; р≤0,05), отраженного самоотношения (t = 2,307; р≤0,05), самоценности (t = 2,197; р≤0,05) и самопривязанности (t = 2,058; р≤0,05). Это свидетельствует о том, что женщины склонны меньше делиться личной информацией, им в большей степени присуща интернальность по сравнению с мужчинами, при этом ожидают по отношению к себе принятия и уважения, ощущают ценность собственной личности и привязаны к текущей Я-концепции, то есть они сопротивляются личностным изменениям.
Также нами был проведен подсчет взаимосвязей исследуемых шкал для обеих выборок сразу. Результаты подсчета представлены в виде корреляционной матрицы (см. Приложение 2). Данная матрица показала, что существует множество взаимосвязей шкал внутри обеих методик. Нас же интересуют взаимосвязи шкал двух этих методик между собой:
1. Обнаружена прямая взаимосвязь высокого уровня статистической значимости между зависимостью и отраженным самоотношением (r = 0,536; р≤0,01) и достоверная взаимосвязь зависимости и самоценностью (r = 0,420; р≤0,05). Это означает, что люди, принимающие групповые стандарты и ценности, заинтересованы в собственном Я и ожидают от других уважения, одобрения, принятия и понимания. То есть для них необходимость быть включенными в группу означает высокую степень принятия групповых норм, и наоборот, поддержание групповых норм и ценностей должно вызывать одобрение со стороны общества.
2. Также обнаружена статистически достоверная прямая взаимосвязь общительности и самоуверенности (r = 0,361; р≤0,05), отраженного самоотношения (r = 0,405; р≤0,05) и самоценности (r = 0,404; р≤0,05). Это свидетельствует о том, что общительные люди, склонные образовывать эмоциональные связи, уверены в себе, заинтересованы в собственном Я и ожидают от других уважения, одобрения, принятия и понимания.
Таким образом, в результате исследования выявлены достоверные различия между женской и мужской выборками по показателям обеих диагностических методик. У мужчин преобладает принятие «борьбы» (t = 2,872; р≤0,01), а у женщин – избегание «борьбы» (t = 2,996; р≤0,01), внутренняя честность или открытость (t = 3,021; р≤0,01), саморуководство (t = 2,376; р≤0,05), отраженное самоотношение (t = 2,307; р≤0,05), самоценность (t = 2,197; р≤0,05) и самопривязанность (t = 2,058; р≤0,05). Это означает, что женщины же склонны идти на компромисс и не проявляют себя так активно в конфликтах, склонны меньше делиться личной информацией, им в большей степени присуща интернальность по сравнению с мужчинами, при этом ожидают по отношению к себе принятия и уважения, ощущают ценность собственной личности и привязаны к текущей Я-концепции, то есть они сопротивляются личностным изменениям.