Файл: Субъекты коммерческой деятельности в торговле (ООО «Пятёрочка»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования коммерческой деятельности в торговле
1.1 Сущность, виды, принципы и функции коммерческой деятельности
1.2. Субъекты коммерческой деятельности в торговле
1.3 Объекты коммерческой деятельности в торговле
Глава 2. Анализ и совершенствование организации коммерческой деятельности на примере ООО «Пятёрочка»
2.1 Краткая характеристика ООО «Пятёрочка»
2.2 Анализ коммерческой деятельности ООО «Пятерочка»
2.3 Предложения по усовершенствованию коммерческой деятельности ООО «Пятёрочка»
Субъекты торговой деятельности могут быть классифицированы по различным основаниям, в частности: по природе происхождения собственности на имеющееся имущество – на публичные и частные субъекты; по природе происхождения капитала – на национальных, совместных и иностранных. Также одним из оснований для разделения субъектов торговли является осуществление ими деятельности в различных сферах хозяйствования – промышленности, транспорте, спорте, строительстве, сельском хозяйстве и т.д.
Систематизировать виды субъектов торговой деятельности можно по классификации по предметам торговли:
1) универсальные субъекты коммерческого права, которые без ограничений могут осуществлять любую коммерческую деятельность;
2) ориентированные субъекты коммерческого права, которые имеют дело непосредственно с определенным видом товара или осуществляют узконаправленную деятельность (например, предприятия-заготовители сельскохозяйственной продукции, бензохранилища, транспортные организации, страховщики и другие);
3) специализированные субъекты коммерческого права, для осуществления деятельности которых необходимо специальное разрешение (например, лицензирование). Это лица, осуществляющие торговлю лекарственными и наркотическими препаратами, оружием, ядохимикатами, и иные. Также государственные и муниципальные образования, выступающие в коммерческом обороте с контрольными и надзорными функциями
Таким образом, в качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные право ее совершения. К субъектам рынка, воздействующим на коммерческую деятельность, относятся: предприятия, посредники, потребители, организации, к которым можно отнести: товаропроизводители – поставщики продукции, посредники, кредиторы (банки), контрольно-инспекционные учреждения, аудиторские службы, страховые агентства и т.д. С развитием рыночных отношений эти компоненты будут подвергаться количественным и качественным изменениям, внося тем самым адекватные изменения в коммерческую деятельность.
1.3 Объекты коммерческой деятельности в торговле
Объектами коммерческих операций как управленческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги. Рассмотрим их подробнее.
Товар представляет собой продукт труда, удовлетворяющий какие-либо потребности покупателя, предназначенный для обмена в форме купли-продажи. Таким образом, к товару относится любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
Товары могут подразделять на товары:
- повседневного спроса – потребляются либо сразу, либо рассчитаны на определенное количество использований;
- предварительного выбора – товары однородного признака, в процессе потребления потребителем сравнивается между собой по параметрам, по надежности, по цене, по внешнему оформлению и т. д.;
- особого спроса – присущи характерные или уникальные свойства, ради которых потребитель готов затратить дополнительные средства;
- пассивного спроса – о покупке этих товаров потребитель не задумывается, отличаются случайной потребностью.
Основными элементами рыночного механизма является спрос, предложение, цена. Потребность в товарах на рынке выступает в форме спроса, размер которого определяется ценами на товар и платежеспособностью покупателей. Соотношение между спросом и предложением на товар, с одной стороны, зависит от динамики рыночных цен, а с другой стороны – оказывает непосредственное воздействие на формирование цены.
Одна из важнейших задач рынка товаров – обеспечение условий, при которых достигается равновесие между спросом и предложением. По признаку спроса и предложения товара различают рынок продавца и рынок покупателя. Выпуск и реализация продукции повышенного качества адекватно отражают социально-экономические интересы как производителя, так и торговли. От качества продукции во многом зависят конкурентные возможности торгового предприятия, его товарная и ценовая политика, успех в коммерческом деле и размеры прибыли.
Говоря об услугах, Ф. Котлер дает следующее определение: «Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде».
Услуга — результат деятельности субъекта коммерческих отношений, направленная на оказание помощи покупателям при совершении покупки, доставке товаров и в процессе использования, с целью удовлетворения потребностей покупателей и повышения конкурентоспособности и коммерческого результата.
Классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого явления, выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику, причем сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с материальным производством:
во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг;
во-вторых, услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров;
в-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.
Наука дифференцирует услуги, оказываемые на коммерческой основе, на 10 групп, включающих:
- услуги по предоставлению жилья;
- обслуживание семей (ремонт жилища, уход за ландшафтом, уборка жилых помещений и др.);
- отдых и развлечения;
- индивидуальное санитарно-гигиеническое обслуживание (стирка, сухая чистка, косметические услуги и др.);
- медицинские и другие услуги здравоохранения;
- частное образование;
- услуги в области бизнеса и другие профессиональные услуги (правовые, бухгалтерские, консультационные и др.);
- страховые и финансовые услуги;
- транспортные услуги;
- услуги в области коммуникаций.
Существует еще одна схема классификации услуг, выделяющая три принципиальные группы:
- услуги, связанные с физическими товарами, которыми клиент владеет и которые использует, но не на правах собственника;
- услуги, связанные с физическими товарами, являющимися собственностью клиента;
- услуги, не связанные с физическими товарами.
К основным особенностям сферы услуг можно отнести: высокая степень неопределенности услуг ставит покупателя в невыгодное положение, т. е. часто предоставление услуг требует особых, специальных знаний и мастерства, которые покупателю трудно оценить; невозможность сравнения двух конкурирующих предложений из-за совместного процесса производства и потребления услуги.
Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики. Вместе с тем рынок услуг имеет ряд специфических особенностей, обуславливающих особый подход к предпринимательской деятельности.
Активное насыщение рынка товарами и услугами, их многообразие и усиление требований потребителей к ним определяют необходимость совершенствования коммерческой работы.
Управление товаром как объектом коммерческих правоотношений предполагает систематизацию сведений о нем и использование этой информации при принятии стратегических и тактических решений.
Услуги весьма разнообразны и сложны как объект правоотношений в коммерческой деятельности. Требования к ним со стороны потребителей систематически растут, они становятся важной составляющей конкурентоспособности товара на рынке. Часто товар только вместе с услугой и всей атрибутикой (упаковкой, маркировкой, дизайном, формой и др.) может обеспечить решение проблем потребителя, быть конкурентоспособным.
К объектам коммерческой деятельности в торговле (товарам и услугам) предъявляются определенные требования, часть из которых определена международными, национальными стандартами, действующими законодательными и нормативными актами. Другая часть требований, и что особенно важно в условиях возрастающей конкуренции, предъявляется рынком, потребителями. Базисом коммерческой деятельности служат капитал, материально-техническая база и информационно-компьютерные средства, формирующие банк данных для принятия управленческих решений.
Таким образом, к объектам коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги. Товары – неотъемлемый продукт рынка, обладающий потребительской стоимостью, форма обмена – деньги. Под услугами понимают обслуживание и доведение товара до потребителя.
Глава 2. Анализ и совершенствование организации коммерческой деятельности на примере ООО «Пятёрочка»
2.1 Краткая характеристика ООО «Пятёрочка»
Торговая сеть Пятёрочка была основана в 1998 году. Её основателями считаются первый и ныне действующий долларовый, миллионер России- предприниматель Андрей Владимирович Рогачев и предприниматель Александр Владимирович Гидра. ООО «Пятёрочка» присутствует на рынке более 20 лет. Первый магазин Пятёрочка был открыт в 1999 году в г. Санкт-Петербург. К январю 2000г. насчитывается уже 17 магазинов. В течение 2000 года в 3 раза увеличила годовой оборот и стала победителем общенационального рейтинга «Топ-200 российской розничной торговли». По итогам 2001 года оборот «Пятерочки» составил $212 млн., а количество покупателей превысило 100 миллионов. В 2002г. принято решение запустить развитие франчайзинговой сети, что даёт ещё больший толчок развитию Пятёрочки к 2004г.
Рис.1 - Количество магазинов «Пятёрочка» формат «у дома» с 2014-2018гг.
По итогам работы 2004 г. один из самых авторитетных профессиональных журналов о рознице - «RETAIL WORLD» поставил российскую сеть «Пятерочка» на 8 место в мире среди наиболее перспективных компаний.
В мае 2005г. «Пятерочка» успешно разместила акции на Лондонской Фондовой бирже и привлекла около $600млн., которые направлены на дальнейшее развитие сети. Консолидированный оборот Компании за 2005г. Составил $2,084млрд. - это лучший показатель среди продуктовых ритейлеров России. В 2005г. Компания совершила первые поглощения: была приобретена сеть «Копейка» в Санкт-Петербурге. Объединение сетей «Пятерочка» и «Перекресток» в мае 2006 года привело к созданию компании X5 Retail Group - абсолютного лидера отрасли по объему продаж. X5 Retail Group N.V. - компания №1 на рынке розничной торговли России с объемом продаж более 10 млрд.долл. В 2009г. торговая сеть «Пятёрочка» объявлена маркой №1 в России. За 20 лет своего существования торговая сеть переросла в одну из крупнейших сетей на просторах России с чистой розничной выручкой 1.000.863 млн.руб. В октябре 2018 года Х5 открыла магазин-лабораторию для тестирования возможности внедрения новых технологий. В магазине в «полевых условиях» тестируют технологии электронных ценников, умные полки, цифровые информационные панели, сценарии самостоятельного сканирования и оплаты покупок и другие технологии умного магазина. В ноябре 2018 года в торговой сети завершён проект по (RL) — система автоматически подбирает наиболее актуальные для покупателей предложения на основе обезличенных данных о прошедших акциях, при этом маржинальность отдельных предложений была вдвое выше среднего показателя до автоматизации. «Пятерочка» продолжает работать над увеличением своей ассортиментной базы. На данный момент в сети «Пятерочка» представлено около 5300 наименований. «Пятерочка» осуществляет различные промо-акции и программы лояльности в рамках поддержки малообеспеченных слоев населения. Например, во всех «Пятёрочках» благодаря программе «Счастливые часы» действует 5%-ная скидка для пенсионеров и держателей социальных карт, а в рамках разнообразных ежедневных, праздничных и сезонных промо-акций скидки на различные товары могут достигать 50%. В рамках действующей в каждом магазине программы «За качество отвечаю!» магазин не только вернет деньги за приобретенный товар, но и предложит в подарок такой же свежий товар надлежащего качества.